Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданство и его значение для международного права





Основу правового статуса индивида образует право­отношение гражданства. Сущность гражданства заклю­чается во взаимоотношении человека и государства.

В отечественной науке международного права и за­конодательстве по вопросам гражданства имеется мно­го определений института гражданства, но, как представ­ляется, все они грешат определенной неполнотой, а иног­да и противоречивостью.

Так, например, в семитомном «Курсе международ­
ного права» содержится следующая дефиниция граж­
данства: «Гражданство — это устойчивая правовая
связь физического лица с государством, выражающая­
ся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и
означающая подчинение данного лица суверенной вла­
сти соответствующего государства независимо от свое­
го местонахождения... Гражданство — это юридичес­
кая принадлежность того или иного лица к государ­
ственно организованному обществу. Гражданство —
устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае
длительного пребывания гражданина за границей она
не прерывается».,


По поводу такой формулировки гражданства возни­кает ряд вопросов. Во-первых, вызывает сомнение, что гражданин, независимо от своего местонахождения, подчинен суверенной власти государства своей граж­данской принадлежности, так как, находясь в качестве иностранца на территории другого государства, он, безус­ловно, подчинен юрисдикции государства пребывания. Во-вторых, на территории любого государства (государ­ственно организованного общества) в любое время нахо­дятся не только граждане данного государства, но и иные лица — иностранцы и лица без гражданства (апатри­ды), которые в данный момент проживают на его тер­ритории, составляя его население.

Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О гражданстве Украины» от 16 апреля 1997 года закрепляет такую формулировку гражданства Ук­раины, которая определяет последнее как постоянную правовую связь лица и Украинского государства, нахо­дящую свое выражение в их взаимных правах и обя­занностях. На наш взгляд, данная законодательная де­финиция страдает ущербностью, так как при ее бук-' вальном понимании и реализации гражданин Украины по своей воле не вправе будет выйти из гражданства, так как оно представляет собой постоянную связь лица и государства.

Поэтому наиболее оптимальной формулировкой граж­данства представляется следующая: гражданство — это политико-правовая связь лица и государства устойчи­вого характера, в результате которой между ними воз­никают взаимные права и обязанности.

Как представляется, в этой формулировке содержат­ся все важнейшие признаки гражданства:

— гражданство — это правовая связь лица и госу­дарства (субъекты этого отношения связаны юридичес­кими правами и обязанностями);

— юридические права и обязанности между субъек­тами правоотношения гражданства носят взаимный ха­рактер: государство вправе требовать от лица уваже-


ния и соблюдения своих законов, но в то же время обя­зано осуществлять защиту этого лица как на своей тер­ритории, так и за ее пределами; лицо же, в свою очередь, имеет право требовать от государства обеспечения та­кой защиты, но в то же самое время оно обязано соблю­дать его законы;

— гражданство — это политическая связь лица и
государства, так как предполагает ту или иную степень
участия лица в управлении делами государства и обще­
ства: участие в выборах, референдумах, уплату налогов
и др.;,,

— устойчивость такой связи предполагает наличие потенциальной возможности ее разрыва (лицо вправе выйти из гражданства на основании своего волеизъяв­ления и по основаниям, предусмотренным законодатель­ством).

Таким образом, суть политико-юридического стату­са лица как гражданина конкретного государства со­стоит в участии индивида в делах по управлению обще­ством и государством, активном пользовании своими правами и добросовестном исполнении обязанностей, возложенных на него законом. Причем установление такого статуса является исключительной прерогативой данного государства. Но в некоторых случаях это по­рождает коллизию норм о гражданстве различных го­сударств, которая может найти свое разрешение только на уровне международного права посредством заклю­чения соответствующего соглашения между заинтере­сованными государствами. Прежде всего это касается ситуации двойного гражданства в силу законодат^ль-ства о гражданстве государств, каждое из которых при­знает данного индивида своим гражданином. В прин­ципе, оба таких государства обычно не признают при­надлежность данного индивида гражданству другого государства. Но это лишь усложняет положение соот­ветствующего индивида, поскольку, находясь в преде­лах юрисдикции одного государства, он может быть привлечен к ответственности за некоторые деяния,.ко-.


торые он совершил в пределах территории другого го­сударства в качестве его гражданина. Поэтому заинте­ресованные государства заключают иногда соглашения о ситуации двойного гражданства, чтобы минимизиро­вать последствия такой ситуации для индивида или вообще ее исключить. В Законе Украины «О граждан­стве» от 8 октября 1991 года нашим государством при­знавалась возможность двойного гражданства, возника­ющего на основе заключаемых Украиной международ­ных соглашений. Хотя в договорной практике Украины такие примеры отсутствовали. Однако уже в Конститу­ции Украины 1996 года закреплено положение о том, что в Украине существует единое гражданство (статья 4), которое снимает проблему возникновения двойного гражданства у граждан Украины.

Следует помнить, что в бывшем СССР было законо­дательно установлено также двойное, или одновремен­ное гражданство соответствующих лиц — статус граж­данина СССР и одновременно статус гражданина союз­ной республики, на территории которой он постоянно проживал. При переезде в другую союзную публику на постоянное местожительство соответственно изменялось и республиканское гражданство. Поскольку граждан­ство — это юридическая принадлежность индивида к организованному в данное государство обществу, а со­юзные республики СССР по существу государствами не являлись, то категория «гражданин союзной республи­ки» являлась юридической фикцией. На практике это было вызвано необходимостью урегулирования вопро­сов об условиях голосования при выборах органов вла­сти союзной республики и обеспечения иных полити­ческих прав граждан СССР. Однако, исходя из совре­менных критериев, для этого достаточно было бы просто различать граждан СССР, постоянно проживающих на территории данной союзной республики и находящих­ся в ней временно.

В доктрине международного права и национальном законодательстве некоторых государств вместо терми-


на «гражданство» используется термин «подданство», причем в качестве совершенно равнозначных. Как пред­ставляется, эти термины не являются равнозначными. Подданство отличается от гражданства прежде всего тем, что оно:

— во-первых, является институтом монархического государства и обозначает политико-правовую связь под­данного с монархом;

— во-вторых, такая правовая связь характеризуется не взаимным и равнообязанным, как при гражданстве, а односторонним характером: подданный несет перед монархом только обязанности, а монарх по отношению к индивиду имеет только права;

— в третьих, в исторической ретроспективе инсти­тут подданства предшествовал возникновению инсти­тута гражданства, который впервые появляется в эпоху буржуазных революций.

Следует учитывать, что в некоторых современных монархиях институт подданства, там где он еще офи­циально существует, ничем не отличается от института гражданства. Так, например, в Акте о британском под­данстве от 30 июля 1948 года (п. 2 статьи 1, Часть 1) указывалось: «выражение «британский подданный» и выражение «гражданин Содружества» имеют одно и то же значение». В большинстве же государств с мо­нархической формой правления используется понятие гражданства.

Относительно гражданства могут быть выделены пра­вовые состояния индивида, находящегося в любое вре­мя на территории конкретного государства.

Гражданин (патрид) — это лицо, имеющее доказа­тельства принадлежности к гражданству данного конк­ретного государства. В Украине документами, подтвер­ждающими гражданство Украины, являются паспорт гражданина Украины, а для лиц в возрасте до 16 лет — свидетельство о рождении. Образцы и порядок выдачи паспорта гражданина Украины и свидетельства о рож­дении определяются положениями о паспорте гражда-


няна Украины и свидетельстве о рождении, утверждае­мыми Верховной Радой Украины.

Лицо без гражданства (апатрид, аполид) — это лицо, находящееся на территории конкретного государства, которое не имеет доказательств принадлежности к граж­данству какого-либо государства вообще. В месте свое­го пребывания апатрид получает документ, удостоверя­ющий его личность и правовое состояние. В Украине таким документом является вид на жительство.

Лицо с двойным или множественным граждан­ством (бипатрид) — это лицо, имеющее доказатель­ство принадлежности к гражданству двух и более госу­дарств. В этом случае таким доказательствам выступа­ют паспорта гражданина двух или нескольких государств. В этом случае иногда возникает необходимость опреде­ления эффективного гражданства, что особенно важно в коллизионном праве при участии таких лиц в граждан­ско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом (гражданских, семейных, трудовых и др.).

Иностранный гражданин — это лицо, находящееся на территории конкретного государства, не являющее­ся его гражданином, но имеющее доказательства при­надлежности к гражданству другого государства. В ка­честве такого доказательства выступает паспорт граж­данина (подданного) иностранного государства.

Особое внимание следует обратить на применение термина «иностранцы», используемого в законодатель­стве многих государств. Исходя из положений статьи 1 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев» от 4 февраля 1994 года, «иностранцами признаются ино­странные граждане — лица, принадлежащие к граждан­ству иностранных государств и не являющиеся гражда­нами Украины, и лица без гражданства — лица, не при­надлежащие к гражданству какого-либо государства». Таким образом, этот термин носит собирательный ха­рактер, его систематическое толкование дает нам пони­мание того, что в круг лиц, являющихся иностранцами, входят не граждане конкретного государства, а только


иностранные граждане и лица без гражданства (апатри­ды), находящиеся на территории этого государства.

Национальное законодательство многих государств различает несколько категорий иностранцев: постоян­но проживающих на территории государства; времен­но пребывающих (находящихся) в государстве; облада­ющих дипломатическим иммунитетом; беженцев и др., правовое положение каждой из которых имеет свои осо­бенности.

Сравнительный анализ нормативно-правового регу­лирования института гражданства, а также его между­народно-правовая регламентация, дает возможность вы­делить определенные субинституты гражданства. Такие субинституты выделяются по основным, примерно од­нородным по содержанию, разделам законов о граж­данстве многих государств, разумеется, с учетом особен­ностей норм, содержащихся в разных законах.

В соответствии со сказанным можно выделить сле-| дующие группы субинститутов законодательства о граж- [ данстве:

Общие положения (субинституты)

1. Понятие гражданства и принципы его законода-| тельного регулирования.

2. Двойное гражданство, безгражданство и иностран-] ное гражданство.

3. Защита, покровительство и содействие сохранению] и приобретению гражданства.

Принадлежность к гражданству или признание гражданства

4. Определение понятия принадлежности к граждан­ству и ее простейшие формы.

5. Признание гражданства.

6. Особые формы определения принадлежности к гражданству в различных странах.

Приобретение гражданства, его способы и условия

7. Определение (закрепление) оснований и других общих условий приобретения гражданства.

8. Прием в гражданство, его регистрация и оптация.


9. Восстановление в гражданстве. Прекращение гражданства

10. Основания (виды) прекращения гражданства.

11. Выход из гражданства.

12. Утрата и лишение гражданства.

Другие субинституты законодательства о граждан­стве: приобретение гражданства рождением и измене­ние гражданства детей; гражданство недееспособных лиц; государственные органы по делам гражданства и их полномочия; исполнение решений по делам о граж­данстве и их обжалование — охватывают не только смежные институты семейного, гражданского, консти­туционного и административного законодательства кон­кретных государств, но и находят свое закрепление в многосторонних международных соглашениях между государствами по вопросам гражданства.

Date: 2015-09-24; view: 466; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию