Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга или ридер?





 

Наткнулся в Интернете на мнение педагога. Рассказывает, как в бытность учёбы в университете, подбирая материал для курсовой, она обнаружила один из летописных источников. Церковный иерарх на чём свет стоит поносит новшество – книгопечатание на Руси и влечение к книгам. Мол, теперь отроки, вместо того чтоб слушать заветы стариков, проповеди церковнослужителей ЧИТАЮТ!!! «Сия вольность вред принесёт непоправимый, ибо печатное слово… бездушно».

Вам это не напоминает сегодняшнюю ситуацию? Мы точно так же клянём компьютеры, Интернет, телевидение. Сетуем, что «недоглядели, упустили детей…» А может, это не они «упущенные», мы их не догоняем?! Ведь и в нашем детстве существовали, наряду с фолиантами, коллекции пластинок со сказками Пушкина, Чуковского, Маршака – декламировали профессиональные актёры. Затаив дыхание, мы слушали увлекательно-таинственные голоса, представляли в роли героев себя, фантазия клокотала, расплёскиваясь... Превращения, козни царя Гвидона и иже с ним засели в моей памяти на всю жизнь.

Классический вид книги – не догма!

Помните, ходил анекдот про неугомонную мать, перепечатавшую на машинке «Войну и мир» – сын признавал исключительно машинописный Самиздат. Согласитесь, ехать нужнее, чем шашечки! В древности люди писали на бересте, глиняных дощечках, пергаменте и даже на камне. Такая любовная записка могла избранницу с ног свалить не охальным намёком – физически. Cовременные дети уткнулись в экраны мониторов, слушают аудиокниги в MP3 формате, читают на смартфоне, планшетнике, ридере… Носитель сменился, всего и делов. Господи, да лишь бы не довольствовались суррогатом, а тянулись к «золотому» фонду литературы…

Сызнова вспомню Ломоносовскую школу: там проводится конкурс на лучшую SMS-ку. По-моему, здорово!

 

Именно поиск современных форм, эффективных методов приобщения к художественному тексту подталкивал организаторов Интернет-конкурса «Купель». Мы изначально отказались от панических ноток в суждениях: «Дети не читают!», «В наше время было лучше!», «Всё пропало, гипс снимают, клиент уезжает!..» Как приохотить к литературе в сложившейся ситуации? Как сделать, чтобы русское слово заиграло новыми гранями, показать его со всех сторон, покрутить, дать прочувствовать фактуру, живую мощь?

Базовый текст рассказа, эссе решили превратить в стержень, на который нанизывались смежные жанры. При этом слово из плоского – сделалось выпуклым, объёмным. Мы как бы перевели его в формат 5D. Слово получило вес, цвет, форму, запах, звучание на другом языке. Обрело новую жизнь!.. С гордостью докладываю: на сегодняшний день достигли многого. Введение дополнительных номинаций «Фотография» и «Рисунок» (иллюстрация к произведению), «Драматургия», «Художественный перевод» – позволили каждому желающему проявить свой талант. Одних только работ в номинации «Методические материалы к уроку, исследовательские работы» поступило 126!

А насколько высок уровень!

Обязательно посмотрите рисунки Татьяны Александровой (137), куратор Лукина Елена Астратовна, Надежды Бей (558), куратор Черемисова Татьяна Викторовна, Ксении Великород (300), куратор Упорова Галина Георгиевна, Елены Кашафутдиновой (180), куратор Хохлова Наталья Викторовна, Юлии Герасимовой (621), куратор Баклушина Галина Максимовна – это профессиональные иллюстрации к тексту.

Конкурс сблизил национальности, языки.

Вот что пишет в сопроводительном письме Гаджиева Айсель (012): «Я – азербайджанка, но уже давно живу в России, учусь в 8-м классе обычной петербургской школы. Здесь учатся ребята более десяти национальностей; многие из них – мои земляки. Кто-то приехал в Россию давно и достаточно хорошо говорит по-русски, у кого-то ещё есть проблемы с языком… Не все наши родители, к сожалению, пока легко общаются на русском языке… Поэтому мне очень захотелось помочь им познакомиться с творчеством Александра Костюнина, произведения которого я недавно “открыла” для себя». Айсель перевела рассказ «Рукавичка» на родной азербайджанский язык.

Должен признаться: достойных работ в этом году, как всегда, много больше, чем призовых мест. Высок авторитет нашего международного литературного конкурса! Поисковые системы Yandex, Гоголь, Mail.ru и Bing при запросе «литературный конкурс» находят «Купель» на первой странице. Конкурс не имеет государственного статуса, но от этого яркие, горячие, самобытные строки ребят не стали менее волнующими. В Карелии говорят: «Pane sanat paikkaizeh, da älä tagaizeh aittaizeh» [Запомни хорошее слово и не забудь людям вернуть (карел.)] Открывая для себя эти драгоценные, уникальные самородки слов, мы становимся духовно богаче.


Нам, взрослым, всегда есть чему поучиться у детей. Гениальная российская поэтесса Юнна Мориц написала такое стихотворение [6]:

 

Пишите для себя – как пишут дети,

Как дети для себя рисуют звуки,

Не думая о том, что есть на свете

Хрестоматийно творческие муки.

 

Пишите для себя – как бред любови,

Как поцелуи пишут и объятья,

Не думая о том, что наготове

Станок печатный должен быть в кровати,

 

Читающий народ и славы трубы,

И, уж конечно, пресса мировая...

Пишите для себя – как пишут губы,

Самозабвенно строки повторяя.

 

Пишите для себя – как пишут втайне,

Где не растут ничьи глаза и уши.

Пишите для себя – как пишут крайне

Ранимые и трепетные души.

 

Пишите для себя – как строки эти,

В которых ни малейшего подлога.

Пишите для себя – как пишут дети,

Как пишут эти почтальоны Бога.

 

Да, именно «почтальоны Бога»!.. Точный образ.

В этом убеждаешься вновь и вновь, упиваясь поэтическими посланиями Анны Сынковой (куратор Смагина Наталья Валерьевна), Светланы Лошадкиной (куратор Гольдберг Светлана Юрьевна), Александры Кныр (куратор Прусаков Илья Владимирович), Кристины Волковой (куратор Кривченко Светлана Николаевна), Ивана Арсеньева (куратор Булка Майя Владимировна).

И окончательно покорила меня Дулимова Людмила из Астрахани (куратор Гриценко Элеонора Анатольевна). Она не просто подарила всем нам прекрасные стихи, переложила их на музыку, но и сама замечательно исполнила, аккомпанируя под гитару. В итоге родилась песня на рассказ «Рукавичка» под названием «Первый класс» (149). Послушайте обязательно:

 

http://kostjunin.ru/konkurs/2011___2012/poeziya/pervyj_shkol_nyj_klass___pesnya_na_rasskaz__rukavitchka__149_.html

 

Ради справедливости поддакну скептикам: уровень поступивших работ разнится. И тем не менее, в оригинальности не откажешь ни одной. Педагоги-новаторы с лёгкостью «сбрасывают с корабля истории» застарелые формы, «революционный держат шаг…» Например, библиотечный урок экологии по… произведению «Танина ламба» (025). (Помните анекдот [7] про неопытного учителя географии, глобус?..) И уже не выглядит случайной опиской фраза: «На прошлом зачятии…»

Или такое:

«Я прочитал несколько произведений, но больше всего мне запомнился и понравился рассказ «Танина ламба». Главная проблема здесь заключается не в Таниной «распущенности», а в том, что она помогла защитить рыб во время нереста, пускай и самым неприличным способом». (185)

Да, не все мои рассказики детские, возможно, не все колыбельные…

 

*

Четвёртый год конкурсу «Купель»

 

Сегодня, будучи сочинителем, мечтать, что кто-нибудь ознакомится с твоими виршами, – всё одно как ставить не на орла-решку, не на ребро… Чаять, что монета зависнет в воздухе!

Должен откровенно признаться: у меня ситуация особая. Я и без конкурса за судьбу своего слова спокоен абсолютно. Сказанное наяву или во сне, всерьёз либо в шутку, слово моё не успевает коснуться земли, его ловко подхватывают, записывают, бережно хранят. (О таком интересе другие беллетристы могут лишь грезить и от зависти кусать ногти). Однако причина не в гениальности словес… Я не мечу афоризмы. Увы! Просто вопросы, которыми занимался на оборонном заводе, связаны с гостайной. Да, казённые слушатели – это здорово! Но мне, как и другим писателям, хочется иметь своих читателей. И, разумеется, конкурс «Купель», с его тысячами участников со всей Руси, зарубежными конкурсантами, число коих год от года растёт, для меня – Божья благодать.


«Тебе благодать, – скажете, – а сами-то ребята с радостью участвуют или нет?»

Об этом лучше узнать из работ.

 

Реплика внутреннего голоса:

– Да уж…

 

Ильина Виктория так и озаглавила: «Писать сочинение или не писать?» (721). Согласитесь, гамлетовское «Быть или не быть?!» – меркнет на фоне вопроса, ребром поставленного ученицей седьмого класса из Липецкой области. А вот откровение Тимохиной Светланы из деревни Михайлово Ивановской области (393): «Наконец-то прошли все олимпиады, и я со спокойной душой снова могу приняться за уроки, хотя так не хочется… Оказалось, что я рановато обрадовалась. Обычный учебный день, ничто не предвещало беды, всё начиналось как обычно, такие знакомые лица, шуточки одноклассников...»

Пришла беда – отворяй ворота!

В классических произведениях внутренний монолог героя, с нарастающей надрывной тревогой, безошибочно указывает читателю: надвигается катастрофа вселенская; страшное чёрное горе сей миг застит собой и день, и солнце, и жизнь к чертям собачьим; ведут на эшафот... – никак не меньше! Интрига раскрылась неожиданно: учительница предложила Светлане участвовать в конкурсе «Купель».

Подобные стенания красной нитью проходят через большинство детских работ.

 

Как думаете, любят детки писать сочинения?

 

Унечская библиотека выпустила специальный «Информационный бюллетень школьника «Ты и школа. Знай свои права!». (468) Ювенальная юстиция, чадо-право – это, конечно, здорово. Но нельзя забывать об элементарных обязанностях «кукушат». Пожалуй, не открою великого секрета, лишь напомню избитую истину: знания приходится-таки насаждать… Я и раньше задумывался: зачем даже опытному спортсмену свой тренер? С «шилом» – результативней!

Советская армия, помимо прочего, оставила нам богатое литературное наследие – кладезь нетленных афоризмов. Самый-самый: «Дедовщину никто не отменял»… Для школы, вероятно, это перебор… А вот: «Субботник для солдата – дело добровольное! А не то что “хочу – иду, хочу – нет”» – по-моему, в самый раз! Другое дело – выбор конкретного писателя, произведения. Вот тут, убеждён, нужно больше доверять педагогам, прислушиваться к мнению школьников. Опус-набат Светланы Тимохиной заканчивается словами: «Немногие писатели своими рассказами оставляют отпечаток в судьбе человека и заставляют пересмотреть взгляды на жизненные моменты. Я нашла такой рассказ совершенно неожиданно для себя самой». А Ильина Виктория признаётся: «Чувства меня переполняют. Думаю, что встреча с этим писателем не последняя. Его книга – дорогой подарок. Я буду рассказывать своим друзьям о литературных героях, которые полюбились». Кстати, многие конкурсанты подмечали за собой странную метаморфозу: читать принимались с опаской – осилив текст, изумлялись: «Понравилось!»


Да, в информационной цепочке «прозаик-учитель-школьник» последнее, замыкающее звено – главное. Сделает младой читатель шаг навстречу или впредь будет шарахаться при одном лишь упоминании о книге – от этого зависит в конечном итоге судьба всей нашей литературы.

А писать сочинение, иллюстрировать рассказ, переводить текст на иной язык – конечно труд. Труд тяжёлый. Но без труда чего добьёшься?.. И не беда, если получается не сразу. Локтева Елизавета из города Каменск-Шахтинский Ростовской области всем советует: «Когда тебе кажется, что ничего не получится, вспомни: Уолт Дисней был уволен за недостаток идей, Менделеев имел «тройку» по химии, Эйнштейн не мог запомнить номер своего телефона. У них тоже сначала что-то не получалось, но потом они поверили в себя и добились желаемого». (458). В методическом материале учителя-словесника Данчиновой Натальи Викторовны из поселка Кутулик Иркутской области (010) высказана интересная мысль: «Каждая проблема – это камень, который жизнь кидает в вас, но, ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток». А закончить классный час она предложила максимой Леса Брауна: «Целься в луну. Даже если промахнешься, окажешься среди звезд».

 

9 января 2012 года Президент подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года российской истории».

Первое место в номинации «Проза», в возрастной группе «старше 18 лет», жюри присудило Cизовой Надежде Николаевне за «Попутный рейс к посёлку Придивный» (105) (Кемеровская область, пгт. Тисуль). Трагичная история-быль повествует о событиях пятидесятых годов прошлого века. Это была эпоха трудового героизма и воинской доблести, святой веры простого народа в сказочную жизнь и тотального террора.

Частенько люди старшего возраста и сегодня задаются вопросом: «Могут ли репрессии повториться?» Надежда Мандельштам во второй книге «Без покрова, без слюды...» высказала суждение своё: «В настоящее блаженное время развелось много чистых и наивных непуганых. В любой момент из них смогут выжать что угодно. Им надо узнать, что было с нами – с поколениями их отцов и дедов, иначе они непугаными войдут в новый круг бедствий и окажутся совершенно беспомощными». По классификации поэтессы Анны Андреевны Ахматовой – время сейчас в России вегетарианское. И большая заслуга в этом руководства страны. (Нужно не забывать!) А чтобы не повторились ошибки, преступления прошлого, надлежит всем изучать историю родной страны. Тогда, авось, в пассажирское расписание не внесут «рейс на барже» к тюремному посёлку с сатанинским названием Придивный.

Национальный вопрос…

Актуальность его для нашей огромной державы переоценить невозможно. И правильно взятая нота, умелое руководство всем оркестром со стороны дирижёра – ключ к гармонии и процветанию страны. Не случайно призовое место получила Александра Товстуха (куратор Данилова Вера Юрьевна) за научно-исследовательскую работу по рассказу «Поводырь» (009) (Калужская область, г. Балабаново-1).

С главным персонажем рассказа, Магомедом Агаевым, директором музыкальной школы из селения Татляр Дербентского района Республики Дагестан, я знаком лично. Это – настоящий герой, наш современник. В московском метро привела в действие взрывное устройство женщина, тоже, как ни жутко, школьный педагог по профессии, и тоже из Дагестана. Погибло много безвинных людей. Центральные телеканалы всесторонне освещали последствия чудовищного теракта.

Два человека, два учителя – два полюса: «плюс» и «минус», «свет» и «тьма».

Но хороших людей в Дагестане значительно больше!

Давайте не только открыто называть зло – злом, но и добро – добром. Мы обязаны видеть принципиальные отличия между двумя этими несхожими понятиями.

Ежели в нашем сознании они смешаются – беда! Беда будет… («Пи-иии!»)

Нельзя этого допустить.

Нельзя сутками транслировать безлунную ночь! («Пи» – в квадрате!..)

День и солнце важнее…

Лишь в этом случае у нашей молодёжи будут не искривлённые, а чёткие, светлые ориентиры.

 

*

Четвёртый год конкурсу «Купель».

Четвёртый год литераторы, библиотекари, педагоги и РОНО действовали сообща.

Да, и РОНО… Это только старик Хоттабыч недоумевал: «Я не знаю, кто такой этот Роно?» И если нам, всем вместе, удалось, как писал поэт Николай Теплов, «чей-то взгляд оживить, чью-то душу согреть и над пошлостью чьей-то поставить кресты», значит, старались не зря.

Конкурс «Купель» стал поистине всенародным!

 

Мам, как жаль, что тебя нет со мной. Но верю, что ты видишь, что знаешь…

 

С почтением склоняя голову пред талантом Сергея Довлатова, я не отважился на сей раз величать себя «писателем». Набрал на клавиатуре «Александр Костюнин» и задумался… Дочь за спиной грустно вздохнула:

– Пап, столько лет работу найти не можешь... Ты стал «никем»!

Я несогласно молчал…

И вдруг память подсказала: Александр Сергеевич Пушкин на вопрос «Где вы теперь служите?» гордо ответил: «Я числюсь по России!» [8]

 

Вслед за первым поэтом мысленно повторил:

– Я числюсь по России! Поелику аз есмь.

И на этом поставил точку.

 

*

 

07 июля 2012 года

 

 

Ваш Александр Костюнин

 

 

P.S.

 

Как заинтересовать книгой детей?!

Уважаемые коллеги, ваше мнение и наработки по данному вопросу, были бы интересны широкой аудитории. Поделитесь опытом своим…

Приглашаем вас принять участие в дискуссии. Первые отзывы поступили:

http://kostjunin.ru/konkurs/obsuzhdenie_stat_i__ya_tchislyus__po_rossii__/obsuzhdenie_stat_i.html

 







Date: 2015-09-24; view: 369; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию