Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел III. Страны Европы и Америки в XVI-XIX вв. Утвердив свою власть, Генрих VII предпринял широкое на- ступление на права лордов, в том числе их судебные прерогати- вы
Утвердив свою власть, Генрих VII предпринял широкое на- ступление на права лордов, в том числе их судебные прерогати- вы. В 1474 г. лорд-канцлер получил право от собственного име- ни оказывать защиту истцам, имеющим претензии к обычным судам «общего права». Истцы обращались к королю с просьбой о защите их прав «ради Бога и милосердия», а лорд-канцлер издавал приказы о вызове ответчика в канцлерский суд (что, в случае невыполнения, грозило штрафом). Выполнение при- говора канцлерского суда обеспечивалось арестом нарушителя или его имущества. Само же решение лорда-канцлера по делу, принятому к рассмотрению, не было регламентировано ника- кими традициями, процедурными требованиями, границами юрисдикции — единственной их основой были морально обос- нованные «права справедливости» (law equity).
Для обуздания сепаратистских настроений аристократии был учрежден чрезвычайный суд — Звездная палата (по на- званию помещения, где проходили заседания), имевший пра- во без участия присяжных возбуждать преследования и выно- сить приговоры по делам, касавшимся короны и фиска. Чтобы уменьшить политическое влияние парламента, в том числе из- бегать давления парламента при вотировании государствен- ных расходов, Генрих VII ввел режим строгой экономии. Кро- ме того, он добился закона, по которому право назначать себе преемника принадлежало исключительно королю. Последние 10 лет своего правления Генрих VII почти не прибегал к помо- щи парламента, который созывался всего лишь однажды. Он принял под свое покровительство торговую и промышленную буржуазию, проявляя особую заботу о развитии торговли и флота, не скупясь для этого на значительные расходы.
Осуществление централизаторских мер было бы невозмож- ным без поддержки самых широких слоев английского обще- ства. Социальная ситуация благоприятствовала этому. Уцелев- шие после войны Роз и репрессий Генриха VII представители знати были вынуждены проявлять лояльность по отношению к короне. Взамен старой аристократии Генрих VII, считавший знать естественной опорой престола, стал насаждать новую, так называемую «тюдоровскую аристократию», всецело зави- сящую от короны, даруя титулы и земли своим приверженцам, возвышая их из рядов джентри — нетитулованного дворянс- тва. Его усилия, направленные на политическую стабилиза- цию и прекращение феодальной анархии, поддержали также массы горожан, заинтересованных в установлении мира и со- здании благоприятных условий для развития производства и торговли.
Централизаторская деятельность Генриха VII была продол- жена его сыном — Генрихом VIII Тюдором (1509-1547). Генрих VIII был незаурядной натурой, получил блестящее образова- ние, питал любовь к поэзии и музыке; его воцарение породило у англичан, в особенности у гуманистов, надежды на наступ- ление эпохи просвещенного правления. Однако его властный, необузданный нрав, подверженность страстям, деспотизм, не- терпимость к любым проявлениям несогласия с его полити- кой привели лишь к укреплению неограниченной монархии в Англии. Он повел наступление на территории, все еще сохра- нявшие определенную независимость, отдаленные северные графства и Уэльс. После подавления восстания 1537 года пять северных графств в политическом и административном отно- шении были окончательно подчинены Лондону, а для управ- ления ими был создан специальный орган — Совет Севера. Та же участь постигла Уэльс. Местных лордов лишили права су- да. В Уэльсе была введена английская административная сис- тема, а общее управление передано Совету Уэльса.
В первой половине XVI в. происходило идейное оформление абсолютистских притязаний короны, разрабатывалась офи- циальная доктрина королевского суверенитета. Король начал рассматриваться как не только верховный, но и единоличный глава государства, олицетворяющий саму власть и сосредота- чивающий неограниченные полномочия. Показательным стало дальнейшее укрепление так называемые «права справедливос- ти», возникшего еще в конце XV в. Формально возникновение «суда справедливости» было связано не с личным вмешатель- ством короля в осуществление правосудия, а с деятельностью лорда-канцлера — «проводника королевской совести». Но пос- тепенно закрепился взгляд на такое судебное решение как на проявление особой «милости короля», более значимой, чем лю- бые законы и обычаи. Для нарушения сложившихся ранее норм «общего права» обвиняемому было достаточно доказать в канцлерском суде, что использование «общего права» ответ- чиком носило «несправедливый характер».
Королевской власти по прежнему приходилось считаться с существованием парламента. Если в других западноевропейс- ких странах органы сословного представительства лишились
своего былого значения, английский парламент оставался важ- ным элементом политической структуры абсолютизма, состав- ляя его характерную особенность. В XVI в. парламент не только вотировал налоги по требованию короны, но и активно учас- твовал в законодательной деятельности государства. Однако Генрих VIII добился закрепления особых прерогатив королевс- кой власти в законодательном процессе. В 1539 г. парламент ут- вердил право короля на издание особых актов — королевских прокламаций (Lex Regia), которые получили полную силу за- конов и для издания которых не требовалось согласия парла- мента. При Генрихе VIII был создан и особый государственный орган — Тайный совет, сменивший более аморфный Постоян- ный совет. Тайный совет приобрел характер постоянно дейс- твующего исполнительного органа. Он был немногочисленным (1042 человек) и состоял из ближайших советников короля, вы- сших должностных лиц государства: секретаря, лордов-канцле- ров, казначея и др.
Специфичной была система английского местного самоуправ- ления. В отличие от большинства западноевропейских стран, в Англии утвердился принцип выборности местной админис- трации, не получавшей жалованья из казны. Система мест- ной администрации была довольно разветвленной и состояла из двух «эшелонов» власти, формировавшихся различными способами: путем выборов и путем назначения чиновников графства короной. Центральное место в управлении графства- ми принадлежало мировым судьям из числа богатых граждан, которые выдвигались на собраниях дворянства графств. На них возлагались такие функции, как судопроизводство, сбор налогов, организация местного ополчения, рекрутский набор, поддержание в порядке коммуникаций и др. Наряду с выбор- ными мировыми судьями в графствах продолжали действовать и шерифы, назначаемые короной. Ведению шерифов подлежа- ли земли королевского домена, располагавшиеся в графствах.
Раздел III. Страны Европы и Америки в XVI-XIX вв.
| Существенной особенностью английского абсолютизма бы- ло отсутствие в распоряжении монарха регулярной армии. Ко- ролевская гвардия, созданная Генрихом VII, насчитывала не более 200 человек. В военное время собиралось местное ополче- ние, основу которого составляли «добрые йомены», воспетые в балладах того времени, и на содержание которого потомки Ген- риха VII не тратили ни пенса. Каждый пригодный к службе и экономически самостоятельный мужчина был обязан пройти курс обучения военному делу и иметь соответствующую эки- пировку, а по призыву властей выступить на защиту страны. Подобная практика блестяще оправдывала себя во времена Столетней войны, в битвах при Кресси и Азенкуре, она обеспе- чила успехи и в новой войне против Франции, и победу в бит- ве против шотландцев при Флоддене (1513). Английская армия обладала лучшими в Европе лучниками, и это превосходство сохранялось до широкого внедрения ручного огнестрельного оружия. В многочисленных военных кампаниях, которые Тю- доры вели на континенте во Франции, Нидерландах, участво- вали также наемники или отряды дворян-волонтеров.
Тюдоры уделяли большое внимание флоту, что было страте- гически оправдано в силу островного положения государства. Флот был их любимым детищем. Его ядро создал еще Генрих VII, который учредил специальные субсидии для строитель- ства кораблей. Собственно королевский флот был невелик — 4050 кораблей. Но в минуту опасности по требованию монар- ха к нему присоединились корабли купцов и других частных владельцев, что в несколько раз усиливало мощь английского флота. Средства на его содержание — «корабельные деньги» — собирали с населения всех прибрежных графств и портовых городов.
Date: 2015-09-24; view: 300; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|