Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Право внешних сношений
Является общеизвестным, что международное право регулирует взаимоотношения между своими субъектами — государствами, международными организациями и иными международными институциями. В процессе международного общения они ведут переговоры и заключают международные соглашения. Однако для этого им необходимо быть должным образом представленными управомоченными на то органами или лицами, а также не быть подчиненными правопорядку государства, на территории которого они находятся и действуют, чтобы свободно и беспрепятственно осуществлять свои фун-"кции, т.е. пользоваться определенными иммунитетами и привилегиями. Следовательно, субъекты международного права, и прежде всего государства, объективно участвуют в таких внешних сношениях, стремясь к наиболее полной реализации своих экономических, политических и иных потребностей и интересов. Практическое осуществление государствами внешних сношений ставит вопрос о их понятии и характеристике. Принято различать внешние сношения государств в широком и узком смыслах. В широком смысле под ними понимается система внешних связей всех субъектов национальной принадлежности, действующих на территории государства: его органов и должностных лиц, всех его физических, юридических лиц, а также иных ассоциаций индивидов. Такая система внешних связей каждого государства, взятая в совокупности всех государств, в основном формирует в широком понимании систему международных.отношений. Внешние сношения в узком смысле, можно определить как ту часть общей системы международных отношений и международной деятельности каждого государства, которая охватывает лишь официальные, поддерживаемые с помощью особых государственных органов связи и отношения между государствами и иными субъектами международного права, с целью осуществления их внешних функций мирными средствами, в соответствии с международным правом. Таким образом, основной целью внешних сношений в узком смысле, является осуществление внешних функций государства — совокупности основных направлений его деятельности, которые осуществляются за его пределами. Следует иметь в виду, что юридический статус и правовой режим иных, помимо государств, субъектов международного права, органы и должностные лица которых неизбежно находятся и действуют на территории какого-либо государства, регулируются специальными договорами, заключаемыми с государством их пребывания, и поэтому общим международным правом не регулируется. В число таких договоров входит, например, Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 октября 1946 года и Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 года. Таким образом, общее международное право регулирует только представительство государств, применительно к их зарубежным органам внешних сношений. Предметом его регулирования посредством заключения многосторонних конвенций, является, в частности, дип- ломатическое и консульское право. Государствами заключены также многочисленные двусторонние договоры, касающиеся юридического статуса и режима их зарубежных органов внешних сношений. Кроме того, следует указать и на обычные нормы общего международного права, нормы универсальных и локальных международных договоров, которые также регулируют широкий круг вопросов представительства государств в международном общении. В своей совокупности эти Международно-правовые акты и нормы составляют право внешних сношений. Право внешних сношений представляет собой отрасль общего международного права, состоящую из системы юридических норм, выражающих согласованные воли субъектов международного права относительно прав и обязанностей их официальных, органов, выступающих в международном общении, и регламентирующих их положение и деятельность по осуществлению внешних сношений в соответствии с общепризнанными принципами и нормами современного международного права. Право внешних сношений охватывает четыре основные сферы действия органов внешних сношений: 1) дипломатическую — на уровне традиционных каналов (министерство иностранных дел — посольства и миссии за рубежом); 2) консульскую сферу; 3) дипломатическую деятельность на уровне специальных миссий; 4) осуществление внешних сношений в ходе деятельности по представительству государств в их отношениях с международными организациями. Следует указать, что в настоящее время вся сфера внешних сношений государств является достаточно хорошо разработанной и упорядоченной в правовом отношении. В рамках мирового сообщества принято ряд многосторонних актов, которые явились итогом большой и кропотливой работы по кодификации и прогрессивному развитию норм международного права в этой отрасли. Это Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года (вступила в силу с 1964 года), Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года (вступила в силу с 1967 года), Конвенция о специальных миссиях от 16 декабря 1969 года (вступила в силу с 1985 года), Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 года (вступила в силу с 1977 года) и Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 года (в силу еще не вступила). Украина является участником всех вышеперечисленных конвенций. В соответствии с этими международно-правовыми актами можно определить структуру права внешних сношений, которое состоит условно из четырех компонентов: дипломатического права; консульского права; права специальных миссий ^ так называемого дипломатического права международных организаций. Внешние сношения государства напрямую связаны с правом на участие в международном общении. В основе этого права лежит юридическая возможность государств действовать самостоятельно на международной арене, посредством реализации их международной пра-восубъектности в области официальных отношений с другими государствами и иными субъектами международного права. Одновременно здесь речь идет не только о возможности действовать согласно собственному волеизъявлению, но и о защите такой возможности посредством юридических обязанностей со стороны государств-контрагентов, предусмотренных нормами права внешних сношений. Право на участие во внешних сношениях, будучи одним из основных прав государств, вытекающих из их суверенитета, в свою очередь, состоит из ряда элементов. К ним прежде всего относится так называемое право посольства, которое является сердцевинной частью общего основного права на участие во внешних сношени- ях (права на международное общение). Различают активное право посольства — право государства направлять своих дипломатических и консульских представителей в зарубежные государства и пассивное право посольства — право принимать у себя дипломатических и консульских представителей зарубежных государств. Право посольства активно использует Украина. На сегодняшний день Украину в качестве суверенного государства признали более 150 государств. Со 138 из них установлены дипломатические отношения. В более чем 70 государствах открыты посольства Украины. Свыше 60 государств открыли свои посольства в Украине, послы 41 страны мира исполняют сегодИя свои функции в нашей стране по совместительству во Львове, Ужгороде, Симферополе и Одессе открыто более 15 консульских учреждений зарубежных государств. Другими элементами права государства на участие в международном общении выступают: членство государств в международных организациях; участие государств в работе международных конференций; вхождение государств в международные органы ad hoc. При расширительном толковании права государств на участие в международном общении сюда же можно отнести: право на участие в создании норм международного права; право на участие в общих международных договорах; право на изложение официальной позиции каждого государства по тем или иным вопросам, затрагивающим его законные права и интересы в международном общении, во внешнеполитических заявлениях, нотах и других актах дипломатии. Все эти права фак-. тически выступают в качестве элементов международной правосубъектности государства. 2. Органы внешних сношений государства Для осуществления внешних связей с другими государствами и иными субъектами международного права государства создают систему органов внешних сношений. Под органом внешних сношений государства понимают должностное лицо, организацию, учреждение, на которое возложено отправление внешних дел субъекта международного права в пределах установленной компетенции и которое признано в этом качестве международным правом. Компетенция органа внешних сношений определяется внутренним правом субъекта международного права (государства). Следовательно, органы внешних сношений государства — это органы, с помощью которых осуществляются связи с другими государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Следует указать на то, что любое государство, создавая свой орган внешних сношений, должно сообщить другим государствам и иным субъектам международного права об этом, с указанием, что именно ему поручена реализация определенной сферы внешних сношений государства. Органы внешних сношений делятся на: — внутригосударственные органы, которые постоянно находятся на территории данного государства; — зарубежные органы внешних сношений, которые находятся за пределами данного государства. В свою очередь, внутригосударственные органы внешних сношений делятся на две группы органов: 1) общей компетенции и 2) специальной компетенции. К первой группе относятся органы, представляющие государство по всем вопросам внешних сношений, так называемые органы политического руководства (глава государства, парламент, правительство, глава правительства и ведомство внешних сношений (чаще всего оно именуется Министерством иностранных дел), глава ведомства внешних сношений); Ко второй группе относятся органы, представляющие государство только в одной более или менее обширной области его внешних сношений. Обычно принято считать, что к ним относятся все министерства (кроме Министерства иностранных дел) и центральные ведомства, так как в соответствии со своей профильной компетенцией они осуществляют определенные внешние функции, для чего в них создаются отделы (управления) внешних связей. Внутригосударственные органы внешних сношений общей компетенции определяют основы внешней политики государства, разрабатывают ее тактические и стратегические цели и задачи, формируют сеть органов внешних сношений государства за рубежом, осуществляют подготовку кадрового состава для этих органов. Правовое положение органов внешних сношений внутри государства закрепляется в конституции, профильных законах, положениях о министерствах и ведомствах, разрабатываемых правительством и утверждаемых им же или главой государства. Формирование внутренней и внешней политики объективно связано с формой государства. Оно должно проходить не только с учетом внутренних факторов, но и с учетом объективных процессов международного развития. В Украине был разработан и принят парламентом — Верховной Радой Украины — документ, который определяет внешнеполитическую стратегию государства на длительную перспективу. Это Основные направления внешней политики Украины, принятые в 1993 году. В этом документе закреплена система приоритетов внешней политики Украины. Эти приоритеты проявляются в виде задач с указанием временной перспективы. Следует отметить, что основные цели, поставленные в этом документе и связанные с первоочередными задачами вхождения независимой Украины в мировое сообщество и его институции, налаживанием двустороннего и многостороннего сотрудничества с сопредельными и географически близкими государствами, с государствами — членами СНГ, СЕ, ЕС, НАТО и т.п., реализованы. Поэтому в настоящее время Президентом Украины дано задание Министерству иностранных дел доработать комплекс предложений по внесению в него соответствующих корректив. В структуру внутригосударственных органов внешних сношений Украины входит: — парламент — Верховная Рада Украины; — глава государства — Президент Украины; — правительство — Кабинет Министров Украины; — ведомство иностранных дел — Министерство иностранных дел Украины; — министерства и ведомства Украины. В соответствии с положениями Конституции Украины Верховная Рада Украины: определяет основы внутренней и внешней политики; заслушивает внеочередные и ежегодные послания Президента Украины о внутреннем и внешнем положении Украины; объявляет по представлению Президента Украины состояние войны и заключение мира; одобряет решение Президента Украины об использовании Вооруженных Сил Украины и иных воинских формирований в случае вооруженной агрессии против Украины; осуществляет контроль за деятельностью Кабинета Министров Украины; утверждает решения о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины; осуществляет парламентский контроль в пределах Конституции Украины; дает в установленный законом срок согласие на обязательность международных договоров Украины и денонсацию международных договоров Украины. Верховная Рада Украины осуществляет другие полномочия, которые в соответствии с Конституцией Украины отнесены к ее ведению (статья 85 Конституции Украины). Президент Украины: является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины (статья 102 Конституции Украины); он обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемство государства; обращается с посланиями к народу, ежегодными и внеочередными посланиями к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины; представляет государство в международных сношениях; осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства; ведёт переговоры и заключает международные договоры Украины; принимает решения о признании иностранных государств; назначает и освобождает глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств; присваивает высшие дипломатические ранги; возглавляет Совет национальной безопасности и обороны; вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и принимает решения об использовании Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии против неё; принимает решения о принятии в гражданство и прекращении гражданства Украины; о предоставлении убежища в Украине. Президент Украины осуществляет другие полномочия, определенные Конституцией Украины (статья 106 Конституции Украины). Кабинет Министров Украины в соответствии с Конституцией Украины: обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины; осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства, исполняет Конституцию и законы Украины, акты Президента Украины; принимает меры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина; осуществляет меры по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности Украины; организует и обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности Украины; направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти. Кабинет Министров исполняет другие функции, определенные Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины (статья 116 Конституции Украины). Практическое осуществление внешней политической деятельности государства и организация его диплома- тической деятельности возложена на Министерство иностранных дел Украины (МИД Украины). МИД Украины действует на основе Положения о Министерстве иностранных дел Украины, утвержденного Кабинетом Министров Украины 18 февраля 1993 года. МИД обеспечивает в пределах своих полномочий проведение внешней политики Украины и осуществляет координацию деятельности всех участников внешнеполитических связей Украины. В пределах своих полномочий МИД организует исполнение актов законодательства Украины и осуществляет контроль за их реализацией. В своей деятельности МИД Украины руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины, указами и распоряжениями Президента Украины, решениями Кабинета Министров Украины. Главными задачами МИД Украины являются: — участие в реализации государственного суверенитета Украины в сфере внешней политики, содействие повышению международного авторитета государства; — обеспечение в пределах своих полномочий проведения единого внешнеполитического курса Украины в целях всестороннего развития'политических, экономических, гуманитарных, научных и других связей с зарубежными государствами; — разработка и участие в осуществлении концепции развития внешнеполитической деятельности государства; — защита прав и интересов Украины, ее физических и юридических лиц за границей; — анализ внешнеполитической деятельности Украины, разработка и осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности внешнеполитических связей Украины, в первую очередь, оказание организационно-методической и информационной помощи участникам внешнеполитических отношений; — организация, координация и финансирование работы представительств Украины за границей, а также содействие деятельности представительств иностранных государств на территории Украины и др. В соответствии с этими задачами МИД Украины: — разрабатывает приоритетные направления сотрудничества с другими государствами; — обеспечивает участие Украины в подготовке международных договоров с другими государствами и международными организациями; — представляет в Кабинет Министров Украины предложения о подписании, ратификации, принятии, одобрении международных договоров или присоединении к ним; — вносит в Кабинет Министров Украины предложения о создании, реорганизации и ликвидации за границей посольств, консульских учреждений, постоянных представительств Украины при международных организациях и представительств Министерства иностранных дел в Украине, направляет на работу; — ведёт учёт иностранных представительств, их персонала на территории Украины, поддерживает с ними контакты в целях активизации и расширения международного сотрудничества со странами, которые они представляют; — обеспечивает визовую политику Украины, выдачу дипломатических и служебных паспортов; — обеспечивает проведение в системе МИД Украины единой кадровой политики и функционирования структур, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров для представительств Украины за границей; — организует осуществление мероприятий по вопросам эвакуации имущества и персонала дипломатических представительств Украины из государств, находящихся с ней в состоянии войны; — разрабатывает и утверждает сметы доходов и расходов иностранных учреждений Украины. Министерства и ведомства Украины являются органами внешних сношений государства специальной компетенции, они действуют на основании положений о соответствующем министерстве или ведомстве, которые разрабатываются и утверждаются Кабинетом Министров Украины, либо их утверждает Президент У крат ины. В основе организации системы внешних сношений министерств и ведомств Украины лежит функциональный подход — объективная необходимость осуществления международных контактов с аналогичными министерствами и ведомствами зарубежных государств, с целью более эффективного решения вопросов, входящих в профильную компетенцию этих органов, посредством обмена или восприятия зарубежного опыта либо с целью объединения усилий для коллективного решения возникающих проблем. Это прежде всего относится к министерствам и ведомствам внешней торговли, внутренних дел, связи, здравоохранения, охраны окружающей среды и т. д. К зарубежным органам внешних сношений относятся: — постоянные органы (дипломатические представительства: посольства и миссии, консульские представительства, торговые представительства, постоянные представительства государств при международных организациях); — временные органы (специальные комиссии или миссии, направляемые в другие государства для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и решения других вопросов, делегации, направляемые для участия в международных конференциях). 3. Понятие дипломатического и консульского права и их источники Дипломатическое и консульское право — это отрасль международного публичного права, состоящая из принципов и норм, регламентирующих и регулирующих официальные отношения и связи между государствами и другими субъектами международного права, осуще. ствляемые с помощью органов внешних сношений. Начало становления этой отрасли связано с развитием человеческой цивилизации, поэтому она считается одной из самых древних в международном публичном праве. Ее истоки можно обнаружить уже в период ро-доплеменного развития человеческой цивилизации, когда соседние племена вели переговоры по вопросам войны и мира через своих представителей. Позже такие представители в ходе переговоров начали решать судьбу плененных соплеменников, определение границ территорий и т.п. Таким образом складывался определенный обычай, который привел к созданию в период возникновения государств института неприкосновенности посла, а затем дипломатического и консульского права. С образованием государств стали складываться обычаи, которые находили выражение и в договорах, регулировавших официальные отношения между государствами. Эти обычаи определяли режим и деятельность посла как временного представителя суверена. Уже в Древней Индии в первом тысячелетии до нашей эры Законы Ману говорили о том, что дипломатическое искусство состоит в умении предотвращать войну и укреплять мир. В разделе «Царь» записано, что мир и его противоположность — война зависят от послов, в их власти находятся дела, из-за которых происходят мир или война. «Поднимающий руку на посла идет к гибели и уничтожению», — гласили Законы Ману, так как издревле считалось, что посол находится под покровительством божества. Обширные международные связи в Древней Греции привели к возникновению класса особых лиц — «вестников» (ангелос, керюкос) и «старейшин» (плесбейс), которые уполномачивались ведать внешними сношениями и снабжались соответствующими грамотами (дипломами) — сдвоенными дощечками с соответствующими надписями, дававшими право выполнения официальных представительных функций за рубежом. С Древней Гре- цией связано и становление института постоянных консулов. Он начал свое развитие с института проксении. Проксенами являлись граждане древнегреческих городов-полисов, которые представляли и защищали интересы иностранцев. Вместе с институтом проксении начался процесс формирования начальных обычных норм консульского права. Существенный вклад в становление дипломатического и консульского права внесла цивилизация Древнего Рима. Здесь было выработано понятие святости посольства и договоров (jus et legationis), были созданы специальные органы внешних сношений, особая жреческая комиссия — фециалы. В республиканском Риме посольства в зарубежные страны назначались специальным постановлением Сената. В их состав входили, как правило, несколько послов, один из которых был главой (princeps legationis). Уже тогда в дипломатической практике Рима различались: послы (legatio caduceatores), ораторы (oratores) и вестники (nuntii). Послы в своей деятельности были подотчетны Сенату, они имели особые знаки отличия (особого вида золотой перстень, игравший роль верительных грамот и дававший право на привилегии и льготы). В императорскую эпоху в Риме был создан особый аппарат, занимавшийся внешними сношениями и подчинённый императору. Послы назначались уже императором. В Древнем Риме возник консульский институт патроната, представители которого — патроны — защищали интересы иностранцев, которые являлись клиентами патрона. В рабовладельческий период стал формироваться институт привилегий и иммунитетов послов, главным элементом которого выступала личная неприкосновенность. В феодальную эпоху дипломатические отношения существовали в основном между государствами определенного региона — в Европе, на Ближнем и Дальнем Восто- ке, в Африке и т. д. Хотя отдельные связи устанавливались и между весьма отдаленными друг от друга государствами. Активную роль в становлении дипломатических и консульских отношений в тот период играла католическая церковь. В связи с развитием торговых отношений в эпоху Возрождения особое значение приобретают консульские отношения. В XVI-XVIII веках в период перехода к капиталистическому способу производства возникает институт постоянного посольства и складываются нормы посольского права, утверждается принцип полного изъятия дипломатического представителя из уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания. Вплоть до середины XIX века дипломатическое и консульское право состояло преимущественно из обычных норм, хотя 19 марта 1815 года на Конгрессе в Вене был принят первый многосторонний договор по дипломатическому праву — Венский протокол (регламент) о классах дипломатических агентов. Несколько позже, 21, ноября 1818 года на Аахенском конгрессе, соответствующим протоколом, в него были внесены изменения, которые, однако, в дипломатической практике не прижились, в то время как основные положения Венского протокола 1815 года со временем стали общепризнанными нормами дипломатического права. После второй мировой войны нормы дипломатического и консульского права получили дальнейшее развитие и были кодифицированы в ряде многосторонних конвенций, прежде всего в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года и Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года. Под дипломатическим правом следует понимать совокупность устанавливаемых в результате соглашения и обеспечиваемых субъектами международного права принципов и норм, которые выражают волю субъектов международного права, участвующих в международном общении, и регулируют деятельность этих субъектов с целью поддержания и упрочения мира и мирного сосуществования. Установление между государствами дипломатических отношений является свидетельством установления их отношений в политической области. В отличие от дипломатических отношений, консульские отношения имеют весьма узкую сферу действия. В нее входит прежде всего официальная деятельность органов внешних сношений субъекта международного права по охране и защите экономических, социальных и иных интересов самого государства, его граждан и юридических лиц. Источниками дипломатического и консульского права являются международные нормы, содержащиеся в обычаях и договорах международного характера (политических, экономических, торговых, консульских), в регламентах и постановлениях международных конференций и организаций, регулирующих дипломатические, консульские и другие отношения дипломатического характера. Особенностью системы источников дипломатического и консульского права является то, что в нее, наряду с такими источниками, как международный обычай и международный договор, входят и акты национального законодательства. Возможность использования международно-правового обычая в качестве одного из источников дипломатического права вытекает, в частности, из преамбулы Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, которая содержит положение, подтверждающее, что нормы международного обычного права продолжают регулировать вопросы, прямо не предусмотренные положениями настоящей Конвенции. Преамбула Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года содержит аналогичное положение. Современный этап кодификации дипломатического и консульского права относится к 1949 году, когда Комиссия ООН по международному праву в числе первых вопросов, подлежащих кодификации, назвала вопросы ° дипломатических и консульских отношениях между государствами. В 1958 году Комиссия составила проект статей конвенции «О дипломатических сношениях и иммунитетах», которые легли в основу принятой в 1961 году на дипломатической конференции в Вене Конвенции «О дипломатических сношениях». По образцу этой Конвенции Комиссией была произведена кодификация обычных норм консульского права, итогом которой стало принятие в 1963 году в Вене Конвенции о консульских сношениях. Следует отметить, что после этого кодификационные работы в сфере дипломатического права в рамках международного сообщества были продолжены. В 1975 году в Вене была заключена конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Несмотря на существование и функционирование в рамках мирового сообщества указанных конвенций универсального характера по дипломатическому и консульскому праву, в мире существует и действует целый ряд многосторонних конвенций регионального характера, которые регулируют вопросы дипломатического и консульского права: Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 года, Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 года, Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 года, Европейская конвенция о консульских функциях 1967 года. В рамках международных организаций универсального и регионального характера также заключен ряд многосторонних международных соглашений по вдпросу привилегий и иммунитетов их персонала. Относительно ООН, например, следует упомянуть две специальные конвенции: Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 года и Конвенцию о привилегиях и иммуни-_тетах специализированных учреждений ООН 1947года. Следует отметить, что дипломатическое право не является статической отраслью международного публичного права, оно динамически развивается. В её сферу все более входит регулирование не только обычных, ординарных условий функционирования дипломатических представительств, но и вопросы экстраординарного характера. К таким относится, например, проблема охраны жизни и здоровья дипломатических представителей. С целью ее урегулирования, в рамках ООН в 1973 году была принята Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. Существует ряд так называемых национальных источников дипломатического и консульского права, которые приняты государствами в рамках внутригосударственного права. Имеются такие источники и в Украине. Это, прежде всего, Конституция Украины. Сюда же относятся ряд таких нормативных актов подзаконного характера, как, например, Постановление Верховного Совета Украины «О дипломатических рангах» 1992 года, Положение о дипломатических представительствах Украины за рубежом 1992 года, Положение о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств на территории Украины 1993 года, Положение о порядке назначения глав представительств Украины в иностранных государствах и при международных организациях 1994 года, Консульский Устав Украины J.994 года, Положение о торгово-эконо-мической миссии в составе дипломатического представительства Украины за рубежом 1994 года и др. Следует учитывать, что вся международная и внутригосударственная деятельность государств по регламентации дипломатических и консульских отношений должна соответствовать следующим основополагающим принципам и нормам: — закрепленным в Конституции и законах государства (в области административного, гражданского, уголовного, морского права и т.п.); — международного публичного и международного частного права; — дипломатического и консульского права; — а также международно-правовой практике государств.
4. Дипломатические., Дипломатическое представительство — это орган внешних сношений государства, находящийся за его пределами на территории другого государства для осуществления дипломатических сношений с ним. Следует иметь в виду, что дипломатическое представительство является родовым понятием, обозначающим разные виды зарубежных органов внешних сношений государства, осуществляющих дипломатическую деятельность. Существуют два вида дипломатических представительств: посольства и миссии. Существенных различий между посольствами и миссиями нет, но считается, что посольства — это представительства первого, высшего класса. Поэтому большинство государств, в том числе и Украина, предпочитают обмениваться дипломатическими представительствами на уровне посольств. К посольствам приравниваются представительства Ватикана — нунциатуры. Миссии представляют собой представительства второго класса. Представительства Святейшего престола представлены здесь интернунциатурами. Уже отмечалось, что дипломатические отношения устанавливаются на основании соглашения между соответствующими государствами, в котором оговаривается уровень их дипломатических представительств. Обычно он устанавливается на уровне посольств, так как, с утверждением во второй половине XX века принципа суверенного равенства государств, миссии в настоящее время встречаются весьма редко. Государство, направляющее посольство или миссию в другое государство, именуется аккредитующим государством, а государство, принимающее такие представительства на своей территории, — принимающим государством, государством пребывания. Главой посольства является посол, миссии — посланник или поверенный в делах, для Ватикана — интернунций. 5. Функции дипломатического представительства Венская конвенция 1961 года «О дипломатических сношениях» в статье 3 закрепила функции дипломатического представительства в соответствии с международным правом. К ним относятся: — представительская функция, заключающаяся в представительстве аккредитующего государства в государстве пребывания; — защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом; — ведение переговоров с правительством государства пребывания; — информационная функция — выяснение всеми — функция поощрения дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки. Представительская функция заключается в том, что дипломатическое представительство аккредитующего государства представляет его в государстве пребывания в полном объеме, то есть оно вправе полностью представлять его политические, экономические, социальные, культурные и иные интересы. Эта функция основана на суверенной власти государства — субъекта международного права, имеющего объективное право на представительство (право посольства). Представительская функция дипломатического представительства в теоретическом аспекте начинается с момента объявления об учреждении дипломатического представительства и его открытия, а на практике, обычно,— с момента вручения главой дипломатического представительства верительных грамот. Расширительное толкование представительской функции дипломатического представительства позволяет выделить в этой функции подфункцию, которая в определенных обстоятельствах становится самостоятельной функцией — это функция дипломатической защиты, которая упоминалась в предыдущих главах. Она заключается в том, что дипломатическое представительство за рубежом представляет и защищает не только интересы аккредитующего государства, но и осуществляет подобные меры в отношении физических и юридических лиц, т.е. субъектов, находящихся в правовой связи с аккредитующим государством (граждане и юридические лица государства). В международном праве на основе практики выработаны критерии правомерности дипломатической защиты: а) функция дипломатической защиты оказывается только дипломатическим представительством; б) дипломатическая защита распространяется в основном только на граждан аккредитующего государства; в) эта функция начинает действовать не сразу после совершения лицом правонарушения, а только после того, как посольством исчерпаны все законные средства, которые предусмотрены рамками законодательства государства пребывания (суть дипломатической защиты состоит не столько в правовой защите гражданина, сколько в его политической защите, так как к этому вопросу присоединяются политическое руководство и другие центральные органы аккредитующего государства); г) дипломатическая защита не оказывается иностранным гражданам, гражданам страны пребывания или апатридам (функция дипломатической защиты не совпадает с правом дипломатического убежища). Функция ведения переговоров с правительством страны пребывания является основной процессуальной функцией, которая указывает на способ осуществления дипломатических полномочий. В широком смысле эта функция понимается как общение дипломатического представителя с властями страны пребывания. В узком смысле — это переговоры по вопросам заключения международного договора либо других соглашений. Эта функция основана на функции представительства, поэтому, переговоры в широком и узком смысле дипломатический представитель ведет без предоставления разовых полномочий, так как ранее им была вручена верительная грамота главе государства пребывания. Информационная функция заключается в том, что дипломатическое представительство имеет. право всеми легальными, допустимыми средствами (в рамках законодательства страны пребывания) осуществлять сбор информации и передавать ее правительству своей страны. Эта информация носит многоаспектный характер, так как касается политической обстановки в государстве пребывания, расстановки в ней политических сил, экономической ситуации в стране и других вопросов. Однако информационную функцию следует понимать более широко. Она включает -в себя обязательства не только информировать аккредитующее государство, но и обязательства оказывать информационные услуги субъектам, находящимся на территории страны пребывания. Таким образом, любой гражданин, организация, тем более орган государства страны пребывания, вправе обратиться в дипломатическое представительство с запросом о предоставлении интересующей его информации по конкретным вопросам. Вместе с тем: следует отметить, что информационная функция должна осуществляться дипломатическим представительством весьма осторожно, во избежание нарушений законов страны пребывания. Если все вышеперечисленные функции были выработаны в процессе длительной международной практики, то функция укрепления дружественных отношений между государствами и сотрудничества в области экономики, культуры и науки появилась уже в современный период. Эта функция была предложена делегацией Чехословакии в процессе проведения Венской кон- ' 507 ференции и нашла свое место в принятом ею кодифицированном документе. Следует указать, что организационно-правовые формы реализации функций дипломатического представительства весьма широки и разнообразны, они оговариваются и устанавливаются, находя свое закрепление на межправительственном уровне в соответствующих соглашениях. Date: 2015-09-24; view: 694; Нарушение авторских прав |