Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема международной правосубъектности физических лиц





Проблема международной правосубъектности физи­ческих лиц уже затрагивалась при рассмотрении видов международной правосубъектности (см. главу 4). Эта проблема получает свое особое звучание при рассмотре­нии роли и правового статуса физических лиц в совре­менном международном праве.

Под физическими лицами принято понимать граж­дан данного государства, иностранцев, лиц без граж­данства и лиц, имеющих двойное гражданство. Все они вместе составляют население, проживающее на терри­тории определенного государства, которое подчинено его юрисдикции. Вместе с тем термин «население» в меж­дународном и во внутригосударственном праве имеет неодинаковое значение. В международном праве под населением понимается совокупность физических лиц, индивидов, населяющих территорию государства в дан­ный момент, т.е. проживающих на его территории. Во внутригосударственном праве основной акцент делает­ся на юрисдикцию (осуществление властных полномо­чий) государства над этим населением. В силу того, что


на территорию государства распространяется его пол­ный и исключительный суверенитет, населяющие ее лица находятся под полной и исключительной юрисдик­цией этого государства, которое устанавливает в своем национальном праве их соответствующий юридический статус и правовой режим.

Государство осуществляет в отношении своего насе­ления три вида юрисдикции — законодательную, ис­полнительную (административную) и судебную. В силу законодательной юрисдикции государство устанавливает юридический статус лиц, составляющих его население, относя их к категориям своих граждан (подданных для государств с монархическим строем правления), иност­ранных граждан, лиц без гражданства или лиц с двой­ным гражданством. Таким образом, регулирование пра­вового положения физических лиц, находящихся на тер­ритории государства и составляющих его население, входит в исключительную компетенцию данного госу­дарства.

Круг, объем и характер прав и свобод, предоставляе­мых населению, зависят от экономических, социальных и национальных особенностей развития каждого госу­дарства.

Но следует иметь в виду, что регламентация право­вого положения населения внутренним законодатель­ством государства не исключает возможностей межго­сударственного сотрудничества в области политических, экономических и гражданских прав населения, опреде­ления правового положения иностранцев, урегулирова­ния вопроса о лицах с двойным гражданством, оказа­ния взаимной правовой помощи по гражданским, се­мейным и уголовным делам, а также совместной борьбы с международными преступлениями.

В современной западной доктрине международно­го права подавляющее большинство авторов уже весь­ма длительное время рассматривает предоставление индивидам прямого доступа в международные судеб­ные органы в качестве стороны в процессе как одно


из основных доказательств возможности прямого ре­гулирования международным правом положения ин­дивидов.

В отечественной доктрине по этому поводу высказы­ваются различные точки зрения. Наиболее часто ак­центируется внимание на том, что межгосударственные соглашения, предусматривающие прямой доступ инди­видов в международные судебные органы, встречаются чрезвычайно редко, они нетипичны и не могут изме­нить общее правило. Некоторые авторы, как отмеча­лось, подчеркивают, что международная правосубъект-ность индивидов носит в этих случаях производный, ог­раниченный характер и не должна противопоставляться государственному суверенитету.

Вместе с тем существует и мнение, согласно которо­му такого рода соглашения создают лишь только вза­имные права и обязанности для их участников по пово­ду прямого доступа индивидов в международные су­дебные органы. Но они объективно не могут превратить индивидов в субъектов международного права, подчи­нить их непосредственному воздействию норм, содер­жащихся в этих соглашениях, поскольку индивиды не в состоянии участвовать в межгосударственных отно­шениях.

Международное право играет значительную роль в регулировании прав и свобод индивида. В одних случа­ях нормы международного права устанавливают стан­дарты правового статуса индивидов, в других — явля­ются непосредственным основанием для возникнове­ния субъективных прав и обязанностей человека. Следует иметь в виду, что форма воздействия междуна­родно-правовых норм на правовое положение населе­ния в каждом конкретном государстве зависит от при­нятой в нем концепции соотношения международного и внутригосударственного права.


Роль международного права в регулировании право­вого статуса индивидов выражается, в частности, в том, что государства:


— в силу обычных правовых норм международного права взаимно признают исключительную юрисдикцию государств в регулировании правового статуса лиц, со­ставляющих их население;

— взаимно согласились признавать право патрима-ниального (отечественного) государства в установлен­ных случаях оказывать содействие своим гражданам находящимся за пределами их государственных границ на иностранной территории, в осуществлении их прав, предусмотренных для иностранцев;

— на взаимных договорных началах регулируют во­просы, касающиеся коллизии их внутригосударствен­ных норм об определении статуса лиц, относящихся к категории их граждан (в частности, заключая соглаше­ния об исключении двойного гражданства);

— регулируют на уровне норм общего международ­ного права правовое положение лиц, входящих в состав их зарубежных органов внешних сношений (диплома­тические представительства, консульские учреждения и т.д.);

— в специальных соглашениях оговаривают право физических лиц в порядке, установленном внутригосу­дарственным законодательством, обращаться в между­народные организации за защитой своих прав.

Таким образом, в международном праве имеется до­статочно оснований для становления системы межгосу­дарственного сотрудничества по вопросам правового статуса физических лиц.

Эта проблема приобретает особую значимость с уче­том того, что на современном этапе развития мирового сообщества общепризнано, что политические, социальные, экономические, культурные и иные права человека вы­ступают не в качестве дара государства либо его долж­ностных лиц, а являются неотъемлемыми правами каж­дого индивида, которыми он наделен в силу своего рож­дения независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, языка, политических и иных убеждений. Права и сво-


боды человека составляют основу не только гражданс­кого общества, но и базис современной цивилизации.

2. Основные международно-правовые акты о правах человека

Международно-правовые акты в области прав чело­века принято называть международными стандартами. Этим термином охватываются разнородные нормы, та­кие, как правила международных договоров, резолюции международных организаций, политические договорен­ности типа Хельсинкского Заключительного акта, до­кументов Венской и Копенгагенской встреч ОВСЕ (СБСЕ), международные обычаи.

К числу основных международно-правовых актов в области прав человека относятся:

— Всеобщая декларация прав человека 1948 года;

— Международный пакт об экономических, соци­альных и культурных правах 1966 года (подписан Ук­раиной 20.03.1968 г.; ратифицирован Украиной 19.10.1973 г.; вступил в действие для Украины 3.01. 1976г.);

— Международный пакт о гражданских и полити­ческих правах 1966 года (соответственно 20.03.1968 г.; 19.10.1973 г.; 23.03.1976 г.);

— Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года (вступил в действие 23.03.1976 г.; Украина присоеди­нилась 25.12.1990 г.);

— Конвенция о предупреждении преступления ге­ноцида и наказании за него 1948 года (подписана Укра­иной 16.12.1949 г.; ратифицирована Украиной 22.07.1954 г.; вступила в действие для Украины 15.02. 1955 г.);


— Международная конвенция о ликвидации всех Форм расовой дискриминации 1966 года (подписана Ук­раиной 7.03.1966 г.; ратифицирована Украиной


21.01.1969 г.; вступила в действие для Украины 7.04.1969г.);

— Европейская конвенция о защите прав и основ­ных свобод человека 1950 года (подписана Украиной 9.12.1995 г.; ратифицирована Украиной 17.07. 1996 г.);

— Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года (подписана Украиной 20.02. 1974 г.; ратифицирована Украиной 15.10. 1975 г.; всту­пила в действие для Украины 18.07. 1976 г.);

— Конвенция о ликвидации всех форм дискрими­нации в отношении женщин 1979 года (подписана Ук­раиной 17.07.1980 г.; ратифицирована Украиной 24.12.1980 г.; вступила в действие для Украины 3.09.1981 г.);

— Конвенция о правах ребенка 1989 года (подписа­на Украиной 14.02.1990 г.; ратифицирована Украиной 28.02.1991 г.; вступила в действие для Украины 27.09.1991 г.) и др.

Важное место в международно-правовом массиве стандартов прав человека принадлежит Заключитель­ному акту Совещания по безопасности и сотрудниче­ству в Европе 1975 года и документам, принятым в рамках общеевропейского процесса «разрядки» меж­дународной напряженности — Итоговому документу Венской встречи 1986 года представителей государств-участников СБСЕ; Документу Копенгагенского сове­щания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года; Парижской Хартии для новой Евро­пы 1990 года и другим.

Всеобъемлющие усилия в сфере защиты прав и сво­бод человека берут начало с Устава ООН, где в качестве одной из основных своих целей Объединенные Нации провозгласили «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой лич­ности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций».

Разработка и принятие в рамках ООН Билля о пра­вах человека, включающего Всеобщую декларацию прав


человека 1948 года, Пакт о гражданских и политичес­ких правах с Факультативными протоколами к нему и Пакт об экономических, социальных и культурных пра­вах, открытых для подписания в 1966 году, ознаменова­ли качественно новый этап в развитии международных норм по правам человека. Предметом этих междуна­родных актов являются не отдельные права или защи­та особой категории лиц, а права всех индивидов во всех сферах общественной жизни.







Date: 2015-09-24; view: 1807; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию