Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация норм права
Правовые нормы в современном мире весьма многообразны, поскольку они отражают весь пестрый спектр общественных отношений, все разнообразие типичных жизненных ситуаций. Для выявления характерных черт конкретных правовых норм, их места и функциональной роли в системе права, их классифицируют. Основания таких классификаций самые различные. Проф. В.Н. Хропанюк, например, классифицирует нормы по отраслям права - государственное, административное, гражданское право и т.д.; по функциям, которые выполняют нормы права - регулятивные, охранительные; по характеру содержащихся в нормах права правил поведения - обязывающие, запрещающие, управомочивающие; по степени определенности - абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные; по кругу лиц - общие и специальные; специализированные - закрепительные, дефинитивные, нормы принципа. Проф. В.И. Леушин и В.Д. Перевалов предлагают несколько другую классификацию. По субъектам правотворчества они различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти. Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением (сельский сход, всенародный референдум). Следующий их критерий - социальное назначение и роль нормы в правовой системе. На этой основе нормы подразделяются на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы - правила поведения), охранительные (нормы - стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты). Учредительные нормы формируют фундамент правового регламентирования общественных отношений и правового положения человека, закрепляют основы общественного строя, права, свободы и обязанности граждан, главные идеи и ценности правовой системы общества. Они содержатся, как правило, в конституции, различных основах законодательства, кодексах. Регулятивные нормы различными способами регулируют общественные отношения. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей обычно выделяются три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (право на совершение положительных действий); обязывающие (обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (запрет на действия и поступки, которые определены законом как правонарушения). Охранительные - это нормы, отражающие характер государственного принуждения, применяемого при нарушении правовых запретов. Все нормы права направлены на осуществление функций права. В них находят выражение способы регулирования общественных отношений. Обеспечительные нормы содержат гарантии реализации субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Декларативные нормы определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений. Дефинитивные нормы - это определения правовых явлений и категорий. Коллизионные нормы предназначены для устранения противоречий между правовыми предписаниями. Оперативные нормы определяют даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п. По предмету правового регулирования нормы подразделяются на нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Еще один способ классификации - это выделение норм материальных и процессуальных. Материальные нормы - это правила поведения субъектов правоотношений, процессуальные содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил. Наконец, по методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы. Императивные нормы имеют категоричный характер. Они не допускают отклонений в регулируемом поведении. Такими нормами являются, как правило, нормы административного права. Диспозитивные нормы позволяют участникам отношений самим договориться об объеме реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Типичный пример диспозитивных норм - нормы гражданского права. Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного для государства поведения. По сфере действия нормы подразделяются на нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы. Нормы общего действия действуют на всей территории государства и обязательны для всех граждан этого государства. Нормы ограниченного действия - это нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов субъектов федерации - республик, краев, областей, и т.д. Локально-нормативные предписания - это нормы, установленные отдельными государственными, общественными или частными структурами для себя. Существуют и другие критерии классификации: по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.) и т.д.
§ 8. Экспертно-аналитическое обеспечение законопроектной деятельности: достижения и проблемы
Для того чтобы рассматривать задачи и организацию экспертного обеспечения какой-либо деятельности, необходимо вначале рассмотреть те задачи, для решения которых предназначена экспертная поддержка. Целью законодательной деятельности Государственной Думы является изменение действующего законодательства в соответствии с потребностями общества. Таким образом, основными задачами, решаемыми при рассмотрении каждого законопроекта, являются: принятие только тех законов, в которых имеется объективная необходимость, и отклонение всех иных законопроектов; принятие только тех законодательных решений, которые входят в сферу федерального законодательного регулирования и соответствуют нормативным правовым актам более высокой юридической силы; построение законодательной работы таким образом, чтобы в процессе рассмотрения и принятия законопроекта в различных чтениях он соответствовал определенным требованиям качества (как минимум - обеспечение того, чтобы вносимые изменения делали законопроект лучше, а не хуже первоначального варианта). На этапах принятия законопроектов к рассмотрению Государственной Думой и первого чтения эта задача состоит в отборе приемлемых вариантов законодательного регулирования, на последующих этапах - задача выбора и принятия наиболее предпочтительных вариантов. Так как экспертное обеспечение законодательной работы Государственной Думы должно в полной мере поддерживать выполнение этих задач, предлагается рассмотреть их более подробно. Date: 2015-09-22; view: 1158; Нарушение авторских прав |