Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Начало Реформации в Англии





Важнейшим средством укрепления абсолютистского режи-
ма в Англии стало проведение Генрихом VIII «королевской ре-
формации». Первую волну английского реформационного дви-
жения вызвало именно стремление государства ликвидировать
зависимость от влияния Пап Римских, а также его притяза-
ний на перераспределение земельных владений и церковных
имуществ.

§ 9. Англия в XVI-XVII вв.

В Англии оппозиция папству существовала со времен коро-
ля Эдуарда III (1327-1377), когда парламент отменил ленную по-
дать папам и запретил апеллировать на национальные суды в
папскую курию. К тому же времени относится деятельность ок-
сфордского богослова Дж. Виклифа, выступавшего против не-
которых догматов католической церкви и ее иерархии. Вплоть
до начала XVI в. в Англии активно действовали многочислен-
ные последователи антикатолической секты лоллардов, спо-


собствовавшие Реформации и находившие своих привержен-
цев среди всех слоев общества. Правящий класс хотел бы иметь
независимую национальную церковь, в народе широко распро-
странялась Библия на английском языке. Около 1500 г. под
влиянием итальянских гуманистов и Эразма Роттердамского,
образовался кружок ученых просветителей, которые ставили
целью нравственное очищение церкви и путь к нему видели в
изучении античной литературы и отцов церкви.

Генрих VIII по обычаю того времени, по своим склоннос-
тям и образованию занял сторону просветителей против цер-
ковных обскурантистов. Самый талантливый из оксфордских
реформаторов, Томас Мор, был близким к нему человеком, а в
1529-1532 гг. занимал пост канцлера королевства. Впрочем,
король пока не думал о реформе церкви. В 1520-х гг., во время
религиозного кризиса в Германии, он считался оплотом като-
личества, огнем и мечом карал последователей Виклифа, сам
писал резкие сочинения против Лютера, за что был пожало-
ван папой Львом X титулом защитника веры. Но уже вскоре
ситуация изменилась. Поводом стал личный конфликт коро-
ля со Святым престолом, в который оказался вовлечен и анг-
лийский парламент.

Раздел III. Страны Европы и Америки в XVI-XIX вв.

После 1523 г., когда Генрих VIII угрозами вынудил у парла-
мента значительную сумму денег, король семь лет не прибегал
к созыву сословного представительства. Он попросту не нуж-
дался в его помощи даже для вотирования новых налогов, так
как опасался народных волнений, которые часто следовали
за их введением, пусть даже с одобрения парламента. Однако
вскоре Генрих VIII оказался перед необходимостью скорейше-
го разрешения обострившегося вопроса о престолонаследии.
Его первый брак с испанской принцессой Екатериной Арагон-
ской, вдовой его скоропостижно скончавшегося старшего бра-
та Артура, оказался несчастливым из-за отсутствия наслед-
ника мужского пола. Короля и королеву связывали нежные
чувства и подлинная привязанность, но из их шестерых детей
выжила только принцесса Мария, и Генрих VIII, не на шутку
встревоженный судьбой своей короны, решил попытать счас-
тья в новом браке, тем более, что к тому времени он уже ус-
пел увлечься придворной красавицей Анной Болейн. Однако
намерениям английского короля развестись и жениться вто-
рично воспротивился папа Римский Климент VII, который в
то время фактически удерживался в плену императором Свя-
щепной Римской империи Карлом V, племянником Екатери-
ны Арагонской.

Получив от папы отказ в расторжении брака, Генрих VIII
решился на открытый конфликт с католической церковью. Он
женился на Анне Болейн в 1532 г. и обратился к парламенту и
конвокации английского духовенства с призывом поддержать
его оппозицию Риму. И парламент, и духовенство последова-
ли за королем и в духе протестов XIV в. высказались против
пмешательства папы в дела Англии. Затем парламент отме-
нил аннаты, платившиеся Риму, и запретил исполнять в Анг-
лии папские интердикты. В 1534 г. парламент по требованию
короля «Актом о супрематии» провозгласил его главой церкви
и передал ему право судить священнослужителей, раздавать
церковные должности и возводить в сан, распоряжаться дохо-
дами духовных учреждений, проводить визитации (осмотры)
церквей и монастырей, искоренять ереси и злоупотребления.
11овый лорд-канцлер Томас Кромвель, недавний секретарь ко-
роля, был назначен генеральным викарием. Генрих VIII сам
редактировал религиозные статьи (Articles of Religion), соста-
вившие основы новой англиканской веры. Вместо обычной мо-
литвы за папу было предписано в церквах читать: «Избави нас,
Господи, от тирании римского епископа!» Духовные лица и
светские чиновники обязаны были приносить королю особую
присягу, как главе церкви.

§ 9. Англия в XVI-XVII вв.

Английская королевская реформация, проводимая «свер-
ху», первоначально была очень ограниченной и не означала
свободу протестантизма в стране. Напротив, сторонников еван-
гелического направления преследовали и сжигали на кострах
как еретиков. Одновременно на основании «Законов об изме-
не» казнили уже в качестве политических преступников като-
ликов, которые не соглашались признать церковное главенство
короля. Среди них был Т. Мор, когда-то веривший, что король
Генрих VIII станет образцом просвещенного и гуманного госу-
даря. Для него мучительную казнь король милостиво заменил
отсечением головы. Высоко ценя собственные задатки богосло-
ва, король считал себя способным установить истинный рели-
гиозный идеал для своих подданных. По его настоянию пар-
ламент, чтобы укрепить новое вероучение, в 1539 г. определил
неподвижность догматов статутом «Шести статей», признавав-
шим некоторые из католических обрядов. «Шесть кровавых
статей», «бич о шести хвостах», как его называли протестан-


ты, отражал религиозный консерватизм короля и запрещал
причащение под обоими видами, требовал безбрачия священ-
ников, католической обедни и тайной исповеди и грозил за от-
ступничество смертью на костре и конфискацией имущества.

Английская монархия извлекла из церковной реформы боль-
шую финансовую выгоду. Томасу Кромвелю в качестве гене-
рального викария короля по церковным делам было поручено
произвести ревизию монастырей, церквей и духовных госпи-
талей под видом проверки благонадежности клириков и образа
их жизни. Английское духовенство, как и по всей Европе, было
далеко небезупречно, но ревизоры, знавшие настроения коро-
ля и желавшие угодить ему, превзошли клир в злоупотреблени-
ях. Кромвель и его подчиненные, используя сплетни и заведомо
клеветнические свидетельства, сфабриковали объемистый об-
винительный акт, «черную книгу», на основании которой бы-
ла начата конфискация церковного имущества. Парламентски-
ми актами 1536 и 1539 гг. в Англии были закрыты монастыри,
сначала 376 меньших, а затем все остальные: 645 монастырей,
90 коллегий, 2374 богоугодных заведения и 110 госпиталей.
Демонстрации изгнанных из монастырей монахов и бедноты,
кормившейся при монастырях, использовались королевски-
ми чиновниками в качестве предлогов для усиления борьбы с
«противниками короля», массовых казней аббатов. Секуляри-
зация монастырских имуществ порой принимала вид настоя-
щего грабежа: чиновники расхищали драгоценные ризницы,
под предлогом «борьбы против язычества» разбивали иконы и
распятия; сожгли даже останки борца против королевского де-
спотизма Томаса Бекета. Монастырские земли распродавались
спешно и дешево, покупкою их обогатились многие дворяне. За
девять лет с 1536 г. Генрих VIII получил от конфискованных бо-
гатств около 1,5 млн. фунтов стерлингов дохода. Из конфиско-
ванных земель король одарил многих новых лордов, которых
он посадил в верхнюю палату на места, освободившиеся после
казни аббатов. Генеральный викарий Кромвель, навлекший на
себя подозрения в злоупотреблениях, т&кж6 был казнен.

Раздел III. Страны Европы и Америки в XVI-XIX вв.

Административные реформы и королевская реформация,
начавшаяся в Англии при Генрихе VIII, стали закономерным
и важным шагом на пути укрепления абсолютной монархии.
В результате реформации король стал официально именовать-
ся «протектором и верховным главой англиканской церкви и
ее духовенства». Он присвоил себе власть распоряжаться цер-
ковными должностями и бенефициями и получать десятину.
I |,ерковь, созданная Генрихом VIII, стала идеальным орудием
н руках монархии, полностью соответствуя формуле: «Один
Ног, один король, одна вера, одно исповедание». Генрих VIII
стал выше законов и религии, деспотизм его не знал пределов.
И погоне за наследником престола, которой он отдался со всем
мылом своей страстной натуры, он женился шесть раз, и две
из его несчастных жен — Анна Болейн и Екатерина Говард по-
гибли на плахе.

По мере укрепления абсолютизма в англиканской церкви
начали усиливаться прокатолические тенденции. Эта тенден-
ция касалась прежде всего общественной роли церкви. На-
циональная церковь католического образца (например, гал-
ликанская, возникшая во Франции) становилась в условиях
абсолютистской государственности важным каналом духов-
ного влияния государства. В лоне огосударствленного като-
лицизма формировалась особая массовая политическая куль-
тура с высокой степенью эмоциональности, экспансивности,
большой ролью коллективных политических символов, идео-
логических постулатов. Английский абсолютизм нуждался в
такой церкви и в качестве дополнительного рычага управле-
ния, инструмента прямого политического влияния. Под эги-
дой церкви ужесточилась политика в отношении инакомыс-
лия. В обществе эти тенденции рассматривались как «угроза
папизма». В ответ с конца XVI в. начала формироваться актив-
ная религиозная оппозиция — движение за очищение церкви
(пуританизм). Спустя несколько десятилетий пуританизм ста-
нет одной из наиболее активных общественных сил, бросив-
ших вызов абсолютной монархии и приведших Англию к бур-
жуазной революции.

Date: 2015-09-24; view: 764; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию