Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Свойства сознания
1) осмысленность представляемого, т.е. его словесно-понятийная означен- ность, наделенность смыслом;
2)отражение основных, главных характеристик предметов;
3) способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осозна- ет данный человек, обмен мнением по различным вопросам;
4)социальный характер и направленность сознания;
5) наличие интеллектуальных схем, т.е. определенной умственной структуры, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе;
6) подотчетность, регуляция, контроль;
7) способность к рефлексии и внутреннему диалогу.
Сознание состоит в творческой способности человека анализировать окружающую действительность, его сознательном изменении мира, приспособлении его к своим потребностям.
Этапы становления сознания человека
Сознание каждого человека развивается с момента рождения и продолжает формироваться в течение всей его жизни.
Возрастное развитие сознания каждого человека обусловлено следующими факторами:
1) развитие психики напрямую зависит от возрастных изменений организма и обусловлено ими;
2) развитие сознания тесно связано с социальной средой, в которой воспиты- вается ребенок;
3) становление сознания продолжается в процессе обучения и воспитания ре- бенка; 4) одним из решающих факторов, влияющих на развитие сознания, является собственная деятельность человека.
Развитие каждой личности происходит не только в силу перечисленных факторов, но совершается и при активном участии самого человека.
«Я – концепция» В психологической литературе параллельно с понятием «самосознания» рассматривается понятие«Я – концепция».
Соотношение понятий «Я – концепция» и «самосознание» точно не определено. Часто они выступают как синонимы [6].
Вместе с тем существует тенденция рассматривать «Я – концепцию» как результат, итоговый продукт процессов самопознания.
Понятие «Я – концепция» родилось в 50-е годы ХХ века, в русле гуманистической психологии.
«Я – концепция» — это относительно устойчивая, но в то же время и развивающаяся, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Компоненты «Я – концепции» 1) познавательный компонент / когнитивный компонент – «образ Я», яв- ляется представлением человека о своих знаниях, умениях, навыках, спо- собностях, качествах, ресурсах и возможностях;
2) эмоциональный компонент / эмоционально – ценностный компонент - включает эмоциональные переживания человека по поводу собственной личности и ее статуса в обществе;
3) оценочно-волевой компонент / поведенческий компонент – отвечает за стремление человека к самореализации, самоактуализации и к поддержа- нию самоуважения.
Формирование «Я – концепции» начинается с момента рождения ребенка, когда ребенок начинает различать собственные внутренние ощущения и ощущения, вызванные посторонними предметами, но основные элементы в «Я – концепцию» закладываются в подростковом и юношеском возрасте.
«Я – концепция» может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Она может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной, идеальной.
То, что не согласуется с «Я – концепцией» человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. От гармонии идеального и реального «Я» человека зависят степень его удовлетворенности жизнью, осознание себя счастливым или несчастным, целостная картина самосознания.
Виды «Я – концепции» 1) материальное «я» – это образ тела конкретного человека; 2) актуальное психологическое «я» – это то, о чем человек думает, когда думает о себе;
3) «я» как мышление и эмоциональный процесс – это «поток сознания»; 4) социальное «я» – это образ человека в глазах общества; 5) идеальное «я» – это то, каким человек, по его мнению, должен быть, ори- ентируясь на моральные нормы, принятые в данном обществе; 6) реальное «я» – это представление человека о себе в настоящем времени; 7) динамическое «я» – это то, каким субъект намерен стать; 8) фантастическое «я» – это то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным [7]. Самооценка – элемент самосознания как некоторая ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам.
Самооценка является результатом постоянного сравнения актуального «я» и идеального «я». Date: 2015-09-24; view: 335; Нарушение авторских прав |