Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Травма при падении на поверхности





Падения на поверхности — это разновидность вращательного движе­ния вертикально расположенного тела вокруг горизонтальной или сагит­тальной оси, проходящей через стопу.

Падения на поверхности довольно часто встречаются в практике следо­вателя ОВД. Ранее их называли падениями с высоты собственного роста, затем - падениями на плоскости. Как первый, так и второй термины, с нашей точки зрения, не верны, так как человек соответственно взобраться к себе на голову и упасть с нее не может, а плоскость — это ровная и гладкая поверхность. На такую поверхность человек, за очень редким исключением, не падает. Чаще падения происходят на улице, в помещени­ях, поверхности которых не идеально гладки. В этой связи такие падения следует именовать падениями на ровные или неровные, гладкие или не­гладкие поверхности.

Падения на поверхности наблюдаются при нарушении равновесия из положения стоя, ходьбе, беге, переноске тяжестей, злоупотреблении алко­голем, неудовлетворительном состоянии пешеходных дорожек (выбоины, гололед и т.д.), заболеваниях костно-суставного аппарата нижних конечно­стей (анкилоз, паралич, нарушения координации движений, связанных с наличием у пострадавшего заболеваний), нервно-сосудистых расстрой­ствах (гипертоническая болезнь, атеросклероз и др.), сопровождающихся потерей сознания.

Характер, локализация, глубина и тяжесть повреждений обусловлены неожиданностью падения, наличием или отсутствием защитных движе­ний, весом, ростом, телосложением, длиной шеи, толщиной мягких тканей человека, особенностью организма и возрастом, расположением центра тяжести тела, угловой скоростью вращательного движения тела вокруг оси, расстоянием от оси вращения до центра тяжести тела, величиной момента инерции, силой удара, скоростью падения, позой человека, местом соуда­рения головы с поверхностью, взаимодействием упругих свойств соударя­ющихся тел — характера поверхности соударения и упругих свойств ко­стей черепа, степени жесткости поверхности соударения, характера одежды и толщины ее слоев, наличия заболеваний, нарушающих координацию движений, строением тела человека, соотношением головы и туловища, формой затылочной области головы, длиной шеи, силой тяги мышц шеи, величиной шейного лордоза, толщиной костей черепа, наличием волосяно­го покрова и головного убора, солевым составом кости, временем соударе­ния, твердостью и неровностью поверхности соударения.

При падении на поверхности изменяется положение устойчивого рав­новесия, вызывающего перемещение более тяжелой части тела, располо­женной выше центра тяжести, локализующегося на уровне 1—5 крестцо­вых позвонков или на 4—5 см выше поперечной оси тела, проходящей через тазобедренные суставы. Определенное значение имеет и смещение вправо переднезадней плоскости, что объясняется большей на 400—500 г массой правой половины тела.

В настоящее время единой классификации падений на поверхности нет. В этой связи была предпринята попытка классифицировать падения на поверхности (схема 23).

Классификация падений на поверхность

Падение на поверхности может быть самопроизвольным однократным и неоднократным, а также с ускорением вследствие удара или толчка в верхнюю часть тела.

Однократные самопроизвольные падения сопровождаются возникнове­нием единичных повреждений, в то время как неоднократные самопроиз­вольные падения и падения вследствие травмы ускорения проявляются множеством разнообразных повреждений, локализующихся в различных областях тела, на разных сторонах, уровнях, поверхностях. Наряду с этим по глубине расположения и сочетанию повреждений возможно разграни­чивать по повреждениям перечисленные виды падений на поверхности, что важно для проведения разыскных мероприятий и исключения безре­зультатной работы в случаях самопроизвольных падений.

Проводя экспертизу травмы при падении на поверхности, эксперт дол­жен учитывать не только характер, высоту, площадь, глубину, но и локали­зацию повреждений по поверхностям, сторонам, уровням и областям тела, а также анатомо-физиологические особенности тела человека, определяю­щие вариант падения. В этой связи различают самопроизвольные одно­кратные и неоднократные падения, а также падения с ускорением. Каждый из названных вариантов имеет несколько подвариантов.

 

 

26. Транспортная травма.

Особенности осмотра места происшествия

при дорожно-транспортных происшествиях.

Классификация автомобильной травмы

Травмы, причиняемые транспортными средствами, составляют

самостоятельную группу среди механических повреждений. В соот-

ветствии с особенностями повреждений, причиняемых различными

типами транспортных средств, принято выделять дорожно-транс-

портную травму, повреждения средствами водного транспорта,

авиационную травму.

 

В судебно-медицинской практике дорожно-транспортные сред-

ства подразделяют на безрельсовые (автомобили, мотоциклы, трол-

лейбусы, тракторы и т. д.) и рельсовые (поезда, трамваи и др.).

Осмотр трупа на месте происшествия при наличии транспортно-

го средства, причинившего травму человеку, необходимо начинать

с точной фиксации расположения трупа по отношению к машине,

проезжей части, тротуару или по отношению к различным следам на

проезжей части. При осмотре одежды отмечают ее состояние,

разрывы, следы волочения, отпечатки протекторов, облицовки

машины, радиатора, фар и т. д. Обращается внимание на загрязнение

одежды, наличие и расположение следов крови, смазочных масел,

осколков стекла, например от фар, частиц краски автомобиля, следы

скольжения на подошвах обуви. Обнаруженные на трупе изменения

дают возможность высказаться о месте первоначального удара. Также

отмечают следы протектора на теле, наличие бампер-переломов.

При этом очень важно замерить уровень этих повреждений

и следов (расстояние от подошв до повреждений). Если на месте

происшествия есть машина, необходимо замерить высоту располо-

жения на ней выступающих частей, чтобы в последующем сопоста-

вить уровень повреждений на теле с уровнем выступающих частей

автомобиля. Для выявления деформаций капота, крыльев, фар, об-

лицовки радиатора и других частей автомобиля судебно-медицин-

ский эксперт должен осматривать его совместно с автотехниками.

При этом следует учитывать, что на частях машины могут быть

выявлены обрывки одежды, частицы эпидермиса, пятна и брызги

крови, волосы, фрагменты внутренних органов и т. д. Все вещест-

венные доказательства, обнаруженные при осмотре места проис-

шествия, направляются для дальнейшего исследования в соответ-

ствующие лаборатории.

Автомобильная травма — повреждения, причиняемые наруж-

ными и внутренними частями движущегося автомобиля или возни-

кающие при выпадении из него.

Виды автотравмы:

— удар частями автомобиля при столкновении с человеком;

— переезд колесом или колесами;

,— выпадение из автомобиля;

— удар о части или сдавление тела частями автомобиля в кабине;

— сдавление тела между частями автомобиля и другими предметами;

— комбинированный вид травмы.

Особенности повреждений при дорожно-транспортных проис-

шествиях:

1) повреждения возникают последовательно вследствие чере-

дующихся механизмов травмы;

2) разнообразие механизмов на отдельных этапах автотравмы

ведет к образованию множественных, различных по характеру

и локализации повреждений;

3) некоторые повреждения характерны для определенных видов

автотравмы (контактные повреждения).

Механизмы возникновения повреждений на различных этапах

наезда (столкновения движущегося автотранспорта с телом

человека)

Повреждения, возникающие при столкновении движущегося

автомобиля с телом человека (наезд), встречаются наиболее часто. Дан-

ный вид автотравмы включает несколько последовательных этапов.

1. Соударение частей автомобиля с человеком. Механизм повреждения —

удар и общее сотрясение тела. На одежде и теле возникают

повреждения, отображающие контуры части или края бампера,

фары, облицовки радиатора и т. д. Локализация повреждений —

нижние конечности, область таза, реже — туловище, на уровне тех

частей автомашины, которыми они были нанесены (контактные

повреждения, штамп-повреждения).

2. Падение тела на автомобиль. Механизм — удар о части

автомобиля (капот, крыло, штуцер стеклоочистителя, щетки и т. д.).

Локализация—в области головы, туловища, верхних конечностей.

Следует учитывать, что забрасывание тела на автомобиль

происходит при первоначальном ударе ниже центра тяжести

человека (легковые автомашины). Если же первичный удар

наносится вблизи центра тяжести (грузовые автомобили,

автобусы и т. п.), тело отбрасывается вперед.

3. Отбрасывание и падение тела на грунт. Механизм — удар

о грунт. Локализация — область головы, туловища, верхних ко-

нечностей. В результате столкновения тело человека приобретает

скорость, близкую к скорости движения машины, а также

вращательное движение вокруг продольной оси.

 

Скольжение тела по грунту. Механизм—трение о грунт

При столкновении движущегося автомобиля с телом человека

особое значение имеют так называемые бампер-повреждения,

возникающие от удара бампером по бедру или голени (в за-

висимости от высоты его расположения). Расстояние от бампера

до поверхности дорожного покрытия составляет у легковых

автомобилей 34—42 см, у грузовых — 55 см и более. На кожных

покровах в местах контакта часто возникает поперечный

полосчатый кровоподтек, ссадина или рана. Особое значение

имеет поперечный оскольчатый перелом костей голени и бедра.

В области перелома в типичных случаях выявляют крупный

клиновидный отломок, основание которого показывает место,

а острый конец — направление удара. Однако перелом может

быть и поперечным, безоскольчатым, с большим количеством

веерообразных трещин, образующих углы, открытые в сторону

удара. По бампер-повреждениям можно установить высоту

расположения бампера автомобиля, а также направление его

движения в момент удара.

В результате удара частями автомобиля, падения тела на авто-

мобиль, отбрасывания его на грунт возникают повреждения мягких

тканей головы, а также переломы костей черепа. Чаще это прямые,

закрытые, линейные и оскольчатые переломы, реже— вдавленные

и террасовидные, что зависит от места приложения силы, направ-

ления ее действия, площади соприкосновения предмета с че-

репом.

Нередко наблюдаются сочетанные переломы костей свода

и основания черепа. Линейные и оскольчатые переломы берут

свое начало в месте удара и распространяются лучеобразно

в разных направлениях в плоскости травмы, как бы графически

намечая на черепе направления удара. Повреждения головного

мозга, его оболочек, сосудов возникают в месте приложения

силы и на отдаленных от места удара участках (в области про-

тивоудара).

Сильный удар в верхнюю часть бедер и область таза часто при-

водит к возникновению прямых, линейных или оскольчатых пере-

ломов костей таза. Такие переломы нередко сопровождаются по-

вреждением органов таза. При ударе сзади, помимо повреждений таза, могут возникать переломы позвоночника в шейном

и верхнем грудном отделе в результате резкого чрезмерного разги-

бания тела.

Повреждения от удара грузовой автомашиной, автобусом

или троллейбусом часто локализуются в области грудной клетки.

При этом могут возникать повреждения от предметов с обширной

или ограниченной (выступающие части) травмирующей поверхно-

стью. Удар в грудь приводит к односторонним, обычно прямым,

множественным переломам ребер, возникающим в месте непосред-

ственного приложения силы.

Удар автомашиной с последующим отбрасыванием потерпев-

шего часто сопровождается комплексом непрямых поврежде-

ний внутренних органов вследствие сотрясения тела. Они вклю-

чают множественные кровоизлияния в связочном аппарате

внутренних органов, надрывы и разрывы связок, капсулы органа,

надрывы и частичные отрывы самих органов у мест прикрепле-

ния связок. Наиболее часто повреждаются печень, легкие, почки

и селезенка. Органы брюшной полости повреждаются чаще, чем

грудной.

При ударе транспортным средством, когда тело потерпевшего

получает поступательное движение, на одежде и обуви в результате

скольжения по покрытию дороги образуются следы истирания,

истончения, разрывов.

Взаимоположение и особенности царапин на подошвах обуви,

следы на одежде позволяют судить о положении потерпевшего в мо-

мент удара (стоял, шел, бежал), характере дорожного покрытия на

месте происшествия, а также о направлении травмирующего удара

(параллельные царапины на подошвах — удар автомобилем спере-

ди или сзади, дугообразные — удар сбоку и разво-

рот потерпевшего).

Для решения вопроса о возможности или невозможности причи-

нения того или иного повреждения определенной выступающей

частью автомобиля данной модели производится сопоставление

уровней выступающих частей автомашины, имеющихся на ней де-

формаций, вмятин и т. п. с уровнем повреждений на теле потерпев-

шего. Такое сопоставление должно производится при экспертизе

не только трупов, но и живых лиц.

 

при переезде колесом (колесами) автотранспорта

Переезд колесом (колесами) как самостоятельный вид автомо-

бильной травмы встречается редко, комбинируясь чаще с ударом

автомашиной.

Обычно переезды совершаются грузовыми автомобилями

(до 90% всех переездов), так как диаметр колес и высота расположе-

ния днища этих машин намного больше, чем у легковых.

Основным механизмом возникновения повреждений при пе-

реезде является последовательное сдавление тела потерпевшего

между движущимся колесом и дорогой (т. е. двустороннее воздей-

ствие травмирующей силы, когда имеют место две точки ее прило-

жения).

Переезд головы сопровождается ее деформацией, уплощением

в боковом (реже — в передне-заднем) направлении. Двустороннее

повреждающее воздействие приводит к образованию симметрич-

ных повреждений мягких тканей, кожных покровов, иногда с воз-

никновением обширных рваных ран, надрывов и даже отрывов

ушных раковин.

Повреждения костей черепа включают образование двух групп

трещин: радиальных, а в последующем концентрических, что приво-

дит к возникновению так называемых меридианальных и эквато-

риальных переломов. В участках наибольшего растяжения возника-

ют трещины, располагающиеся по меридианам. Одновременное

укорочение диаметра черепа в направлении действующих сил вызы-

вает сгибание костей по экватору, где образуются параллельно ему

экваториальные трещины. Таким образом, меридианальные трещины

возникают от растяжения, круговые (экваториальные) — от сгибания.

На коже головы при этом могут образовываться обширные рваные

раны, надрывы и отрывы ушных раковин. Разрушенное мозговое

вещество может выдавливаться через образовавшиеся раны и естест-

венные отверстия.

Для переезда через грудную клетку характерны множественные

переломы ребер, обычно двусторонние, как правило, по несколь-

ким анатомическим линиям. Переломы могут быть как прямыми,

так и непрямыми, причем в большей степени они выражены на той стороне грудной клетки, где имел место первоначальный въезд ко-

леса. Повреждения ребер зачастую сопровождаются переломами

грудины, ключиц, лопаток, тел и остистых отростков позвонков.

Характер этих повреждений дает основание установить вид авто-

мобильной травмы, положение тела в момент переезда и направле-

ние переезда. При этом следует учитывать, что иногда переезд че-

рез грудную клетку молодых людей приводит лишь к единичным

переломам ребер или переломы вообще не образуются.

Характер повреждений органов грудной клетки при переезде

различен: от кровоизлияний в ткань органов до надрывов, глубоких

и обширных разрывов, отрывов органов и их перемещений внутри

и за пределами полостей.

При переезде области таза возникают переломы тазового коль-

ца. При действии повреждающей силы в передне-заднем направле-

нии происходит его раскрытие, сопровождающееся симметричны-

ми двусторонними переломами лобковых костей, крестца и крыльев

подвздошных костей в области вертлужных впадин (по типу от-

крытой книги). При боковом воздействии происходит сжатие тазо-

вого кольца, что сопровождается переломами лонных и крыльев

подвздошных костей (по типу закрытой книги).

Переезд через конечности всегда сопровождается травматиза-

цией мягких тканей (полосовидные ссадины, отслойка кожи, рас-

слоение мышц, обширные кровоизлияния), причем переломы кос-

тей конечностей могут отсутствовать.

Переезд живота сопровождается разрывами кожи от перерастя-

жения, располагающимися параллельно движению колеса, образо-

ванием обширных ран в паховых областях с выдавливанием брюш-

ных внутренностей. Характерны разделение печени на две части от

придавливания ее к позвоночнику, отрывы тонкой кишки от бры-

жейки на значительном протяжении.

Особое значение при переезде автомашиной имеют следы про-

тектора колеса, повторяющие рисунок ходовой и боковой частей

протектора. На одежде они представляют собой результат пыле-

грязевых наложений (позитивный след), в то время как на теле, по-

мимо пыле-грязевых следов, они представлены повреждениями (сса-

дины, кровоподтеки). Обычно ссадины являются позитивным

следом, отражающим рельеф выступающих частей, в то время как кровоподтеки отражают негативный след от углублений протекто-

ра. В следах-наложениях и следах-повреждениях, возникающих от

протектора колеса, кроме общих признаков, могут отражаться част-

ные особенности, совокупность которых иногда позволяет произ-

вести отождествление шины.

 

 

28. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской

экспертизой при расследовании дел,

связанных с транспортной травмой

При расследовании данной категории дел судебно-медицинская

экспертиза имеет возможность разрешить следующие вопросы:

1) причинены ли повреждения, имеющиеся на одежде и теле

потерпевшего, частями движущегося транспорта? Каков

характер и локализация этих повреждений?

2) что имело место в данном случае: столкновение автомобиля

с потерпевшим, переезд колесом (колесами), придавливание тела

автомашиной к какой-либо преграде, падение из автомобиля,

повреждения в кабине или комбинация нескольких видов травм?

3) если имело место столкновение автомобиля с потерпевшим:

а) какие повреждения причинены в результате непосредствен-

ного удара частями движущегося автомобиля, удара о его

выступающие части, общего сотрясения тела, последующего

падения тела (от удара и трения о грунт)?

б) с какой стороны и в каком направлении по отношению к по-

терпевшему был нанесен удар выступающей частью автомобиля?

в) с какой скоростью двигалось транспортное средство в момент

столкновения с потерпевшим?

г) в каком положении по отношению к движущемуся автомобилю

находился потерпевший в момент удара и последующего

падения?

д) одновременно ли возникли эти повреждения или они могли быть

причинены в разное время? Какова возможная последователь-

ность повреждений?

е) какой частью движущегося автомобиля (бампером, капотом,

фарой, подножкой) был причинен удар? Не могли ли повреждения

быть причинены данной частью автомобиля (с указанием типа,

марки последнего)?

4) если имел место переезд колесом (колесами) автомобиля:

а) был ли он полным (полное перекатывание колеса через тело

жертвы) или неполным (частичный въезд колеса на лежачее тело)?

Не было ли колесо в момент переезда заторможено, в частности

при движении автомобиля юзом?

 

б) с какой стороны и в каком направлении по отношению к телу

потерпевшего был совершен переезд?

в) в каком положении находился потерпевший в момент переезда

колесом (колесами) автомобиля?

г) какими колесами (передними, задними, левыми, правыми)

и в какой последовательности был совершен переезд через тело

потерпевшего?

5) если имело место сдавление тела между автомобилем и какой-

либо преградой (другим транспортным средством, частями самой

автомашины, стеной, забором и т. п.):

а) каковы были поза потерпевшего и взаимоположение его тела

и движущегося автомобиля в момент придавливания к нре-.

граде?

6) в каком направлении двигался автомобиль по отношению

к потерпевшему в момент придавливания к преграде?

б) если имело место падение потерпевшего из движущегося

автомобиля:

а) какие из обнаруженных повреждений могли возникнуть при

ударе о грунт и скольжении по нему, а какие от общего

сотрясения тела и при ударе им о части автомобиля?

б) каково было положение тела в момент падения на грунт?

в) могли ли полученные повреждения образоваться при падении

на данное дорожное покрытие?

г) могли ли повреждения возникнуть при падении с указанной

высоты (например, с высоты подножки, кабины, кузова, крыши

автофургона)?

7) если имела место травма пассажиров и водителя в кабине

автомобиля при столкновении его с каким-либо препятствием:

а) какие повреждения образовались от удара о части кабины

и сотрясения тела, а какие — от сдавления тела вследствие

прижатия его сместившимися частями кабины (салона, кузова)?

б) на каких местах в кабине автомобиля находился тот или иной

потерпевший? В частности, кто из них был за рулем в момент

автотранспортного происшествия?

8) вопросы общего характера: степень алкогольного опьянения,

причина смерти, категория степени тяжести телесных поврежде-

ний у потерпевших и т. д.

 

 

29. Железнодорожная травма.

Особенности возникновения повреждений

при действии железнодорожного транспорта.

Вопросы, разрешаемые

судебно-медицинской экспертизой

Железнодорожная травма относится к рельсовой травме, кото-

рая по числу погибших и пострадавших находится на втором месте

после автомобильной. Разновидности рельсовой травмы сходны

с видами автотравмы.

Механизмы образования повреждений:

1) сдавление и размозжение тканей;

2) ножницеобразное разделяющее действие гребня (реборды)

колес, с одной стороны, и рельса — с другой;

3) трение о полотно железнодорожных путей.

В области перекатывания колеса через тело выявляют следующие

повреждения:

1) полоса давления, представляющая участок уплотнения и осадне-

ния кожи пергаментной плотности шириной до 15 см с четкими

границами, розово-фиолетового, позднее (спустя 12 ч) — буро-

коричневого цвета. Полоса давления образуется вследствие того,

что на начальном этапе соприкосновения колеса с телом, гребень

его (реборда) придавливает и натягивает книзу участок тела.

При дальнейшем вращении колеса возникает ножницеобразное

. действие реборды с одномоментным придавливанием остальной

части тела к головке рельса катящейся плоской поверхностью

колеса (бандаж);

2) Т-образная ссадина в начале полосы давления, возникающая

от первичного «щипка» колесом;

3) размятие мягких тканей, разрушение костей и внутренних

органов в области полосы давления;

4) участки осаднения и обтирания по краям полосы давления

со множеством дугообразных ссадин, надрывов и разрывов кожи,

которые возникают от действия боковых поверхностей колесного

диска (полосы обтирания);

5) угловидные лоскуты по краям кожи в месте разделения, вершины

которых обращены в сторону направления движения колеса;

6) спиралевидные и продольные лампасовидные разрывы кожи

конечностей большой протяженности с раздроблением длинных

трубчатых костей на значительной площади;

7) полосы давления и участки обтирания на одежде в виде

наложений смазочных веществ.

Вследствие перекатывания колеса через тело может произойти

полное разделение тела или его частей либо неполное разделение,

когда кожа остается целой.

При переезде, сопровождающемся волочением тела по желез-

нодорожному полотну, от ударов о шпалы и рельсы, трения

о балластный слой на коже возникают обширные зоны осадне-.

ния, рваные и скальпированные раны, в глубине которых могут

располагаться обрывки одежды, элементы балластного слоя, сма-

зочные материалы.

При ударах выступающими частями движущегося состава осо-

бое внимание следует уделять следам и повреждениям, отображаю-

щим их контуры и структуру (бордюрный пояс, буферный стер-

жень, части сбрасывателя и т. п.). На коже возникают ссадины,

кровоизлияния, ушибленные раны, на костях черепа — дырчатые

и вдавленные переломы, которые могут повторять контур соответ- '

ствующих деталей состава. Характерно загрязнение одежды и по-

вреждений смазочными веществами (мазутом).

Падение тела и удар о железнодорожное полотно с последую-

щим скольжением по нему ведут к образованию повреждений на

стороне, противоположной месту первичного удара. При этом одеж-

да и тело сильно загрязняются элементами балластного слоя пути.

Возникают множественные, беспорядочные разрывы одежды, об-

ширные полосовидные ссадины и рваные раны с внедрившимися

в них частицами угля, гравия, мазута.

При ударах о рельсы и шпалы образуются переломы костей че-

репа, ребер, таза, плечевого пояса, а также повреждения внутрен-

них органов.

Повреждения при выпадении из движущегося поезда наблюда-

ются при езде на крышах вагонов, переходных площадках, при

спрыгивании на ходу. В этих случаях возникают повреждения, ха-

рактерные для падения с высоты. Следует учитывать, что травмы

могут возникать еще до падения на грунт, от ударов о путевые сооружения (рамы мостов, тоннелей и т. п.), а также от действия элект-

рического тока.

Травма от сдавления тела между частями движущегося состава

и другими предметами встречается реже. Повреждения расположе-

ны обычно в области грудной клетки и живота, головы. Наряду

с повреждениями мягких тканей возникают множественные пере-

ломы ребер, грудины, позвоночника, а также разрывы, полные или

частичные отрывы и перемещения органов в смежные полости, под

кожу или наружу. Повреждения на коже в некоторых случаях могут

отображать форму и размеры сдавливающих частей состава (тарел-

ка буфера, части сцепного механизма).

Травмы пассажиров внутри вагона возникают при железнодорож-

ных катастрофах от ударов о спинки сидений, края полок, выступаю-

щие части, при сдавлении тела между деформировавшимися и смес-

тившимися частями вагона. При этом часто возникают резаные раны

от осколков разбитых стекол, а в случае пожара—термические ожо-

ги различной степени и признаки отравления продуктами горения.

При назначении судебно-медицинской экспертизы в случаях

железнодорожной травмы часто возникают вопросы, связанные

с идентификацией личности, поскольку тело может быть разделено

на множество сильно поврежденных частей. Эти вопросы приобре-

тают еще большее значение при крупномасштабных железнодорож-

ных катастрофах, когда важно установить число погибших и при-

надлежность частей тела конкретному человеку.

В связи с тем что данный вид транспорта иногда используется

для самоубийства или симуляции самоубийства, а также

в целях убийства, особое внимание следует уделять вопросам уста-

новления повреждений, не связанных с действием железнодорож-

ного транспорта, характерных для борьбы и самообороны, а также

решению вопроса о прижизненности выявленных повреждений.

 

 

30. В случаях железнодорожной травмы на рассмотрение эксперта

целесообразно поставить следующие вопросы:

1) все ли из имеющихся повреждений нанесены железнодорожным

транспортом?

2) имеются ли повреждения другого происхождения? Каковы их

характер.и травмирующее орудие? Не являются ли они

признаками борьбы и самообороны?

3) какими частями железнодорожного транспорта могли быть

нанесены повреждения?

4) каков механизм полученных потерпевшим повреждений (удар

движущимся составом, переезд колесами, выпадение из состава)?

5) каково было положение потерпевшего по отношению к железно-

дорожному полотну и движущемуся составу?

6) имеются ли на теле потерпевшего повреждения, характерные

для причинения их собственной рукой?

 

31. Кислородное голодание, его виды.

Общие признаки асфиксии при наружном

и внутреннем исследовании трупа.

Классификация асфиксии

Под асфиксией понимают остро протекающий патологический

процесс, возникающий в связи с недостатком кислорода в крови

и тканях и накоплением в организме углекислоты.

Асфиксия в буквальном переводе с греческого — отсутствие

пульса.

Различные асфиктические состояния можно разделить на две

большие группы:

— асфиксия патологическая (ненасильственная), связанная

с различными заболеваниями (например, при дифтерийном крупе);

— асфиксия насильственная (от внешних воздействий).

При механической асфиксии прекращается доступ воздуха в ор-

ганизм через дыхательные пути, поэтому кислород очень быстро

потребляется тканями, и в них накапливается углекислота. Наиболее

чувствителен к углекислоте головной мозг, где располагаются жиз-

ненно важные центры организма человека (сосудодвигательный,

дыхательный). За считанные минуты нарушается деятельность кле-

ток коры головного мозга, и наступает смерть.

 

Таким образом, механическую асфиксию характеризуют дей-

ствие внешнего фактора, механическое прерывание циркуляции

воздуха в дыхательных путях, почти полное исчезновение кисло-

рода из крови и тканей, накопление в них углекислоты.

Как правило, механическая асфиксия протекает остро. Все ее

течение от начала до смерти укладывается в 6—8 мин (время,

за которое погибает кора головного мозга).

В развитии механической асфиксии выделяют следующие

стадии:

1) предасфиктическая — рефлекторная задержка дыхания, продол-

жающаяся около 1 мин;

2) асфиктическая, или аноксия, в ходе которой можно выделить

еще 4 фазы, переходящие друг в друга и длящиеся около минуты

каждая:

— фаза инспираторной одышки — усиление и удлинение вдоха

вследствие раздражения дыхательного центра (он находится

в продолговатом мозге) углекислотой, накапливающейся

в крови. В этой фазе повышается артериальное давление,

учащается и усиливается пульс, усиливается деятельность

сердца;

— фаза экспираторной одышки. В этой фазе выдох преобладает

над вдохом, что обусловлено сильным возбуждением дыха-

тельного и сосудодвигательного центров, при этом могут иметь

место непроизвольное выделение кала, мочи, спермы, наблю-

даются судорожные движения отдельных групп мышц. В конце

первой — начале второй фазы теряется сознание;

— фаза терминальных дыханий, проявляющихся в виде отдельных,

нерегулярных дыхательных движений. В этой фазе наблюдаются

стойкое угасание всех рефлексов, падение артериального

давления, сильные судороги;

— стойкая остановка дыхания вследствие паралича дыхательного

центра.

Необходимо отметить, что нерегулярные сердечные сокраще-

ния могут наблюдаться еще некоторое время (3— 10 мин).

Судебно-медицинское исследование погибших от механической

асфиксии позволяет выявить ряд признаков, которые делятся на на ружные и внутренние.

 

К наружным относятся следующие:

1) обильные, разлитые, интенсивно окрашенные трупные пятна. Они

появляются через 30 — 60 мин после смерти и имеют синюшно-

багровые или багрово-фиолетовые тона. Это объясняется тем, что

при асфиксии кровь остается жидкой, цвет ее меняется еще при

жизни, поскольку теряет кислород и, насыщаясь углекислотой,

становится темной;

2) синюшность кожных покровов лица и шеи развивается при

судорогах во время одышки. Этот признак встречается почти

постоянно, но может быстро исчезать вследствие стекания

жидкой крови в нижележащие части тела;

3) мелкоточечные кровоизлияния, выявляемые на переходных

складках конъюнктивы глаз. Возникают в фазе одышки при

резком повышении артериального и венозного давления;

4) зрачки при асфиксии всегда расширены;

5) непроизвольные дефекация, мочеиспускание, выделение спермы,

выталкивание слизистой пробки из шейки матки.

К внутренним признакам смерти от асфиксии относятся:

1) темная жидкая кровь в сердце и крупных венозных сосудах;

2) переполнение кровью правой половины сердца в результате

венозного застоя в малом круге кровообращения (легкие);

3) венозное полнокровие внутренних органов вследствие значи-

тельного венозного застоя крови;

4) ярко-красные точечные кровоизлияния под легочной плеврой

и эпикардом (пятна Тардье);

5) альвеолярная эмфизема легких. Возникает в процессе асфиксии,

когда резкие дыхательные движения способствуют повышению

внутрилегочного давления, которое вызывает не только расширение

альвеол, но нередко и разрыв межальвеолярных перегородок;

6) полнокровие органов, повышение проницаемости сосудистых

стенок, застой крови в малом круге благоприятствуют развитию

отека легких;

7) малокровие селезенки — признак, встречающийся редко.

Несмотря на многочисленность общеасфиктических признаков,

среди них нет ни одного специфичного для механической асфик-

сии. Все они являются признаками быстро наступившей смерти.

Поэтому диагностика смерти от механической асфиксии должна основываться на их совокупности. Кроме того, в каждом конкрет-

ном случае следует исключить возможность смерти от других при-

чин, а также учитывать следственные данные об обстоятельствах

смерти.

 

 

31. Различают следующие виды механической асфиксии:

1) от сдавления:

— странгуляционная (от сдавления органов шеи) — повешение,

удавление петлей, удавление руками;

— компрессионная (от сдавления груди и живота) — твердыми

предметами и сыпучими веществами;

2) от обтурации:

— от закрытия дыхательных отверстий;

— от закупорки дыхательных путей мягкими и твердыми телами,

сыпучими веществами и жидкостями.

 

 

32. Странгуляционная асфиксия, ее разновидности.

Повешение. Характеристика

странгуляционной борозды. Особенности

осмотра места происшествия. Вопросы,

разрешаемые судебно-медицинской экспертизой

Странгуляционная асфиксия (от сдавления органов шеи) включает

три разновидности: повешение, удавление петлей, удавление руками.

Повешение

Повешением называется сдавление шеи петлей под воздействи-

ем тяжести тела или части его.

Для повешения достаточно силы тяжести только головы. Отсю-

да разнообразные позы трупа при этом виде механической асфик-

сии. Повешение может произойти в положении стоя, на коленях,

сидя, лежа.

Петля может быть из самого разного материала: веревка, ре-

мень, шнурок, проволока, полотенце, платки, шарфы, куски белья.

На шее от петли остается отпечаток — странгуляционная борозда.

Она будет неодинакова в зависимости от материала: при мягком

материале борозда мягкая, и наоборот. На трупе борозда пред-

ставляется слегка углубленной, более или менее широкой, багрово-синюшной от просвечивания мышц полосой. Если поверхность

петли неровная, например складчатая (от свернутого полотенца)

или с узором (от плетеной веревки или шарфа), то складки и рисунок

отпечатываются на коже. Чем жестче и тоньше материал, тем резче

выражен след от петли. От сдавления и осаднения эпидермиса

петлей кожа высыхает, и образуются более или менее твердые

странгуляционные борозды. Они относительно глубоко вдаются

в мягкие ткани, плотны на ощупь, буроватого цвета, напоми-

нающего пергамент, часто с явным осаднением рогового слоя.

Выраженность борозды зависит от длительности висения трупа.

Когда труп висит, петля имеет косое расположение, поэтому

странгуляциониая борозда хорошо выражена в части, противо-

положной узлу, а ближе к нему может отсутствовать. Узел чаще

находится сзади.

Возможность самоспасения при повешении практически исклю-

чена, так как при сдавлении шеи быстро наступают мышечная сла-

бость и потеря сознания.

Механизмы развивающихся при повешении функциональных

расстройств, приводящих в дальнейшем к смерти, включают пре-

кращение доступа воздуха в легкие; сдавление сосудов шеи, преж-

де всего яремных вен и сонных артерий; резкое повышение внутри-

черепного давления; сдавление нервных стволов; сдавление

синокаротидного узла, располагающегося в месте разделения об-

щей сонной артерии на наружную и внутреннюю.

Осмотр трупа на месте происшествия при повешении имеет

ряд особенностей.

В большинстве случаев повешение происходит в таком положе-

нии, когда ноги не касаются земли, но оно может наступать и в лю-

бом другом положении тела. Чем вычурнее поза, тем больше осно-

ваний предполагать наложение петли собственной рукой.

Осмотр окружающей труп обстановки помогает выяснению

возможности самоповешения в данных условиях. Обращают вни-

мание на предметы окружающей обстановки, на которые мог встать

человек для укрепления петли (табуретки, ящики), на них могут оста-

ваться следы ног, загрязненной обуви.

Измеряют длину тела трупа от площади подошв до кончиков

пальцев поднятых рук; расстояние, на котором находится место прикрепления петли от пола, от обнаруженной подставки или ка-

ких-либо возвышений.

В некоторых случаях самоубийцы при повешении связывают себе

руки и ноги. При обнаружении такого трупа на месте происшествия

в первую очередь возникает предположение об убийстве. Однако

следует помнить, что, чем необычнее и сложнее приспособления при

связывании, тем больше оснований предполагать, что это сделано

собственной рукой. Эксперты заметили, что при связывании рук

самому себе, отмечается следующая особенность: между завязками

на одной и на другой руке имеется значительное расстояние. Если

связывание производится посторонней рукой, то обе верхние

конечности находятся в непосредственной близости одна от другой.

Снимать труп следует осторожно, так чтобы не причинить до-

полнительных повреждений.

При снятии петли ее разрезают на стороне, противоположной узлу,

чтобы не нарушить особенностей завязывания узла, которые связаны

с профессиональной подготовкой лица, завязывавшего петлю.

При осмотре петли обращают внимание на характер материала,

из которого сделана петля, тип петли.

Виды петли:

а) закрытые скользящие, когда петля затягивается через узел под

тяжестью тела;

б) закрытые неподвижные, когда узел завязан так, что не позволяет

скользить свободным концам материала, используемого для

изготовления петли;

в) открытые петли, когда узел вообще отсутствует.

Петли могут быть одинарными, двойными и множественными.

Материал может быть любым, о чем было сказано ранее.

Необходимо измерить:

а) окружность петли;

б) длину ее свободного конца, так как может возникнуть вопрос

о возможности повешения в петле такой длины.

При осмотре трупа обращают внимание на трупные явления,

степень их выраженности. Констатация расположения трупных

пятен помогает судить о положении тела после смерти. При верти-

кальном положении тела трупные пятна располагаются на нижних

конечностях, кистях рук, предплечьях. Следует помнить, что при изменении положения тела трупные пятна в первой их стадии раз-

вития также меняют свое расположение: на первоначальном месте

они исчезают и появляются на других участках, соответственно

новому положению тела. Если труп находится в петле более 8 ч, то

при изменении позы трупные пятна на конечностях могут лишь не-

сколько побледнеть, а на других участках появятся трупные пятна,

но более ранней стадии.

Следует обратить внимание на положение языка. При странгу-

ляции он нередко выступает из полости рта и прикушен.

Специфическим признаком смерти от повешения является стран-

гуляционная борозда — след от сдавления шеи петлей (негативный

отпечаток петли на шее). При осмотре странгуляционной борозды

определяют следующие ее свойства: расположение, направление, число

отдельных элементов борозды, что зависит от числа оборотов петли

(между отдельными элементами борозды образуются валики

ущемленной кожи). Надо отличать случаи двойной, тройной борозд от

тех случаев, когда имеется несколько отдельных борозд, причиненных

различными петлями или одной, но неодновременно. Такие отдельные

борозды обычно не связаны между собой и часто идут в различных

направлениях. Отмечают замкнутость или прерывистость борозды, ее

ширину, глубину, рельеф, плотность. У гнилостно измененных трупов

окружность шеи увеличивается вследствие гнилостной эмфиземы,

о которой мы говорили при рассмотрении вопроса о трупных явлениях.

В результате на коже может остаться след от давления одежды,

принимаемый иногда за странгуляционную борозду.

 

33. Основные вопросы, подлежащие разрешению судебно-меди-

цинской экспертизой:

1) какова причина смерти? Прижизненно или посмертно наложена

петля на шею?

Этот вопрос разрешается на основании выявления особенностей

странгуляционной борозды. Для повешения характерно наличие

косовосходящей в сторону узла странгуляционной борозды

с неравномерным углублением в различных участках, прерываю-

щейся в месте расположения узла;

2) каковы свойства петли?

3), собственной или посторонней рукой наложена петля?

4) как долго тело находилось в петле?

 

 

34.. Утопление..Условия возникновения. Типы

утопления. Характерные наружные и внутренние

проявления. Их судебно-медицинское значение.

Признаки длительного пребывания тела в воде

Утопление — вид механической асфиксии, развивающейся при

погружении человека в жидкость.

Чаще всегр по роду смерти утопление — несчастный случай,

реже — самоубийство или убийство.

 

Под утоплением понимают асфиксию при полном погружении

тела в воду. Если же в жидкость погружается только лицо, голова

пострадавшего, то такие случаи рассматривают как разновидность

обтурационной асфиксии от закрытия водой дыхательных путей

и аспирации жидкости.

Выделяют три основных типа утопления

«Истинный», аспирационный, — когда вода заполняет дыхатель-

ные пути и альвеолы в значительном количестве. Такой тип наибо-

лее часто наблюдается в относительно теплой воде, особенно у лиц,

находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

В течении аспирационного утопления выделяют следующие

фазы:

— фаза тревоги или беспокойства — стремясь удержаться на

поверхности воды, человек совершает беспорядочные

движения;

— фаза произвольной задержки дыхания (до 1 мин) — в эту фазу

человек может погружаться под воду и всплывать, совершая

несколько вдохов, не восполняющих кислородную недоста-

точность;

— фаза одышки (1—1,5 мин) — инспираторная одышка сменяется

экспираторной, во время глубоких вдохов под водой вода

поступает в дыхательные пути и легкие;

— претерминальное состояние с остановкой дыхания (1 мин),

а в дальнейшем — остановкой сердца.

При исследовании погибших от аспирационного утопления вы-

являют следующие признаки:

1) мелкопузырчатая стойкая пена у отверстий рта и носа и в просвете

дыхательных путей, в которой при микроскопическом иссле-

довании выявляют инородные включения (песок, мелкие

водоросли, планктон и т. п.);

2) острая эмфизема легких — легкие увеличены в размерах, имеют

тестоватую консистенцию и «мраморную» поверхность из-за

чередования участков серого, розового, красного, фиолетового

цветов. На разрезе ткань легкого содержит спавшиеся,

полнокровные участки, кровоизлияния;

3) пятна Рассказова—Лукомского—Пальтауфа — множественные

кровоизлияния под висцеральной плеврой (исчезают после пребывания трупа в воде более двух недель), кровоизлияния

в барабанной полости;

4) признак Свешникова — жидкость в пазухе клиновидной кости

(до 5 мл), которая сюда попадает из трахеи и носоглотки

вследствие дыхательных движений;

5) обнаружение фито- (диатомеи) и зоопланктона, специфичного

для данного водоема в органах большого круга кровообращения

и в костном мозге;

6) разбавление крови большим количеством воды (гемоди-

люция);

7) содержание разбавленной крови в левой половине сердца больше,

чем в правой;

8) бактериальное загрязнение крови микрофлорой водоема.

Спастический тип характеризуется закрытием дыхательных пу-

тей водой и развитием стойкого рефлекторного спазма гортани при

раздражении ее рецепторов водой.

Этот тип наблюдается при утоплении в загрязненной жидко-

сти, воде с частицами песка и т. п. При спастическом типе утоп-

ления не наблюдается явлений, характерных для истинного утоп-

ления.

При исследовании трупа выявляют следующие признаки:

1) общие признаки асфиксии (острой смерти);

2) небольшое количество воды в дыхательных путях (вода попадает

во время терминальных дыхательных движений);

В) признак Свешникова, т. е. жидкость среды утопления в пазухе

клиновидной кости, в которой выявляется планктон и мелкие

водоросли;

4) эмфизема легких;

5) воздушная эмболия сердца.

Синкопальный, рефлекторный тип характеризуется первичной

остановкой сердечной деятельности и дыхания после попадания

человека в воду.

При этом типе утопления на трупе не обнаруживают специфи-

ческих признаков, а выявляют лишь картину быстро наступившей

смерти.

Следует учитывать, что аспирационный, спастический и реф-

лекторный типы утоплений могут сочетаться. Например, утопление, начавшееся по аспирационному типу, может прерваться из-за

рефлекторной остановки сердца.

Утопление в пресной и морской воде имеет свои особенности,

связанные с высоким осмотическим давлением морской воды,

и низким — пресной.

В качестве среды утопления могут выступать и другие жидко-

сти — бензин, керосин, вино, характер которых устанавливается

лабораторными методами исследования.

Смерть человека в воде может наступить не от утопления,

а от каких-либо других причин (переломы или вывихи в шейном

отделе позвоночника, острая сердечно-сосудистая недоста-

точность).

Кроме того, жертва может попасть в воду уже после смерти,

наступившей в результате действия острых, тупых предметов

и т. д. В связи с этим наряду с признаками утопления выделяют

признаки пребывания трупа в воде, среди которых — быстрое

охлаждение тела, резкая бледность кожных покровов, «гусиная

кожа», мацерация кожи (в первые часы — жемчужно-белая

окраска лица, ладоней и подошв, на 1—3 сутки — сморщивание

кожи ладоней («рука прачки»), на 5—6 сутки — сморщивание

кожи стоп, с 7 суток — отделение эпидермиса, через 3 недели —

кожа кистей легко отстает от подлежащих тканей — «перчатка

смерти»), посмертное облысение.

При осмотре трупа, извлеченного из воды, обращают

внимание на возможные признаки утопления (пена в отверстиях

рта и носа), признаки пребывания трупа в воде, наличие

и характер повреждений, выраженность трупных изменений,

наличие предметов, способствующих удержанию трупа на

поверхности воды (спасательный жилет) или, наоборот,

способствующих погружению в воду (камни, тяжелые предметы,

привязанные к трупу), описывают характер одежды, наличие на

ней повреждений, водорослей.

Следует учитывать, что, наряду с прижизненными, на трупе мо-

гут определяться и посмертные повреждения, которые могут быть

причинены при извлечении трупа (баграми, шестами), при произ-

водстве искусственного дыхания и непрямого массажа сердца, жи-

вотными водоемов, волочением по дну.

 

36. Общее и местное действие низкой температуры

на организм. Вопросы, разрешаемые

судебно-медицинской экспертизой.

Признаки, позволяющие определить

прижизненность действия низкой

температуры на тело

Повреждения при воздействии низкой температуры возможны как

при отморожении, так и в результате общей холодовой травмы —

переохлаждения.

Отморожение — это местное действие низкой температуры.

Существуют четыре степени отморожения: 1-я степень характери-

зуется признаками ознобления, 2-я — образованием пузырей, 3-я—

некрозом кожи, 4-я — омертвением глубжележащих тканей.

Омертвение тканей при отморожении закономерно ограничива-

ется голеностопным и лучезапястным суставами, в исключительно

редких случаях распространяется выше, но никогда не переходит

границ коленного и локтевого сустава. Экстремальные состояния

при отморожении имеют сложный механизм, обусловленный спе-

цифическим синдромом и септическим состоянием, часто осложняю-

щими тяжелые формы отморожения.

Основные вопросы, которые могут быть поставлены на разре-

шение судебно-медицинской экспертизы в случаях воздействия

низкой температуры.

 

1. Наступила ли смерть от охлаждения?

При осмотре трупа на месте его обнаружения поза пострадавше-

го может указывать на прижизненное действие низкой температуры,

когда человек, пытаясь сохранить тепло, сгибает руки в локтевых

суставах и прижимает их к груди, ноги подгибает к животу, сгибая их

в коленных суставах, — поза «эмбриона». У лиц, находящихся в со-

стоянии сильного алкогольного опьянения, может отсутствовать.

При длительном действии холода на открытых участках тела

отмечаются синюшность, припухлость кожных покровов, т. е. при-

знаки ознобления.

У отверстий рта, носа обнаруживаются сосульки, на ресницах—иней.

Изредка наблюдается «гусиная кожа», образующаяся в резуль-

тате сокращения мышц, поднимающих волосы.

Трупные пятна имеют красный или розоватый оттенок, что свя-

зано с посмертной диффузией кислорода через эпидермис.

Гнилостные изменения трупа отсутствуют. Если в такой обстанов-

ке на трупе обнаруживаются гнилостные пятна, то в случае отсутствия

в этот период оттепелей можно полагать, что смерть человека наступила

в теплом помещении и труп его находился там до появления признаков

гниения, после чего он был доставлен на место обнаружения.

Одним из диагностических признаков смерти от охлаждения

являются пятна Вишневского — кровоизлияния в слизистую

оболочку желудка. Встречаются они в 75—80% случаев смерти

от охлаждения. Характерен резкий отек мозга, особенно его мягкой

мозговой оболочки. Слизистые оболочки верхних дыхательных

путей и легких имеют розовую окраску. Кровь в правой половине

сердца имеет темную окраску, а в левой — более светлую. Часто

отмечается переполнение мочевого пузыря. Иногда специфиче-

ских признаков не обнаруживается, а бывает картина быстрой

смерти.

2. Не являются ли обнаруженные на коже повреждения следствием

посмертного воздействия низкой температуры?

При длительном пребывании трупа в условиях низкой темпера-

туры (ниже 0 °С) наступает промерзание тканей, которое может

быть поверхностным или полным. Оледенение тканей мозга в ряде

случаев приводит к увеличению объема мозга с последующим рас-

хождением черепных швов.

 

 

37. Расстройство здоровья и смерть от действия

крайних температур. Общее и местное действие

высокой температуры на организм.

Исследование трупов, обнаруженных на пожарище.

Сожжение трупа для сокрытия преступления

Смерть от воздействия высокой температуры на человеческий

организм может произойти в результате общего перегревания (теп-

ловой удар) или местного действия (ожоги пламенем, раскаленны-

ми газами, обваривание горячей жидкостью и паром).

Течение и конечный исход перегревания тела зависят от темпе-

ратуры, влажности, скорости движения воздуха, наличия одежды,

индивидуальной чувствительности и функционального состояния

организма.

Перегревание можно определить как явление, связанное с накоп-

лением в теле избыточного тепла и повышением его температуры

при затрудненном теплообмене.

Развивающийся при этом патологический процесс приводит

к существенным изменениям функций многих систем и органов, ко-

торые иногда становятся не совместимыми с жизнью.

Судебно-медицинское исследование трупов лиц, погибших от

перегревания (теплового удара), проводится сравнительно редко.

На вскрытии при этом выявляется картина быстро наступившей

смерти. Если предполагается, что смерть наступила от теплового

или солнечного удара, необходимо исключить заболевания и меха-

нические повреждения, действия электричества, отравление угар-

ным газом, этиловым алкоголем и т. п. Важное значение для эксперт-

ной оценки имеет подробное ознакомление с протоколом осмотра

места происшествия, материалами следствия и клинической карти-

ной, предшествовавшей наступлению смерти.

Местное воздействие высокой температуры значительно чаще

приводит к смертельным исходам. Степень тяжести ожогов зависит

от интенсивности и продолжительности действия высокой темпера-

туры. 1-я степень сопровождается воспалением (покраснением

и припухлостью) поверхностных слоев кожи от кратковременного

воздействия высокой температуры. 2-я степень характеризуется об-

разованием пузырей с прозрачной желтоватой жидкостью.

 

3-я степень возникает от продолжительного воздействия высокой

температуры и характеризуется либо некрозом (омертвением) только

поверхностных слоев кожи, либо омертвением всех слоев кожи с раз-

рушением сальных и потовых желез. Со временем омертвевшие тка-

ни отторгаются. В дальнейшем образуются обширные рубцы.

4-я степень ожога — омертвение тканей, расположенных под кожей.

Для определения площади ожоговой поверхности пользуются

правилом «девятки». Метод основан на том, что отдельные области

тела составляют определенные проценты общей поверхности кожи:

площадь головы равна 9%, площадь верхней конечности — 9%,

бедра — 9%, голени со стопой — 9%, передней поверхности туло-

вища — 1%, задней — 18%.

Патология ожогов не ограничивается местными изменениями

тканей; обширный и глубокий ожог обусловливает разносторон-

ние, длительные и тяжелые функциональные нарушения внутрен-

них органов и систем организма. Ожог следует рассматривать как

болезнь организма в целом, т. е. как ожоговую болезнь.

Судебно-медицинская экспертиза лиц, умерших от ожоговой

болезни или от ее осложнений, особого труда не представляет, по-

скольку эксперт, как правило, располагает данными медицинских

документов лечебных учреждений.

Наиболее сложна экспертиза при обнаружении трупа с призна-

ками действия высокой температуры (например, на пожарище), когда

необходимо решать вопрос о прижизненном или посмертном

действии пламени. При этом первичный осмотр обгоревших тру-

пов обычно производится на месте пожара совместно со специалис-

тами противопожарной службы, вызов которых в подобных случа-

ях является обязательным.

При воздействии высокой температуры на покровы тела происхо-

дит значительное испарение жидкости, свертываются белки, ткани резко

уплотняются, принимают темно-бурый цвет, сморщиваются, лопаются,

особенно на суставных сгибах. Часто образуются довольно глубокие

трещины, проникающие в подкожную клетчатку и даже мышцы.

Трещины могут быть похожи на линейные раны с ровными, гладкими

краями и острыми концами. Однако в посмертном происхождении

указанных трещин быстро помогают убедиться их локализация,

равномерная и незначительная глубина, а главное — вид их дна, где видны разрыхленные мышцы. Располагаются эти трещины обычно на

суставных изгибах, потому что вследствие резкого сокращения

обгоревших мышц, особенно более крупных сгибателей, происходит

сильное сведение конечностей, и труп принимает характерную позу

«боксера» со сжатыми кулаками, с приведенными к груди руками.

Подобное положение трупа принималось нередко несведущими людьми

за показатель борьбы и самообороны, в то время как в действительности

эта поза трупа образуется посмертно и зависит исключительно от резкого

сокращения мышц. Никакого криминалистического значения поза

«боксера» не имеет. При более длительном действии огня на покровы

тела происходит сильное обгорание прежде всего в тех местах, где слой

мягких тканей наиболее тонок и близко расположены кости. Последние,

обнажаясь при отделении мягких тканей, подвергаются непосредствен-

ному действию огня и обугливаются. В результате сильного и быстрого

обугливания и сгорания костей может произойти даже полное отделение

кистей рук и стоп, причем поверхность в месте разделения бывает обычно

ровной и гладкой. Это явление называется посмертной ампутацией.

На обгоревших, обугленных трупах, извлеченных из пожарища,

нередко обнаруживаются рубленые раны, причиненные при разборе

пожарища топором пожарного, или раны, проникающие в полости

груди и живота, которые также могли возникнуть посмертно при ударе

ломом или другими предметами при разборе пожарища. Посмертные

повреждения тупыми предметами могут возникнуть при падении

горящих балок и т. п. Очень важно учесть, что переломы обугленных

костей могут возникать при неосторожном обращении с трупом, при

резком его переворачивании. Все это нужно иметь в виду и не делать

поспешных выводов при первичном осмотре обгоревшего трупа, так

как вопрос о прижизненности или посмертности повреждений может

быть разрешен только во время судебно-медицинского вскрытия трупа.

Наличие на обгоревшем трупе огнестрельных повреждений рас-

ценивается как убийство с последующим поджогом для сокрытия

следов преступления. Однако известны случаи, когда самоубийцы,

прежде чем нанести себе повреждения или надеть на шею петлю,

поджигали помещение.

При осмотре обгоревшей одежды трупа в целях идентифика-

ции могут быть использованы ее сохранившиеся части, обувь и пр.

Иногда можно установить личность по отсутствию пальца (после прижизненной ампутации), в некоторых случаях это удается сде-

лать только по зубам (пломбы, протезы) и пр. Иногда приходится

прибегать к методу фотосовмещения.

Под плотно прилегающей к телу одеждой ожогов может не быть,

и на сохранившихся кожных покровах при этом видны трупные

пятна, повреждения, следы крови и др.

Первичный осмотр обгоревших трупов производится не только на

пожарищах. Смертельные ожога могут быть получены и при воспла-

менении одежды, облитой каким-либо горючим или легковоспламеняю-

щимся веществом (чаще всего керосином или бензином), в результате

несчастного случая и (очень редко) с целью самоубийства или убийства.

В ряде случаев преступник с целью сокрытия следов преступле-

ния сжигает труп. В таких случаях полностью сжечь труп не удает-

ся. В печи обычно остаются части обугленных костей, по которым

и устанавливается факт сожжения трупа. Иногда среди кусков обго-

ревших костей встречаются настолько крупные, что тут же при пер-

вичном осмотре можно сделать вывод о принадлежности их чело-

веку. Если обгоревшие кости или их фрагменты мелкие, то установить

их принадлежность можно только лабораторным путем. Необходи-

мо помнить, что для сжигания трупа взрослого человека требуется

от 40 до 50 ч. Облитый керосином труп сжигается за 6—10 ч. Рас-

члененные на крупные части трупы взрослых сгорают до золы

в русской печи с применением дров в течение 20 ч, используя керо-

син, можно сжечь труп за 10—12

Date: 2015-09-24; view: 1180; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию