Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Международных актов о правах человека 4 page
Необходимо обратить внимание на некоторую несогласованность положений частей первой и второй статьи 43 Конституции Украины. В первой части указывается на право каждого человека, а во второй части '— говорится об обязанностях государства по отношению к гражданам. Этим самым подчеркивается, что принцип равных возможностей в выборе профессии либо рода трудовой деятельности, в частности, одинаковая для всех возможность продвижения по работе на более высокие должности, не касается иностранцев или лиц без гражданства. Между тем подобное редакционное сужение права на труд не отвечает требованиям статей 6 и 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированного Украиной. Запрещение принудительного труда предусмотрено в статье 8 Международного пакта о гражданских и политических правах и нашло свое отражение в ч. 3 статьи 43 Конституции Украины. Термин «принудительный или обязательный труд» означает выполнение любой работы или службы лица под угрозой какого-либо наказания, работы, на выполнение которой это лиЦо не дало своего согласия либо не предложило услуг в отношении ее. Юридические гарантии права на труд закреплены в трудовом, административном и уголовном законодательстве. В частности, трудовое законодательство Украины устанавливает гарантии права на труд, к которым относятся: недопустимость необоснованного отказа в принятии на работу; запрет перевода работника на другую постоянную работу без его согласия; четкая регламентация условий и порядка освобождения от работы; запрет на освобождение работника по инициативе собственника или уполномоченного им органа без согласия профсоюзного комитета, за исключениями, предусмотренными законодательством; установление особых гарантий реализации права на труд для женщин, несовершеннолетних, молодых рабочих, специалистов и некоторых других категорий работников; обеспечение некоторым категориям работников преимущественного права на оставление на работе при высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе при сокращении численности или штата; юридические гарантии занятости населения. Запрещается необоснованный отказ в принятии на работу, равно как и другое прямое или косвенное ограничение прав или установление преимуществ при принятии на работу в зависимости от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой или национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов, религии, места жительства и других обстоятельств. Руководитель предприятия или другое должностное лицо на предприятии, виновные в нарушении трудовых прав граждан, могут привлекаться к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности. Законодательство Украины о труде предусматривает гарантии, направленные на сохранение существующего уровня условий труда. Работнику гарантируется сохранение места работы или должности при избрании его на выборную должность, а также сохранение среднего заработка и места работы за время, когда он не работал по причинам, которые признаются законодательством уважительными. При направлении работников на повышение квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Предусмотрены гарантии по сохранению заработной платы от незаконного удержания при наложении материальной ответственности на работников за вред, причиненный предприятию, учреждению, организации. Нормы трудового.права предусматривают компенсационные выплаты, направленные на возмещение работником материальных издержек в связи с исполнением трудовых обязанностей. Предпринимательство, в соответствии с Законом Украины «О предпринимательстве» от 7 февраля 1991 года, — это гарантированная Конституцией Украины самостоятельная инициатива, систематическая, на собствен- ный риск и не запрещенная законом деятельность по производству продукции, исполнению работ, предоставлению услуг и занятию торговлей с целью получения прибыли. Субъектами предпринимательской деятельности могут быть: граждане Украины, других государств, лица без гражданства, не ограниченные в правоспособности или дееспособности, которые выступают непосредственно либо через созданных ими юридических лиц. Право на социальное обеспечение «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование» (статья 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). «Громадяни мають право на сощальний захист, що включав право на забезпечення ix у раз! повно!, частко-Boi або тимчасовог втрати працездатност!, втрати году-вальника, безробггтя з незалежних в!д них обставив, а також у старост! та в шших випадках, передбачених законом. Це право гарантуеться загальнообов'язковим держав-ним сощальним страхуванням за рахунок страхових внесшв громадян, шдприемств, установ i оргатзацш, а також бюджетних та шщих джерел социального забезпечення; створенням мереж! державних, комунальних, приватних заклад!в для догляду за непрацездатними.. Пеней, шш! види сощальних виплат та допомоги, що е основним джерелом!снування, мають забезпечувати р!вень життя, не нижчий в!д прожиткового м!н!муму, вста-новленого законом» (стаття 46 Конституци Украши), Конституция Украины закрепляет право граждан на социальную защиту и устанавливает виды социального обеспечения. Основные из них предусмотрены Законом Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 года (с изменениями и дополнениями): трудовые пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, а также социальные пенсии, которые - Держава створюе умови для ефективного i доступного для вс1х громадян медичного обслуговування. У дер. жавних i комунальних закладах охорони здоров'я ме-дична допомога надаеться безоплатно; 1снуюча мережа таких заклад!в не може бути скорочена. Держава сприяе розвитков! лшувальних заклад!в ycix форм власносп. Держава дбае про розвиток ф!зично! культури i спорту, забезпечуе саштарно-ешдем1чне благополуччя» (стаття 49 Конституци Украши). «Кожен мае право на безпечне для життя i здоров'я довшлля та на в!дшкодування завдано! порушенням цього права шкоди. Кожному гарантуеться право вшьного доступу до шформаци про стан довшлля, про яшсть харчових продуктав i предмет!в побуту, а також право на П по-ширення. Така шформащя шким не може бути засекречена» (стаття 50 Конституци Украши). В соответствии с международными нормами Конституция Украины закрепляет право каждого на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи. Основным элементом, определяющим жизненный уровень граждан, является полученная ими заработная плата — вознаграждение, которое по трудовому договору собственник либо уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу. С целью гарантирования определенного размера оплаты работника за выполненную им работу, государство в законодательном порядке устанавливает минимальную заработную плату. Право граждан на охрану здоровья определяется Основами законодательства Украины об охране здоровья. Это право, кроме того, предусматривает жизненный уровень, включая еду, одежду, жилище, медицинский осмотр и социальное обслуживание и обеспечение, который необходим для поддержания здоровья человека; безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду; безопасные и здоровые условия труда, обучения, быта и отдыха; квалифицированную медико-санитарную по- мощь; правовую защиту от каких-либо незаконных форм дискриминации, связанных с состоянием здоровья, и другие права граждан в области охраны здоровья. Право на жилище «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни» (статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). «Кожен мае право на житло. Держава створюе умови, за яких кожний громадянин матиме змогу побудувати житло, придбати його у властсть або взяти в оренду. Громадянам, яю. потребують сощального захисту, житло надаеться державою та органами м!сцевого са-моврядування безоплатно або за доступну для них плату в!дпов!дно до закону. HixTO не може бути примусово позбавлений житла шакше як на тдстав! закону за рппенням суду» (стаття 47 Конституци Украши). Каждое лицо, проживающее в Украине, имеет право на жилище. Оно может построить дом и обслуживающие его сооружения, приобрести их в собственность на основе гражданско-правовых соглашений либо взять в аренду. Граждане Украины имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения (квартиры) в домах государственного жилищного фонда, в домах общественного жилищного фонда, фонда жилищно-строительных кооперативов. Право граждан на жилище гарантируется путем стимулирования государственного строительства и реконструкции как государственного и общественного, так и частного жилищного фонда: расширения объема сооружения более комфортного жилища, малоэтажных домов садового типа; расширения малых и средних населенных пунктов; обеспечение государственным жильем граждан, которым требуется улучшение жилищных условий; предоставление льготных кредитов для соору. жения либо приобретения собственного жилища, в пер вую очередь гражданам, которые долгое время находите; на учете для улучшения жилищных условий, а так. молодым семьям; содействие увеличению объемов стро. ительства, улучшению качества и повышения уровн благоустройства жилища в сельских населенных п тах, создание жилищно-коммунальной службы села: дальнейшего, в меру реформирования системы заработной платы, перехода на самоокупаемую систему оплаты за пользование жилищем и за коммунальные услуги и предоставление адресных субсидий на эти расходы гражданам, требующим социальной защиты. Жилищные права граждан Украины охраняются законом. Никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения либо ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как на основе и в порядке, предусмотренном законом. Право на образование «1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование... 2. Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что для полного осуществления этого права: a) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех; b) среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования; c) высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования; d) элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования; е) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала» (статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). «Кожен мае право на освггу. Повна загальна середня освгга е обов'язковою. Держава забезпечуе доступшсть i безоплатшсть дошк!льно1, повно! загально! середньо'1, професшно-техшчно!, вищо! освгги в державних i комунальних на-вчальних закладах; розвиток дошкшьно!, hobhoi загаль-Ho'i середныл, позашгально!, професшно-техшчно!, вищо! i тслядипломно! освгги, р!зних форм навчання; надан-ня державних стипендш та пшьг учням i студентам. Громадяни мають право безоплатно здобути вищу освггу в державних i комунальних навчальних закладах на конкурент основ!. Громадянам, як! належать до нащональних меншин, в!дпов!дно до закону гарантуеться право на навчання р!дною мовою чи на вивчення р!дно! мови у державних i комунальних навчальних закладах або через нащо-нальн! культурт товариства» (стаття 53 Конституци Украши). Реализация права на образование дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни. В этом заинтересованы не только сам человек, но и государство, общество в целом, в связи с потребностями развивающегося производства и других сфер в специалистах, способных в силу общей разносторонней подготовки овладевать сложными современными профессиями. Поэтому Конституция Украины закрепила обязательность полного общего среднего образования. Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получе-
ние детьми этого образования. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или предприятии. Учащимся и студентам в соответствующих случаях предоставлю ются государственные стипендии и различного род; льготы. Наряду с государственными, развивается и система1 частных платных образовательных учреждений различного рода. Они являются важным дополнением государственной системы и призваны способствовать использованию различных моделей обучения, учету потребностей обучающихся в получении желательного им объема знаний. Поддерживая различные формы образования и самообразования, государство устанавливает государственные образовательные стандарты. Право на участие в культурной жизни Право на пользование результатами научного прогресса «1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на; a) участие в культурной жизни; b) пользование результатами научного прогресса и их практического применения; c) пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является. 3. Меры, которые должны приниматься участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают те, которые необходимы для охраны, развития и распространения достижений науки и культуры. 3. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу, безусловно необходимую для научных исследований и творческой деятельности. 4. Участвующие в настоящем Пакте государства признают пользу, извлекаемую из поощрения и развития международных контактов и сотрудничества в научной и культурной областях» (статья 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; это право закреплено также в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года — раздел «Окружающая среда»). «Громадянам гарантуеться свобода л!тературно1, ху-дожньо!, науково! i техшчно! творчост!, захист штелек-туально'1 власност!, ixHix авторських прав, моральних i матер!альних штерес!в, що виникають у зв'язку з р!зними видами штелектуально! ддяльност!. Кожний громадянин мае право на результати свое! штелектуально!, творчо! ддяльност!; тхто не може ви-користовувати або поширювати i'x без його згоди, за ви-нятками, встановленими законом. Держава сприяе розвитков! науки, встановленню на-укових зв'язк!в Украши з1.св!товим ствтовариством. Культурна спадщина охороняеться законом. Держава забезпечуе збереження 1сторичних пам'яток на шших об'ект!в, що становлять культурну цшшсть, вживае заход!в для повернення в Украшу культурних цшностей народу, як! знаходяться за п межами» (стат-тя 54 Конституци Украши). Государство Украина гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они не проживали. Это обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории страны, развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными государствами. Свобода научного, технического и художественного творчества проявляется в снятии существовавших прежде идеологических ограничений, затрагивавших не только на-
уку, но и прежде всего общественную жизнь, искусство, художественные направления, репертуар театров и т.д. Право на использование результатов научно-технического прогресса в интересах человека относится к числу наиболее общих прав личности. Следует выделить два основных комплекса правовых норм, призванных регулировать применение результатов научно-технического прогресса в интересах личности и получивших закрепление в украинском законодательстве: нормы, направленные на улучшение и гуманизацию условий труда в соответствии с возможностями, открываемыми научно-техническим прогрессом, и с учетом его отрицательных последствий; нормы, направленные на охрану окружающей среды от вредных последствий НТР в интересах человека и на базе новейших достижений науки и техники. Право на отдых «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности:...d) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни» (п. «d», статьи 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). «Кожен, хто працюе, мае право на в!дпочинок. Це право забезпечуеться наданням дн!в щотижне-вого в!дпочинку, а також оплачувано! щор!чно! в!дпустки, встановленням скороченого робочого дня щодо окремих профес!й i виробництв, скорочено! тривалост! роботи у шчний час. Максимальна тривал!сть робочого часу, м!н!мальна тривал!сть в!дпочинку та оплачувано! щор!чно! в!д-пустки, вих!дн! та святков! дн!, а також шш! умови здшснення цього права визначаються законом» (стаття 45 Конституцп Украши). В обеспечении права на отдых задействован широкий круг субъектов, призванных создавать необходимые условия для реализации этого права. Большую роль играет и деятельность самого человека, который дол-ясен рационально и грамотно использовать время отдыха. Функции государства в этой сфере заключаются в установлении посредством закона разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. Право собственности «Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества» (статья 17 Всеобщей декларации прав человека). «Кожен мае право вололДти, користуватися i розпо-ряджатися своею власн!стю, результатами cboci ште-лектуально!, творчо! д!яльност!. Право приватно! власност! набуваеться в порядку, визначеному законом. Громадяни для задоволення cboix потреб можуть користуватися об'ектами права державно! та комуналь-но! власност! в!дпов!дно до закону. HixTo не може бути протиправно позбавлений права власност!. Право приватно! власност! е непорушним. Примусове ввдчуження об'ектав права приватно! власност! може бути застосоване лише як виняток з мотив!в сустльно! необх1дност1, на тдстав! i в порядку, вста-новлених законом, та за умови попереднього i повного в!дшкодування!х вартост!. Примусове вщчуження таких об'ект!в з наступним повним в!дшкодуванням!х вартост! допускаеться лише в умовах военного чи над-звичайного стану. Конф!скац!я майна може бути застосована виключ-но за р!шенням суду у випадках, обсяз! та порядку, вста-новлених законом.
Використання власност! не може завдавати шкоди правам, свободам та г!дност! громадян, штересам суспшьства, попршувати еколопчну ситуацш i природщ якост! земл!» (стаття 41 Конституцп Украши). Утверждение права частной собственности в Конституции Украины означало отход от важнейшего постулата социалистической идеологии о необходимости сосредоточения всей собственности в руках государства. Формально она объявлялась общенародной, однако человек был отчужден от собственности. Экономической основой социализма была и конституционно закреплялась общественная, социалистическая собственность в формах государственной (общенародной) и кооперативно-колхозной. Причем ставилась задача поднять последнюю до уровня общенародной. Частная собственность рассматривалась как основа эксплуатации человека человеком. В Конституции СССР 1936 года (Конституции победившего социализма) уже было зафиксировано, что социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства утвердились в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком. В период Советской власти за гражданином признавалось лишь право личной собственности, объектом которой могли быть трудовые доходы и сбережения, жилой дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего обихода и личного потребления. Таким образом, собственность гражданина была фактически полностью исключена из сферы общественного производства. Конституция Украины 1978 г. в первоначальной редакции оставила в силе эти принципиальные положения о праве собственности гражданина, лишь незначительно расширив сферу легализации индивидуальной трудовой деятельности, основанной опять же исключительно на личном труде граждан и членов их семей и используемой в интересах общества. Начавшаяся в 90-х годах XX века в СССР перестройка экономических отношений должна была получить конституционное закрепление, касающееся, в частности, форм собственности, допускаемых для гражданина. Этот процесс проходил постепенно. Первоначально из Конституции УССР была изъята статья о социалистической собственности и введена норма о том, что государство создает условия, необходимые для развития разнообразных форм собственности, и обеспечивает им равную защиту. Подчеркивалась также роль государства в создании условий и поощрении хозяйственной • инициативы, в обеспечении развития рыночного механизма. В результате последующих изменений и дополнений в Конституцию УССР были включены нормы, конкретно говорящие о частной собственности, о праве каждого быть собственником, т.е. владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Конституция Украины 1996 года признание и защиту частной собственности, равно как и других форм (например, государственной и муниципальной), отнесла к основам конституционного строя, расширила гарантии ее охраны, в том числе судом., Обратная сила закона « 1. Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое, согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или международному праву, не являлось уголовным преступлением. Равным образом не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления законом устанавливается более мягкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника» (п.1 статьи 15 Международного пакта о гражданских и политических правах).
«Закони та шпн нормативно-правов! акти не мають зворотно! ди в час!, кр!м випадк!в, коли вони пом'як-шують або скасовують в1дпов!дальн1сть особи. Н1хто не може в1дпов!дати за ддяння, як! на час i'x вчинення не визнавалися законом як правопорушен-ня» (стаття 58 Конституцп Украши). По общему правилу законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратной силы во времени, т.е. не распространяются на действия, имевшие место в тот1 период, когда соответствующий акт еще не был принят либо не вступил в законную силу. Не имеет обратной силы закон, который впервые устанавливает юридическую ответственность за определенные действия, а также акты, усиливающие ответственность на определенные неправомерные действия. Исключение составляют законы либо другие нормативно-правовые акты, смягчающие либо исключающие ответственность и именно потому имеющие обратную силу. Обязанность защищать права и интересы детей «1. Каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. 3. Каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и должен иметь имя. 4. Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства» (статья 24 Международного пакта о гражданских и политических правах). «Батьки забов'язан! утримувати дггей до 'ix повно-лггтя» (ч.2 статт! 51 Конституцп Украши). Законодательство Украины о семье содержит положения, в соответствии с которыми родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей, которые требу- ют материальной помощи. При отказе родителей от этой обязанности средства на содержание детей взыскиваются с них в судебном порядке (стст.82-89, 91-94 Кодекса о браке и семье Украины). Обязанность защищать Отечество «Захист В1тчизни, незалежност! та територ!ально! ципсност! Украши, шанування и державних символ!в е обов'язком громадян Украши. Громадяни вццбувають вшськову службу в!дпов!дно до закону» (стаття 65 Конституцп Украши). Конституция Украины устанавливает в качестве одной из важнейших и почетных обязанностей граждан Украины защиту Отечества, его независимости и территориальной целостности. Прежде всего имеется в виду защита Украины от вооруженной агрессии, которая является важнейшей функцией государства и делом чести всего украинского народа, обязанностью каждого ее гражданина. Правовые основы деятельности органов государственной власти в отношении обеспечения обороны Украины определены Законом «Об обороне Украины» от 6 декабря 1991 года. Но защита Отечества не должна ограничиваться только этим аспектом. Одновременно она означает, что каждый гражданин Украины, независимо от национальности, расовой принадлежности, вероисповедания, идеологических убеждений, трудовой и иной деятельности, обязан защищать и отстаивать ее общественный строй от любых посягательств, поддерживать гражданский порядок, сохранять национальную культуру и др. Именно поэтому какие-либо посягательства на независимость Украины, ее территориальную целостность, попытки изменить насильственным путем государственный строй, свергнуть государственную власть относятся к государственным преступлениям и строго караются законом.
Порядок и правила прохождения военной службы определяются законами Украины «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» от 25 марта 1992 года (с изменениями и дополнениями), «Об альтернативной (невоенной) службе» от 12 декабря 1991 года и др. Всеобщая воинская обязанность устанавливается с целью обеспечения комплектования Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, Пограничных войск Украины, Гражданской обороны Украины, Управления охраны высших должностных лиц Украины и других военных формирований, созданных в соответствии с законодательством, а также подготовки населения к защите государства. Обязанность не наносить вреда окружающей природной среде «Кожен зобов'язаний не заподЬювати шкоду природ!, культурнш спадщит, в!дшкодовувати завдаш ним збит-ки» (стаття 66 Конституци Украши). Эта обязанность конкретизирована Законом Украины «Об охране окружающей природной среде» от 25 июня 1991 года. В ее содержание входят обязанности граждан рационально использовать природные ресурсы, осуществлять меры по предотвращению порчи, загрязнения, истощения природных ресурсов, негативного влияния на состояние окружающей природной среды. Если объектам природы нанесен вред, то его размер определяется по специальным таксам относительно объектов животного мира, лесов; по специальным методикам определяются убытки, нанесенные рыбному хозяйству, водным ресурсам, а также вследствие загрязнения атмосферного пространства. В других случаях размер убытков определяется по фактическим расходам, необходимым для восстановления нарушенного состояния природных ресурсов. Действующее законодательство Украины устанавливает правило, по которому, в случае отказа в добровольном возмещении убытков, причиненных нарушением порядка использования Date: 2015-09-24; view: 328; Нарушение авторских прав |