Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды экономических индексов
Под индексом понимается относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления в данных условиях отличается от уровня того же явления в других условиях. Различие условий может проявляться: · во времени (индексыдинамики), · в пространстве (территориальные индексы), · в выборе в качестве базы сравнения планового показателя (индекс планового задания) или уровня договорных обязательств (индекс выполнения обязательств). Показатель, изменение которого характеризуется индексом, называют индексируемойвеличиной (так, например, в индексе цен индексируемой величиной является цена, в индексе заработной платы - заработная плата, в индексе физического объёма продукции - объём выпуска в натуральном выражении). По виду индексируемой величины различают индексы объёмных и качественных показателей. Объёмные индексы служат для измерения изменения объёмных показателей, выраженных абсолютными величинами (например, объём выпуска продукции, численность работающих). Качественные индексы служат для измерения изменения качественных показателей, определяемых в расчете на единицу (например, цена или себестоимость единицы продукции, производительность труда). Обычно используются следующие обозначения индексируемых величин: количество (объём) какого-либо товара, продукции в натуральном выражении; цена единицы товара; стоимость продукции, или товарооборот; себестоимость единицы продукции; затраты времени на производство единицы продукции, трудоёмкость; производительность труда, т.е. выработка продукции в единицу времени или на одного работника; общие затраты времени на производство продукции. Каждый индекс включает данные за два периода: отчетный (текущий, сравниваемый) и базисный, который используется как база сравнения. Данные отчетного периода обозначаются подстрочным знаком 1 (например, ), базисного – 0 (например, ). По степени охвата элементов совокупности индексы делятся на индивидуальные и общие. Индивидуальные индексы обозначаются и снабжаются подстрочным знаком индексируемого показателя. Они характеризуют относительное изменение отдельного элемента совокупности и рассчитываются как отношение текущего уровня индексируемой величины к базисному уровню (т.е. по сути, являются коэффициентами или темпами роста). Так, индивидуальный индекс цен равен , (7.1) где цена товара в текущем (базисном) периоде. Индивидуальные индексы физического объёма (7.2) и товарооборота . (7.3) Индивидуальный индекс себестоимости характеризует изменение себестоимости отдельного вида продукции в текущем периоде по сравнению с базисным: . (7.4) Индивидуальный индекс производительности труда определяется как отношение количества продукции, вырабатываемой в единицу времени или на одного работника в текущем периоде, к её базисному значению: . (7.5) Индивидуальные индексы могут рассчитываться также и цепным методом. В этом случае цена товара в последующем году выражается в ценах предыдущего года. Иногда индивидуальный индекс является средней других индексов. Например, индекс прожиточного минимума является средней взвешенной индексов цен покупаемых предметов; причем каждый индекс цен взвешивается по доле доходов, которая расходуется на этот предмет. Так, согласно таблице
индекс прожиточного минимума равен . Если изучаемое явление неоднородно и сравнение уровней можно привести к сопоставимому виду только при помощи взвешивающих показателей, то в экономическом анализе этого явления используют общие (сводные) индексы, обозначаемые большой буквой . Примером неоднородной совокупности является общая масса проданных товаров нескольких видов. Тогда сумма выручки записывается в виде “агрегата” (от латинского aggregatus - складываемый, суммируемый), т.е. суммы произведений взвешивающего показателя на объёмный; например: . Отношение агрегатов, построенных для разных условий, дает общий индекс показателя в агрегатной форме. Например, индекс общего объёма товарооборота в агрегатной форме имеет вид: (7.6) Здесь прирост общего объёма товарооборота объясняется изменением уровня цен и количества проданных товаров. Влияние на прирост товарооборота общего изменения цен выражается агрегатным индексом цен (в форме индекса Пааше): . (7.7) Влияние на прирост товарооборота изменения количества проданных товаров представляется агрегатным индексом физического объёма: . (7.8) Все три вышеприведенных индекса и связаны между собой и представляют индексную мультипликативную модель динамики товарооборота, которая позволяет разложить индекс товарооборота по факторам: . (7.9) На основе этих индексов можно определить абсолютный прирост товарооборота и разложить его по двум факторам. Из индекса товарооборота определяется общий абсолютный прирост – разница числителя и знаменателя: . (7.10) Абсолютный прирост товарооборота за счет изменения цен и за счет изменения физической массы определяется соответственно по формулам: , (7.11) . (7.12) Сумма этих частных абсолютных приростов образует общий абсолютный прирост товарооборота, представленный индексной аддитивной моделью: . (7.13)
Особенности использования агрегатного индекса цен . Он используется в двух формах: индексов Пааше и Ласпейреса. В индексе Пааше в качестве соизмерителя используется объем продукции соответствующего вида в текущем периоде . Индекс Пааше рассчитывается по формуле (7.7), где - стоимость всей продукции в текущем периоде; - условная стоимость продукции текущего периода по сопоставимым ценам базисного периода. Индекс цен Пааше характеризует влияние изменения цен на стоимость товаров, которые реализованы в текущем периоде. Этот индекс используют при изучении отчетных данных. Например, если (или 98%), то это означает, что уровень цен на товары, которые реализованы в текущем периоде, в среднем уменьшился в 0,98 раза (или на 2%) по сравнению с базисным периодом. В случае (или 100%) говорят об увеличении цен в текущем периоде по сравнению с базисным периодом. Разность (7.11) соответствует абсолютной экономии () или абсолютному перерасходу () денежных средств покупателей в результате изменения цен на эти товары. В индексе Ласпейреса в качестве соизмерителя используется объем продукции соответствующего вида в базисном периоде : , (7.14) где - стоимость всей продукции в базисном периоде по ценам текущего периода; - стоимость продукции в базисном периоде. Индекс Ласпейреса показывает влияние изменения цен на стоимость товаров, которые реализованы в базисном периоде. Его используют при прогнозировании объема товарооборота в связи с возможным изменением цен на товары в будущем периоде. Для оценки влияния изменения цен также используется индекс Фишера: Агрегатный индекс себестоимости продукции имеет вид: , (7.16) где – себестоимость единицы продукции определенного вида соответственно в текущем и базисном периодах; - объем продукции текущего периода; – расходы на производство продукции в текущем периоде; - условные расходы на производство той же продукции, если себестоимость единицы продукции была на уровне базисного периода. Агрегатный индекс трудоемкости имеет вид: , (7.17) где – затраты рабочего времени на единицу продукции (трудоемкость) соответственно в текущем и базисном периодах; - объем продукции в текущем периоде; – фактические затраты рабочего времени на всю продукцию в текущем периоде; - условные затраты рабочего времени (трудоемкость) на всю продукцию в базисном периоде. Аналогично (7.9) агрегатный индекс общей себестоимости продукции можно представить в виде: , (7.18) который показывает сопоставление расходов на производство продукции в текущем и базисном периодах и выражается в коэффициентах или процентах. Агрегатный индекс общих расходов рабочего времени : , (7.19) Эта величина дает сравнение расходов рабочего времени на производство продукции разных видов в текущем и базисном периодах.
Date: 2015-09-24; view: 442; Нарушение авторских прав |