Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Л. Н. Толстой
Маев уверял, что учителем русского языка он стал исключительно по слабости характера: – В понедельник, как на грех, прохожу мимо своей кафедры. В недобрый час... Вдруг из деканата вылетает наш Паша, затаскивает, главное, к себе... Выплёскивает мне на голову последние международные события в университете и умоляет разобраться с «этим негодяем». – Я-аа?! – Иванович, ты хоть не нервируй!.. Всё! Баян твой! Можешь не усыновлять, а на поруки взять придётся. Свози его в Кижи... – В январе? –...На лыжах прогуляйтесь. Окружи традиционным северным радушием, теплотой. Подтяни по предмету. Думай сам! Руки у тебя развязаны...
***
Лета, считай, в тот год не было. Солнце неделями «прогуливало». Потому купаться не хотелось, а вот в баньке похлестаться веничком – тянуло. Отправился к Маеву Володе. Давно звал...
Аккуратная рубленая банька на песчаном берегу, мосточки к самой воде. Сказка! Тихая гавань...
Подхожу... Нарастающий визг?!. Ба-ммм!!! Дверь – настежь! Густое облако пара, крика... Кубарем выкатываются два смуглых юноши и без оглядки – к озеру. Следом на пороге вырос счастливый Володя. Тело полное, в красных пятнах и свежих листьях берёзового веника: – Давай скорей! Опаздываешь! Он натянул на лысину суконную шапку, надел рукавицы и шагнул в жар. Я – за ним. – Когда твои гости успели так загореть? – А-аа! Это мои подопечные студенты-арабы, в карельской бане первый раз. У нас на сельхозе учатся. Постигают специальность «учёный агроном». Рафат – из Палестины, на третьем курсе, а Баян – на первом: с филфака зимой перевёлся. Иорданец, правильный такой. У них столица Иордании – Амман. Наберёт полные лёгкие воздуха, выгнет грудь колесом: «Амм-мма-на!» Как с минарета пропоёт. И поглядывает на всех свысока, беркутом. Будто он – самая последняя инстанция, а все остальные, хоть и говорят «Амман», но это далеко не так. Володя подкинул в топку дровишек. Стрелка термометра решительно пошла на второй круг. – На одном только нашем факультете четырнадцать заморских студентов, но их не видно, не слышно. Такое впечатление: университет посещает один Баян. Его соплеменники сами руками разводят, изумляются. Не случайно у него имя такое. Я не поленился, вычитал в энциклопедии: оказывается, на Руси «баяном» называют «разновидность большой гармоники со сложной системой ладов». О, как! В предбаннике раздалось шлёпанье босых ног, и в парилку бочком проскользнул высокий юноша с утончёнными чертами лица. – Рафат, забирайся к нам. Знакомься. Молодой человек настороженно протянул мне узкую двухцветную кисть: – Да! Я легонько её пожал и тоже представился: – Александр. Володя окликнул: – Баян! В ответ – гробовая тишина. – Баян! Ты опять в предбаннике хочешь отсидеться? Бегом сюда! Я с нетерпением ожидал подданного Иорданского королевства... Дверь заскрипела натужно, совсем не по-королевски, нехотя приоткрылась, и внизу, над самым порогом, нарисовалось закопчённое лицо с широко раскрытыми от ужаса глазами. – Ты чего невесёлый, Баян? – Жарко… я так нэ могу! – Интересно, всю жизнь в пустыне прожил, а тут не можешь. Забирайся к нам. – Нэ-э-эт, жарко. Он на четвереньках перебрался через порог, уселся на пол и прижал уши ладонями. Мы основательно пропотели, затем Володя натянул шапку поглубже и плеснул на раскалённую каменку. Обжигающий пар под давлением заполнил парилку. Уши скрутились. – Э-ээх, крра-ссота! Красота ведь?! – допытывался хозяин, радушно подливая шипящий кипяток. – Баян, давай наши познания закрепим: «О-оо…» Обречённым эхом отозвалось: – О-ой... – Ози-мы... – О! Мы... – Молодец!.. Озимые... Ну! Ещё буковку... к... ку... культуры. Я не вытерпел: – Зачем тебе это «Поле чудес?» Дай человеку попариться! – У нас экзамен в понедельник. Баян, умоляю, просто повторяй за мной... человеческим языком: «О-зи-мы-е куль-ту-ры». – О-ууу!!! – Баян задрал руки вверх и с диким воем метнулся прочь из «преисподней». – Ну вот, сам видишь: учёба мало-помалу даётся, а дисциплина... – Володя с подозрением глянул на Рафата, подбирая слово помягче, – а вот дисциплинка у нас... хромает. Мы с азартом отходили тела душистыми вениками и затрусили к озеру. А вода, считай, осенняя. Быстро окунулись: «У-у-ух!» Свежо. Ещё бухнулись и опять на полок. Сидим, оттаиваем. Палестинец встревоженно: – Баяна нет! – Наверно, тихонечко идёт. Снова хорошо прогрелись. Жарко! Спешим купаться. Смотрим: Баян сидит по грудь в хмурой воде. Плавать не умеет, сидит и дрожит. Рябь гонит. Весь в каких-то жутких пупырышках. Б-ррр! Губы у них и так чёрные, тут – иссиня-чёрные. А кожа, наоборот, побледнела. И даже зрачки белые. Портрет-шарж от Пабло Пикассо! Володя участливо: – Баян, ты чего? – Здэсь лучшэ, чэм там… – Раз лучше, давай здесь: «бан-ный день». В ответ прилежно, тоже по слогам: – Э-бан-ный дэн. – Ну... это уже антоним. Растёшь!..
Когда чужестранцы оделись и пошли по приглашению хозяйки в дом отведать чайку, я поинтересовался: – Они что, сами к тебе напросились в баню-то? – Да, нет. Сейчас расскажу… Баян ведь сначала поступил на строительный факультет. Его единственного из студентов заинтересовало деревянное зодчество, хотя в Иордании, как ты знаешь, дерева нет. Отучился один год. Заявляет: «Нэт! Буду выучить русский, как Лэнин. Знать языка, который говорить хорошо, надо очэнь!» Ну, «надо», так надо. Перевели на филологический. Однако от скучных учебников его воротит. Орфография с пунктуацией нагоняют зевоту. Хочется живого дела… Получила очередную долю независимости Организация освобождения Палестины. Вроде как сказали им, что ещё один кусочек земли сектора Газа – «ваш». По этому поводу все арабы, независимо от гражданства и политических симпатий, ликуют. Выпустили стенгазету, нарисовали свой край, красным отметили отвоёванную территорию: «Поздравляем всех палестинских студентов. Ура! Ура! Ура! Вперёд и дальше!» Плакат закрепили кнопками на стенде у деканата. Мимо, ступая по-хозяйски, вышагивает профессор Рабин, который, как ты знаешь, не за Россию, не за ФАТХ и не за ХАМАС, а за свою обетованную родину. И видит он... прикинь! почти весь его Израиль оказался по этой карте Палестиной. В сердцах срывает газету, суёт вахтёрше. Та – к декану филфака: «Куда девать?» В ответ простое решение: – Выбросьте! Эти приходят на следующий день: «Оппа!» – Где наша родная Палестина? Делегацией к декану. Хотят новую карту рисовать, где вообще нет Израиля. Баян громче всех негодует: – Кто посмэл?! Но Рабина не выдали. Вместо этого объяснили, что вахтёр газету сняла сама: расписание занятий вешать некуда. Боевой листок им отдали, и они успокоились.
…И вот «юный лэнинэц» на филфаке. Сам по-русски говорит «мало-мало», а там программа – ого-го! Не каждый наш осилит. Его земляки – молодцы. Есть у них напор, настойчивость. Стержень! А этот – размондяй!.. С «хвостами» и зимнюю, и летнюю сессию закончил. При этом убеждён: язык знает достойно. Просто учителя придираются! Рафат, из чувства солидарности, потакает ему. Готов пособничать. И отправляются они на пару в деканат. Искать свою правду. А для чистоты эксперимента прихватывают в карман диктофончик. У нас декан филологического факультета занятный мужик. Горячий, заводной. Ма-тер-шинн-ник… страшный. Ага! Всё любит повторять: «Пролетарское происхождение и низкий культурный уровень – наши главные козыри!» В деканате гости России у секретаря спрашивают: – На мэстэ? Молоденькая сотрудница тряхнула кудряшками. Они вваливаются в кабинет, дверь нараспашку. Декан по телефону разговаривает и им недовольно: – Подождите! Баян против: – А чэго ждать? Ты тут всё равно ничэм нэ занимаэшься… – Выйдите! – Нэт. Мы к тэбэ! Вены на шее декана угрожающе набухли, лицо побагровело. Он бросил телефонную трубку мимо аппарата, не мигая уставился на Баяна… А сам по столу судорожно шарит пальцами, комкает служебные бумаги. И рождается у декана в состоянии аффекта дипломатический спич: – Мать… вашу… ети!!! – Ах Вы так?! А здэс всё записано… Товарищи с братского Востока демонстративно достают диктофон и, кривляясь, поддразнивая, крутят им на недосягаемом расстоянии. Декан вскакивает, стул с грохотом падает. Интервьюируемый галантно подлетает к иностранным корреспондентам, силится политкорректно дотянуться до записывающего устройства. Рафат с Баяном сопротивляются, брыкаются. С этого момента формат общения можно скорее охарактеризовать как «встреча без галстуков». Или, говоря по-нашему, завязывается маленькая свалочка, потасовочка. Представитель принимающей стороны оказывается «в партере». Диктофон падает на пол. Студенты его хватают, выскакивают за дверь. Декан истошно орёт им вслед на великом русском языке...
– Говорят, эхо по коридорам целый час металось. – Ёперный театр!.. – А то... Мне всё это секретарша нашептала. По большому секрету. Ты тоже, смотри, никому! Итак: свой «визит вежливости» иностранные студенты нанесли утром; вечером того же дня, в качестве ответного реверанса, зарубежным гостям объявили выговор. На том дело и кончилось. Баян, разумеется, шумно возмущался, что их как бы все, всегда и везде… «гнобят». Обзывался нехорошими словами. У него осторожно интересуются: – Дальше будешь учиться здесь? – Нэт! Типун вам на ваш вэличий могучий язык. Баян хочэт учиться на агроном, гдэ Рафат. Он всё сдаёт на «прэкрасно», мнэ остаются одни двойки, а учимся одинакава.
Володя вытер пот со лба и, словно оправдываясь, продолжал: – В итоге откосить мне не удалось. Пришлось сделаться русистом. Без русского языка ему ведь, один хрен, ничего не вобьёшь. Пока без акцента произносит только «мать вашу…» – Все с этого начинали, – подбодрил я. –...Сейчас перешли с ним на интенсивный метод «глубокого погружения в языковую среду». Заодно знакомлю иорданца с карельскими традициями, выдумываю культурно-развивающую программу. Сам видишь: веселю, как умею. Может, ты чего подскажешь?..
Я вдосталь напарился в баньке, всласть попил чайку с мятой и, прощаясь, поинтересовался у Баяна: – Как выучишься на агронома, здесь у нас будешь бананы разводить или там, у себя, – картошку? Баян не удостоил ответом.
Позже, я слышал, он уехал на родину. После учёбы на трёх факультетах ему открыты все дороги.
*
Date: 2015-09-24; view: 361; Нарушение авторских прав |