Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава и персонал дипломатического представительства
Правовой статус главы дипломатического представительства характеризуется двумя особенностями. Во-первых, глава дипломатического представительства является единственным официальным лицом аккредитующего государства, представляющим его по всем вопросам в государстве пребывания. Во-вторых, он также является старшим должностным лицом аккредитующего государства по отношению ко всем иным возможным представителям этого государства. В международном праве утвердилась классификация старшинства (классы.) дипломатических представителей (агентов). До XIX века такой стройной классификации не существовало, что нередко приводило по поводу старшинства к столкновениям и конфликтам во время проведения официальных мероприятий. Этот вопрос был урегулирован Венским протоколом 1815 года, который установил следующие три класса дипломатических агентов: / класс — посол и папский легат или нунций; II класс — посланник, министр и иной уполномоченный при главе государства; III класс — поверенный в делах, аккредитованный при министре иностранных дел. Аахенский протокол 1918 года дополнил эту классификацию классом министра-резидента, который занял позицию между посланником и поверенным в делах. Но данная новация не прижилась и Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года восприняла трехзвенную классификацию. В соответствии со статьей 14 этой Конвенции главы представительств разделяются на: а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга; б) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых при министрах иностранных дел; в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел. Следует указать, что класс поверенного в делах нельзя путать с должностью временного поверенного в делах, который исполняет обязанности главы дипломатического представительства на период его отсутствия (болезнь, командировка, отпуск). Венская конвенция закрепляет, что не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу, за исключением вопросов старшинства и этикета. Класс, к которому должны принадлежать главы представительств, определяется соглашениями между государствами. От классов глав дипломатических представительств следует отличать дипломатические ранги. Их основное отличие заключается в том, что классы дипломатических представителей находятся в сфере регулирования нормами международного права, а дипломатические ранги — это служебные звания старшинства дипломатов, которые устанавливаются в соответствии с внутригосударственным правом аккредитующего госу Дарства. При этом каждое государство имеет свою систему дипломатических рангов. Как правило, класс дипломатического представителя совпадает с его рангом. В Украине в соответствии с Постановлением Верховного Совета Украины «О дипломатических рангах Украины» от 31 января 1992 года установлены следующие ранги: —. чрезвычайный и полномочный посол; — чрезвычайный и полномочный посланник I и II классов; — советник I и II классов; — первый секретарь I и II классов; — второй секретарь I и II классов; — третий секретарь; — атташе. Высшие дипломатические ранги (посла и посланника) присваиваются обычно главой государства, осталь-1 ные — министром иностранных дел. Ранг атташе, являющийся первичным (самым младшим) дипломатическим рангом, присваивается, как правило, выпускникам институтов и факультетов международных отношений при поступлении на службу в ведомство внешних сношений (министерство иностранных дел). Этот ранг не следует путать с должностью военного, морского и воздушного атташе, которая не является дипломатической должностью, так как ее занимают сотрудники военного ведомства аккредитующего государства, проходящие военную службу на должностях офицерского состава (обычно старшие офицеры и генералы различных родов войск). Эти лица при получении назначения на должность и прибытии к месту прохождения службы специально аккредитуются при военном ведомстве страны пребывания. Одновременно эти сотрудники выполняют функции военных советников главы дипломатического представительства. Процедура назначения главы дипломатического представительства регламентируется как нормами международного, так и нормами национального (внутригосударственного) права. Как уже отмечалось, дипломатические отношения устанавливаются между государствами в результате признания de jure. Постоянное дипломатическое представительство учреждается в результате взаимного со- гласил государств на базе установления дипломатичес-ких отношений. Согласно статьи 4 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года для того, чтобы конкретное лицо было назначено главой дипломатического представительства, аккредитующее государство должно направить принимающему государству запрос о его согласии на назначение данного лица на эту должность. В запросе излагаются биографические данные этого лица, сведения о его карьере и занимаемой должности, семейном положении, причем эта информация должна быть изложена весьма лаконично и быть абсолютно точной. Позитивный (положительный) ответ принимающего государства на запрос означает дачу агремана (от француз, agrement — согласие) на принятие указанного в запросе лица в качестве главы дипломатического представительства. С этого момента кандидат считается persona grata — желательным лицом в принимающем государстве. Негативный (отрицательный) ответ на запрос означает отказ в агремане, а кандидат признается persona non grata — нежелательным лицом. При этом принимающее государство не обяза- t но 'сообщать аккредитующему государству мотивы отказа в агремане. Таким образом, отказ в даче агремана не требует дополнительных разъяснений. Процедура получения агремана носит конфиденциальный характер. После получения агремана начинается осуществление определенных процедурных форм, протекающих в аккредитующем государстве. Во-первых, кандидат получает аудиенцию у главы государства. Затем следует правоприменительный акт о назначении его в качестве дипломатического представителя. Этот акт публикуется не только в средствах массой информации аккредитующего государства, но и в СМИ государства пребывания. В Украине такие назначения осуществляет Президент. Указ Президента Украины о назначении соответствующего лица Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в определенном государстве публикуется в газетах «Урядовый курьер» и «Голос Украины». Перед выездом к новому месту службы глава дипломатического представительства получает верительную грамоту, которая является юридическим основанием для начала миссии дипломатического представителя в принимающем государстве. Верительная грамота подписывается главой аккредитующего государства (в некоторых государствах, например, в Российской Федерации верительные грамоты подписывает министр иностранных дел) и адресуется главе принимающего государства. В документе содержится просьба «верить» ее обладателю как официальному лицу, представляющему свое государство во всех сношениях с государством пребывания. Таким образом, глава аккредитующего государства легитимирует перед своим визави (главой другого государства) лицо, которому действительно поручено представлять аккредитующее государство в полном объёме. Глава дипломатического представительства получает вместе с верительной грамотой и ее копию. После этого дипломатический представитель может следовать к месту начала миссии. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года устанавливает ординарный режим назначения дипломатических представителей из числа граждан аккредитующего государства (ч. 1 статьи 8). Вместе с тем, ею предусматривается экстраординарный порядок назначения таких представителей — из числа граждан государства пребывания. Но это может быть сделано не иначе как с согласия этого государства, причём такое согласие может быть в любое время аннулировано. Кроме того, государство пребывания может оговорить за собой такое же право в отношении граждан третьего государства, которые не являются одновременно гражданами аккредитующего государства (части 2, 3 статьи 8). Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года связывает момент начала дипломатической миссии в государстве пребывания, т. е. начало выполнения главой дипломатического представительства своих функций с практикой, существующей в конкретном государстве, которая должна применяться единогласно, либо: а) с момента вручения своих верительных грамот;, либо б) с момента сообщения о своем прибытии и пред-ставления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность (статья 13). Большинство государств, включая Украину, придерживаются практики, что глава дипломатического представительства приступает к исполнению своих функций с момента вручения своих верительных грамот главе принимающего государства или лицу, его заменяющему. Ряд государств с целью экономии средств используют практику кумуляции (совмещения) дипломатического представительства, т. е. аккредитования одного и того же лица в качестве главы представительства в другом или нескольких государствах одновременно при отсутствии возражений против этого властей государства пребывания. Кроме того, одно и тоже лицо может представлять два и более государств в одном государстве при соблюдении указанного выше условия. Такая возможность предусмотрена статьей 6 Венской конвенции 1961 года. Украина уже имеет в этом вопросе определенные практические наработки. Так, например, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Финляндии по кумуляции выполняет функции главы дипломатического представительства Украины в Швеции, Норвегии, Дании и Исландии; Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Бельгии по кумуляции исполняет эти же обязанности в других государствах Бенилюкса — Нидерландах и Люксембурге. Весьма часто практику кумуляции государства используют и в отношении международных организаций. Например, глава дипломатического представительства какого-либо государства во Франции одновременно назначается официальным представителем этого государства при ЮНЕСКО, так как местопре- бывание этой организации — Париж; если дипломатический представитель выполняет свою миссию в Бельгии или в государствах Бенилюкса — то при НАТО (штаб-квартира Альянса расположена в Брюсселе /Бельгия/), как это имеет место в Украине. Глава дипломатического представительства выполняет возложенные на него международным и внутригосударственным правом обязанности до прекращения своих официальных функций. В международной практике и международном праве (статья 43 Венской ко-венции о дипломатических сношениях 1961 года) сложились следующие основания прекращения миссии, дипломатического представителя: а) отозвания его аккредитующим государством (например, с целью ротации); б) объявления его persona non grata за деятельность, несовместимую со статусом дипломата; в) разрыв дипломатических отношений между государствами; г) война между аккредитующим и принимающим государствами; д) прекращение существования аккредитующего и принимающего государства (или одного из них) как субъектов международного права (например, как это имело место в 1991 году с Союзом ССР и ГДР). В ординарных условиях к таким основаниям могут быть также отнесены выполнение дипломатическим представителем порученной миссии (например, подписание мирного договора или крупного политического соглашения), смерть дипломатического представителя и инсуррекция — отказ дипломата выполнять свои функции. Причинами объявления дипломатического представителя persona non grata могут быть различные действия, так или иначе связанные с поведением самого дипломатического агента — это: а) неуважение к законам и правилам, существующим в государстве пребывания; б) вмешательство в его внутренние дела; в) зло- употребление дипломатическими привилегиями и иммунитетами; г) заявления, расцениваемые как политически бестактные и оскорбительные для государства пребывания; наконец, д) совершение деяния, предусмотренного уголовным законом принимающего государства, и т. п. Следствием такого поведения является требование государства пребывания, выдвигаемое к аккредитующему государству, об отозвании данного дипломата или прекращении его функции в представительстве. В силу статьи 9 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года государство пребывания не обязано излагать мотивы, по которым оно приняло решение объявить того или иного дипломатического агента persona non grata, т. е. нежелательным лицом (если речь идет о сотруднике недипломатического персонала, то применяется выражение «неприемлемое-лицо»). Если лицо, объявленное persona non grata, не покидает государство пребывания в указанный им срок, к нему может быть применен дисмисл — объявление дипломата частным лицом. Юридическим последствием дис-мисла является распространение на соответствующее лицо юрисдикции государства пребывания в том же объеме, что и на обычных иностранных граждан, что может повлечь за собой его арест. Чаще всего прибегают не к дисмислу, а к угрозе его применения. В ординарных условиях прекращение дипломатичес-.кой миссии наступает следующим образом: правительство аккредитующего государства посылает по дипломатическим каналам отзывные грамоты, либо эти грамоты привозит вновь назначенный дипломатический представитель. Отзывные грамоты вручаются главе государства пребывания либо самим отозванным дипломатическим представителем, либо его преемником при вручении своих верительных грамот. Для выполнения своих сложных и ответственных функций дипломатическое представительство имеет в своем распоряжении необходимый персонал. В соответствии со статьей 11 Венской конвенции о диплома- тических сношениях 1961 года при отсутствии конкретного соглашения о численности персонала дипломатического представительства государство пребывания может предложить такую численность представительства, которую оно считает разумным и нормальным, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства. Таким образом, оптимальным вариантом решения вопроса численности дипломатического персонала является заключение соглашения между аккредитующим и принимающим государствами. Исходя из дипломатической практики, обычно численность персонала зависит от уровня и интенсивности отношений между государствами и может колебаться от нескольких лиц до многих десятков сотрудников. Персонал дипломатического представительства подразделяется на три группы: 1. Дипломатический персонал — это лица, имеющие дипломатические ранги (как правило, они являются гражданами аккредитующего государства, но в некоторых случаях на дипломатическую должность могут быть назначены граждане государства пребывания или третьего государства, но только с согласия властей принимающего государства); 2. Административно-технический персонал — к нему относятся экономисты, бухгалтеры, переводчики, шифровальщики, канцелярские работники, представители внутренней охраны безопасности посольства и другие сотрудники, выполняющие административную или техническую работу (большей частью это граждане аккредитующего государства, но могут приниматься на определенные должности и граждане государства пребывания); 3. Вспомогательный персонал включает шоферов, садовников, уборщиков, лифтеров, горничных, курьеров и других лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию дипломатического представительства (он комплектуется из граждан аккредитующего и принимающего государств). Ведомство иностранных дел принимающего государства должно своевременно получать информацию о всех назначениях и изменениях в составе персонала дипломатического представительства. В любом государстве пребывания находятся дипломатические представительства различных иностранных государств. Обычно они имеют своё месторасположение в столице государства. Здесь главы дипломатических представительств, члены дипломатического персонала и члены их семей принимают участие в различного рода официальных мероприятиях и церемониях, проводимых властями государства пребывания. С этих позиций на основе международного обычая в дипломатическом праве возник институт дипломатического корпуса. Само понятие «дипломатический корпус» в международном праве используется как в узком, так и в широком значении. В узком значении дипломатический корпус — это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в государстве пребывания. Совокупность всех лиц, имеющих дипломатические ранги, которые находятся в составе дипломатических представительств иностранных государств, а также членов их семей, составляет дипломатический корпус в широком значении. Следует указать, что дипломатический корпус не признается в качестве самостоятельного юридического лица на территории страны пребывания, он не обладает какими-либо политическими функциями. Его основной задачей является участие в определенных протокольно-церемониальных мероприятиях: поздравлениях по случаю национального праздника государства пребывания; инаугурации (вступления в должность) нового главы государства; посещение исторических мест, промышленных и научных центров принимающей стороны; участие в церемониях траурного характера и т. п. Учитывая наличие у дипломатического корпуса коллективных интересов протокольного характера, из чис- ла глав дипломатических представительств выделяется дуайен (в англоязычных странах он именуется старшиной, деканом) дипломатического корпуса. Обычно им становится старший по классу и по времени аккреди-тации в государстве пребывания дипломат. В некоторых католических государствах, согласно сложившейся традиции, дуайеном является папский нунций. Дуайен выступает от име"ни дипломатического корпуса на различного рода протокольных мероприятиях и является своеобразным посредником между властями государства пребывания и дипломатическим, корпусом по вопросам, касающимся статуса дипломатического корпуса. Одна из его основных функций состоит в консультировании вновь назначенных глав дипломатических представительств в отношении традиций, протокола и особенностей взаимоотношений с властями государства пребывания. Функции дуайена имеют чисто представительский характер, поэтому, выступая в этом качестве, он не должен делать политических заявлений. Ведомство иностранных дел принимающего государства регулярно публикует список дипломатического корпуса, акредитованного в данной стране. В государстве пребывания иностранным дипломатам выдаются дипломатические карточки, подтверждающие их правовой статус, а также специальные номерные знаки на автотранспортные средства. Date: 2015-09-24; view: 1015; Нарушение авторских прав |