Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форма и существенные условия договора





 

Существенные условия договора, т.е. условия, без достижения соглашения по которым договор не считается заключенным, перечислены в ч. 2 ст. 10 Закона о туристской деятельности. К ним относятся:

- информация о туроператоре или турагенте, включая данные о лицензии на осуществление туроператорской или турагентской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;

- сведения о туристе в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

- достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта;

- дата и время начала и окончания путешествия и его продолжительность;

- порядок встречи, сопровождения и проводов туристов;

- права, обязанности и ответственность сторон;

- цена услуг и порядок ее оплаты;

- минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;

- условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;

- порядок и сроки предъявления претензий туристом.

Договор заключается в письменной форме (ч. 1 ст. 10 Закона). При этом публичной офертой Закон признает письменную информацию о туристском продукте, содержащую все существенные условия договора, оформленную как предложение, из которого усматривается воля туроператора или турагента заключить договор на указанных условиях (ч. 4 ст. 9). Следовательно, ответ лица (туриста), которому адресована оферта, означает принятие предложения и, соответственно, заключение договора (п. 2 ст. 432 ГК). Однако письменным акцептом оферты туроператора или турагента Закон признает туристскую путевку, выдаваемую туристу туроператором или турагентом (ч. 9 ст. 10). Ввиду неопределенности изложенных положений Закона, предполагающих, вероятно, наличие какой-либо встречной оферты от туриста (в ответ на которую ему выдается путевка), представляется целесообразным при заключении договора руководствоваться общими правилами гл. 28 ГК. При этом наиболее целесообразным вариантом соблюдения письменной формы договора следует считать составление одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК).

В настоящее время в законодательстве необходимо четко прописать механизмы применения путевки и ваучера, при этом учитывая их международную функциональную принадлежность из-за уже объективной интеграции российского турбизнеса в международное туристское пространство. Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" установил обязательность наличия в туристской путевке всех конкретных условий путешествия, но юридическая природа такого установления не совсем логична.

В путевке (в соответствии с требованием Закона к ее содержанию) происходит явное дублирование конкретных условий путешествия. Таким образом, турпутевка содержит повторные элементы формы договора. Налицо необходимость в четком (на уровне федерального законодательства) определении сути турпутевки как документа. Если она имеет суть квитанции, то тогда зачем в ней фиксировать конкретные условия путешествия? Получается, что сама путевка в таком случае является формой договора, так как содержит все конкретные условия (включая существенные, перечисленные в ст. 10 Закона) туристского обслуживания.

Проведя сравнительный анализ путевки и договора на туристское обслуживание, можно предложить свое видение понятия конкретных условий путешествия - это комплекс основных туристских услуг, входящих в тур.

В некоторых случаях к договору об оказании туристских услуг дополнительно прилагается туристский ваучер. Его название происходит от английского "voucher" - расписка. В соответствии с Федеральным законом Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" ваучер - документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания. Далее, в ст. 10 Закона урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставляющими конкретные услуги, входящие в тур, осуществляются на основании туристского ваучера. Согласно установленной практике в туризме ваучер является документом международного характера. Считается, что ваучер составляется в форме, удобной как для отправляющей, так и для принимающей туристов фирм. Однако подтверждения такой характеристики этого документа в нормативных актах на федеральном уровне нет. В Законе Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" более четкой регламентации отношений сторон при использовании ваучера не приводится. Некоторыми субъектами Российской Федерации разработаны специальные положения, регулирующие использование туристского ваучера, а также закрепляющие его единую форму, применяемую всеми туристско-экскурсионными организациями.


Исходя из анализа законодательства и практики применения ваучера этому документу можно дать следующую характеристику:

применяется в практике по организации международного туризма;

необходим и обязателен, входит в документально-правовое обеспечение как туроператорской, так и турагентской деятельности в осуществлении международного туризма. Это официальный документ направляющей турфирмы, который она выдает на руки туристам или туристской группе (сопровождающему группу) как подтверждение их права на получение от принимающей фирмы предварительно забронированных и оплаченных туристских услуг, перечень и количество которых указаны в ваучере;

должен содержать наименование каждой отдельной услуги, входящей в тур;

подтверждает факт получения туристом каждой отдельной услуги, входящей в тур. Таким образом, ваучер юридически подтверждает факт получения туристом оплаченного турпродукта.

Основная функция ваучера - это урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставляющими конкретные услуги, входящие в тур.

Таким образом, следует заметить, что ныне действующее законодательство не регулирует взаимоотношения туристско-экскурсионных организаций по поводу туристского ваучера, не содержит достаточной информации об этом документе, не имеет установленной единой формы, которая, безусловно, необходима для унификации документально-правового обеспечения туристской деятельности.

Отметим также, что перечень существенных условий, определенных Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", не позволяет обеспечить права туриста в связи с неточностью их формулировок и недостаточностью.

В зависимости от способов формирования тура, на наш взгляд, можно выделить два порядка заключения договора:

1) по поводу сформированного тура (стандартный тур);

2) по поводу тура, формирование которого будет производиться после запроса туриста.

Полагаем, что договор об оказании туристских услуг, сформированный исходя из коньюктуры рынка (стандартный тур), носит характер договора присоединения и представляет собой заранее разработанную форму договора на оказание туристских услуг. В российской литературе неоднократно высказывалось мнение о том, что именно стандартные (типовые) договоры, вследствие своей абстрактности и деперсонифицированности клиента, создают условия для нарушения прав потребителей. В международном законодательстве эта проблема получила отражение в директиве ЕС "О недобросовестных условиях договоров с потребителями". Преимущество такой формы заключения договора - экономия силы, времени и средств на ведение преддоговорных споров. Для турфирмы проще предложить туристу уже готовый пакет-тур, что существенно облегчает работу менеджеров турфирмы, да и туристу остается только выбирать из предложенных вариантов. С учетом зарубежной практики применения стандартных договоров (Германия, Франция) было бы предпочтительнее на уровне законодательства утвердить примерный образец типовой формы договора на оказание туристских услуг, заключаемый с туристом по поводу уже сформированного тура (стандартного).


Для заключения договора с туристом на индивидуальный тур турист по общепринятым правилам делает заявку, а турфирма принимает ее и формирует комплекс услуг. За формирование индивидуального тура, запрашиваемого туристом, с него берется предоплата, размер которой произвольно устанавливается турфирмами и не регулируется законодательством. Статья 37 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусматривает предоплату услуг, но при условии заключения основного договора на оказание услуг, однако в данном случае не заключается договор, оформляется только заявка на бронирование тура.

С учетом публичности договора необходимо законодательно установить определенный процент от стоимости тура, вносимый в качестве предоплаты, который может покрыть фактически понесенные расходы туристского предприятия в случае, если турист по каким-либо причинам откажется от сформированного по его запросу тура.

В соответствии со сложившейся практикой реализации туров непосредственно заключению договора возмездного оказания туристских услуг по индивидуальному туру предшествуют: заявка туриста на бронирование тура, лист бронирования (booking form) от турагента, подтверждение туроператора о бронировании тура по заявке туриста (conformation) либо турагента. Без них договор между туристом и турфирмой, как правило, не заключается.

Как таковая заявка не имеет установленной формы, и ее применение не регулируется законодательством о туризме. Соответственно, ее формуляры составляются турфирмами самостоятельно. В.Г. Гуляев предлагает определенную форму заявки туриста. Кроме того, следует отметить практику устной договоренности между туристом и турфирмой - но в данном случае турфирма не оберегает себя от понесенных ею расходов по поиску запрашиваемого туристом тура. Заявка содержит конкретные условия запрашиваемого тура: маршрут, даты пребывания, условия размещения, питание, предполагаемую стоимость тура, а также может содержать и дополнительные условия.

Лист бронирования используется в обоих способах заключения договора. Единой формы листа бронирования нет. Некоторые туристские фирмы используют упрощенные формы, указывая такие общие сведения, как: наименование и реквизиты организатора путешествия; фамилия и паспортные данные лица (лиц), заказывающего тур; наименование тура; стоимость тура, порядок оплаты; наименование и класс отеля; реквизиты менеджера, который занимается продажей данного тура. К сожалению, данная форма заявки никак не отражает особенности индивидуального тура. Другие турфирмы используют довольно подробную универсальную форму листа бронирования, где предусмотрены дополнительные графы по специальным заявкам: аренда автомобиля, дополнительное питание, обслуживание по классу VIP и др. На наш взгляд, такая разная форма листов бронирования зависит от того, насколько близкие партнерские отношения установлены между сотрудничающими фирмами, поэтому некоторые пункты просто не указываются, а подразумеваются в соответствии с обычаями делового оборота. Лист бронирования высылается, как правило, принимающей стороне по факсу. Он составляется в трех экземплярах: один выдается на руки туристу, другой направляется в принимающую фирму, третий остается у турфирмы, которая организует соответствующий тур для туриста. Лист бронирования представляет особую ценность для менеджера турфирмы, который занимается продажей тура, как документ, подтверждающий возможность дальнейшего заключения договора с туристом и проведением определенных туристских формальностей для организации поездки туриста.


Подтверждение о бронировании услуг оформляется или отдельным документом произвольной формы, или факт бронирования с реквизитами брони указывается в соответствующей графе листа бронирования с повторением этой записи в именном ваучере. Подтверждение приходит, как правило, по факсу или по Интернету. Следует уточнить, что бронирование туристских услуг подтверждается предоплатой, исходя из сложившейся практики, и последующим заключением договора на оказание туристских услуг. Однако сумма, взимаемая за бронирование тура турфирмой, не имеет фиксированной ставки и не регулируется законодательством, что, в свою очередь, является ущемлением прав туриста.

Рассмотрев основные документы, которые предшествуют заключению договора на оказание услуг по индивидуальному туру, следует сказать, что на практике без них договор с туристом не заключается, так как они подтверждают наличие запрашиваемого комплекса туристских услуг у принимающего туроператора, а также непосредственно у поставщиков туристских услуг. В связи с этим стандартная форма указанных документов, разработанная на законодательном уровне, существенно облегчит реализацию права туриста на качественную услугу. Кроме того, дифференциация порядков заключения договоров с туристами позволит определить основные неотъемлемые приложения к договору с туристом, помимо указанных в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" путевки и ваучера.

Таким образом, под содержанием договора возмездного оказания туристской услуги следует понимать совокупность тех существенных условий, на которых он заключается.

Помимо условий, которые общее и специальное законодательство относит к числу существенных, таковыми следует признавать любые условия, которые сторона договора требует включить в содержание договора и по которым, соответственно, должно быть достигнуто соглашение.

Поскольку предметом договора возмездного оказания туристской услуги является комплексная туристская услуга, состоящая из набора как минимум двух услуг, для определения предмета необходимо указывать перечень всех услуг, оказываемых на основании договора и их качество. Качество определяется в соответствии с условиями договора, однако оно не может быть ниже уровня, установленного нормативными актами. Рассматривая вопрос о качестве, диссертант приходит к выводу, что качество туристской услуги представляет собой совокупность свойств, позволяющих удовлетворить разумные потребности туриста в отдыхе посредством туризма. Обращается внимание на такую особенность качества туристской услуги как субъективность ее восприятия, вследствие чего возникают проблемы определения качественности оказанной услуги.

Специфика договора возмездного оказания туристской услуги заключается в том, что презюмируется оказание услуг третьими лицами, с которыми туроператор (турагент) находится в договорных отношениях. Статья 10 Закона указывает на право туриста требовать от туроператора (турагента) предоставления всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются. В связи с этим туроператор (турагент) обязан оказать или обеспечить оказание всех услуг, составляющих комплексную туристскую услугу.

Предлагается закрепить в Законе положение, в соответствии с которым услуги, входящие в состав комплексной туристской услуги оказываются не лично туроператором (турагентом), а третьими лицами, с которыми создатель комплексной туристской услуги состоит в договорных отношениях, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания туристской услуги.

При заключении договора в пользу третьего лица туристские организации должны учитывать, что, не будучи стороной договора, третье лицо может активно воздействовать на правоотношения по сделке, заключенной без него в его интересах. В соответствии с нормами ГК РФ у третьего лица возникают самостоятельные права по отношению к туристской организации как должнику по сделке (например, право на достоверную информацию о предоставляемых услугах, входящих в состав комплексной туристской услуги), а у туристских организаций - обязанности по отношению к непосредственному потребителю услуг, входящих в состав комплексной туристской услуги.

 







Date: 2015-09-24; view: 366; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию