Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Допущено Учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов





КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

 

Учебное пособие

 

Допущено Учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям 030500.04 Профессиональное обучение (дизайн) и 030500.18 Профессиональное обучение (экономика и управление)

 

Екатеринбург 2004

 

УДК 5(075.8)

ББК Бя 73-1

С 45

 

Скрябин Д А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед, ун-та, 2004. 104 с.

ISBN 5-8050-0167-5

 

В учебном пособии освещаются важнейшие концепции современного естествознания, имеющие важное значение для формирования научного мировоззрения и общей культуры студентов. Пособие подготовлено в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования.

Предназначено для студентов гуманитарных специальностей вузов, а также может быть полезно для широкого круга читателей, интересующихся формированием современной научной картины мира.

 

Научный редактор д-р физ.-мат. наук, проф. А. С. Борухович

 

Рецензенты: д-р физ.-мат. наук, проф. П. С. Попель (Уральский государственный педагогический университет); д-р физ.-мат. наук, проф. Г. К. Смолин (Российский государственный профессионально-педагогический университет)

ISBN 5-8050-0167-5 © Российский государственный

профессионально-педагогический университет, 2004

© Скрябин Д. А., 2004

Оглавление

Введение...............................................................................................................  
1. 1.1.   1.2. 1.3. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.3.1. 3.3.2. 4. 4.1. 4.1.1. 4.1.2. 4.1.3. 4.1.4. 4.2. 5. 5.1. 5.2.   5.3. 5.3.1. 5.3.2. 5.3.3. 5.3.4. 5.3.5. 5.3.6. 5.4. 6. 6.1. 6.1.1. 6.1.2. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. Естественнонаучная и гуманитарная культуры…......................... Единство и взаимосвязь естественнонаучных и гуманитарных наук (культур)................................................................................................... Основные характерные черты естествознания..................................... Структуры естественнонаучного познания........................................... Этапы развития естественнонаучной картины мира.................... Картина мира античных философов...................................................... Современная картина мира..................................................................... Иерархия материального мира............................................................... Строение материи.................................................................................. Фундаментальные взаимодействия........................................................ Законы сохранения и превращения........................................................ Особенности микромира......................................................................... Радиоактивность...................................................................................... Корпускулярно-волновой дуализм микромира.................................... Процессы в веществе............................................................................ Методы описания систем и процессов.................................................. Термодинамический метод описания систем и процессов.................. Первое начало термодинамики............................................................... Второе начало термодинамики............................................................... Статистическая природа второго начала термодинамики................... Устойчивость, неустойчивость, бифуркация........................................ Биологический уровень жизни........................................................... Основные понятия................................................................................... Предмет биологии, ее структура и этапы развития. Критерий жизни............................................................................................................... Структурные уровни живого.................................................................. Молекулярно-генетический уровень..................................................... Клеточный уровень живого.................................................................... Организменный уровень живых систем................................................ Популяционно-видовой уровень............................................................ Биоценоз, биогеоценоз............................................................................ Биосферный уровень. Ноосфера............................................................ Проблемы происхождения жизни.......................................................... Науки о Земле......................................................................................... Образование планет................................................................................. Планеты земной группы.......................................................................... Планеты-гиганты..................................................................................... Строение Земли........................................................................................ Водная оболочка Земли (гидросфера)................................................... Атмосфера................................................................................................ Климат Земли...........................................................................................    
Заключение.........................................................................................................  
Библиографический список.............................................................................  
     

Введение


Научное естествознание, будучи сложнейшей совокупностью наук о природе, является одним из важнейших достижений человечества. Выработанные в процессе длительной эволюции способы, методы и приемы познания позволяют овладеть современной естественнонаучной картиной мира, синтезировать в единое целое так называемые гуманитарную и естественнонаучную культуры.

Усвоение, даже в общем виде, основных принципов и методов исследования, применяемых в современном естествознании, дает возможность формировать у будущих специалистов естественнонаучный способ мышления, целостное мировоззрение, что поможет им лучше овладеть профессией.

Многие исследования в области современного естествознания приобретают значение общенаучных и широко применяются в общественных и гуманитарных отраслях знания. Основы универсального эволюционизма, системного метода, синергетики, антропогенного и других принципов исследования способствуют более эффективному их изучению.

Картина мира, рисуемая современным естествознанием, необыкновенно сложна и проста одновременно. Сложна, так как включает в себя не согласующиеся со здравым смыслом классических научных представлений идеи корпускулярно-волнового дуализма квантовых объектов, внутренней структуры вакуума, виртуальных частиц и др. В то же время эта картина проста по ведущим построениям и организации современного научного знания (системность, глобальный эволюционизм, самоорганизация, историчность).


Так, эффект системности обнаруживается в появлении у целостной системы новых свойств, возникающих в результате взаимодействия ее элементов (атомы водорода и кислорода после объединения образуют молекулы воды с совершенно иными свойствами). Другой важной характеристикой системной организации является иерархичность, субординация -последовательное включение систем нижних уровней в системы все более высоких уровней.

Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: каждый элемент любой системы связан со всеми элементами всех возможных систем (например, человек- биосфера- планета Земля - Солнечная система - галактика и т. д.). Именно такой единый характер демонстрирует нам окружающий мир. В связи с этим особую актуальность приобретает старая философская проблема соотношения части и целого.

Стр. 5

 

Попытки понять целое путем сведения его к анализу частей оказываются несостоятельными, так как игнорируется синтез, который играет решающую роль в возникновении системы. Свойства любого сложного вещества отличаются от свойств составляющих его простых веществ или элементов. Таким образом, всякая система характеризуется особыми целостными, интегральными свойствами, которых нет у ее компонентов. Наиболее актуальными эти вопросы становятся при рассмотрении социальных систем (социумов), очень важную роль играет и внутренний (духовный) мир человека.

Понимание места и роли человека в целостном процессе развития общества, влияния общества на разных уровнях своей иерархии на формирование самого человека, учет особенностей всех взаимосвязей, использование современных научных методов позволят молодым специалистам правильно и продуктивно применять свои знания при решении профессиональных задач.

Поскольку современное естествознание, как и любая другая наука, носит плюралистический характер, постольку искать абсолютные истины и применять категорические суждения в науке - дело и бесполезное, и вредное. Естествознание стремится отразить объективные особенности развивающегося мира, незавершенность и открытость процесса решения проблем современности.

Стр. 6







Date: 2015-09-24; view: 390; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию