Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психология - основа психологической подготовки спасателей
Человечество на всем протяжении своей истории постоянно подвергается воздействию катастроф. Они уносят тысячи человеческих жизней, наносят колоссальный экономический ущерб, в мгновение ока разрушают все то, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками. Трагичной стороной катастроф является массовая гибель населения. Порой по количеству жертв они превосходят даже войны. Человек настолько свыкся с опасностями, которые сопровождают его на каждом шагу, что зачастую не реагирует на них, пренебрегает мерами предосторожности. В начале ХХI века в Российской Федерации продолжает оставаться высокий риск возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Аварии, катастрофы и стихийные бедствия имеют тенденцию к возрастанию. Растет ущерб, остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред природной среде. Проблема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций остается для государства весьма актуальной. В настоящее время в Российской Федерации имеются профессиональные спасательные структуры, обученные и аттестованные для проведения аварийно – спасательных работ (далее АСР). В системе профессиональной учебы спасателей важное место отводится психологической подготовке. Она является одним из важных предметов обучения уже на начальном этапе при освоении специальности спасателя. После первоначальной подготовки спасатели и пожарные обязаны постоянно совершенствовать свои психологические знания в процессе плановой учебы в формированиях, а также при подготовке к учениям, тренировкам и различным спортивным соревнованиям. Человек – это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Все мы с детства умеем «читать» по внешним проявлениям – мимике, жестам, интонации, особенностям поведения эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый человек - своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей. Житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии. В переводе с древнегреческого слово психология буквально означает «наука о душе» (греч. psусhe –душа и греч. logos – слово). 1. Наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности; важнейший предмет психологии - изучение психики человека и его высшей формы - сознания; 2. Совокупность психических процессов, обусловливающих какой – либо род деятельности; 3. Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. [2] Психология как наука решает задачу изучения и научного объяснения психических явлений. Психология преследует цель – раскрыть закономерности, которые лежат в основе проявления, формирования и развития психических явлений. Знание закономерностей психики необходимо для управления ее проявлениями. Задачей психологии является изучение законов психической деятельности человека, с тем, чтобы использовать их при организации различных видов учебной, трудовой, творческой деятельности человека. Законы психологии показывают, как происходит отражение объективного мира в мозге человека, как человек познает окружающий его объективный мир. Психологические законы объясняют, как с возрастом развивается психическая деятельность и как формируются психические свойства личности. Психология исследует зависимость психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, например, объясняет, как складывается под влиянием этих условий личность человека. В истории развития психологии можно условно выделить четыре этапа. На первом этапе психология развивалась и существовала как наука о душе, на втором - как наука о сознании, на третьем - как наука о поведении, а на четвертом - как наука о психике. Таким образом, предметом изучения психологии является: психика и психические явления. Что такое психика? Это сложнейший феномен, возможно, самое сложное, что есть в мире. Ответить на этот, казалось бы, простой вопрос очень сложно. Психика - это свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения действительности; результат специфического взаимодействия живых систем с окружающей средой. [3] У всех ли живых организмов мы наблюдаем развитие психики? Можно ответить, что да. Однако уровни развития будут различными. Высший уровень развития психики присущ только человеку, потому что он обладает сознанием. Но и он не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходит в период физиологического и социального развития конкретного индивида. Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью. Нарушения сознания напрямую связаны с определенными состояниями, которые часто называют измененными состояниями сознания. Это общее понятие, которое обозначает особое, необычное состояние сознания человека, а также изменения, отклонения от нормы, которые могут возникать как в содержании, так и в процессе функционирования сознания. Они возникают под влиянием различных факторов, например, психотропных средств (наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ и т.д.). Измененные состояния возникают в процессе медитации, сна и гипноза, а также под влиянием сильных эмоциональных переживаний типа аффектов и стресса. Благодаря сознанию человек определяет разумное и целенаправленное поведение. Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. В зависимости от уровня психического развития живые существа обладают поведением различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Такая возможность обусловлена наличием у человека сознания. Психика человека – социально обусловленный феномен, а не естественный продукт мозга. Психику нельзя отрывать от работы мозга, но ее нельзя и сводить только к нейрофизиологическим процессам. Психика - социально опосредованный продукт мозговой деятельности. Психическое отражение действительности человеком - это отражение, опосредованное словесным знаком, человеческим понятием, сформированным в общественно-исторической практике. В настоящее человек обладает не только высшим уровнем психического развития, но и более развитой нервной системой, чем животные. Date: 2015-09-24; view: 495; Нарушение авторских прав |