Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что такое профессионально важные качества?
В чем состоит суть данного понятия? В Новейшем психологическом словаре дано следующее определение: «Профессионально важные качества – любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность её выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности» [10]. К профессионально важным качествам спасателей относят: · способность длительное время выполнять однообразные движения, при наличии больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах; · быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях, а также при наличии реальной и потенциальной опасности; · самостоятельно выбирать оптимальный темп работы, соизмерять его с темпом работы других спасателей, техники и оборудования; · оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, задымленности и других отвлекающих факторов; · адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность; · одновременно наблюдать за несколькими предметами или их частями; · уверенно и безошибочно узнавать предметы по их форме и очертаниям; · соизмерять свои силы с предстоящей работой; · определять расстояние между предметами; · уметь перебороть в себе чувство страха и не поддаваться панике; · самостоятельно вносить изменения в работу и быстро принимать решения при изменении ситуации; · эффективно работать в разное время суток; · относиться к выполнению своих обязанностей добросовестно и с чувством высокой ответственности; · повышать профессиональное мастерство, умело работать с техническими средствами и инструментом; · приобретать опыт в проведении АСР, извлекать ошибки и уметь осознавать степень риска в своей профессии; · быть готовым к взаимопониманию и состраданию; · управлять своим состоянием при экстремальных ситуациях и уметь быстро восстанавливать силы. Эти и другие важные качества, присущие спасателям неразрывно связаны с психикой и психическими явлениями. Формирование этих качеств зависит от уровня психологической подготовки каждого спасателя. Важную роль в формировании профессионально важных качеств играют психические процессы и психические свойства. Например, наличие внимания в человеческой деятельности делает ее продуктивной, организованной и активной. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания. Данный психический процесс позволяет спасателю грамотно и без ошибок использовать в работе различные технические средства, а также следить за изменениями обстановки в зоне ЧС. Недостаточный уровень развития внимания у спасателей может привести к нарушению порядка выполнения работ, ошибкам, которые в свою очередь могут повлечь за собой травматизм и выход из строя технических средств. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти глубокий след, который может сохраняться достаточно длительное время. Память - это отражение прошлого опыта человека, которое проявляется в запоминании, сохранении и последующем применении того, что человек воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал. В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Эти процессы формируются в деятельности и определяются ею. По продолжительности закрепления и сохранения материала память подразделяется на кратковременную, долговременную и оперативную. Кратковременная память представляет собой процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд, минут). Но этой длительности достаточно для точного воспроизведения только что произошедших событий, только что воспринятых предметов и событий. После достаточно непродолжительного времени впечатления исчезают, в результате человек оказывается неспособен что-либо вспомнить из того, что он воспринял. В данном явлении присутствует своя целесообразность, так как если бы вся информация оставалась в памяти, внимание не переключалось бы на восприятие и удержание новой информации. Долговременную память можно охарактеризовать относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. Именно в длительной памяти происходит накопление знаний. К таким знаниям относится информация, которая нужна человеку вообще, а не в данный момент. Оперативная память это запоминание различных сведений на время, которое необходимо для выполнения конкретной операции, отдельного акта деятельности. Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками, которые оказывают влияние на деятельность спасателей. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запоминания, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. Для эффективной работы необходимо часть информации вывести из поля сознания и осуществлять ряд действий автоматически. Эту функцию выполняет навык. Что означает данное понятие? Навык -автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе выполнения этого действия. Формирование профессиональных навыков идет не пассивно, а под влиянием специально организованных упражнений, включенных в систему профессиональной подготовки. Упражнение -это основной способ закрепления навыка.Однимиз важнейших практических вопросов является вопрос о количестве упражнений, необходимых для полной отработки навыка. Промежуточный этап овладения новым способом действия на основе полученного знания, но не достигшего уровня навыка, называют умением. Умение - это знание, которое понято учащимся и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшего некоторые черты оперативности. Умение включает в себя сложную систему психических и практических действий. При наличии умения под контролем сознания человек успешно выполняет то или другое действие. Результативное выполнение сложного действия и есть внешнее выражение выработанного умения. Чтобы человек мог жить и нормально трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Для этого надо обобщать единичные предметы и факты, а затем делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода. Этот переход осуществляется благодаря особому психическому процессу - мышлению. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Как и всякий психический процесс, мышление является функцией мозга. Физиологической основой мышления являются мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые служат основой для других психических процессов, например ощущения. Бесспорным является то, что лобные доли мозга играют значимую роль в мыслительной деятельности как одном из вариантов целенаправленной деятельности. Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти и речи. Все высшие формы этих процессов в определенной степени, в зависимости от уровня своего развития, связаны с мышлением. В практической деятельности спасателей большую роль играет прогнозирование событий, определение характера и объема информации, необходимой для принятия решения. Недостаточность мышления может привести к затруднениям в процессе адаптации к условиям ЧС и неспособности принимать самостоятельные решения. Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Делается это благодаря волевым процессам, присущим каждому индивиду. Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. Воля человека характеризуется определенными качествами. Принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие личностные черты, как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие. Другой характеристикой воли является целеустремленность. Под целеустремленностью принято понимать сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности. Важной характеристикой воли являются инициативность, самостоятельность, решительность и последовательность. Последовательность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой. Воля спасателя играет решающую роль в формировании эмоционально-волевой устойчивости, которая в свою очередь позволяет быстро адаптироваться к условиям чрезвычайной ситуации. Недостаточный уровень развития волевых характеристик может вызывать повышенную восприимчивость к воздействиям психотравмирующих условий ЧС, а это может привести к снижению работоспособности при выполнении аварийно-спасательных работ. Среди свойств личности, оказывающих свое влияние на формирование профессионально важных качеств, является темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик. Еще с древних времен было принято различать четыре типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Они различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Холерик -человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными быстро загорающими чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко- вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям. Спасатель с чертами холерического темперамента учебный материал запоминает быстро, сообразителен, но на практических занятиях может проявлять излишнюю поспешность. Еще не дослушав объяснения руководителя занятий, приступает к выполнению упражнения. В результате этого может допустить несколько ошибок и «остыть». Спасатели с холерическим темпераментом при выполнении аварийно- спасательных работ могут проявлять невыдержанность, вспыльчивость, грубость со старшими начальниками и с гражданами, оказавшимся в зоне ЧС. Руководители формирований, зная отрицательные качества своих подчиненных должны проявлять к ним твердость и постоянство в требовательности. Сангвиник - человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое. Спасатели с чертами сангвинического темперамента проявляют высокую работоспособность, быстро ориентируются в новой обстановке, легко переключают внимание, быстро освобождаются от гнетущей обстановки и настроения. Спасателям с чертами сангвинического темперамента можно уделять внимания меньше, чем холерикам. Тем не менее, руководитель должен постоянно осуществлять контроль и корректное управление их самостоятельной работой. Меланхолик -человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства. Спасатели с чертами меланхолического темперамента боятся высоты, склонны преувеличивать опасность. Решения принимают медленно или вообще воздерживаются от них. Допускают ошибки при работе в экстремальных условиях. Неэнергичны и неинициативны. Быстро утомляются. Руководители спасательных формирований должны проявлять к ним особую чуткость, чаще поощрять их усердие по службе, прививать им веру в свои силы. Флегматик -человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти никак не проявляются. Спасатели с чертами флегматического темперамента настойчивы и упорны в работе. Свои силы распределяют равномерно, прилежны. Не тратят сил напрасно, доводят дело до конца. Учебным материалом на занятиях овладевают медленно, но настойчиво. При чрезвычайных ситуациях ведут себя спокойно, уверенно выполняют любое задание. На замечания старших начальников реагируют спокойно. Приказания и распоряжения отдают медленно, четко и обдуманно. Отличаются терпеливостью, выдержкой, самообладанием. В работе их надо поторапливать, помогая и подбадривая, но не опекая. При аварийно- спасательных работах от спасателей с чертами флегматического темперамента необходимо требовать более энергичных действий. Было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов. Следует обратить внимание на то, что темперамент не определяет способности и одаренность человека. Большие способности могут встречаться одинаково часто при любом темпераменте. Профессионально важные качества формируются в процессе учебы и трудовой деятельности. Спасатели с высоким образовательным уровнем намного быстрее овладевают всеми этими качествами, потому что они имеют определенные знания в различных областях, в том числе и в области психологии и им легче усваивать теоретические и практические вопросы первоначальной подготовки. В современных условиях выполнение спасателями работ по ликвидации последствий ЧС немыслимо без широкого применения различных технических средств.Важную роль при работе с техническими средствами играет состояние центральной нервной системы спасателя (далее ЦНС). Нервная система человека состоит из двух отделов: центрального и периферического. Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг подразделяется на пять отделов: продолговатый, задний, средний, промежуточный и конечный мозг. В этих основных отделах центральной нервной системы также выделяются важнейшие структуры, имеющие непосредственное отношение к функционированию психики человека: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок, продолговатый мозг. Практически все отделы и структуры центральной и периферической нервной системы задействованы в получении и переработке информации. Особое значение для психики человека имеет кора головного мозга, которая определяет особенности функционирования сознания и мышления человека. Центральная нервная система связана со всеми органами и тканями человеческого организма. Эту связь обеспечивают нервы, которые выходят из головного и спинного мозга. Кору головного мозга подразделяют на области: височную, лобную, теменную, затылочную, а сами области делятся на еще более мелкие участки - поля. Благодаря нервной системе человек в состоянии получать информацию о внешней среде, анализировать ее и формировать адекватное ситуации поведение, т.е. успешно адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Состояние центральной нервной системы человека оценивается следующими показателями: силой ЦНС, лабильностью и подвижностью ЦНС. Сила центральной нервной системы – это свойство, характеризующее способность клеток коры головного мозга переносить либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) возбуждение. Она проявляется в меньшей утомляемости, в большем самообладании в экстремальных условиях и большей сопротивляемостью различным раздражителям. Лабильность ЦНС – это свойства, характеризующие скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Лабильность имеет значение в деятельности, когда требуется быстро принимать решения, часто переключать внимание с одного объекта на другой. Подвижность ЦНС - это свойства, характеризующие способность центральной нервной системы быстро реагировать на изменения в окружающем пространстве. Необходимо отметить, что взаимодействие спасателей с техническими средствами в процессе выполнения аварийно-спасательных работ может быть продолжительным и однообразным, а это необходимо учитывать при оценке способности спасателя эффективно выполнять однообразную работу в течение длительного времени. В процессе профессиональной деятельности спасатели обязаны изучать и знать штатные технические средства, а в случае ЧС грамотно их использовать в работе. Проведение аварийно – спасательных работ в чрезвычайных ситуациях требует от всех спасателей высокой организованности, дисциплины и тесного взаимодействия в составе своего формирования. Наряду с эффективной работой каждого спасателя здесь требуется взаимодействие спасателей друг с другом, а также с населением, оказавшимся в зоне бедствия. Большую роль в формировании профессионально важных качеств играют личностные психологические характеристики спасателей, которым присущи когнитивный стиль, коммуникабельность и эмпатия. Когнитивный стиль определяет такие особенности деятельности спасателей, как их способность ориентироваться при принятии решения на объективную ситуацию, а не на имеющиеся знания и опыт, если они противоречат один другому. При недостаточном уровне развития у спасателей характеристик когнитивного стиля наиболее существенными негативными последствиями могут быть нарушения внутригруппового и межгруппового взаимодействия, неспособность спасателя к самостоятельным действиям, постоянная потребность в руководстве и посторонней помощи в процессе решения профессиональных задач. Когнитивный стиль человека характеризуется различными понятиями, одними из них являются экстравертированность и интравертированность. Экстравертированность - это склад личности, характеризующийся преимущественной направленностью активности, установок, стремлений и интересов на внешний мир и окружающих людей. Интравертированность – склад личности, характеризующийся склонностью к жизни в мире собственных мыслей, представлений и чувств, слабостью контактов с окружающими людьми, пассивностью. Коммуникабельность характеризует такие особенности поведения и деятельности спасателей как общение с людьми и интерес к ним. От этого качества зависит способность человека трудиться в коллективе. Недостаточный уровень развития коммуникабельности приводит к неспособности и отсутствию стремления общаться, к скованности и плохой ориентации в незнакомых ситуациях деятельности, характеризуется низким уровнем проявления инициативы и нежеланием принимать самостоятельные решения. Эмпатия – это способность человека понимать психическое состояние другого и сопереживать ему. Важно, чтобы у спасателя не возникло состояния безразличия к страданиям других людей, что негативно может сказаться на выполнении им аварийно-спасательных работ в чрезвычайной ситуации. При работе спасателя с различными техническими средствами и приборами, которые управляются с помощью различных пультов (клавиш, тумблеров, кнопок и т.п.) большую роль играют состояние его опорно- двигательной системы и уровень самоконтроля. Состояние опорно-двигательной системы спасателя определяется следующими характеристиками: координацией движений, быстротой и точностью двигательных реакций, тремором (дрожание рук). Недостаточный уровень развития этих характеристик может привести к частичной, а иногда и полной неготовности к выполнению аварийно- спасательных работ. Что касается тремора, то он недопустим. Первичная оценка уровня развития профессионально важных качеств и их характеристик осуществляется на стадии комплектования аварийно- спасательных формирований в рамках психологического отбора. В процессе повседневной деятельности указанные выше качества спасателей следует постоянно развивать и совершенствовать. С этой целью во всех спасательных формированиях организуются и проводятся занятия по психологической подготовке.
Date: 2015-09-24; view: 1392; Нарушение авторских прав |