Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Международных организаций. Вопрос о международной правосубъектности международных организаций актуализируется в связи с постоянным возрастанием их количества и усилением их роли в
Вопрос о международной правосубъектности международных организаций актуализируется в связи с постоянным возрастанием их количества и усилением их роли в решении международных проблем. Практически международные организации становятся универсальными структурами, в рамках которых государства в коллективном порядке решают наиболее важные вопросы международной жизни. Однако международная организация не может рассматриваться как простая сумма государств-членов или как их коллективный уполномоченный, выступающий от имени всех. Для того, чтобы выполнить свою уставную роль, организация должна обладать особой право-су бъектностью, отличающейся от простого суммирования правосубъектности ее членов. Только при такой предпосылке, как отмечал В. Моравецкий, проблема воздействия международной организации на ее сферу имеет какой-либо смысл. По мнению многих ученых-международников, пра-восубъектность международной организации включает следующие четыре элемента:
а) правоспособность, т.е. способность иметь права и обязанности; б) дееспособность, т.е. способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности; в) способность участвовать в процессе международного правотворчества; г) способность нести юридическую ответственность за свои действия. Следует иметь в виду, что каждая международная организация обладает' только свойственным ей объемом правосубъектности, пределы которой определены прежде всего в учредительном акте. Следовательно, организация не может совершать иные действия, чем те, которые предусмотрены в ее уставе и других документах (например, в правилах процедуры и резолюциях высшего органа). Как представляется, к наиболее важным критериям правосубъектности международных организаций можно отнести следующие: 1. Признание качества международной личности. со стороны субъектов международного права. Этот критерий заключается в том, что государства-члены и соответствующие международные организации признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей межправительственной организации, их компетенцию, круг полномочий, наделять организацию'и ее сотрудников привилегиями и иммунитетами и т.д. Кроме того, в соответствии с учредительным актом все межправительственные организации являются юридическими лицами: государства-члены наделяют их правами и обязанностями в таком объеме, в каком это необходимо для выполнения их функций. О признании за ММПО качества международной личности со стороны других ММПО свидетельствует ряд фактов: — участие ряда ММПО более высокого ранга в работе других ММПО (например, Европейский Союз является членом многих ММПО); — заключение ММПО между собой соглашений общего (например, о сотрудничестве) или конкретного характера (о выполнении отдельных мероприятий). Право на заключение таких международных договоров предусмотрено статьей 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 года. 2. Наличие обособленных прав и обязанностей. Смысл этого критерия правосубъектности ММПО означает их специфическую особенность: ММПО обладают такими правами и обязанностями, которые отличаются от прав и обязанностей государств и могут быть осуществлены только на международном уровне. Например, в Уставе ЮНЕСКО перечислены следующие обязанности организации: а) способствование сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех имеющихся средств информации; б) поощрение развития народного образования и распространения культуры; в) помощь в сохранении, увеличении и распространении знаний. 3. Право на свободное выполнение своих функций. Сущность данного критерия состоит в том, что каждая ММПО имеет свой учредительный акт (в форме уставов, конвенций или резолюций иных организаций с общими полномочиями), правила процедуры, финансовые правила и другие документы, которые в своей совокупности составляют внутреннее право организации. Свободное и самостоятельное выполнение ММПО своих функций включает в себя следующие факторы: — при выполнении своих функций ММПО исходят из подразумеваемой компетенции, т.е. они вправе придавать ей расширительное толкование; — при выполнении своих функций ММПО вправе вступать в определенные правоотношения с государствами, которые не являются их членами. Например, ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с принципами, изложенными в статье 2 Устава, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности; — ММПО самостоятельно реализуют предписания норм, составляющих их внутреннее право; — ММПО вправе создавать любые вспомогательные органы, которые необходимы для выполнения функций организации; — ММПО вправе самостоятельно принимать правила процедуры и другие административные правила. Так, например, организация имеет право потребовать у своего члена объяснения, если он не выполняет рекомендации по проблемам ее деятельности. Наконец, она может лишить голоса любого члена, имеющего задолженность по взносам. 4. Право на заключение договоров. Такое право, как отмечалось ранее, относится к числу главных критериев международной правосубъект-ности — одной из характерных черт субъекта международного права является его способность к выработке норм международного права. Следует иметь в виду, что при реализации своих полномочий ММПО вправе заключать соглашения публично-правового, частно-правового или смешанного характера. Правом на заключение международного договора обладает каждая международная организация, что вытекает из положений Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года, в преамбуле которой сказано, что международная организация обладает такой правоспособностью заключать договоры, которая необходима для выполнения ее функций и достижения ее целей. 5. Участие в создании норм международного права. Под правотворческим процессом в рамках международной организации понимается деятельность, которая направлена на создание правовых норм, а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Правотворческая деятельность МНПО обладает рядом особенностей: во-первых, любая норма, содержащаяся в принятых международной организацией рекомендациях, правилах и проектах договоров, должна быть признана государством как международно-правовая норма, а во-вторых, как норма, обязательная для данного государства. Следует иметь в виду, что правотворчество ММПО имеет свои пределы: его вид и объем детально определены и закреплены в ее учредительном договоре. Поскольку устав каждой организации индивидуален, то объем, виды и направления ее правотворческой деятельности отличаются друг от друга. Поэтому конкретный объем полномочий, предоставленных международной организации в сфере правотворчества, можно выявить только на основе детального анализа ее учредительного акта. В международной доктрине относительно оснований для правотворческого процесса международной организации имеются две позиции. Одни авторы полагают, что международная организация вправе разрабатывать и утверждать нормы права даже в том случае, если об этом нет конкретных указаний в ее учредительном акте. Другие выступают за то, что правотворческий потенциал международной организации должен базироваться на ее учредительном акте. Таким образом, если международная организация не наделена в соответствии с уставом правотворческими функциями, то она не вправе заниматься ими. Так, К. Скубишевский полагает, что для того, чтобы организация могла одобрять нормы права иные, чем нормы внутреннего нрава, она должна иметь для этого явные полномочия, содержащиеся в ее уставе или в ином договоре, заключенном государствами-членами. Вместе с тем анализ правотворческой практики международных организаций показывает, что позиция первой группы авторов носит более прагматичный характер, так как в уставах многих организаций не содержатся положения о правомочии их одобрять нормы международного права. Но они, однако, принимают активное участие на всех стадиях правотворческого про-• цесса. Следует особо подчеркнуть, что правотворческая деятельность международных организаций всегда имеет специальную направленность и должна полностью согласовываться с целями такой организации. Кроме этого, справедливым является мнение относительно того, что правотворчество международной организации правомерно только в том случае, если оно-направлено на прогрессивное развитие международного права. Это вытекает из положений преамбулы и статей 1 и 13 Устава ООН. Следовательно, важнейшим условием правотворческой деятельности международной организации является и то, что вырабатываемые таким образом нормы должны соответствовать общепризнанным нормам и принципам международного права. Отсюда для правотворчества международных организаций характерен ряд следующих признаков: — правотворчество международной организации правомерно только в том случае, если оно направлено на прогрессивное развитие международного права; — правотворчество в полном объеме свойственно только тем международным организациям, которые обладают международной правосубъектностью; — международные организации обладают только такими объемом и направлениями правотворчества, как это предусмотрено в их учредительных актах. 6. Право обладать привилегиями и иммунитетами. Основное назначение привилегий и иммунитетов состоит в обеспечении нормальной практической деятельности любой международной организации. Следует иметь в виду, что в одних случаях объем привилегий и иммунитетов определяется специальным соглашением, а в других — национальным законодательством. В общей же форме право на привилегии и иммунитеты закрепляется в учредительном акте каждой организ.ации. Так, например, ООН пользуется на территории каждого из своих государств-членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей (ст. 105 Устава). 7. Право на обеспечение выполнения норм международного права. Наличие такого права у ММПО, в основе которого лежат полномочия по обеспечению выполнения норм международного права, свидетельствует о независимом характере организаций по отношению к государствам-членам и является одним из важных признаков пра-восубъектности. При этом, как уже отмечалось, основными средствами являются институты международного контроля и ответственности, включая применение санкций. Контрольные функции ММПО осуществляются в основном двумя способами: 1. Путем предоставления докладов государствами-членами. 2. Посредством наблюдения и обследования контролируемого объекта или ситуации на месте. Предоставление докладов государствами-членами является наиболее распространенной формой контроля. Например, Устав ЮНЕСКО обязывает каждое государство-член представлять Организации в те сроки и в той форме, которые определяет Генеральная конференция, доклады, содержащие сведения о законах, положениях и статистических данных, касающихся его учреждений и деятельности в области образования, науки и культуры, а также о выполнении рекомендаций и конвенций Генеральной конференции (ст. VIII). Международно-правовые санкции, которые могут применяться международными организациями, большинство авторов подразделяют на две группы: а) санкции, осуществление которых допустимо всеми международными организациями; б) санкции, право на применение которых имеют только определенные организации. К санкциям первой группы, в частности, относятся: — приостановление членства в организации; — исключение из организации; — отказ в членстве; — исключение из международного общения по определенным вопросам сотрудничества. Применение санкций, отнесенных ко второй группе, зависит от целей, выполняемых данной организацией. Например, Совет Безопасности ООН в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности, согласно статье 42 Устава ООН, вправе применять принудительные действия воздушными, морскими или сухопутными силами. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН. Следует иметь в виду, что ММПО предоставлено право принимать непосредственное участие в разрешении споров, возникающих у них с другими субъектами международного права — государствами и иными ММПО. При разрешении споров они вправе прибегнуть к тем же мирным средствам разрешения споров, какие обычно используют первичные субъекты международного права — суверенные государства. 8. Международно-правовая ответственность. Выступая на международной арене как самостоятельные образования, ММПО являются субъектами международно-правовой ответственности. Они, например, должны нести ответственность за противоправные действия своих должностных лиц. Ответственность организаций может наступить и в случае злоупотребления ими привилегиями и иммунитетами. ММПО могут нести как политическую, так и материальную ответственность. Политическая ответственность организации может наступить в случае нарушения ею своих функций, невыполнения соглашений, заключенных с другими организациями и государствами, за вмешательство во внутренние дела субъектов международного права. Материальная ответственность ММПО может возникнуть в случае нарушения законных прав своих сотрудников, экспертов, перебора денежных сумм и т.д. Они также обязаны нести ответственность перед правительствами того государства, на территории которого размещаются их штаб-квартиры, за противоправные действия, например за необоснованное отчуждение земли, неуплату коммунальных услуг и др. 4. Организация Объединенных Наций: история создания, правовой статус, главные органы Создание Организации Объединенных Наций. Первым шагом к созданию ООН стала союзническая декларация, подписанная в Лондоне 12 июня 1941 года, в которой союзники обязались «работать вместе, с другими свободными народами, как в войне, так и в мире». 14 августа 1941 года президентом Соединенных Штатов Америки Франклином Делано Рузвельтом и премьер-министром Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (далее: Соединенное Королевство) Уинстоном Черчиллем был подписан документ, в котором они предложили свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности. Документ, подписанный во время встречи «где-то на море», известен как Атлантическая хартия. 1 января 1942 года представителями 26 союзных государств, воевавших против стран «оси», была подписана Декларация Объединенных Наций, в которой они заявили о поддержке Атлантической хартии. В этом документе впервые было официально использовано название «Объединенные Нации», предложенное президентом Рузвельтом. В декларации, подписанной в Москве 30 октября 1943 года в ходе специальной конференции (Московская конференция), правительства Советского Союза, Соединен- ного Королевства, Соединенных Штатов Америки и Китая призвали к скорейшему созданию международной организации для поддержания мира и безопасности. Эта цель была вновь подтверждена на встрече руководителей Соединенных Штатов Америки, СССР и Соединенного Королевства на встрече в Тегеране 1 декабря 1943 года (Тегеранская конференция). Первые контуры ООН были очерчены на конференции в особняке, известном под названием «Думбартон-Окс», в Вашингтоне. На двух сериях заседаний, проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944 года, Соединенные Штаты Америки, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях этой организации. 11 февраля 1945 года после встреч в Ялте (Ялтинская конференция) Рузвельт, Черчилль и Сталин заявили о своей решимости учредить «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности». 25 апреля 1945 года делегаты от 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций по вопросам международных организаций (Конференция в Сан-Франциско). Делегаты подготовили Устав из 19 глав и 111 статей, который был единогласно принят 25 июня 1945 года. На следующий день делегаты подписали его в здании Мемориала ветеранов войны. 24 октября 1945 года Устав ООН ратифицирован пятью постоянными членами Совета Безопасности, большинством других подписавших его государств и вступил в силу. Таким образом, Организация Объединенных Наций была создана, а 24 октября стало днем ООН. С начала 1946 года начинают создаваться и активно действовать основные органы ООН: 10 января 1946 года в Центральном зале Вестминстерского дворца в Лондоне открывается первая Генеральная Ассамблея, на которой было представлено 51 государство; 17 января 1946 года в Вестминстерском дворце впервые собирается Совет Безопасности и принимает свои правила процедуры; 24 января 1946 года Генеральная Ассамблея принимает первую резолюцию. Ее главные темы: мирное использование атомной энергии и ликвидация атомного и других видов оружия массового уничтожения; 1 февраля 1946 года Трюгве Ли (Норвегия) становится первым Генеральным Секретарем ООН; 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея принимает Всеобщую декларацию прав человека; 24 октября 1949 года заложен первый камень нынешнего здания Центральных учреждений ООН в Нью-Йорке. Организация Объединенных Наций и ее органы пять раз удостаивались Нобелевской премии мира: 1954 год: Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) за помощь беженцам в Европе; 1965 год: Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) за помощь в спасении жизни детей во всем мире; 1969 год: Международная организация труда (МОТ) за достигнутые успехи в установлении норм, защищающих права трудящихся и обеспечивающих их безопасность; 1981 год: Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев за помощь беженцам в Азии; 1988 год: силы Организации Объединенных Наций по поддержанию мира за миротворческие операции. Кроме того, Нобелевской премии мира в связи с деятельностью ООН были удостоены: 1945 год: Кордел Халл, бывший государственный секретарь Соединенных Штатов Америки, за руководящую роль в создании ООН; 1949 год: лорд Джон Бойд Орр, Великобритания, первый генеральный директор Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО); 1950 год: Ральф Бунче, Соединенные Штаты Америки, посредник ООН в Палестине, за руководящую роль в заключении соглашений о перемирии, подписанных в 1949 году Израилем, Египтом, Иорданией, Ливаном и Сирией; 1957 год: Лестер Пирсон, бывший государственный секретарь Канады, председатель Генеральной Ассамблеи, за работу на благо дела мира в течение всей жизни и за руководящую роль в усилиях ООН по урегулированию кризиса вокруг Суэцкого канала; 1961 год: Даг Хаммаршельд, Швеция, Генеральный Секретарь ООН, за помощь в урегулировании кризиса в Конго; 1974 год: Шон Макбрайд, Ирландия, Комиссар ООН по Намибии. Задачи, цели и принципы ООН нашли свое закрепление в Уставе организации, подписанном 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско. Преамбула к Уставу Организации Объединенных Наций содержит следующее: «Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости — избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе,и — вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и — создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права,и — содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, и в этих целях — проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и — объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности,и — обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах, и — использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов, решили объединить наши усилия для достижения этих целей. Согласно этому наши соответственные правительства через представителей, собравшихся в городе Сан-Франциско, предъявивших свои полномочия, найденные в надлежащей форме, согласились принять настоящий Устав Организации Объединенных Наций и настоящим учреждают международную организацию под названием «Объединенные Нации». В статье 2 Устава ООН закреплены демократические принципы этой организации: — суверенное равенство членов ООН; — добросовестное выполнение ими обязательств по Уставу ООН; — разрешение международных споров только мирными средствами; — отказ от угрозы силой или ее применения в любых целях, несовместимых с Уставом ООН; — обязанность членов ООН оказывать ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых в соответствии с Уставом, и воздерживаться от помощи государствам, против которых ООН принимает принудительные меры; — обеспечение Организацией Объединенных Наций такого положения, чтобы государства, не входящие в ООН, в случае необходимости действовали в соответствии с ее Уставом; — невмешательство ООН во внутренние дела государств. Членство в ООН. Членами ООН могут быть миролюбивые государства, которые примут на себя обяза- тельства, содержащиеся в Уставе, и которые, по мнению ООН, могут и желают эти обязательства выполнять. Первоначальными членами ООН было 51 государство. Прием новых членов в ООН производится по рекомендации Совета Безопасности Генеральной Ассамблеей большинством в 2/3 голосов. В том же порядке производится исключение из ООН государств, систематически нарушающих Устав, и приостановление осуществления прав и привилегий, вытекающих из членства в ООН, в отношении государств, против которых ООН принимает меры превентивного или принудительного характера. Главные органы ООН. Устав ООН к числу главных органов относит Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат. Генеральная Ассамблея — сессионный орган ООН — состоит из представителей всех государств-членов. В настоящее время членами ООН по состоянию на 1 мая 2000 года являются 188 государств мира (в сентябре 1999 года в члены ООН приняты островные государства Кирибати, Науру и Тонга). Генеральная Ассамблея имеет право обсуждать любые вопросы, входящие в компетенцию ООН. Она уполномочена рассматривать общие принципы международного сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности, включая проблему разоружения. Однако любой вопрос, по которому необходимо предпринять действия, до и после его обсуждения Генеральной Ассамблей должен быть передан Совету Безопасности, так как он является единственным органом ООН, уполномоченным принимать решения относительно таких действий. Очередные сессии Генеральной Ассамблеи проводятся 1 раз в год. По мере необходимости могут проводиться также специальные сессии Генеральной Ассамблеи, созываемые Генеральным секретарем по требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН. На сессиях каждый член ООН может быть представлен де- легацией, состоящей не более чем из пяти делегатов и пяти заместителей, каждая делегация имеет один голос. На каждой очередной сессии создается семь главных комитетов, в работе которых могут участвовать представители всех государств-членов ООН: Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности (Первый комитет) — этот комитет занимается в основном вопросами разоружения; Специальный политический комитет — в него передаются политические вопросы, входящие в компетенцию Первого крмитета; Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет); Комитет по социальным, гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет); Комитет по вопросам международной опеки и несамоуправляющихся территорий (Четвертый комитет); Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет); Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет). Генеральная Ассамблея может также образовывать временные или постоянные вспомогательные органы (например, подобным образом созданы Комиссия по разоружению, Конференция ООН по торговле и развитию и Комиссия ООН по международному праву). Генеральная Ассамблея на своих сессиях принимает постановления, решения и рекомендации. Постановлениями именуются акты, принимаемые Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности, кото- -рые обращены к государствам-членам и напоминают им об их правах и обязанностях. Постановления могут приниматься и по вопросу принятия или исключения государств из организации. Согласно статье 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации членам ООН в целях содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивному развитию международного права и его кодификации, а также содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования и т.д. Решения Генеральной Ассамблеи, согласно пункту 2 статьи 18 Устава ООН, принимаются по важным вопросам (рекомендации в отношении мира и безопасности, выборы непостоянных членов Совета Безопасности, прием новых членов Организации, приостановление прав и привилегий членов ООН) большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Совет Безопасности. Представляет собой важнейший постоянно действующий орган ООН, состоящий из 15 членов: 5 из них — Россия, США, Великобритания, Франция и Китай — являются постоянными, а 10 — непостоянными, избираемыми Генеральной Ассамблей на срок 2 года (5 членов ежегодно). Места непостоянных членов Совета Безопасности распределяются следующим образом: от Азии и Африки — 5 членов; от Восточной Европы — 1 (в 1999 году Украина была избрана непостоянным членом Совета Безопасности), от Латинской Америки и Карибского моря — 2; от Западной Европы, Канады, Новой Зеландии и Австралии — 2. На Совет Безопасности возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Его решения, принятые в установленном порядке, обязательны для государств — членов ООН, которые обязаны подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Совет Безопасности: уполномочен расследовать любые споры или ситуации, которые могут вызвать международные трения, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности; делать рекомендации относительно процедуры или методов урегулирования таких споров; разрабатывать планы создания системы регулирования вооружений; определять наличие угрозы миру или акта агрессии и делать рекомендации о мерах, которые надлежит принять; делать рекомендации относительно приема новых членов и исключения из ООН, условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного Суда, и о назначении Генерального секретаря; выбирать совместно с Генеральной Ассамблей членов Международного Суда; осуществлять в «стратегических районах» функции ООН по опеке; представлять ежегодные и специальные доклады Генеральной Ассамблее. Решения Совета Безопасности по процедурным вопросам могут быть приняты девятью голосами любых членов Совета. При выборах членов Международного Суда достаточно даже восьми голосов любых членов Совета Безопасности. Для принятия решения по всем другим вопросам требуется девять голосов, включая голоса всех пяти постоянных членов Совета Безопасности. Для осуществления Советом Безопасности своих функций по поддержанию международного мира и безопасности государства-члены обязуются предоставлять в его распоряжение в случае необходимости вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода. Роль ООН и, в частности Совета Безопасности, в поддержании мира и обеспечении международной безопасности сводится к осуществлению следующих основных мероприятий: 1. Превентивная дипломатия — это действия, направленные на предупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения. 2. Миротворчество — это действия, направленные на то, чтобы склонить враждующие стороны к соглашению, главным образом с помощью таких мирных средств, которые предусмотрены в главе VI Устава ООН. 3. Поддержание мира — это обеспечение присутствия ООН в данном конкретном районе, которое связано с Развертыванием военного и/или полицейского персонала ООН, а нередко и гражданского персонала. 4. Миростроительство в конфликтный период — это действия, направленные на предотвращение вспыш- ки насилия между странами и народами после ликви-Д дации конфликта или конфликтной ситуации. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) со- | стоит из 54 членов, избираемых Генеральной Ассамблей: 18 членов ЭКОСОС избираются ежегодно сроком на 3 года. Таким образом, состав Совета обновляется 1 ежегодно на 1/3, причем выбывающий член Совета мо- f жет быть переизбран на новый срок. Избрание происходит в следующем порядке: 6 чле- | нов — от государств Восточной Европы; 13 — от государств Западной Европы и других государств; 11 — от -1 государств Азии; 14 — от государств Африки; 10 — от | государств Латинской Америки. Каждый член ЭКОСОС имеет одного представителя. Совет имеет своей целью содействие развитию международного сотрудничества в экономической и социальной областях. Он осуществляет исследования и со- | ставляет доклады по международным вопросам. Оче- '| редные сессии проводятся два раза в год, решения принимаются простым большинством. Органами Совета являются три сессионных комитета (экономический, социальный и координационный), шесть постоянных комитетов (по технической помощи, по неправитель- | ственным организациям, по промышленному развитию, по жилищному строительству, по планированию, по использованию в целях развития достижений науки и техники), функциональные комиссии (по народонаселению, по правам человека, по правам женщин, по наркотическим средствам). При ЭКОСОС имеют консультативный статус более 600 неправительственных организа-1 ций по вопросам, входящим в компетенцию ЭКОСОС. Совет по опеке был создан для оказания помощи Генеральной Ассамблее в осуществлении международ- | ной системы опеки. По Уставу ООН Совет по опеке должен включать: а) государства, управляющие тер- ? риториями под опекой; б) постоянных членов Совета Безопасности, не имеющих территорий под опекой, и в) членов Совета по опеке, избираемых Генеральной Ассамблей на три года. Основной целью Совета по опеке являлось достижение всеми подопечными территориями самоуправления и независимости либо в качестве суверенных государств, или путем свободного присоединения к соседним независимым государствам. В ноябре 1994 года Совет Безопасности принял решение о прекращении Соглашения об опеке ООН в отношении последней из первоначальных 11 подопечных территорий — территории Тихоокеанские острова (Палау), управляемой США. Поэтому в настоящее время Совет собирается на свои сессии лишь по мере необходимости. Международный Суд — главный судебный орган ООН. Международный Суд действует на основе Устава ООН и Статута Международного Суда ООН, являющегося неотъемлемой частью Устава. Государства — не члены ООН также могут участвовать в Статуте Международного Суда на условиях, определяемых в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Суд состоит из 15 независимых судей, избранных из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. При этом в составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены Суда действуют в личном качестве и не являются представителями государства своего гражданства. Они также не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не вправе посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Государства представляют список кандидатур в члены Суда Генеральному секретарю ООН. Члены Суда избираются на раздельных заседаниях Генеральной Ассамблеей ООН и Советом Безопасности. Срок полномочий судей _. девять лет, при этом каждые три года переизбираются пять судей. Кворум образует присутствие девяти судей. Следует учитывать, что стороной по делу, разбираемому Судом, может быть только государство. Физические и юридические лица обращаться в Суд не вправе. К ведению Суда относятся все дела, передаваемые ему сторонами, и вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими конвенциями. По общему правилу, юрисдикция Суда факультативна, что означает, что Суд вправе рассматривать конкретные споры с участием того или иного государства только с его согласия. Однако государства могут делать заявления о признании для себя обязательной юрисдикции Суда. Местопребывание Суда — г. Гаага (Нидерланды). Это, однако, не препятствует Суду заседать и выполнять свои функции в других местах во всех случаях, когда Суд найдет это желательным. Председатель и Секретарь Суда должны проживать в месте пребывания Суда. Со времени создания Международного Суда в 1946 г. государства представили на его рассмотрение свыше 60 споров, и более 20 консультативных заключений были затребованы международными организациями. Секретариат — постоянно действующий админист-! ративный орган ООН, состоящий из Генерального секретаря и необходимого персонала. Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблей по рекомендации Совета Безопасности на срок 5 лет и может быть в том же порядке назначен на новый срок. На Секретариат в целом возложена обязанность по обеспечению необходимых условий для работы других органов ООН: составление протоколов, осуществление устных и письменных переводов выступлений и документов, опубликование резолюций и других материалов. Генеральный секретарь назначает персонал Секрета риата и руководит его работой. При исполнении своиз обязанностей Генеральный секретарь и персонал не дол ясны запрашивать или получать указаний от каких-либо правительств. Сотрудники Секретариата назначаются Генеральным секретарем по правилам, устанавливаемым Генеральной Ассамблеей. Прием на службу в Секретариат и определение ее условий производится на договорной основе, с учетом необходимости обеспечения высокого уровня работоспособности, компетентности и добросовестности. Сотрудники секретариата, численность которых превышает 25 тысяч человек, являются международными гражданскими служащими. Первым Генеральным секретарем ООН, как уже отмечалось, был Трюгве Ли (Норвегия), который занимал этот пост с 1946 по 1953 годы. Даг Хаммаршельд (Швеция) был Генеральным секретарем с 1953 года до его гибели в авиационной катастрофе в Африке в 1961 году. В течение 1961-1971 годов этот пост занимал У Тан (Бирма, ныне именуемая Мьянмой). Затем его сменил Курт Вальдхайм (Австрия), занимавший этот пост с 1972 по 1981 годы. Хавьер Перес де Куэльяр (Перу) вступил в должность 1 января 1982 г. и исполнял ее до конца 1991 года. Бутрос Бутрос Гали (Египет) был Генеральным секретарем с января 1992 по декабрь 1996 года. В конце 1996 года Генеральная Ассамблея по рекомендации Совета Безопасности ООН назначила Генеральным секретарем ООН Кофи Аннана (Гана) на период с 1 января 1997 по 31 декабря 2001 года. 5. Специализированные органы Организации Объединенных Наций по правам человека Исходя из гуманитарной доминанты, лежащей в основе всей деятельности Организации Объединенных Наций, представляется необходимым рассмотреть специализированные органы ООН по правам человека. 1. Верховный комиссар ООН по делам беженцев. В соответствии с Уставом Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), принятым в 1950 году, Верховный комиссар, действуя под руководством Генеральной Ассамблеи, принимает на себя обязанности по предоставлению международной защиты, под эгидой ООН, тем беженцам, которые подпадают под действие данного Устава, и по изысканию окончательного разрешения проблемы беженцев путем оказания содействия правительствам и, с согласия соответствующих правительств, частным организациям для облегчения добровольной репатриации указанных беженцев или их ассимиляции в новых странах. Особенность деятельности Верховного комиссара состоит в том, что она является совершенно аполитичной по своему характеру; она носит гуманитарный и социальный характер и касается, как общее правило, лишь отдельных групп и категорий беженцев. Согласно содержащемуся в Уставе УВКБ определению, беженцами являются те лица, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся за пределами страны своей гражданской принадлежности и не могут- пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой из-за боязни подвергнуться гонениям. УВКБ осуществляет свои программы помощи полностью за счет добровольных взносов правительств и средств из частных источников. Верховный комиссар следует руководящим директивам, которые даются ему Генеральной Ассамблеей или Экономическим и Социальным Советом. Верховный комиссар обеспечивает защиту беженцев, забота о которых входит в компетенцию его Управления, путем: — содействия заключению и ратификации международных конвенций о защите беженцев, наблюдения за выполнением этих конвенций и предложения необходимых поправок к ним; — содействия при помощи специальных соглашений с правительствами выполнению любых мероприятий, имеющих своей целью облегчение положения беженцев и сокращение числа беженцев, нуждающихся в защите; — содействия правительственным и частным усилиям, направленным на поощрение добровольной репатриации беженцев или их ассимиляции в новых странах; — облегчения допуска беженцев на территорию различных государств; — получения от правительств информации относительно числа беженцев на их территории и положения их, а также законов и постановлений, их касающихся; — поддержания контакта с заинтересованными правительственными и неправительственными организациями. Кроме того, в пределах предоставленных в его распоряжение средств Верховный комиссар занимается другими видами деятельности, в том числе репатриацией и расселением. Ему поручается заведование всеми общественными или частными средствами, получаемыми им с целью оказания помощи беженцам, и распределение их между частными и государственными учреждениями. Верховный комиссар обладает в рамках ООН определенным правовым статусом. В частности, он имеет право излагать свою точку зрения в Генеральной Ассамблее, в ЭКОСОС и в их вспомогательных органах.. Кроме того, Верховный комиссар ежегодно обязан пред-• ставлять доклад Генеральной Ассамблее через ЭКОСОС; его доклад рассматривается как отдельный пункт повестки дня Генеральной Ассамблеи. 2. Верховный комиссар ООН по поощрению и защипе всех прав человека. Пост Верховного комиссара ООН по поощрению и защите всех прав человека был учрежден в соответствии с резолюцией 48-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Декабре 1993 года. Верховным комиссаром является личность, которая характеризуется высокими моральными устоями и честностью и обладающая опытом, в том числе в области прав человека, а также общими знаниями и пониманием разных культур, что особо необходимо для беспристрастного, объективного, неизбирательного и эффектив^ ного выполнения обязанностей Верховного комиссара. Верховный комиссар назначается Генеральным сек-1 ретарем ООН и утверждается Генеральной Ассамблеей! на четырехлетний период с возможностью продления; еще на один срок. По своему статусу Верховный комиссар является за- { местителем Генерального секретаря ООН. Он действу-: ет в рамках Устава ООН, Всеобщей декларации прав1 человека, других международных документов в области прав человека и несет основную ответственность за деятельность международного сообщества в области прав человека. Верховный комиссар по правам человека представ] ляет ежегодный доклад о своей деятельности в соответ! ствии со своим мандатом Комиссии по правам.челове-J ка, а через ЭКОСОС — Генеральной Ассамблее ООН. В рамках общей компетенции^ полномочий и peniej ний Генеральной Ассамблеи, ЭКОСОС и Комиссии щ правам человека можно назвать следующие обязанное') ти Верховного комиссара: — поощрять и защищать эффективное осуществле-1 ние всеми людьми всех гражданских, культурных, эко-lj номических, политических и социальных прав; — выполнять задачи, порученные ему компетентными органами системы Организации Объединенных Наций в области прав человека, и представлять им рекомендации в целях содействия эффективному поощре-) нию и защите всех прав человека; — поощрять и защищать реализацию права на раз4 витие и усиливать для этого поддержку со стороны соj ответствующих органов системы ООН; ,— оказывать через Центр по правам человека Секретариата и другие соответствующие учреждения консультативные услуги и техническую и финансовую помощь по просьбе заинтересованного государства и, при необходимости, региональных организаций по правам человека с целью поддержать осуществление мер и программ в области прав человека; — координировать соответствующие учебные и пропагандистские программы Организации Объединенных Наций в области прав человека; — играть активную роль в деле устранения нынешних препятствий и решения новых задач на пути к полной реализации всех прав человека и в деле недопущения продолжения нарушений прав человека во всем мире; — расширять международное сотрудничество в целях поощрения и защиты всех прав человека; — координировать деятельность в области поощрения и защиты прав человека'в рамках всей системы ООН; — осуществлять общее руководство деятельностью Центра по правам человека. Управление Верховного комиссара размещается в г. Женеве (Швейцария). 3. Комиссия по правам человека Комиссия ООН по правам человека учреждена ЭКОСОС в 1946 году. Первоначально в ее состав входило 18 членов. В настоящее время Комиссия избирается ЭКОСОС на три года и состоит уже из 43 членов. Основная задача Комиссии состоит в разработке предложений и рекомендаций и представлении ЭКОСОС докладов относительно международно-правовой регламентации гражданских и политических прав человека, прав женщин и детей, защиты меньшинств, предупреждения дискриминации по признакам пола, расы, языка и религии, другим вопросам прав человека. С этой целью Комиссия создала несколько вспомогательных органов, в том числе Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Ра-267
бочую груйпу по вопросу о насильственных или недобровольных исчезновениях людей и др. Правительства государств-членов ООН и неправительственные организации как международного, так и национального характера представляют Комиссии по ее требованию информацию о нарушениях прав человека. В Комиссии или ее органах заслушиваются представители правительств с целью дачи объяснений и ответов по рассматриваемым вопросам. Если ситуация является достаточно серьезной, Комиссия может принять решение поручить расследование определенных фактов независимым • экспертам и призвать соответствующее правительство осуществить требуемое изменение. В таком порядке, например, был рассмотрен ряд конкретных ситуаций в Южной Африке и Намибии (1967 год), на оккупированных арабских территориях, включая Палестину (1968 год), в Чили (1975-1978 годы), в Афганистане, Сальвадоре и др. Заседания Комиссии проходят в Женеве (Швейцария). Date: 2015-09-24; view: 406; Нарушение авторских прав |