Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды вооруженных конфликтов
Краткое рассмотрение целей войны позволяет определить видовую характеристику вооруженных конфликтов. Цель войны состоит в подавлении вооруженного сопротивления противника. Эта формула имеет очень важное значение, так как позволяет классифицировать военные действия по субъектно-объектному составу и по территории, на которой они происходят. Установле- ние такой цели означает, что война не ведется на уничтожение противника и не преследует цели физического уничтожения его вооруженных сил. Это означает, во-первых, что война не ведется против мирного населения, тем более, что правила ведения военных действий требуют, чтобы мирное население находилось «под покровительством воюющих» Во-вторых, военные действия, которые ведутся вооруженными силами на территории своего государства против своего населения, в большинстве своем не являются войной в международном значении этого понятия. Отсюда различают международные вооруженные конфликты и вооруженные конфликты немеждународного характера. Согласно положениям Женевских конвенций 1949 года международными вооруженными конфликтами признаются такие конфликты, когда один субъект международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта. Таким образом, сторонами в международном вооруженном конфликте могут являться: а)государства; б) нации и народности, борющиеся за свою независимость; в) международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка. Согласно статье 1 Дополнительного протокола I международными являются также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение. Вооруженные конфликты немеждународного, характера — это все не подпадающие под действие статьи 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства «между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II». Вооруженные конфликты немеждународного характера обладают следующими признаками: а) применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая полицейские подразделения; б) коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обстановку внутренней напряженности, внутренние беспорядки, не могут считаться рассматриваемыми конфликтами; в) определенная степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия; г) продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спорадические выступления слабо организованных групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты немеждународного характера; д) осуществление повстанцами контроля над частью территории государства. Таким образом, вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны «воюющей стороной», когда они: а) имеют свою организацию; б) имеют во главе ответственные за их поведение органы; в) установили свою власть на частью территории государства; г) соблюдают в своих действиях «законы и обычаи войны». Как ранее отмечалось, признание повстанцев «воюющей стороной» исключает применение к ним национального уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки и т.п. На захваченных в плен распространяется статус военнопленных. Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьи- ми государствами и международными организациями, получать от них допускаемую международным правом помощь. Власти повстанцев на контролируемой ими территории могут создавать органы управления и издавать нормативные акты. Следовательно, признание повстанцев «воюющей стороной», как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом качества международного и является первым шагом к признанию нового государства. К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов и т.д. Эти конфликты отличаются от международных вооруженных конфликтов прежде всего тем, что в последних обе воюющие стороны, являются субъектами международного права, в то время как в гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральное правительство. Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории другого государства. Однако в практике международного сообщества осуществляются определенные вооруженные мероприятия, проводимые под эгидой ООН, получившие наименование «гуманитарной интервенции». Их целью является военное вмешательство в события, происходящие в конкретной стране, которую раздирают вооруженные конфликты межнационального или религиозного характера, для оказания гуманитарной помощи населению, особенно страдающему от таких действий (прекращение кровопролития, работа с беженцами, борьба с голодом, помощь в налаживании повседневной жизни и бытовых условий и т.д.), а также для прекращения военного противоборства воюющих сторон. Такое вмешательство, учитывая особые обстоятельства, осуществляется без согласия правительства государства, в которое осуществляется военное вторжение, поэтому оно и именуется «интервенцией». Термин «гуманитарная» призван проиллюстрировать основную цель такого вме- шательства. Именно так, например, были охарактеризо-| ваны вооруженные акции в Сомали и Руанде, предпринятые с целью приостановления происходивших там внутренних конфликтов, сопровождавшихся массовыми че-| ловеческими жертвами. 3. Начало войны и его правовые последствия. Театр войны В соответствии с Гаагской конвенцией об открытии военных действий 1907 года (Украина участвует) государства признают, что военные действия между ними не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или' форму мотивированного объявления войны, или форму, ультиматума с условным объявлением войны. Таким образом, международное право требует объявления войны. Оно может осуществляться в различных формах: — путем обращения к собственному народу; — путем обращения к народу или правительству государства-противника; — путем обращения к мировому сообществу. Особый способ объявления войны — ультиматум — категорическое и не допускающее никаких дальнейших споров и возражений требование правительства одного государства, предъявляемое правительству другого государства, под угрозой, что в случае невыполнения этого требования к определенному сроку выдвинувшее ультиматум правительство примет определенные меры. Речь, таким образом, идет об угрозе войны. Однако, хотя указанные способы объявления войны считаются находящимися в рамках международного права, согласно статье II Конвенции об определении агрессии от 3 июля 1933 года, сам факт объявления государством войны первым рассматривается как агрессия. Согласно указанной III Гаагской конвенции 1907 года объявление войны не делает агрессивную войну закон- ной. Согласно статье 3 Определения агрессии, принятого на XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 году, в качестве актов агрессии, независимо от объявления войны, рассматриваются следующие акты прямой агрессии: а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию других государств, или любая военная оккупация, какой бы временныji характер она не носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая с применением силы аннексия территории другого государства или части ее; б) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства; в) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; г) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы либо морские и воздушные флоты другого государства; д) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения и др. Не считается соответствующим международному праву не только ведение войны необъявленной, которое будет рассматриваться как квалифицирующее обстоятельство при определении ответственности, но и так называемый casus belli (повод к войне) — непосредственный формальный повод, который ведет к возникновению между государствами состояния войны. В прошлом такой повод являлся законным основанием для открытия военных действий и служил оправданием войны и целям сокрытия ее подлинных причин. Например, многие исследователи считают, что события вокруг немецкой радиостанции в Гляйвице в августе 1939 года, когда на нее якобы напал отряд польских пограничников (позже выяснилось, что это было организовавано самой Германией), спровоцировали нападение Германии на Польшу и послужили поводом к началу Второй мировой войны. Состояние войны должно быть без замедления оповещено нейтральным странам и будет иметь для них действительную силу лишь после получения оповещения. В Украине объявление войны является- прерогативой высших органов государства. Конституция Украины содержит механизм такой процедуры — согласно п. 19 статьи 106 Конституции Президент Украины вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны, а Верховная Рада Украины согласно п. 9 статьи 85 Конституции на основании данного представления объявляет состояние войны. Объявление войны, даже если за этим актом не сле- "дуют собственно военные действия, означает начало юридического состояния войны и наступление для всех воюющих сторон определенных правовых последствий: — между государствами прекращаются дипломатические и консульские отношения (дипломатическому и консульскому персоналу обеспечивается защита и возможность беспрепятственно покинуть территорию противника). На время вооруженного конфликта интересы одного воюющего государства на территории другого представляет обычно нейтральное государство, имеющее дипломатические отношения с обеими воюющими сторонами; — перестают применяться многие нормы международного права, несовместимые с военным временем, в частности, прекращают действие двусторонние политические, экономические, культурные соглашения между воюющими государствами. Многосторонние договоры (например, по вопросам связи, транспорта, транзита и др.) приостанавливаются; — начинают действовать международные нормы, принятые специально для периода вооруженного конфликта (союзные договоры, договоры о взаимной и военной'по- мощи, договоры касательно правил ведения войны, причем последние не могут быть денонсированы и т.п.); — прекращаются и запрещаются экономические, торговые, финансовые сделки и иные отношения с юридическими и физическими лицами воюющей стороны; — имущество, являющееся собственностью неприятельского государства (кроме имущества дипломатических представительств и консульских учреждений), подлежит конфискации; — торговые суда воюющих, находящиеся к началу войны в неприятельских портах, должны покинуть порт противника (для этого устанавливается разумный срок для свободного выхода из территориальных вод государства-противника — индулып, по истечении которого такие суда подлежат реквизиции и задержанию до окончания войны независимо от их принадлежности (государству, частным компаниям или лицам); военные корабли подлежат обязательной реквизиции; — к гражданам неприятельского государства может быть применен специальный режим (ограничение передвижения, принудительное поселение в отведенных властями местах, интернирование и др.); — собственные граждане делятся на мирное население и вооруженные силы. Война всегда ведется в определенных пространственных пределах. Театр войны — это территория воюющих сторон, открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых ведутся военные действия. Театр войны бывает сухопутный, морской и воздушный. Театром сухопутной войны является сухопутная территория государства; театром морской войны — внутренние морские воды, территориальное море воюющих государств и открытое море. Театром воздушной войны является воздушное пространство над сухопутным и морским театром войны. Запрещается использовать в качестве театра войны нейтрализованные территории, территорию нейтраль- ных государств, а также местности, в которых согласно Гаагской конвенции 1954 года сосредоточены культурные ценности. Date: 2015-09-24; view: 1406; Нарушение авторских прав |