Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сочетание речевых средств и невербальных действий





Ученые, занимающиеся анализом разговоров, и другие представители этномето­дологни обратили внимание на невербальные действия. Некоторые исследовате­ли, чтобы проанализировать всю совокупность речевой и невербальной деятель­ности, пользуются видеозаписями и фильмами. Например, Гудвин (Goodwin, 1984) обратился к видеозаписи праздничного обеда двух пар. Один из важнейших аспектов — положение тела человека (в данном случае Анны), которая рассказы­вает на этой вечеринке какую-то историю:

Анна сжимает руки, ставит локти на стол и наклоняется вперед, пристально глядя на собеседника, к которому обращается, — на Бет. Таким положением говорящий демонстрирует, что всецело сосредоточен на собеседнике, полностью поглощен на­ложением своей истории и не занят ничем другим, кроме разговора. Представляет­ся, что положениетела.- — визуальное проявление процесса рассказывания (Good­win, 1984. р. 228).

Ученый считает, что «таким образом рассказ Анны становится нагляднее не только в речи, но и в том, как она организует положение тела и каково се поведе­ние во время рассказывания* (1984, р. 229).

Другим изученным Гудвнном невербальным проявлением служит взгляд, ко­торый связан с ходом разговора:

Если говорящий смотрит па собеседника, тот также должен на пего смотреть. Если говорящие смотрят па прячущих взгляд собеседников, что обнаруживает нарушение норм, они часто прерывают фразы, начинают их заново или делают паузы. Такая из­ломанная речь покалывает, что нарушаются правила, кроме того, это обозначает в про­цессе разговора момент нарушения и выправляет ситуацию, призывая слушающего обратит!, взгляд. Таким образом, сразу после того, как фраза прерывается, собесед­ник, отнодиншин до того взгляд, зачастую начинает смотреть па говоря inero(Gooil win, 198-1. p. 230).

Положение тела и взгляд — это всего лишь два на множества различных невер­бальных действий, тесно связанных с вербальными.

Проявление нерешительности (и уверенности в себе)

Мы склонны считать нерешительность И уверенность в себе психологическим» качествами, но Мэшшпг и Рэй (Manning & Ray. 1993} попытались докапать, что они прямо связаны с управлением диалогами. Существует определенный набор типичных процедур, используемых каждым из нас для знакомства с неизвестны­ми нам людьми. Как робкие, так и уверенные в себе люди, пусть и по-разному, применяют именно эти процедуры, чтобы в свойственной им манере разрешить социальные снтупшш. Таким образом, нерешительные и уверенные в себе люди прибегают к различным стратегиям разговора.

Мэншшгп Рэй провели лабораторное исследование со студентами колледжей, задействовав видеозапись и фиксируя процесс взаимодействия десяти нереши­тельных и десяти уверенных в себе пар собеседников. Любой из нас говорит «об обстановке* — о непосредственном окружении, но нерешительные люди рассуж­дают на эту тему намного дольше, чем обладающие уверенностью. Обратимся к примеру:

А. (нервный смел') Микрофон. Б. Нас записывают.

Л. Похоже на то,

Б.Ха.

А. Ну, хорошо.

Б. Они, вроде, хотят понаблюдать, какие мы нервные (смешки).

А. Знаю.

(Manning and Ray, 1993. p. 182)

По наблюдениям этих ученых, вероятность того, что нерешительные собесед­ники и начале разговора поведут речь об обстановке, в 2,5 pa:ia выше но сравне­нию с уверенными в себе. Кроме того, вероятность того, что они вернутся к разго­вору об обстановке позднее, если разговор не будет складываться, в 8 раз больше. Мзннингн Рэн заключают: «Мы полагаем, что нерешительные участники прибег­ли к разговору об обстановке как "безопасной" теме, сходной с обсуждением по­годы. Напротив... уверенные в себе рассматривали разговор об окружающей об­становке как тупик, которого следует избегать» (Manning and Ray, 1993, p. 183). Кроме того, уверенные в себе студенты чаще называли друг другу свои имена и сразу переходили к введению в тему разговора («предтематическпнлпнзол»). Если нерешительные участники склонны отвергнуть такой подступ к теме, то противо­положно поступающие собеседники на пего, вероятно, откликнутся и смогут уйти в развитии теми дальше.

Принципиальный вопрос заключается в следующем: являются ли эти и дру­гие различия в разговоре проявлениями фундаментальных психологических раз­личий или нерешительность!! уверенность в себе —это разные процедуры разго­вора? Ясно, что М;>ннинг и Рэй, придерживающиеся эт ном сто дол отческого подхода, склоняются к последней точке зрения:

Возможно, что симптомы нерешительности и то «состояние», индикаторами которого они оказываются, представляют собой одно н то же... «нерешительные» люди, иеронтно, застенчивы в определенные моменты и при определенных Обстоятельствах. Следо­вательно, рсмошш предположить, что мри взаимодействия подключается механизм про­явления нерешительности, которая может быть «активирована» млн «ленктнвирована» совместными усилиями, направленными на поддержание разговора по теме (Manning and Ray, 1993,'p. 189).







Date: 2015-09-24; view: 329; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию