Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология - основа психологической подготовки спасателей





Человечество на всем протяжении своей истории постоянно подвергается воздействию катастроф. Они уносят тысячи человеческих жизней, наносят колоссальный экономический ущерб, в мгновение ока разрушают все то, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками.

Трагичной стороной катастроф является массовая гибель населения. Порой по количеству жертв они превосходят даже войны. Человек настолько свыкся с опасностями, которые сопровождают его на каждом шагу, что зачастую не реагирует на них, пренебрегает мерами предосторожности.

В начале ХХI века в Российской Федерации продолжает оставаться высокий риск возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Аварии, катастрофы и стихийные бедствия имеют тенденцию к возрастанию. Растет ущерб, остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред природной среде.

Проблема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций остается для государства весьма актуальной.

В настоящее время в Российской Федерации имеются профессиональные спасательные структуры, обученные и аттестованные для проведения аварийно – спасательных работ (далее АСР).

В системе профессиональной учебы спасателей важное место отводится психологической подготовке. Она является одним из важных предметов обучения уже на начальном этапе при освоении специальности спасателя.

После первоначальной подготовки спасатели и пожарные обязаны постоянно совершенствовать свои психологические знания в процессе плановой учебы в формированиях, а также при подготовке к учениям, тренировкам и различным спортивным соревнованиям.

Человек – это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Все мы с детства умеем «читать» по внешним проявлениям – мимике, жестам, интонации, особенностям поведения эмоциональное состояние другого человека.

Таким образом, каждый человек - своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей. Житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний.

Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

В переводе с древнегреческого слово психология буквально означает «наука о душе» (греч. psусhe –душа и греч. logos – слово).

1. Наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности; важнейший предмет психологии - изучение психики человека и его высшей формы - сознания;

2. Совокупность психических процессов, обусловливающих какой – либо род деятельности;

3. Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. [2]

Психология как наука решает задачу изучения и научного объяснения психических явлений. Психология преследует цель – раскрыть закономерности, которые лежат в основе проявления, формирования и развития психических явлений. Знание закономерностей психики необходимо для управления ее проявлениями.

Задачей психологии является изучение законов психической деятельности человека, с тем, чтобы использовать их при организации различных видов учебной, трудовой, творческой деятельности человека.

Законы психологии показывают, как происходит отражение объективного мира в мозге человека, как человек познает окружающий его объективный мир.

Психологические законы объясняют, как с возрастом развивается психическая деятельность и как формируются психические свойства личности.

Психология исследует зависимость психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, например, объясняет, как складывается под влиянием этих условий личность человека. В истории развития психологии можно условно выделить четыре этапа.

На первом этапе психология развивалась и существовала как наука о душе, на втором - как наука о сознании, на третьем - как наука о поведении, а на четвертом - как наука о психике.

Таким образом, предметом изучения психологии является: психика и психические явления.

Что такое психика? Это сложнейший феномен, возможно, самое сложное, что есть в мире. Ответить на этот, казалось бы, простой вопрос очень сложно.

Психика - это свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения действительности; результат специфического взаимодействия живых систем с окружающей средой. [3]


У всех ли живых организмов мы наблюдаем развитие психики?

Можно ответить, что да. Однако уровни развития будут различными.

Высший уровень развития психики присущ только человеку, потому что он обладает сознанием. Но и он не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходит в период физиологического и социального развития конкретного индивида. Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью.

Нарушения сознания напрямую связаны с определенными состояниями, которые часто называют измененными состояниями сознания. Это общее понятие, которое обозначает особое, необычное состояние сознания человека, а также изменения, отклонения от нормы, которые могут возникать как в содержании, так и в процессе функционирования сознания. Они возникают под влиянием различных факторов, например, психотропных средств (наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ и т.д.). Измененные состояния возникают в процессе медитации, сна и гипноза, а также под влиянием сильных эмоциональных переживаний типа аффектов и стресса.

Благодаря сознанию человек определяет разумное и целенаправленное поведение.

Поведениеэто сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.

В зависимости от уровня психического развития живые существа обладают поведением различной сложности.

Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Такая возможность обусловлена наличием у человека сознания.

Психика человека – социально обусловленный феномен, а не естественный продукт мозга. Психику нельзя отрывать от работы мозга, но ее нельзя и сводить только к нейрофизиологическим процессам. Психика - социально опосредованный продукт мозговой деятельности.

Психическое отражение действительности человеком - это отражение, опосредованное словесным знаком, человеческим понятием, сформированным в общественно-исторической практике.

В настоящее человек обладает не только высшим уровнем психического развития, но и более развитой нервной системой, чем животные.







Date: 2015-09-24; view: 495; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию