Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Инфантильная личность
Самоощущение и самосознание. Основное содержание, или пафос жизни инфантильной личности я бы охарактеризовал так: хаотичное блуждание во тьме. У этого человека опоры в жизни нет. Каково его самоощущение? У него есть две крайности. Первая — это атомарное самоощущение, когда он ощущает себя мельчайшей частичкой Вселенной, оторванной от всего остального мира. Если вы помните модальности эволюционных уровней, описанные в моей книге «Покрывало майи, или Сказки для невротиков», то для инфантильной личности типична муладхарная модальность, с которой атомарное самоощущение тесно связано. Этот человек ощущает себя мельчайшей частичкой, которая почти никак не идентифицирована. Он не может к ней приклеить никакого ярлыка. Он старается это сделать (я потом буду говорить, как), пытается идентифицироваться, но у него это не получается. У него нет устойчивой самоидентификации. Второе его состояние — это, наоборот, вселенское состояние, возникающее как отмашка психологического маятника. Если человек всего лишен, и чувствует себя крохотной частичкой Вселенной, иногда у него в подсознании встает протест против такого самоощущения, и, наоборот, появляется вселенское ощущение: я и есть Вселенная. У него нет на это никаких оснований, но он, тем не менее, себя так чувствует. И первый признак такого состояния (и инфантильной личности как таковой) заключается в том, что в нем человек запросто говорит от имени Бога — например, ничтоже сумняшеся заявляет, что воля Божья заключается в том-то и том-то, что вот это Богу угодно, а вон то неугодно. Если человек с чрезвычайной легкостью употребляет такие выражения, у вас возникает естественный вопрос: а откуда он, собственно говоря, знает, что Богу угодно, а что не угодно? Видно, что эта информация идет к нему не в порядке особого мистического откровения, а, так сказать, на будничном уровне, и никакого особого изменения состояния сознания у него не наблюдается. Надо сказать, что у некоторых особо мистически одаренных людей бывают высокие восхищения, когда человек действительно переживает единение с Богом, а потом возвращается обратно с важной для человечества информацией и энергией. Но тут видно, что ничего такого не было и как бы не подразумевается, но, тем не менее, человек запросто говорит от имени Вселенной и ее Законов, отождествляет себя чуть ли не с Богом-творцом. А через секунду он снова становится крохотной частичкой, всеми обижаемой, подверженной воле волн и судьбой беспощадно гонимой. Говоря на астрологическом языке, самоощущение идет по Томе, а двойственное понятие — это самосознание, и оно идет по Лилит. Самосознание — это осознание себя уже не на уровне ощущения, а на уровне того или иного символизма. Как же инфантильная личность осознает себя? Что такое «я» в ее понимании? Если вы ей зададите этот вопрос, она скажет: «Какие проблемы? Я это я. Все вокруг понимают, что я это то, что вы видите перед собой. В чем закавыка?» Другими словами, этот человек придерживается плоского-социального взгляда, который подразумевает, что личность есть некоторая социальная данность, обладающая телом, образованием, семейным положением, адресом и т. д., — короче говоря, «я» — это то, что мы пишем о себе в анкете. И по этому поводу не может быть никаких двух мнений. Что он о себе думает, то и все остальные точно так же видят, что он о себе знает, то и другие знают. При этом у человека есть убеждение, что он легко может скрыть от окружающих то, что сочтет необходимым от них утаить. Например, он может от них тщательно скрывать, что у него в одна тысяча девятьсот мохнатом году была судимость (практически ни за что) — а в остальном (по его мнению) как личность быть совершенно прозрачным. Он считает, что всем видны его эмоции, слышны его мысли. А то, что другие иногда (порой злостно) не замечают каких-то его личностных проявлений, желаний, намерений — это значит, что они не хотят смотреть, просто равнодушны к нему. Для этого человека характерно ощущение полного отделения от мира. Его личность существует в мире как абсолютно обособленное индивидуальное образование, никак с миром не связанное. С другой стороны, он ощущает свою полную зависимость от мира, ему кажется, что он маленький и беззащитный, и что мир может в любой момент с любой стороны к нему подойти и его обидеть — или вовсе уничтожить. Он похож на марионетку, которую можно дергать за ниточки, перед которыми она абсолютно беззащитна. Но иногда он сам становится в позицию кукловода, и тогда у него возникает диктаторское самосознание. Когда он получает в подчинение коллектив, у него сразу возникает впечатление, что перед ним набор марионеток, которыми он может любым способом управлять, дергая за ниточки, и они будут полностью ему послушны безо всяких ограничений. Такое самосознание я бы назвал марионеточно-диктаторским. Иногда этот человек выступает в роли марионетки, иногда — в роли диктатора, причем переходы происходят мгновенно. Его примитивное представление о своей личности, естественно, ведет к аналогичному представлению о других личностях и способах взаимодействия с ними. Что еще типично для инфантильной личности? Легкость. У нее нет образа «я», имеющего какое-то содержание. Это дает ей чрезвычайную легкость, неинерционность и хаотичность. Вот, сегодня у нее «я» такое, завтра — этакое. Человек забывает о том, что у него есть какая-то история, что у него есть какие-то длящиеся переживания. Для него типична локально-каузальная модальность: он находится здесь и сейчас, и он такой, какой он сейчас. То, что было вчера, то, что было позавчера, и то, что будет завтра, никак одно с другим не связано — его «я» как неизменного фактора как будто не существует. Таким образом, в сознании этого человека нет образа «я», наделенного какой-то глубиной. Он понимает свое «я» плоскосоциально, отождествляя его с тем, что К. Юнг называл персоной, то есть с маской, обращенной к социуму. Самоидентификация. Модальность самоидентификации инфантильной личности — локально-предметная. Этот человек считает так: «Я есть то, чем я в данный момент конкретно являюсь. Если я думаю, то я — это моя мысль; если я иду, то я — это мое тело в определенном месте пространства. Если я ощущаю эмоцию, то я — это моя эмоция». Так этот человек вам скажет (и сам подумает), а в подсознании у него будет глубочайшее сомнение в собственной весомости, в собственном бытии. Попросту говоря, у него в глубине души есть постоянные очень серьезные сомнения такого рода: «Кто я? Насколько я индивидуален, насколько я неповторим? Насколько я значим?» Все эти вопросы стоят перед ним постоянно, и он никогда не находит на них убедительного ответа. У него нет ощущения уникальности, у него нет самостоятельного бытия. И что он в связи с этим делает? Для обретения хотя бы локальной устойчивости он привязывается. Он привязывает себя к определенной роли. Он привязывает себя к определенному коллективу, то есть к эгрегору. Он привязывает себя к определенному внутреннему состоянию. Это человек, которому плохо, когда он одинок, и это тоже характерный признак инфантильной личности. Ему нужно ощущать себя причастным к чему-то, к какому-то процессу, к какому-то коллективу. И вот он в коллективе: предположим, это мать, воспитывающая детей. У нее есть идентификация: я — мать своего семейства. Она осуществляет свою материнскую функцию, вынашивает очередного младенца, она ощущает себя в этой роли, и эта роль дает ей определенную самоидентификацию. Когда эта роль кончается, например, дети вырастают, уходят из семьи, у нее опять возникает сомнение: «Непонятно, кто я». Потому что прошлого уже нет. Человек второго уровня личности, то есть подростковая личность, может, допустим, опираться на какие-то свои прошлые заслуги, прошлые роли, прошлые достижения, регалии, на ордена. А у инфантильной личности этого нет, она идентифицируется с тем, что с ней происходит в настоящий момент. Но поскольку ведущие роли, эгрегоры и внутренние состояния периодически меняются, этот человек время от времени оказывается в полной растерянности. И тогда он, будучи в большом беспокойстве по поводу своей идентификации, начинает лихорадочно искать, к кому или к чему можно пристать, чтобы ее обрести. И, находясь в остром положении, он может выбрать ее довольно неправильно. Он выбирает себе друзей, и это для него тоже хороший способ самоидентификации, или он выбирает себе кумира, чтобы сказать потом: «Я — друг генерала такого-то!» или: «Я — фанат Майкла Джексона!» У Майкла Джексона сто миллионов поклонников по земному шару, и я думаю, что многие из них получают самоидентификацию с помощью его образа. Заметьте, что подключение к эгрегору — это вещь отнюдь не формальная: бытие в рамках дружеского, рабочего или семейного коллектива, в рамках своего этноса — вполне реальное переживание. Особенно реально оно для инфантильной личности, для которой вообще характерно соборное (групповое) сознание. Для нее это совершенно реальное психическое переживание, дающее ей вполне реальную самоидентификацию, и ради этой идентификации через эгрегор, в котором он находится, этот человек способен на многое, в том числе иногда на большие жертвы. Он ценит формальные знаки отличия — значки, наколки, специальные украшения, фенечки, особые типы стрижек или формы одежды. Например, тусующаяся молодежь обязательно создает себе внешние признаки (прически и т. п.) в соответствии со своим направлением или со своим кумиром. Это тоже вариант самоидентификации инфантильной личности. И для нее это важно, поскольку другого варианта самоидентификации может просто не быть. Вам может это нравиться или не нравиться, но нужно это правильно понимать. Для этого человека характерна самоидентификация, доходящая до идолопоклонства. Вообще, идолопоклонство — характерная черта инфантильной личности, независимо от того, какую религию человек формально исповедует, или, может быть, он даже вовсе атеист. Но все равно, если копнуть его чуть глубже, у него обнаружится внелогичное, безусловное, безоговорочное поклонение какому-то идолу. В ХХ веке, особенно в его середине, в 60-е годы, таким идолом было понятие науки, особенно точной науки. Этому идолу поклонялись, и он в большой степени выполнял роль религии, причем достаточно примитивной. Чудеса творит? Творит. Как же, на самолете летать можем, телевизор смотреть. Особенно когда цветные появились, это такие идолы! Посильнее будут разве что компьютеры, подключенные к Интернету... Для инфантильной личности характерна идентификация через идола, которому человек поклоняется, или через атрибуты этого идола. Мне кажется, что наука исполнила замечательную роль идола целой цивилизации потому, что стала идолом как для тех, кто ею занимался, так и для всех остальных. Но сейчас эта ситуация меняется, как мне кажется, кардинально. Самомнение и самооценка. Говоря на астрологическом языке, самомнение идет по Томе, это нечто такое, что переживается чувственно, непосредственно, а самооценка идет, соответственно, по Лилит, то есть через определенный символизм. Каковы же они у инфантильной личности? Это важная тема. Иногда мы о ком-то говорим: «Какое у этого человека чудовищное самомнение!» Но, может быть, мы его неправильно понимаем. Самомнение, например, бывает локальное и глобальное, и приняв первую модальность за вторую, мы обязательно ошибемся. Так вот, у инфантильной личности самомнение и самооценка совершенно локальны и постоянно скачут во времени. Если такой человек идентифицировался с каким-то своим удачным словом или поступком, он страшно горд собой, он говорит: «Я велик!» А мы говорим: «Какое ужасное самомнение!» Но посмотрите на него повнимательнее. Может быть, через пять минут он уже будет находиться в состоянии глубокого унижения. Его самооценка и самомнение зависят от совершенно случайных факторов — внешних или внутренних. Сейчас ему показалось, что он гений, и у него самооценка резко поднялась. Ему кто-то на улице сказал какое-то резкое слово, или ему показалось, что его унизили — все, он полностью раздавлен, он полное ничтожество, и именно так себя и переживает. Причем, поймите, это же тотальное переживание. Если человек идентифицирует себя, свое «я», с данным конкретным каузальным моментом, и этот момент неудачный, это значит, что все его «я» унижено, раздавлено, лежит и испускает последнее дыхание. Это сильное переживание, и оно очень четко проявляется у детей, которые все в какой-то период своего развития проходят стадию инфантильной личности, и это надо понимать их родителям. Неправильно смотреть на ребенка взрослыми глазами и говорить ему, например: «Что ты так огорчаешься? Завтра ты пойдешь в школу, и вместо двойки тебе поставят пятерку». Для него «завтра» не существует, для него существует только «сейчас». Если вам удастся войти в его актуальную реальность и в ней что-то подправить, вы его самооценку поднимете, и это для него будет адекватно. Если же вы будете пытаться представлять его себе как подростковую личность и апеллировать к каким-то более устойчивым моментам, то вы выйдете за пределы его понимания: в его реальности никакой устойчивой длительности нет. Ему свойственны резкие оценки. В подсознании у этого человека всегда находится колоссальная неуверенность в себе. И помочь ему здесь нельзя. Его неуверенность в себе тотальна, потому что его «я» связано с текущим моментом и всегда подвержено риску. Каждый человек где-то ошибается, когда-то в чем-то проваливается, но инфантильная личность всегда проваливается как бы вся целиком. И ее подсознание это помнит. И любые попытки каким-то образом ее приободрить быстро проваливаются. Он скушает эту вашу психологическую (а также материальную) поддержку, может быть, утешится ею в настоящий момент, а потом придет на следующую консультацию в том же виде и даже еще хуже, чем он был до вашего вмешательства. И вылечить его можно, лишь подняв уровень его личности — и никак иначе. Можно жить, будучи в чем-то не уверенным, в том числе — в каких-то ситуациях не уверенным в себе. Может быть, это не очень комфортно, но это более творческое состояние, нежели всепоглощающая самоуверенность. И этим можно утешать инфантильную личность — но вылечить от тотальной неуверенности в себе невозможно. Референтный круг. Когда мы говорим о самомнении и самооценке, важно понимать, что у каждого человека есть референтный круг, то есть круг людей, мнению которых он доверяет и на основе суждений которых создает мнение о себе. Так вот, у инфантильной личности референтный круг абсолютно случаен и никак не ограничен. Из этого круга кто-то для него значимый может быть начисто исключен, чаще всего (как говорится, нет пророка в своем отечестве) это ближайшие родственники; нередко из него исключены и многие хорошие знакомые, а немотивированное мнение случайного прохожего почему-то становится совершенно кардинально значимым. Возможен и другой вариант: референтный круг назначается ведущим человека эгрегором. Человек служит своему эгрегору, он с ним идентифицируется, и эгрегор ему изнутри — заметьте, не снаружи, директивным путем, а именно изнутри, то есть в психике, создает настройку: слушать такого-то! И, вот, например, мальчик по «подсказке» своего семейного эгрегора слушает своего старшего брата, который становится для него абсолютным авторитетом, хотя и локальным: когда старший брат что-то говорит, это становится для младшего авторитетным мнением, хотя потом оно быстро вытирается из его памяти. Но на момент взаимодействия старший брат — это авторитет. Референтный круг инфантильной личности нередко меняется, но любые попытки воздействовать на него методом разума, как правило, не эффективны, то есть ее сознанием этот круг не регулируется никак. Ее позиция такова: «Как же я могу не верить этому человеку! Это голова, это авторитет!» И эта позиция даже не произносится, она хуже, чем произносится, она обозначается телесно: жестами, мимикой, «большими» глазами. Другая характерная черта инфантильной личности заключается в том, что она совершенно независима от оценок, которые идут извне референтного круга. У нее есть свой референтный круг, а все, что снаружи, ее абсолютно не волнует. Она никак на это не реагирует. И если вы находитесь вне этого круга, но попытаетесь влиять на ее самомнение или самооценку, она будет очень странно смотреть на вас: в этом случае вы окажетесь в ее глазах просто полным идиотом. Вы ведете себя совершенно некомплементарно, с ее точки зрения, когда вообще к ней лезете, хотя ничего о ней не знаете и не понимаете! Однако начинающие психотерапевты часто таких вещей не видят. Начинающий терапевт сам себя хотя бы немного уважает, и поэтому думает, что и остальные люди его уважают. А реально инфантильная личность мало кого уважает (включая самое себя), независимо от их достоинств, и ее референтный круг обычно довольно узок. Вообще, чем выше уровень личности, тем шире и устойчивее ее референтный круг. «Махабхарата», знаменитый индийский эпос, изобилует историями такого рода. Идет по дороге высокий брамин или йог, а ему совершенно случайно попадается бедная крестьянка, и между ними завязывается высокодуховная беседа, где эта крестьянка основательно ставит его на место. (Потом, правда, выясняется, что ее облике выступал бог Шива.) И мораль этих историй, в частности такова: любой человек может хотя бы на короткое время попасть в ваш референтный круг и сказать вам что-то, для вас значимое. Однако для инфантильной личности это совсем не так. В каждый момент времени у нее есть четко обозначенный круг людей, которых она воспринимает как авторитеты, а всех остальных полностью игнорирует. Зато человек, который попал в ее референтный круг, наоборот, получает над инфантильной личностью громадную власть — в первую очередь, психологическую: его мнение не обсуждается. Как идол сказал, так и есть — пока его мнение не забыто или сам он не выброшен в канаву ввиду профнепригодности. Самоценность. Это тоже важный момент в индивидуальной психологии. Когда вы имеете дело с человеком, вам нужно понять, является ли его личность, то есть его «я», для него определенной ценностью. Для инфантильной личности ее самоценность, как и все остальное, очень непостоянна, но подсознательно обычно весьма низка — за исключением единственного случая, когда этот человек идентифицирует себя с сильным, жестким эгрегором. Например, директор крупного завода вполне может быть инфантильной личностью, если он хорошо чувствует и пропускает через себя энергию соответствующего эгрегора; тогда он идентифицируется со своим заводом и с производственным процессом, и у него будет достаточно высокая самоценность. Но как только он уходит на пенсию или по каким-то причинам его завод хиреет и останавливается, у него возникает сильнейшая душевная проблема, связанная именно с тем, что он теряет самоценность. Ценность его личности для него самого резко падает, поскольку его завод (по сути — он сам) уже не производит столько танков на душу населения, сколько производил раньше. Самоценность инфантильной личности чрезвычайно непостоянна и находится в прямой зависимости от ее эмоционального состояния. Если она находится на гребне волны, то ее самоценность высока. Если она летит вниз — низка. Этот человек совершенно спокойно с паузой в две секунды будет говорить: «Я гений! Я ничтожество! Я ничего не стою! Я великолепен!» Он будет себя поочередно считать подарком своим друзьям или, наоборот, тяжелейшей для них ношей. Он будет к вам приходить, лучась счастьем, считать, что это — самое лучшее, что в вашей жизни могло случиться, а уходя, он искренне будет извиняться за визит, не замечая своей непоследовательности. Самопознание. У инфантильной личности такого понятия не существует. Ей это слово непонятно. Она понимает, что такое «я» — это ее имя, ее профессия, в крайнем случае, мечта. Есть, например, у человека мечта: сесть за руль «Волги». Это, правда, мечта 60-х годов; сейчас иные идеалы — скажем, «Мерседес». И первый с этой мечтой идентифицируется. А самопознание — это для инфантильной личности несуществующая категория. И лучше с ней этого вопроса не обсуждать. Для этого человека в его личности никакого внутреннего содержания, отличного от социальной персоны, просто нет. Личность и мир. На эту тему я могу привести вам цитату из Иосифа Бродского: И восходит в свой номер на борт по трапу постоялец, несущий в кармане граппу, совершенный никто, человек в плаще, потерявший память, отчизну, сына; по горбу его плачет в лесах осина, если кто-то плачет о нем вообще. Это — мировосприятие, типичное для инфантильной личности. Она ощущает себя в мире как нечто случайное и абсолютно ненужное. Но если в какой-то момент она оказывается в положении власти над каким-то фрагментом мира, ей кажется, что она получает над ним неограниченную власть. Но этот фрагмент ей на самом деле не нужен. Он тоже воспринимается ею как временный. Хуже всего, когда такая инфантильная личность становится во главе государства. Что бы ни происходило, у нее никогда не возникает чувства ответственности за то, что ей подвластно, и не потому, что она плоха — просто это ей не присуще, как это не свойственно двухлетнему ребенку. У нее нет ощущения длительности, и поэтому нет ощущения ответственности. Любая ответственность подразумевает определенную временную связь. А здесь этой временной связи нет. Для этого человека характерно ощущение полной зависимости от мира и полной ему подчиненности — и в то же время полной отделенности от мира; у него ясное ощущение, что мир к нему равнодушен. То, что с ним происходит, никого не касается. У известного французского писателя Альбера Камю есть повесть, которая называется «L'etranger». Обычно это название переводят как «Посторонний», но это не совсем точный перевод, «Чужой», наверное, было бы правильнее. В этой повести очень ярко передана психология инфантильной личности, полностью отделенной от мира и не ощущающей перед ним какой-либо ответственности. Этика. Говорить об этике инфантильной личности сложно — но какая-то этика у нее есть: нет ни одного человека, у которого бы не было этического чувства. Но здесь этика в основном подсознательна. Для нее характерно то, что она никогда не является объектом сознательного рассмотрения человека. У него всегда такое ощущение, что он спонтанен, что он живет здесь и сейчас, и его как бы ничего не ограничивает. На самом деле, конечно же, что-то его ограничивает. Но его этические ограничения полностью подсознательны. Его этика не прорабатывается им никак и вообще не является объектом его внимания. Чаще всего он считает, что вся его жизнь зависит от внешних условий. «С волками жить — по волчьи выть. Я поступил тогда так-то, потому что вокруг меня сложились обстоятельства, которые меня к этому вынудили. Меня довели, поэтому я разорался. А если бы меня не довели, я, может быть, был бы добрый и мягкий». Инфантильная личность, если говорить на эзотерическом языке — готовая марионетка любого жесткого эгрегора, который захочет подчинить ее себе, потому что ее этическая система как бы пуста. Нужная эгрегору этика без особого сопротивления внедряется этому человеку прямо в подсознание (в современной психологии это называется кодированием), и он не задается лишними вопросами типа того, откуда у него такие-то предпочтения и ограничения. И это необязательно признак эгоизма. Например, бывает жертвенный тип инфантильной личности. Вот мужчина, который только и делает, что работает на свою семью. Он «вкалывает» с утра до ночи на двух работах, он зарабатывает много денег, во всем себе отказывает и от семьи особой радости не получает (некогда), однако вся его этика направлена на то, чтобы поднять ее благосостояние. А если его спросить: «А почему ты так себя ведешь?» — он на такой вопрос никогда по сути не ответит. Он скажет: «А как же иначе? Дети есть просят, им нужны витамины, хорошее образование, частные учителя, приличная одежда, качественное питание и отдых в экологичных местах». Он вообще много чего может вам на эту тему сказать, но вы будете чувствовать, что это все не то, и что его слова — не более, чем отговорки, а истинная причина какая-то иная. А фактически она очень проста: его семейный эгрегор поставил его на роль раба семьи, внедрил в его психику эту роль и соответствующую ей этику. Помните, я рассказывал о шести мирах индийской мифологии? Так вот, эгрегор семьи поместил нашего героя в положение голодного духа, который сколько денег ни заработает — все мало. Они, естественно, в семью уходят, а там уж — неизвестно, куда (или известно, куда), но сам человек от этого ничего не получает, на деньги он вечно голодный. И это психическое и этическое состояние поддерживает в нем семейный эгрегор. У этого мужчины вполне может быть сильный невроз. А в сорок лет (кризис революции Урана) он может запросто умереть от инфаркта. Если он в какой-то момент приходит к психотерапевту и эту ситуацию ему излагает, а терапевт начнет его лечить, то либо он сам быстро впадет в аналогичный невроз, то есть возьмет симптом на себя и начнет лихорадочно зарабатывать для своей семьи как можно больше денег, либо начнет фактически разрушать отношения этого человека с его собственной семьей и семейным эгрегором — например, пытаясь внедрить в клиента более равновесную этику (тезис: «Нельзя уничтожать свое здоровье даже во имя семьи»). Семейный эгрегор отреагирует мгновенно: например, семья начнет чинить мужу и отцу препятствия для визитов к терапевту, в ней начнут происходить экстренные события как раз во время сеансов, так что они будут срываться, или ему напрямик заявят: «Ты стал какой-то чужой, ты о нас не думаешь, ты стал равнодушный, ты видишь, как мы страдаем. У твоей жены и матери твоих детей разрушаются зубы, их нужно срочно лечить и протезировать, а это большие деньги, так что прекрати свои походы в сомнительные группы, где ты неизвестно чем занимаешься, а давай-ка обратись к своим прямым обязанностям, исполняй долг перед семьей». Может быть, эти слова будут сказаны членами семьи, а может быть — прозвучат напрямик от семейного эгрегора, то есть в виде достаточно эмоциональных мыслей, которые возникнут и утвердятся в его голове. И он вполне реально почувствует, что нарушает свой священный долг. Если инфантильная личность совершает неэтичный поступок и ее спрашивают: «Тебе не стыдно?» — то она оказывается в некотором затруднении, потому что понимает, что надо было бы, чтобы было стыдно, но этого чувства почему-то нет. Как сказала одна дама: «Совесть — это то, что должно мучить, когда ты плохо себя ведешь». Это очень точная формулировка. Так вот, ее должно мучить, но не мучает. И не мучает по очень простой причине: потому что событие уже произошло и закончилось, оказавшись в прошлом. Чтобы было стыдно, нужно иметь память, а инфантильная личность не идентифицируется с тем человеком, которым она была вчера, она уже плохо помнит себя вчерашнюю, и в любом случае никакого отношения к тому человеку не имеет. У нее как бы нет этого отождествления. Зато у нее на любые упреки есть хороший ответ: «А что я должна была делать? Все так делают! Не я одна такая!» Действительно, у нее сильно групповое сознание. А для каждого, даже самого одиозного, поступка, если поискать, всегда можно найти ситуацию и человека, который поступил именно так и был в этом прав — и к нему можно подклеиться как к архетипическому сюжету. Таково типичное самооправдание инфантильной личности. Я не хотел бы, чтобы вы воспринимали то, что я рассказываю, как чисто негативную картину, которую надо преодолеть и забыть. В ней заключены (как и всегда на низшем уровне проработки любого архетипа или абстрактного сюжета) творческое начало и творческий потенциал, в частности, потенциал подключения к общественному подсознанию. Когда человек выходит на уровень юношеской личности, у него, наоборот, происходит отключение от общественного сознания и подсознания, и идет проработка индивидуального чувства своей личности, которая находится в самой глубине его души. А инфантильная личность бессознательно, но очень интимно связана с групповым подсознанием и стихийно, но порой весьма искусно владеет многими магическими и психологическими приемами, свойственными тем эгрегорам, под которыми она ходит и которым, не особенно задумываясь об этом, служит. Поэтому очень важно иметь в виду, что когда вы взаимодействуете с инфантильной личностью, вы взаимодействуете с ней как с представителем большого эгрегора и сразу попадаете под его магические чары и мощное психологическое излучение, которое (особенно если вы об этом не думаете и этому не сопротивляетесь) незаметно гипнотизирует вас, смещая вашу точку сборки в положение, соответствующее мировоззрению и этике этого эгрегора. Фактически изменить (например, вылечить) инфантильную личность — значит изменить весь ведущий ее эгрегор — например, этнический. Поэтому если вы всерьез беретесь за дело, то есть хотите помочь этому человеку в целом, а не только в том, что он от вас хочет конкретно, ожидая, предположим, локального утешения и эмоциональной поддержки, то вам придется перестраивать его личность. Однако не так-то это просто. За ней стоит групповое сознание и подсознание, то есть воля (и магия) ведущего эту личность эгрегора. И если вы, не получив от этого эгрегора санкции и не заплатив ему отступного, начнете что-то радикальное с психикой этого человека делать, то этот эгрегор «наедет» на вас так, что от вас мокрого места не останется. Поэтому будьте осторожны: за инфантильной личностью стоят большие коллективы и соответствующие им энергии. Этика инфантильной личности в ее осознаваемой части очень жесткая и прямолинейная. Этот человек, как правило, находится на жестком канале связи с эгрегором, которому он служит, и там существует четкий распорядок, который в психике переживается как определенная мораль, табу, недвусмысленные регламентации, а все тонкости и вариации этот человек воспринимает как попытки избежать своего долга и рассматривает их с большим подозрением. Все должно быть коротко и ясно! «Если у меня есть муж, он должен при мне состоять. А что касается измены, то это не обязательно физическая измена. Измена — это когда он думает о другой женщине, когда он на нее внимательно смотрит. А если невнимательно смотрит, тоже изменяет. На меня должен смотреть!» Как сказала одна моя знакомая: «Муж не должен мне изменять, потому что, если он это делает, то в этот момент та женщина счастливее меня». Убийственная логика — но ей нечего противопоставить! Изменить жесткую этику инфантильной личности фактически означает нарушить отношения человека с тем эгрегором, под которым он ходит. Я думаю, вы уже понимаете, что самостоятельно жить инфантильной личности невозможно, ее всегда пригревает и достаточно четко ведет определенный эгрегор — рабочий, служебный, семейный, родовой, клановый, этнический. И замечаете вы это или нет, но, разговаривая с этим человеком, вы всегда фактически разговариваете с этим эгрегором. И потом вам может быть очень нехорошо, если вы этого не заметили — и психически, и эмоционально, и энергетически. Инфантильная личность — это не тот человек, который отвечает сам за себя. Кто-то или что-то отвечает за него, и вот с этим кем-то (или чем-то) как раз и надо работать. Этот вопрос стоит перед любым терапевтом. Когда к нему приходит клиент с семейными проблемами, то часто ясно, что надо работать не только с ним, но и с семьей самой по себе — а уж семейный эгрегор является на консультацию в любом случае! И что-то ему надо противопоставлять. И здесь возникает вопрос об этике самого психотерапевта и эгрегора, которому он служит. Интересно, как эту проблему решал Милтон Эриксон, знаменитый американский психотерапевт. Он довольно хорошо знал быт и нравы основных этнических меньшинств, которые жили на территории его штата, а также особенности семейной психологии своих пациентов. Но когда к нему приходили пациенты, чьи проблемы усугублялись специфическими семейными или микроэтническими проблемами, он нередко призывал к себе на помощь американский государственный эгрегор. Он говорил своим клиентам так: «Вы не член своего субэтноса. Вы не член своей семьи. В первую очередь вы — американец (американка). И вы должны жить по законам нашей страны, а не по законам своей этнической группы или семьи, если они вас не устраивают!» И, видимо, его внушение срабатывало: клиент выходил за пределы своего узкого (семейного, субэтнического) эгрегора и располагался в национальном американском. А без прямой работы с тем эгрегором, который ведет инфантильную личность, сделать для нее что-то серьезное практически невозможно. Поэтому, например, в Америке в последние десятилетия, особенно после работ Вирджинии Сатир, которая специально занималась семейной терапией, в психологических кругах широко распространилось мнение, что надо лечить не только клиента, обратившегося за помощью, но и всю его семью в целом. А в нашей стране я бы добавил: «И государство тоже». Но я не считаю, что это всегда так. Я думаю, что адекватная помощь человеку зависит от уровня его личности, и чем он выше, тем больше ставится акцент на работе с ним самим и с его внутренним миром. Самовыражение. Каково типичное самовыражение инфантильной личности? По модальности оно, как правило, локально-предметное, а по сути чаще всего бывает неуместным. Вот, пришла к нему какая-то эмоция, пришла какая-то мысль, и человек, не думая ни о чем, как говорится, брякнет что-то. У него нет чувства процесса, который происходит вокруг, у него нет чувства партнера. У него есть ощущение себя, которое иногда по каким-то неясным для него причинам выбрасывается наружу. Но, при всей его неадекватности, иногда он может быть очень обаятелен. По поводу таких людей иногда говорится такая фраза: «Его надо любить!» Когда мне первый раз сказали такие слова по поводу одного нового знакомого, то я воспринял их скептически. Потом я немножко с ним пообщался и признал их справедливость, и понял, что пока я этого человека люблю, его поведение очень мило. Но иногда этой любви надо иметь много. И это, между прочим, тоже надо понимать. Я думаю, любой человек, который занимается с людьми, будь то зубной врач, психотерапевт, юрист или адвокат — должен своих клиентов любить. Но некоторых людей любить легко, то есть для этого нужны небольшие ресурсы. А бывают такие клиенты, что для того, чтобы его любить, нужно иметь большую бочку этой любви и открывать кран до отказа. И поливать его своей любовью как из брандспойта. Лишь тогда что-то получится; а если любви на данного клиента не хватает, то ничего хорошего из консультации не воспоследует. А инфантильную личность любить иногда очень непросто, потому что она спонтанна, часто неуместна и как будто не понимает, что происходит, и ведет себя как щенок, который только-только научился ходить: он слоняется по комнате, переваливается как-то боком, не смотрит вокруг, кого-то схватил зубами за чулок, кому-то подставил ухо для почесывания. Этот человек, что называется, прост. Он ничего не держит за пазухой, у него нет длительных сознательно-целенаправленных программ, искусных интриг. Но эта простота иногда оборачивается грубостью, которую кто-то переносит, а кто-то нет. Он вызывает у многих людей очень интенсивную нелюбовь, если они его не принимают — зато те, которые принимают, могут его просто обожать. И для него самого также характерна крайние полюса: любого своего знакомого в данный момент он или обожает, или терпеть не может. И промежуточной гаммы у него, как правило, нет, и это относится и к ближайшим родственникам и знакомым. Например, казалось бы, вы имеете перед ним большие заслуги, многое для него сделали, у него с вами долговременные связи — и в то же время в любой момент вы можете стать для него объектом прямой ненависти и получить очень сильный удар. Вы спросите: «За что?» — а у него просто такое настроение, без объяснений. Самореализация. Чем отличается самореализация от самовыражения? Самореализация — это нечто более длительное, это глобальная программа глубокого самовыражения. Самовыражение — это что-то локальное, это то, что происходит сейчас, когда вы перебиваете своего собеседника и восклицаете: «А я вот что тебе на это отвечу!..» А самореализация — это, например, то, что происходит на сцене у профессионального актера. Это такой процесс, когда «я», самость понимается как нечто настолько большое и глубинное, что нужна целая большая программа, чтобы его проявить и материализовать. Поэтому, как вы понимаете, для инфантильной личности такого понятия, как самореализация, просто не существует. У нее есть лишь представление о том, дали ей самовыразиться или не дали. Если не дали, то у нее внутри образуется душевный яд, который она должна немедленно излить в окружающее социальное пространство, или он отравит ее самое на какое-то время, но потом она об этом забудет. И на этом можно играть: недобросовестные люди нередко пользуются такой забывчивостью инфантильной личности. Внешний и внутренний мир. Вряд ли у инфантильной личности будет проработанный внутренний мир — и, во всяком случае, внешний и внутренний мир, в ее понятии, тождественны, то есть она их не различает. Она считает, что ее восприятие абсолютно полно и адекватно, и столь же адекватно ее самовыражение. Когда у нее внутри есть что-то, что она хочет продемонстрировать миру, она совершенно точно это демонстрирует, и ее столь же точно воспринимают. Она очень удивляется, что другие люди в какие-то моменты видят то, чего она не видит, или не видят того, что видит она. Скажем, она ощущает в себе, что он очень огорчена, и как другие-то этого не видят? Значит (думает инфантильная личность), притворяются, значит, нарочно хотят ее обидеть. Ей кажется, что она прозрачна. А тайной для окружающих (думает она) является то, что она специально скрывает. И об этом никто никогда не догадается. Мне несколько раз приходилось консультировать людей, находящихся на инфантильном уровне развития личности (причем их социальный уровень был совсем не низким). Я начинал интерпретировать гороскоп, и человек делал большие глаза и говорил, что он потрясен, что такое о нем может быть кому-то известно. Один раз на встрече с читателями ко мне подошел хмурый мужчина средних лет и сказал: «Я читал ваш учебник астрологии, про Луну в Раке. Откуда вы все это про меня знаете?» Он это так сказал, что у меня было ощущение, что я попал в контрразведку. Я стал объяснять, что, мол, астрология — великая и древняя наука, и мне в итоге удалось с некоторым трудом вывернуться. Но, действительно, откуда? Инфантильная личность считает, что т о, что она от окружающих целенаправленно скрывает, им абсолютно недоступно. Они никак не могут об этом догадаться. И когда они все-таки догадываются, человек считает это полным чудом, думает, что это что-то сверхъестественное. «А как вы догадались, что я не уверен в себе?» А он произносит каждое слово так, словно забивает большой гвоздь. Тут не надо быть Фрейдом, чтобы догадаться о его внутренней неуверенности, но если ему сказать, дескать, чего ты нервничаешь-то, успокойся, — он сочтет, что произошло чудо, что вы прочитали самые тайные его мысли. Таким образом, по большей части внешний и внутренний мир инфантильной личности (в ее восприятии) тождественны, но в принципе они (опять-таки, с ее точки зрения) абсолютно независимы. Когда она отвлекается от внешнего мира и внутри себя что-то переживает, воображает, фантазирует, она абсолютно независима от того, что происходит снаружи. Если у нее что-то происходит внутри, так сказать, тайно, то оно никак, никоим образом не влияет на то, что является внешней реальностью. Если инфантильная личность регулярно занимается психотерапией и даже считает себя в этом экспертом (а вы думаете, так не бывает?), то ее стандартная рекомендация своему другу, сильно переживающему на какую-то тему, следующая: «Ты плюнь! Не бери в голову!» И для нее это реально, то есть это не пустые слова, она в подобной ситуации может плюнуть и не брать в голову, и проблема исчезнет сама собой. Когда этот человек о чем-то думает, то считает, что это никак не может влиять на окружающих. Другими словами, он считает, что внешний мир существует объективно и абсолютно не зависит от его сознания. И я хочу подчеркнуть, что для этого человека так оно и есть. Извечный спор между эзотериками и материалистами — это, с психологической точки зрения, спор между разными уровнями личности. Однако у них действуют разные законы. На первом и втором уровне личности, то есть для инфантильной и подростковой личности, внутренний мир и внешний мир, развернутые к человеку, независимы и последний существует как бы объективно. Лишь на третьем уровне, то есть у юношеской личности обнаруживается (а на следующих уровнях подтверждается) прямая зависимость между внутренним и внешним мирами, то есть человек что-то внутри себя прорабатывающий обнаруживает, что внешний мир разворачивается к нему по-другому. Но этот эффект, подчеркиваю, наблюдается человеком, лишь начиная с уровня юношеской личности, а для инфантильной личности его не существует (или он для нее незаметен, что с психологической точки зрения одно и то же). И психотерапевт должен понимать эту разницу. Вполне может быть, что сам он находится на третьем уровне проработки личности, и очень глубоко переживает открытие взаимозависимости своего внутреннего и внешнего миров, осознает и практически осваивает незыблемое (на третьем уровне) правило, что любая внешняя работа должна быть предварена соответствующей внутренней. Однако если он попытается передать свое в и дение инфантильной личности, то не встретит с ее стороны понимания. Для нее все это — пустые слова. А вот теперь поговорим о внутреннем мире инфантильной личности. Для нее характерна, я бы сказал, варварская стадия его проработки. Здесь нет никакого осмысления своего внутреннего мира, и, видимо, правильнее говорить не о внутреннем мире, а о внутреннем пространстве. Мир — это нечто упорядоченное. В нем есть различного сорта объекты, отношения и связи между ними, есть какие-то законы, регулирующие его жизнь. Во внутреннем пространстве инфантильной личности ничего такого нет. Здесь есть хаос инстинктов, влечений, биологических, сексуальных, волевых импульсов и желаний, склеенных с намерениями. Я уже говорил вам, что важный показатель уровня развития личности — это расстояние от желания до намерения. Так вот, в данном случае это расстояние равно нулю. Иногда кажется, что этот человек живет одними инстинктами, то есть желания немедленно претворяются у него в намерения; однако иногда бывает так, что намерения, которые он имеет, не имеют под собой желаний. И тем не менее, он проводит их в жизнь. Его спрашивают: чего ты суетишься, тебе это нужно? Если он подумает, он скажет: «нет». Чего тогда ты стараешься? Он не ответит, потому что в его внутреннем пространстве нет никакой связности, нет логики, а есть хаотическая смесь, в которой акцентируется все без разбора и контроля со стороны его сознания. Человек становится рабом своих желаний, рабом своих текущих намерений, которые как будто насильно проводит в жизнь. И хотя он и считает, что он адекватно воспринимает внешний мир, на самом деле это очень сильная его иллюзия. У него во внутреннем пространстве есть специальные клеточки, как бы небольшой крольчатник — каждому кролику своя клеточка, а если кролик чуть-чуть не по размеру или встретится другое животное, то они просто пролетают мимо его сознания. Говоря на психологическом языке, у него очень жесткий, грубый и схематичный формат восприятия. Он воспринимает лишь то, с чем он заранее согласен. Он не может воспринять что-либо, расходящееся с его мировоззрением. У него есть жесткие и ограниченные шаблоны мировосприятия, и все, что через них не проходит, отфильтровывается ими совершенно безжалостно. Его внутреннее пространство — это непроработанные идеи, поскольку он их прорабатывать не умеет, обрывки фантазий, клочки волевых импульсов, не связанных ни символически, ни логически, ни эмоционально. Каков же внешний мир глазами инфантильной личности? Он хаотичен, он не подчинен никаким законам, в нем нет никакой последовательности, он непредсказуем, и по отношению к нему у человека есть два основных состояния. Первое — это дикая, бездумная свобода, когда он чувствует, что сейчас ему все можно, что куда его левая нога захочет — туда она и пойдет, — а правая пойдет туда, куда она захочет. А второе состояние это, наоборот, полная рабская зависимость человека от мира, когда он чувствует, что его взяли в оборот, что лучше не высовываться и точно следовать тому, что на него идет и даже более того — таковы те, которые стремятся быть святее самого Папы римского. Хотя этот человек зачастую считает, что абсолютно независим, чаще всего (незаметно для себя) он предельно управляем — и особенно в те моменты, когда он считает, что независим: тогда управление им идет эгрегориально, через его психику. Для него характерна особая, в чем-то даже обаятельная стихийная наглость: в ситуации, когда явно надо подчиняться определенным ограничениям и вести себя осторожно, он ведет себя так, как будто никаких ограничений нет. Он действительно чувствует себя совершенно свободным, но это совершенно дикая и, я бы сказал, необоснованная, то есть не подтвержденная внешней реальностью свобода. И второе его состояние — это такое же стихийное рабство. Его не надо учить послушанию: тотальное подчинение у него как бы априорно имплантировано в психику. Но и в том, и в другом состоянии для него характерна тотальная безответственность, независимо от того, находится ли он в состоянии стихийной свободы или стихийного рабства, поскольку по самой природе его психики у него нет памяти, как я вам уже объяснял. Его философия может быть выражена такой метафорой: он считает, что человек в мире — это песчинка, более или менее удачливая. Но в любой момент, даже оказавшись на самой вершинке песчаного холмика, можно с него скатиться. И выше залезешь — больнее падать будет. Связи с эгрегорами. Тип отношений с эгрегорами — очень важный показатель уровня личности человека. Я в свое время в трактате «Общественное подсознание» пытался описывать психологию поведения человека, когда над ним стоит тот или иной эгрегор. Эта тема, видимо, будет одной из центральных в начинающемся столетии, и я думаю, что следом за словом «карма» в общепринятое словоупотребление войдет и слово «эгрегор» — кстати говоря, в переводе с греческого оно значит «наблюдатель», а в библейских текстах употребляется в значении «ангел». Однако на уровне инфантильной личности человек вообще не осознает эгрегоров. Для него их нет. Рассказывают, что один московский лектор-эзотерик рассказывал своим слушателям об эгрегоре, а потом, желая проиллюстрировать свой рассказ конкретным примером, возвел руки вверх и пригласил его в зал, после чего спросил: «Все видят эгрегор?» Зал как-то подавленно промолчал. Лектор сказал: «Странно! А я вижу!» Так вот, эгрегор — это не то, что видят: это то, что дает человеку силу и энтузиазм, формирует его этику и ведет его по жизни, организуя поток событий. Однако для инфантильной личности не существует понятия потока событий. Если ваша дочь ничего не делает по дому, это не значит, что у нее нет таланта домашней хозяйки. Скорее, это значит, что семейный эгрегор не дает ей соответствующей инвольтации, то есть энергетической поддержки и морального стимула. Когда у нее будет своя семья, у нее будет другое положение в семейном эгрегоре, и вполне возможно, что она только и будет заниматься, что заготовлением солений и варений на зиму, и притом с необыкновенным энтузиазмом. Вот этот энтузиазм и есть инвольтация, то есть сила, которую дает человеку эгрегор. У инфантильной личности связи с эгрегорами бывают двух видов: поверхностные, неглубокие, поскольку она слишком непостоянна — или тотальные, когда эгрегор выступает в качестве, что называется, твердой руки, ведущей ее по жизни за шиворот. Чтобы пояснить свою мысль, я сделаю маленькое отступление и расскажу об одном интересном эффекте астрологического и психологического консультирования. Мой опыт показывает, что на консультацию к астрологу или психотерапевту всегда приходит самый сильный член семьи. Исключений в моей практике не было ни одного. Иногда чисто случайно забредает кто-то, кто послабее своего семейного партнера, но только начинаешь с ним работать и моментально второй, более сильный член семьи, чувствуя недоброе, тоже является на консультацию — якобы познакомиться, но быстро вытесняет своего супруга или супругу на задний план, а зачастую и вовсе оттирает за пределы консультации. Но так бывает редко, а как правило лидер семьи сразу и является, а остальных членов семьи к астрологу откровенно не допускает. Знаете астрологический анекдот? Приходит на консультацию женщина и задает вопрос: как можно удержать Водолея? Астролог смотрит на нее большими глазами и спрашивает: а что, вам удалось его поймать? Водолея, конечно, не удержишь, но какие-то более плотные знаки иногда можно, и как это сделать — тема достаточно популярная в астрологических консультациях. Вообще в семейных парах, где есть четкое распределение ролей: лидер и ведомый, последний нередко находится личностным уровнем ниже (и в этом факте самом по себе нет ничего плохого). И если он находится на инфантильном уровне, ему нужна постоянная твердая рука. Я в таких случаях говорю клиенту-лидеру что-то в таком роде: «Пожалуйста, я могу объяснить тебе, как сделать так, чтобы твой муж не гулял. Но ты должна будешь уделять этому определенное внимание, каждый день в этом направлении работать. Тебе нужна тонкая, но прочная узда, с помощью которой ты будешь его постоянно держать. Потому что он еще маленький, как ребенок, которого надо через улицу за руку переводить. Но подумай, тебе самой нужен такой тип отношений?» После этого вопроса иногда распадается брак, а иногда клиентка перестает обращаться ко мне с подобными проблемами. Мало кому хочется постоянно держать узду на партнере; вообще надо сказать, что когда ко мне приходят клиенты, я очень редко им говорю что-то такое, чего они не знают. А иногда они это знают, но старательно от себя скрывают. А я им говорю, что, вот, мол, так и так, хоть вам и хочется это от себя скрыть. Обычно я слышу в ответ: да, я это знаю, но мне очень не хочется об этом думать. И это значит, что консультация удалась. Если связь человека с эгрегором такова, что человек находится у него на жестком поводке, то человек может вести серьезные программы, например, быть президентом страны. Надел на него государственный эгрегор крепкий хомут и ведет, и человек делает ровно то, что эгрегору нужно. И при этом совсем не обязательно, что у него был высокий уровень личности: тут главное — преданность идее государства. Потому что если личность президента начинает самовыражаться на материале его деятельности, то иногда получается такое, что не дай Бог. Представьте, что у президента сложный и противоречивый внутренний мир, и что государство будет точной копией его внутренних противоречий и проблем. Не обрадуешься. В случае жесткого ведения этика эгрегора внедряется в подсознание инфантильной личности напрямую, как бы насильно, но человек на это настроен. Он чувствует, что его надо вести, и всегда находится эгрегор, который возьмет на себя эту функцию. При этом по поводу служения другому эгрегору этот человек скажет, что на такое способен только ненормальный. Знаете анекдот: один кроликовод говорит другому: не понимаю, как это можно быть голубеводом?! Во многом инфантильная личность — жертвенная фигура. Этот человек эгоистичен, не может самостоятельно вести длительные программы и, в принципе, очень уязвим. Потому что наша главная защита — это эгрегоры, которым мы служим. Это действительно большие трансперсональные силы, которые обеспечивают нам существование в социальной среде. И погибнуть человек может только тогда, когда от него отказались те эгрегоры, которые его вели — и семейный, и рабочий, и религиозный, и этнический — все они должны с ним распроститься и как бы поставить печать «не наш». И только после этого к человеку может явиться ангел смерти. А связи инфантильной личности с эгрегорами или крайне поверхностны, или основаны на идее жесткого рабства и исполнении определенной функции, и когда человек оказывается не в силах ее далее исполнять, эгрегор безжалостно выкидывает его «на улицу» — и социальных гарантий в этом случае не предусмотрено. Пример из нашей многострадальной истории. Какое мистическое действо придумал «отец народов» для того, чтобы максимально облегчить гражданам своей страны переход в мир иной? После ареста собиралась так называемая «тройка», то есть три человека, которые вершили скоротечный суд с заранее известным вердиктом: «враг народа». И это постановление фактически было отлучением человека от этнического эгрегора. А без этого человека убить нельзя. Если же человек плотно входит в эгрегор, то эгрегор посылает ему силы не только на служение себе, но и на восстановление здоровья тоже. Говорят, что самые «долгожительные» профессии — это крупный политик и дирижер. Подумайте сами, почему. Человек, который находится на инфантильном уровне развития личности, выступает для своего эгрегора как марионетка, которую в любой момент можно примитивно соблазнить, надеть на него хомут и отправить по совершенно определенной дорожке. А когда он становится для эгрегора ненужным, то эгрегор его безжалостно выкидывает без выходного пособия. Потому что у этого человека нет защиты. У него нет личностной защиты, нет личности как таковой, нет никакого фундамента в мире, ничего, что можно было бы противопоставить эгрегору и миру. Архетипы и модальности. Отношения с архетипами и их использование — не менее важный показатель развития личности, чем ее отношения с эгрегорами. Человек на уровне инфантильной личности выбирает в каждой ситуации жестко определенные архетипы, то есть использует совершенно определенные модальности — те, которые ему определяет ведущий его эгрегор. И за рамки своих модальностей он выйти практически не может. Трудно ли сменить локальную модальность на глобальную, например, или иньскую на янскую? Казалось бы, неужели это так сложно? Однако инфантильная личность совершенно не в состоянии этого сделать. Если ее настойчиво об этом попросить, она замолчит и впадет в полную растерянность — у человека будет ощущение, что он голый; эзотерик скажет, что от него отключился ведущий его эгрегор. Это, в принципе, то, что делают психотерапевты, чтобы ввести клиента в транс. Для этого нужно создать для него неожиданную, непривычную ситуацию и сбить его тем самым со стереотипов. Вам может показаться, что это жестоко. Однако без этого существенная психокоррекция невозможна. Инфантильная личность отличается тем, что она не замечает того, что она использует жестко определенные модальности. Она не осознает ни своих, ни чужих модальностей. При рассогласовании модальностей (некомплементарных обменах) она иногда чувствует, что происходит что-то не то, но обычно вину проецирует на партнера, говоря ему, например: «Ты плохой. Ты какой-то не такой». Идеи комплементарной подстройки здесь еще нет как таковой. Но зато этот человек умеет неосознанно, но очень мощно и жестко навязывать нужные ему модальности окружающим. Например, если он находится в янской модальности, и энергично на вас нападает, он искушает вас ответить синтонно, то есть в янской же модальности провести контрудар; в этой ситуации ответить комплементарно, то есть принять его удар и ассимилировать его, удается с большим трудом. Нередко в таких случаях психотерапевт переходит в контрнаступление (а уж обычный человек — как правило). И все, клиент навязал вам нужную ему модальность! А это значит, что вы проиграли: попали в его сюжет и включились в него на заранее определенной для вас роли, оказались под контролем ведущего инфантильную личность эгрегора. Практически это означает, что с ней уже ничего не сделаешь. Но если вам удастся каким-то образом ее переиграть и заставить включить ту модальность, к которой она не привыкла, и тем самым отключить от жестко ведущего ее эгрегора, то она оказывается в очень непривычном для себя состоянии: наедине сама с собою. В этом крайне некомфортном состоянии у нее может включиться творческое начало. И тогда иногда удается что-то сделать — а пока человек находится под своими стереотипами и шаблонными модальностями, измениться ему практически невозможно. Энергия «я». Это тоже важный вопрос, с которым сталкивается, наверное, каждый человек, обнаруживая, что сила (энергия) личности — важнейшая компонента социальных взаимодействий, хотя измерить ее в ньютонах или джоулях не представляется возможным. Однако каждый человек понимает силу и энергию личности по-своему. В частности, инфантильная личность понимает энергию «я» абсолютно плоско, как энергию, которую она в данный момент предъявляет миру. Вот моя конкретная мысль, конкретная эмоция, предложение — и в зависимости от моей силы они либо подействуют, либо нет. Так коммивояжер предлагает потенциальному потребителю свой товар, но если первая фраза торговца потребителю не понравилась, он закрывает перед торговцем дверь — и все. Энергия не сработала. А если позвонить во второй раз — могут уже и шею намылить. Если у инфантильной личности есть какие-то деньги, она может идентифицироваться с ними и считать, что энергия денег, которые лежат у нее в кошельке — это энергия ее личности. Или она может идентифицироваться со своим положением, со своим постом. Тогда для нее энергия «я» — это энергия этого поста (это иногда может быть совсем не маленькая энергия). Но чуть поглубже у нее в подсознании находится колоссальная неуверенность в себе, в своей энергии, потому что эта энергия в любой момент может куда-то деться, она как бы случайна. В подсознании этого человека есть глубокие сомнения в действенности его «я», а также в его комплементарности, то есть в адекватности его воздействия на среду. И он, действительно, как правило, неадекватен и груб. И глубокое сомнение в себе обязательно у него есть, но обычно тщательно вытеснено. И если вам удастся у этого человека вытащить это сомнение в сознание, значит, вы совершили психологический подвиг. Энергия мира. Не менее важной чем энергия «я», для любой личности является энергия окружающего мира, то есть энергия, направленная на человека извне. Это, так сказать, оборотная сторона энергии «я». Чаще всего инфантильной личностью энергия мира воспринимается как неуправляемая. Этот человек ощущает себя как полностью подвластный этой энергии. И, как правило, он различает очень небольшое число типов этой энергии. Без подробностей. Например: это — хороший человек, это — плохой человек; это мне нравится, это мне не нравится — как на планете Плюк в галактике Кин-дза-дза, если вы смотрели эту комедию: там есть слово «ку», которое означает «хорошо», и слово «кю», которое означает социально приемлемое ругательство. И больше слов нет. Энергия мира воспринимается инфантильной личностью либо как поглощающая, порабощающая, подчиняющая себе или, наоборот, возносящая вверх, приводящая в состояние кайфа. Без подробностей и неуправляемая. Личная воля. Воля и свобода — это тоже очень важные характеристики личности. Как инфантильная личность понимает личную волю? Для нее это нечто сиюминутное, конкретное и неуправляемое. Как говорила одна дама своему кавалеру: «Или по-моему, или никак». Это воля, которая совершенно не стесняется прямых конфликтов, более того, она часто на них рассчитывает, и для человека это тоже самовыражение и самоидентификация. Вот я воюю с таким-то, и я идентифицируюсь сам для себя как его враг. Я давно заметил, что Россия — страна во многих отношениях, как бы это помягче сказать, медленно соображающая. Ей нужны весомые символы. Например, осознание народом и властью того факта, что совершилась смена государственного строя, невозможно без того, чтобы в Москву не ввели танки. Так было, когда в 1953 году арестовывали Берию, так было во время первого путча в 1991 году, так было и во время второго путча в 1993 году, хотя, на мой примитивно-штатский взгляд, прямой военной необходимости в танках не было. Но это был символ кардинальных перемен в жизни России. Это же характерно и для инфантильной личности. Ей нужно прямое выражение воли, прямой конфликт, стычка, а когда к существенному результату приводят мирные переговоры, она этого не замечает и не ценит. И так же она воспринимает волю, направленную из мира. Если вы с ней начинаете говорить в косвенной модальности, она не считает, что это воздействие, она не воспринимает это как волю. Воля это то, что идет ей поперек, то, чему она насильно подчиняется. А если она не заметит актов насилия и последующего подчинения, то ей будет непонятно само взаимодействие. Поэтому методы гуманистической психологии у многих психологов (и особенно клиентов) вызывают раздражение. Ее пафос заключается в том, что человека надо гладить по голове, чтобы все было хорошо, а свои негативы надо свободно проявлять и принимать их проявление у других. Как в известном анекдоте, где психолог-гуманист идет по улице, а его останавливает прохожий и спрашивает, как пройти на Пикадилли. Психолог отвечает: «Не знаю, но как замечательно, что мы так откровенно об этом поговорили!» Или еще, из той же серии: тот же психолог гуляет со своим сыном по лесу. «Папа, что это?» — ребенок показывает на растение. «Не знаю, сыночек». — «Папа, как зовут этого зверька?» — «Не знаю, сыночек». — «Папа, а что это за яма перед нами?» — «Не знаю, сыночек». Наконец, сын спрашивает: «Папа, мне кажется, ты о чем-то своем думаешь, может мне лучше помолчать?» «Нет, что ты, сыночек! Обязательно задавай мне вопросы, я же должен заниматься твоим развитием!» Ребенок, как и инфантильная личность, не понимает такой мягкой воли. Он понимает волю, конкретно на него направленную и сиюминутную, здесь и сейчас, и, вполне может быть, конфликтную и ограничивающую. Свобода. В понимании инфантильной личности свобода — это, в первую очередь, возможность безнаказанно игнорировать бытие и волю других людей и всего окружающего мира. Вот, что хочу, то и делаю! Это свобода «левой ноги», причем, понимаемая чисто каузально, то есть в данный момент. Поэтому для инфантильной личности характерно такое неукротимое стремление к деньгам, ибо деньги — это основная каузальная валюта. За деньги можно купить любое событие. Друга вы за деньги не купите, серьезный навык, умение, образование, устойчивые социальные связи за деньги вы не купите. А вот в кино вы сходите, в другой город слетаете. А необходимость для этой личности — это всегда досадная помеха, всегда нечто, ею отрицаемое, всегда определенное зло. Время. Давайте этот пунктик я оставлю вам в качестве домашнего задания. Подумайте о том, как инфантильная личность воспринимает время и его модальности? Любимые сюжеты, герои, образы. Это чрезвычайно важная характеристика человека. Если вы хотите глубоко его понять, спросите, какие сказки он любил в детстве, какие книги он читал много раз? Какие герои ему нравились больше всего и какие, наоборот, не нравились? Это очень показательный проективный тест, как говорят психологи. Человек проецирует свою личность на того героя, который ему особенно нравится. Более того, он подсознательно ищет и находит в мифах, сказках, художественной литературе сюжет, который соответствует сюжету его жизни. Характерно, что один и тот же сюжет у разных людей вызывает иногда противоположные чувства. Есть, например, известная басня «Стрекоза и муравей». Она вызывает у детей и у взрослых неоднозначные чувства. Как вы думаете, к кому тяготеет инфантильная личность, к стрекозе или к муравью? Правильно, к стрекозе. И ненавидит муравья лютой ненавистью. Я читал в свое время рассказ одного английского писателя XIX века, который так, по-моему, и называется, «Стрекоза и муравей». Там описывается некий дядюшка, который вызывал необыкновенное раздражение у всей своей семьи тем, что вел жизнь стрекозы, то есть бездумно тратил полученные по наследству деньги, ничего не делал, ухлестывал за женщинами, пользовался большой их любовью и жил припеваючи за их счет. И все ждали, когда он, наконец, состарится и окажется никому не нужен, и тогда справедливость восторжествует и они все над ним посмеются. И вот в последний момент, уже на излете своего донжуанского возраста, он женился на какой-то очень богатой старухе, которая тут же умерла. И в семье был полный облом! Не дождались они счастливого момента. И этот сюжет («Торжествующая стрекоза») может быть очень близок инфантильной личности. Другой ее любимый герой — это шут. Шут — это человек, который может спрофанировать все, что угодно, любую ситуацию — и трагическую, и положительную, и отрицательную. Ответственную буддхиальную Date: 2015-09-24; view: 335; Нарушение авторских прав |