Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Допущено Учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентовСтр 1 из 72Следующая ⇒
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Учебное пособие
Допущено Учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям 030500.04 Профессиональное обучение (дизайн) и 030500.18 Профессиональное обучение (экономика и управление)
Екатеринбург 2004
УДК 5(075.8) ББК Бя 73-1 С 45
Скрябин Д А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед, ун-та, 2004. 104 с. ISBN 5-8050-0167-5
В учебном пособии освещаются важнейшие концепции современного естествознания, имеющие важное значение для формирования научного мировоззрения и общей культуры студентов. Пособие подготовлено в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Предназначено для студентов гуманитарных специальностей вузов, а также может быть полезно для широкого круга читателей, интересующихся формированием современной научной картины мира.
Научный редактор д-р физ.-мат. наук, проф. А. С. Борухович
Рецензенты: д-р физ.-мат. наук, проф. П. С. Попель (Уральский государственный педагогический университет); д-р физ.-мат. наук, проф. Г. К. Смолин (Российский государственный профессионально-педагогический университет) ISBN 5-8050-0167-5 © Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2004 © Скрябин Д. А., 2004 Оглавление
Введение Научное естествознание, будучи сложнейшей совокупностью наук о природе, является одним из важнейших достижений человечества. Выработанные в процессе длительной эволюции способы, методы и приемы познания позволяют овладеть современной естественнонаучной картиной мира, синтезировать в единое целое так называемые гуманитарную и естественнонаучную культуры. Усвоение, даже в общем виде, основных принципов и методов исследования, применяемых в современном естествознании, дает возможность формировать у будущих специалистов естественнонаучный способ мышления, целостное мировоззрение, что поможет им лучше овладеть профессией. Многие исследования в области современного естествознания приобретают значение общенаучных и широко применяются в общественных и гуманитарных отраслях знания. Основы универсального эволюционизма, системного метода, синергетики, антропогенного и других принципов исследования способствуют более эффективному их изучению. Картина мира, рисуемая современным естествознанием, необыкновенно сложна и проста одновременно. Сложна, так как включает в себя не согласующиеся со здравым смыслом классических научных представлений идеи корпускулярно-волнового дуализма квантовых объектов, внутренней структуры вакуума, виртуальных частиц и др. В то же время эта картина проста по ведущим построениям и организации современного научного знания (системность, глобальный эволюционизм, самоорганизация, историчность). Так, эффект системности обнаруживается в появлении у целостной системы новых свойств, возникающих в результате взаимодействия ее элементов (атомы водорода и кислорода после объединения образуют молекулы воды с совершенно иными свойствами). Другой важной характеристикой системной организации является иерархичность, субординация -последовательное включение систем нижних уровней в системы все более высоких уровней. Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: каждый элемент любой системы связан со всеми элементами всех возможных систем (например, человек- биосфера- планета Земля - Солнечная система - галактика и т. д.). Именно такой единый характер демонстрирует нам окружающий мир. В связи с этим особую актуальность приобретает старая философская проблема соотношения части и целого. Стр. 5
Попытки понять целое путем сведения его к анализу частей оказываются несостоятельными, так как игнорируется синтез, который играет решающую роль в возникновении системы. Свойства любого сложного вещества отличаются от свойств составляющих его простых веществ или элементов. Таким образом, всякая система характеризуется особыми целостными, интегральными свойствами, которых нет у ее компонентов. Наиболее актуальными эти вопросы становятся при рассмотрении социальных систем (социумов), очень важную роль играет и внутренний (духовный) мир человека. Понимание места и роли человека в целостном процессе развития общества, влияния общества на разных уровнях своей иерархии на формирование самого человека, учет особенностей всех взаимосвязей, использование современных научных методов позволят молодым специалистам правильно и продуктивно применять свои знания при решении профессиональных задач. Поскольку современное естествознание, как и любая другая наука, носит плюралистический характер, постольку искать абсолютные истины и применять категорические суждения в науке - дело и бесполезное, и вредное. Естествознание стремится отразить объективные особенности развивающегося мира, незавершенность и открытость процесса решения проблем современности. Стр. 6 Date: 2015-09-24; view: 390; Нарушение авторских прав |