Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственные границы





Территория одного государства отделяется от терри­тории другого государства с помощью государственных границ.

В международной доктрине имеются различные оп­ределения государственных границ. Одни авторы опре­деляют государственные границы как линию, устанав­ливающую пределы сухопутной или водной территории государства, другие — как юридически обоснованную условную линию, определяющую пределы не только по-


верхности, но также и недр и воздушного пространства, а третьи — как фактические или воображаемые линии на сухопутном, водном и воздушном пространствах и не-дрйх, которые определяют пределы действия государ­ственного суверенитета. Однако в этих подходах, кото­рые характеризуются полиобъектностью состава, можно найти точки соприкосновения: под государственной гра­ницей понимается линия, не только устанавливающая пространственные пределы государственной территории, но и пределы действия государственной власти.

Имеются также и нормативные определения госу­дарственных границ, которые содержатся в националь­ном законодательстве государств. Так, Закон Украины «О государственной границе Украины» от 4 ноября 1991 года определяет государственную границу как линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющих пределы территории Украины — суши, вод, недр, воздушного пространства.

Следует отличать государственные границы, разде­ляющие и разграничивающие территории сопредельных суверенных государств, и административно-территори­альные или административные границы, с помощью ко­торых осуществляется разграничение отдельных час­тей одного государства: административно-территориаль­ных единиц, субъектов федерации и т.п.

Главная задача государственных границ состоит в определении пространственных пределов территори­ального верховенства государства и в ограничении при­надлежащей ему территории, которая составляет ма­териальную основу жизнедеятельности народа и само­го государства. Надлежащим образом закрепленные и признанные, государственные границы подтвержда­ют право государства (титул) на данную территорию. В основе существования современных границ госу­дарств-членов мирового сообщества лежат принципы нерушимости и неприкосновенности государственных границ, неприкосновенности и целостности государ-


ственной территории, особая стабильность договоров о границах.

Современное международное право запрещает одно­сторонние, а тем более насильственные действия по из­менению границ. Однако оно не исключает возможно­сти мирного изменения границ по договоренности меж­ду сопредельными государствами, т.е. путем заключения международных соглашений, и в соответствии с принци­пами международного права. Вместе с тем они могут быть установлены в результате издания внутригосудар­ственного акта. Так, статья 2 Закона Украины «О госу­дарственной границе Украины», регулирующая порядок определения государственной границы, устанавливает, что «государственная граница Украины определяется реше­ниями Верховного Совета Украины, а также междуна­родными договорами Украины».

Международному праву известен феномен неопреде­ленных границ, границ de facto, которые возникают ввиду отсутствия демаркации. Такие границы имеют место в Африке, на Азиатском континенте (например, в настоя­щее время отмечается полное отсутствие юридической и даже фактической границы между Пакистаном и Афганистаном), а также в случае наличия неурегулиро­ванного пограничного спора.

Существуют сухопутные, водные и воздушные гра­ницы государства, которые различаются в зависимости от места прохождения.

По способу установления различают границы:

а) астрономические — они проводятся по меридиа­нам и параллелям (например, такая граница проходит по 38 параллели между КНДР и Южной Кореей);

б) орографические — проходящие по местности с уче­том ее рельефа (такие границы имеются между подав­ляющим большинством сопредельных государств);

в) геометрические — они прокладываются путем на­несения прямых линий (большинство таких границ су­ществует в Африке: между Египтом и Суданом, между Египтом и Ливией, Ливией и Чадом и др; они проходят также между Аляской (США) и Канадой и др.).


Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами и, со­гласно этим договорам, отмечаются на местности. Вод­ные границы подразделяются на речные, озерные, гра­ницы других водоемов и морские. Границы на реках устанавливаются по соглашению между прибрежными государствами: на судоходных реках — по середине главного фарватера либо по тальвегу (линии наиболь­ших глубин), на несудоходных — посередине главного рукава реки. На озерах и иных водоемах — по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к бе­регам озера или иного водоема. Морскими границами государства являются внешние пределы его территори­ального моря или линия разграничения территориаль­ных морей смежных или противолежащих государств. Внешние пределы территориального моря устанавли­ваются законодательством прибрежного государства в соответствии с общепризнанными принципами и нор­мами международного права. Воздушными границами государственной территории являются боковые и вы­сотные пределы ее воздушного пространства. Боковой границей воздушного пространства является вертикаль­ная плоскость, проходящая по сухопутной и водной ли­ниям государственной границы. Высотные пределы го­сударственной границы ограничиваются 110-115 км.

В соответствии со статьей 3 Закона Украины «О го­сударственной границе Украины» от 4 ноября 1991 года государственная граница Украины, если иное не пре­дусмотрено международными договорами Украины, ус­танавливается:

1) на суше — по характерным точкам и линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

2) на море — по внешнему пределу территориально­го моря Украины;

3) на судоходных реках — по середине главного фар­ватера или тальвегу реки; на несудоходных реках (ру­чьях) — по их середине или по середине главного рука­ва реки; на озерах и иных водоемах — по прямой ли-


нии, соединяющей "выходы государственной границы Украины к берегам озера или иного водоема. Государ­ственная граница Украины, проходящая по реке (ру­чью), озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды так и при отклонении русла реки (ручья) в ту или иную сторону;

4) на водохранилищах гидроузлов и иных искусст­венных водоемах — в соответствии с линией государ­ственной границы Украины, проходившей на местнос­ти до их заполнения;

5) на железнодорожных и автодорожных мостах, пло­тинах и Других сооружениях, проходящих через по­граничные участки судоходных и несудоходных рек (ручьев), — по середине этих сооружений или по их технологической оси, независимо от прохождения го­сударственной границы Украины на врде.

В процессе установления границы обычно различа­ют два последовательных этапа:

делимитация — это определение в договорном порядке общего направления прохождения линии го­сударственной границы с обозначением ее на картах, схемах и планах. При делимитации составляется подробное описание прохождения линии границы, ис­ключающее двоякое толкование, с нанесением ее на карты и схемы (делимитационные карты) по специ­ально выбранным и согласованным естественным или искусственным точкам или ориентирам (рекам, ручь-' ям, горным вершинам, хребтам и т.д.). Делимитацион-ная карта подлежит парафированию и подписанию, она также скрепляется гербовыми печатями договариваю­щихся сторон. У Украины проведена делимитация го­сударственных границ со всеми сопредельными госу­дарствами (в 1997 году подписан договор о делимита­ции границ с Белоруссией, в 1999 году — с Молдавией), за исключением Российской Федерации. Переговоры об этом между двумя государствами находятся в на­чальной стадии;


демаркация — это проведение линии государствен­ной границы на местности с обозначением ее специаль­ными пограничными знаками (пирамидами, столбами, буями, створными знаками, маяками и т.п.). Работы по демаркации находятся под контролем представителей сопредельных государств и осуществляются погранич­ными войсками. Согласно статьи 4 Закона Украины от 4 ноября 1991 года «государственная граница Украи­ны на местности обозначается ясно видимыми погра­ничными знаками, формы, размер и порядок установле­ния которых определяются законодательством Украи­ны и международными договорами Украины». При демаркации составляется протокол — подробное опи­сание прохождения линии границы на местности со схе­мами, фотографиями и описанием каждого погранич­ного знака и его отличительных характеристик (разме­ры, цвет, характеристики огней и т.д.). Воздушные и подземные границы не.обозначаются. В настоящее вре­мя идет процесс демаркации украинско-белорусской и украинско-молдавской границы.

При обозначении линии границы на местности воз­можны небольшие отклонения от делимитационного описания (особенно вблизи населенных пунктов), воз­никающие разногласия разрешаются смешанными ко­миссиями, а в особых случаях — на дипломатических

переговорах.

Следует иметь в виду, что все документы по делими­тации и демаркации являются составными частями до­говоров о территориальном разграничении, уступке, об­мене, продаже территорий и подлежат утверждению высшими органами государственной власти српредель-ных договаривающихся государств.

В случае возникновения необходимости уточнения территориальных границ сопредельных государств про­водится редемаркация. Редемаркация осуществляется путем проверки ранее демаркированной границы с вос­становлением, ремонтом (заменой) ранее выставленных пограничных знаков. Такая редемаркация была произ-


ведена, например, в районе реки Араке на советско-ту­рецкой границе в 1967-1972 годах.

Особую актуальность проблематика государственной границы приобрела в связи с распадом Союза ССР и об­разованием на его территории ряда независимых госу­дарств. Следует прежде всего обратить внимание на дос­таточно условный характер границ между бывшими со­юзными республиками СССР — ныне независимыми государствами. Они были определены по административ­ным границам между союзными республиками, при этом не была проведена ни их делимитация, ни демаркация. С учетом этих обстоятельств 26 мая 1995 года государ­ства-члены СНГ подписали Договор о сотрудничестве и охране границ государств-участников Содружества Не­зависимых Государств с государствами, не входящими в Содружество. Основным положением, содержащимся в этом договоре, было решение именовать границами лишь те, которые являются участками государственных гра­ниц участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество. Такими государственными границами Украины являются лишь границы с Румынией, Польшей, Венгрией и Словакией. Для достижения целей договора стороны приняли на себя взаимную ответственность за обеспечение охраны своего участка границы с учетом интересов безопасности сто­рон (статья 3). Одновременно с договором было согласо­вано Положение о Совете командующих пограничными войсками (оно не было подписано Украиной, Молдавией и Азербайджаном), в функции которого входит согласо­вание усилий по реализации решений Совета глав госу­дарств СНГ, касающихся пограничных вопросов. В 1995 году Советом глав государств СНГ была принята Кон­цепция охраны внешних границ, которая закрепила де­ление границ на внутренние и внешние. В соответствии с ней на внутренних границах государств СНГ действует режим прозрачности границ. При их пересечении граж­данами таких государств не требуется предъявление ка­ких-либо специальных документов, за исключением удо-


стоверения личности. Следует отметить, что подобное деление границ на внутренние (прозрачные) и внешние установлено Договором о Европейском Союзе, заключен­ном в 1992 году в Маастрихте. В настоящее время неко­торые из государств СНГ, в частности Российская Феде­рация, готовится к введению изменения порядка пересе­чения государственной границы для граждан СНГ — такое пересечение будет разрешено только при наличии иностранного паспорта. Если такие тенденции будут на­бирать силу, то вскоре внутренние границы между госу­дарствами СНГ превратятся в границы внешние.

Для обеспечения неприкосновенности государствен­ных границ и, соответственно, своей территории госу­дарство на границе устанавливает определенный режим, который обычно называется режимом государственной границы. В соответствии с разделом II Закона Украи­ны «О государственной границе Украины» режим госу­дарственной границы Украины понимается как поря­док пересечения государственной границы Украины, плавания и пребывания украинских и иностранных не­военных судов и военных кораблей в территориальном море и внутренних водах Украины, захода иностран­ных невоенных судов и военных кораблей во внутрен­ние воды и порты Украины и пребывания в них, содер­жания государственной границы Украины, производства различных работ, промысловой и иной деятельности на государственной границе Украины. Помимо этого За­кона, режим государственной границы определяется иными актами законодательства Украины и междуна­родными договорами Украины.

В соответствии со статьей 22 Закона Украины от 4 ноября 1991 года, с целью установления на государствен­ной границе надлежащего порядка, Кабинетом Мини­стров Украины определяется пограничная полоса, ко­торая устанавливается непосредственно вдоль государ­ственной границы Украины, на ее сухопутных участках или вдоль берегов пограничных рек, озер и иных водо­емов с учетом особенностей местности и условий. В по-


граничную полосу не включаются населенные пункты и места массового отдыха населения.

В соответствии с новой редакцией Закона Украины «О государственной границе Украины» от 18 июня 1996 года в пределах территории района, города, поселка, сель­совета, прилегающей к государственной границе Укра­ины или к побережью моря, охраняемой пограничны­ми войсками Украины, как правило, устанавливаются контролируемые приграничные районы. В контролиру­емый приграничный район включаются также терри­ториальное море Украины, внутренние воды Украины и часть вод приграничных рек, озер и иных водоемов Украины и расположенные в этих водах острова.

В пограничной полосе и контролируемом пригранич­ном районе в порядке, определяемом Кабинетом Ми­нистров Украины, устанавливается пограничный режим, который включает правила въезда, временного пребы­вания, проживания, передвижения граждан Украины и других лиц, производства работ, учета и содержания на пристанях, причалах и в пунктах базирования самоход­ных и несамоходных судов, их плавания и передвиже­ния во внутренних водах Украины. Пограничный ре­жим также распространяется и на территорию района, города, поселка, сельсовета, прилегающую к государствен­ной границе Украины или к охраняемому пограничны­ми войсками Украины побережью моря, где погранич­ная полоса и контролируемый приграничный район не установлены.

Разрешение на въезд, временное пребывание, прожи­вание, производство работ и пропуск в пограничную по­лосу дают и осуществляют Пограничные войска Укра­ины совместно с органами внутренних дел. В необходи­мых случаях Пограничные войска Украины могут вводить дополнительные временные режимные ограни­чения на въезд и производство работ в пограничной полосе (статья 24 Закона).

Статья 21 Закона Украины от 4 ноября 1991 года устанавливает, что для решения вопросов, связанных с


поддержанием режима государственной границы Ук­раины, а та*Кже для урегулирования пограничных ин­цидентов на определенном участке государственной границы Украины из числа офицеров пограничных войск Украины назначаются пограничные представи­тели Украины (в некоторых странах они именуются пограничными комиссарами). Пограничные представи­тели Украины в своей деятельности руководствуются законодательством Украины и международными дого­ворами Украины. Не урегулированные ими вопросы разрешаются в дипломатическом порядке.

Железнодорожное, автомобильное, морское, речное, паромное, воздушное и иное сообщение через государ­ственную границу Украины осуществляется в пунктах пропуска, устанавливаемых Кабинетом Министров Ук­раины в соответствии с законодательством Украины и международными договорами Украины. Пункт пропус­ка через государственную границу Украины — это спе­циально выделенная территория на железнодорожных и автомобильных станциях, в морских и речных портах, аэропортах (аэродромах) с комплексом строений, соору­жений и технических средств, где осуществляются по­граничный, таможенный и иные виды контроля и про­пуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и другого имущества (статья 9 Закона). Лица, транспортные средства, грузы it иное имуще­ство, пересекающие государственную границу Украины, подлежат пограничному и таможенному контролю, в соответствующих случаях осуществляется также сани-тарно-карантинный, ветеринарный и фитосанитарный контроль, контроль за вывозом с территории Украины культурных ценностей и иной контроль. Пропуск лиц, ' пересекающих государственную границу Украины осу­ществляется пограничными войсками Украины по дей­ствительным документам на право въезда на террито­рию Украины или выезда из Украины. В соответствии с международными договорами Украины Кабинетом Министров Украины может быть установлен упрощен-


ный порядок пропуска лиц, транспортных средств, гру­зов и иного имущества через государственную границу Украины.

Вылет украинских и иностранных воздушных судов с территории Украины, а также их посадка после взле­та на территорию Украины производятся в аэропортах (на аэродромах), открытых для международных поле­тов, где имеются контрольно-пропускные пункты по­граничных войск Украины и таможенные учреждения. Для морских (речных) судов государственная граница открывается и закрывается в последнем порту отплы­тия или прибытия.

В соответствии со статьей 20 Закона Украины «О го­сударственной границе Украины» нарушителями госу­дарственной границы Украины являются:

1) лица, пересекшие или пытающиеся пересечь госу­дарственную границу Украины любым способом вне пунктов пропуска через государственную границу Укра­ины или в пунктах пропуска через государственную гра­ницу Украины, но с нарушением правил ее пересечения;

2) лица, проникшие или пытающиеся проникнуть на украинские или иностранные транспортные средства заграничного следования с целью незаконного выезда с территории Украины;

3) иностранные невоенные суда и военные корабли, зашедшие в территориальное море или внутренние воды Украины в нарушение установленных правил захода в эти воды. Иностранные подводные лодки и другие под­водные транспортные средства являются нарушителя­ми государственной границы Украины и в тех случаях, когда они пересекают государственную границу Укра­ины в подводном положении или находятся в этом положении во время плавания и пребывания в водах Украины;

4) воздушные суда и другие летательные аппараты, пересекшие государственную границу Украины без со­ответствующего разрешения компетентных органов Украины или совершившие иные нарушения правил


перелета через государственную границу Украины. На­рушением государственной границы Украины являет­ся также пересечение ее любыми другими технически­ми или иными средствами без соответствующего на то разрешения или в нарушение установленного порядка.

5. Международная (негосударственная) территория

Международная территория находится за предела­ми юрисдикции государств, т.е. за пределами государ-. ственной территории данного государства, в частности, за внешними пределами территориального моря, нахо­дятся обширные пространства морей и океанов, вклю­чая толщу морей и океанов, их недра и воздушное про­странство над ними, а также космическое пространство, не находящееся под суверенитетом какого-либо госу­дарства.

Юридический статус этих территорий определяется в многосторонних международно-правовых актах и меж­дународной доктрине как территория общего пользо­вания или общее наследие человечества.

На практике юридический статус таких пространств определяется исключительно нормами международно­го права — обычноправовыми и конвенционными (до­говорными), а иногда также дополнительно соглашени­ями между сопредельными государствами. Например, правовой статус: открытого моря закреплен в Конвен­ции об открытом море 1958 года и в Конвенции о кон­тинентальном шельфе 1958 года; международного рай­она морского дна — в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года; Антарктики — в Договоре об Антар­ктике 1959 года; воздушного пространства — в Чи­кагских конвенциях о международной гражданской авиации 1944 года; международных проливов и кана­лов — в Конвенции о режиме Черноморских проливов 1936 года, в Договоре между Чили и Аргентиной отно-


т

сительно Магелланова пролива 1941 года, в Конвенции относительно обеспечения свободного плавания по Су­эцкому каналу (Константинопольская конвенция) 1888 года и др.; космического пространства (включая Луну и другие небесные тела) — в Договоре о принципах дея­тельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие не­бесные тела 1967 года; международных рек — в Конвен­ции о режиме судоходства на Дунае 1948 года и др.; многонациональных рек — в Соглашении между Ар­гентиной и Уругваем относительно вод реки Уругвай 1946 года, в Соглашении между ОАР и Суданом об ис­пользовании вод реки Нил 1959 г. и др.

Учитывая, что многие из названных объектов явля­ются объектами регулирования соответственно между­народному морскому, воздушному и космическому пра­ву, они будут рассмотрены в последующих главах.

Date: 2015-09-24; view: 559; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию