Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право убежища





Предоставление убежища является традиционным институтом международного права. Исторически ин­ститут права убежища впервые возник в период Вели­кой французской революции. В Конституции Франции 1793 года говорилось, что Франция предоставляет «убе­жище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы».

Право убежища получило свое развитие и правовую регламентацию как в национальном законодательстве государств, так и в международном праве. В Украине это право закреплено в Конституции Украины: «Инос­транцам и лицам без гражданства может быть предос­тавлено убежище в порядке, установленном законом» (ч. 2 статьи 26). Аналогичные положения содержатся в конституциях многих государств мира, например, в ч.1 статьи 28 Конституции Российской Федерации, ч. 3 ста­тьи 10 Конституции Италии, п. 1 статьи 16-а Основного Закона ФРГ, п.4 статьи 13 Конституции Испании и др. Обычно в основных законах государств закрепляется само право убежища. Процедура же получения этого права регламентируется текущим законодательством.

В статье 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 года определено:

«1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на со­вершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций».


Подобные правоположения содержатся и в ряде дру­гих международных актах, например, в Декларации ООН «О территориальном убежище», принятой на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2312 (XXII) 14 декабря 1967 года, в Декларации о территориальном убежище, принятой Советом Европы в 1997 году.

Согласно последнему документу, право убежища пре­доставляется любому лицу, которое имеет вполне обо­снованные опасения стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принад­лежности к определенной социальной группе или по­литических убеждений.

Следует указать на то, что предоставление убежища является мирным и гуманным актом и не считается недружественным актом по отношению к любому

государству.

На практике право убежища реализуется путем пре­доставления права въезда на территорию данного госу­дарства и законного там пребывания. Лицо, получившее убежище, по своему статусу приравнивается к иностран­цу, но его отличие от иностранца состоит в том, что:

— во-первых, время пребывания такого лица в госу­дарстве, предоставившем ему убежище, не ограничено;

— во-вторых, лицо, получившее убежище, не может быть выслано из государства, предоставившего ему убе­жище;

— в-третьих, лицо, получившее убежище, не может быть выдано как своему патримониальному государству, так и любому третьему иностранному государству.

Убежище предоставляется только лишь тем лицам, которые не совершили общеуголовных или междуна­родных преступлений. Это вытекает из смысла упомя­нутого пункта 2 статьи 14 Всеобщей декларации прав

человека.

Но в ряде случаев государствами ограничивается пе­речень причин и условий, при которых может быть пре­доставлено убежище. Так, в статье 63 Конституции РФ Указано, что убежище предоставляется иностранцам, преследуемым за свою деятельность в пользу свободы


и лишенным в своей стране основных прав и свобод. Конституция ФРГ делает акцент на политических пре­следованиях, бесчеловечном или позорящем обращении. или наказании (п. 3 статьи 16-а). Конституция Испании, отсылает к специальному закону, устанавливающему yc-L ловия, на которых граждане других стран и апатриды! пользуются в этом государстве правом на убежище. Хотя Конституция Украины и не предусматривает каких-либо ограничительных условий для предоставления убежи­ща, очевидно, что оно не может быть предоставлено уго­ловным преступникам, равно как и лицам, преследуе­мым за фашистскую и подобного рода деятельность или человеконенавистническую пропаганду.

В международном праве различают территориаль­ное и дипломатическое убежище. Первое означает предоставление какому-либо лицу (лицам) возможности укрыться от преследований политического характера на территории конкретного государства; второе — предос­тавление государством такой же возможности, но в пре­делах дипломатического представительства, консульско­го учреждения или на иностранном военном корабле, находящихся на территории другого государства.

Следует учитывать обычный характер предоставле­ния дипломатического убежища. В соответствии с об­щим международным правом неприкосновенность по­мещения дипломатического представительства или консульского учреждения, а также экстерриториаль­ность иностранного военного корабля не дают права предоставлять в их помещениях убежище лицам, пре­следуемым властями государства пребывания за пра­вонарушения политического характера. Данное поло­жение получило отражение и в договорном праве. Так, в соответствии с п.З статьи 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года установлен зап­рет на использование дипломатического представитель­ства в целях, не совместимых с его официальными фун­кциями. Однако дипломатическое убежище получило


весьма широкое распространение в договорной прак­тике государств Латинской Америки, которые в Гаван­ской конвенции 1928 года и Каракасской конвенции 1954 года признали право дипломатического убежища и разработали процедуру его предоставления. Имеются случаи предоставления такого убежища и в Европе. Так, общеизвестен факт предоставления во время венгерс­кого восстания в октябре 1956 года дипломатического убежища посольством США католическому кардиналу Миндсенти, а некоторым министрам временного пра­вительства Венгрии — посольством Югославии.

Литература:

1. Бояре Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. — М., 1986.

2. Броунли Я. Международное право. В 2-х книгах. — Кн. 2. — М., 1977.

3. Курс международного права. В 7 т. Т.З. — М., 1990.

4. Лазарев Л.В., Марышева Н:И., Пантелеева И.В. Иностран­ные граждане (правовое положение). — М., 1992.

5. Тимченко Л.Д. Международное право. — Харьков, 1999.

6. Тодыка Ю.Н. Конституционно-правовой статус ино­странцев и беженцев в Украине. — Харьков, 1998.

7. Черкес М.Е. Международное право: Учебное пособие. — Одесса, 1998.


f

Глава 12

ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Date: 2015-09-24; view: 297; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию