Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенность формирования малого предпринимательства в современных условиях развития рынка





 

Формирование и развитие производительных сил общества всегда начиналось с небольшого производства, которое просуществовав сотни лет, продолжает функционировать и до настоящего времени. На этапах эволюционного развития малое производство происходит разделение на две части – рыночную и нерыночную, в котором малое производство, а оно ориентировано на рынок и осуществляется собственником и есть малое предпринимательство (собственник и работник как правило осуществляет деятельность в одном лице). И ту деятельность, которая осуществляется в структуре малого предпринимательства в сфере воспроизводства, не ограничивается только его инновационным потенциалом, т.к. их занимаемое отраслевое положение и выполняемые функции могут и оказывают модифицирующее действие на характер и уровень отраслевой конкуренции[4]:

· осуществляют разработки в области новых продуктов и технологий, обеспечивая равную доступность к инновациям;

· способствуют распространению новаций, стимулируя поиск новых способов конкурентных преимуществ, т.е. обуславливают развитие конкуренции;

· выступают потенциалом для отраслевой организации, обеспечивая единство конкурентности и элементов конкурентоспособности;

· способствуют развитию коммуникативных связей в решении отдельных проблем через совместное финансирование разработок в разных формах с участниками отраслевого рынка.

В странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство представлено совокупностью малых и средних предприятий, основная массу которых составляют предприятия с численностью работающих на них не более двадцати человек, обеспечивая 2/3 прироста новых рабочих мест, составляя более 95% общего количества всех существующих предприятий, в которых традиционными сферами деятельности являются: малосерийное производство, мелкооптовая и розничная торговля (см. таблицу 1).

Табл. 1

Развитие малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой

  Колич. малых предпр. Кол.малых предпр. на тысячу жителей Занятость млн. Мал.предпр. в % к общей числ.занятых Мал. пред.в % в ВВП
Великобритания 2 940   14,3   51-54
Германия 2 295   17,8   51-55
Италия 3 930   17,2   56-59
Франция 1 990   14,7   54-61
Страны ЕС 15 800       64-68
США 19 50 75,5 71,5   51-53
Япония 6 550 48,5 38,7   53-56
Российская Федерация 842,5 5,65 8,1 9,7 11-12

 

В последние годы малый бизнес выполняя функции активного внедрения в научно-техническую сферу стал более активно внедряться в инновационные процессы. Малые организации предпринимательского типа эффективны не только в потребительской сфере, а и как производители отдельных механизмов, полуфабрикатов и т.д., что необходимо для производства конечной продукции крупных предприятий, выпуск которых им не очень или совсем невыгоден, все перечисленное свидетельствует о необходимости комплексного подхода к определению места и роли малого предпринимательства в экономике.

Исследуя проблемы связанные с развитием малого предпринимательства, необходимо отметить, что малое предпринимательство в российской экономике несет определенную и специфическую нагрузку, особенности которые связаны со сложностью в приспособление населения к основам рыночного хозяйствования, что свидетельствует о трудности формирование среднего слоя в обществе, и необходимости в сглаживание конфликтов, несущих социальный характер и т.д., трудности в установлении необходимых производственных связей между малыми и крупными предприятиями. Формирование и взаимодействие крупного, среднего и малого типов предпринимательства в России усложнены определенными сложившимися традициями периода плановой экономики страны, в которых еще существует зависимость малых от крупных предприятий (см. таблица 2).

Табл. 2

Показатели экономической деятельности субъектов хозяйствования малого предпринимательства

  2003 год 2005 год 2007 год 2009 год
Количество малых предпр. на конец года (тыс.) 872,5 894,6 978,7 1087,6
Объем продукции (работ, услуг), млрд. руб. 345,2 391,7 717,5 1565,8
Среднесписочная числн. работников (тыс. чел.) 6644,9 6857,8 6956,9 8151,3
Средняя численность внештатных. совместителей (тыс. чел.) 854,6 761,9 623,4 527,9
Средняя численность работников, выполняв. работы по договорам 1436,9 565,5 424,8 351,8
Инвестиции в основной капитал (млрд. руб. 27,2 17,9 31,7 48,8

Размеры производства, усложнение технологий и многообразии экономических связей изменялись с развитием общественного производства, которое особенно усилилось в период промышленных революций XIX века. Новые условия управления производством потребовали новых более квалифицированных профессионалов, и следствием этих перемен явилось разделение функции собственника на функции собственника предприятия и управленца (менеджера). Теоретически это - разделение капитала на две стороны: капитал как собственность (остается у хозяина производства) и капитал как функция(самовозрастание стоимости) передается менеджеру, что было описано в работах К Маркса. Конечно же эти изменения не могли не отразиться и на понятии предприниматель, т.е. произошло сближение понятий предприниматель и управляющий фирмой.

19-20 век характеризуется осознанием значения и роли института предпринимательства, именно экономист А. Маршалл первым добавил к классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор - организацию, что является не только первичной функцией любого управленца, но и расширяет понятие «предпринимательство» и «предприниматель»[5].

По мнению экономиста Дж. Б. Кларка в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора[6]:

· капитал;

· капитальные блага;

· деятельность самого предпринимателя;

· труд нанятого рабочего.

Где каждому фактору соответствует доля производственной выручки: капитал приносит собственнику процент, капитальные блага - ренту; предпринимательская деятельность - прибыль, а труд нанятого рабочего обеспечивает ему заработанную плату. Эти теоретические новации добавляют к вопросу предпринимательства, решение о координировании деятельности организации, т.е. уже относится к предпринимательской функции управления.

В научной экономической литературе, например книге Й.Шумпетер[7] «Теория экономического развития» под определением «предпринимательство» понимается поисковая деятельность, инициативного характера, обусловленная способностями или склонностями индивида. Суть концепции Й.Шумпетера состоит в том, что предпринимательская деятельность - это функция по осуществлению природных, материально-технических, трудовых, интеллектуальных ресурсов, а предприниматель является лишь носителем этой функции. Эта функция, пишет Й. Шумпетер, «выполняется и в рамках обычной хозяйственной деятельности, а предпринимательской т.е. отличной от обычной хозяйственной и административной деятельности она становится при внедрении новаций и осуществлении новых комбинаций. Ведь предприниматель не является изобретателем, он только берет на вооружение готовые, имеющиеся научно-технические достижения изобретения, инициирует и организует их внедрение, создает новые предприятия, налаживает производство пользующихся высоким спросом товаров и услуг и на этой основе добивается получения высокой предпринимательской прибыли (сверхприбыли)».

Под предпринимателями Й. Шумпетер рассматривает деятельность хозяйственных субъектов, функцией которых является осуществление различных новационных комбинаций, выступающих как активный элемент предпринимательства, и здесь Й.Шумпетер впервые говорит об инновационной форме предпринимательской деятельности, выделяя такие черты как[8]:

· создание нового материального блага;

· введение новаций в производство;

· выход на новые рынки сбыта;

· введение новаций в управление дела.

Й.Шумпетер выделяет в особый вид труда предпринимательскую деятельность и говорит о том, что «предпринимательский труд, как по своей природе, так и по выполняемой функции качественно отличается от любого другого, в том числе и труда по управлению, а тем более от умственного труда и от всего того, что делает предприниматель, помимо осуществления своей предпринимательской деятельности». Экономическое развитие постоянно перетекает из одного состояния равновесия в другое и такой переход он называет экономическим развитием, то смысл заключается не в новом состоянии равновесия, а в переходе к нему, т.к. любое новое состояние равновесия будет изменено. А значит и рыночная экономика, в которой действуют предприниматели, не является стационарной, но и динамики отсутствует устойчивость, непрерывно революционизируя изнутри, благодаря новому предпринимательству.

«Своеобразный социально-психологический тип хозяйственника, для которого характерны не столько рациональная калькуляция или новаторство, сколько набор определенных психологических качеств: умение правильно соотнести между собой потребление и сбережение, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах, несмотря на трудности»[9] такова трактовка определения предпринимательства в работах Дж. М. Кейнса, который выделяет несколько основных типов хозяйственника (осторожность, предусмотрительность, расчетливость - стремление обеспечить себе доход в форме процента либо воспользоваться будущим предполагаемым увеличением ценности имущества).

П. Друкер, придерживался тех же взглядов считая, что главным для предпринимателя является умение использовать любую возможность в бизнесе, с максимальной выгодой.

Ф. Хайек, сводит суть предпринимательства к инициативной деятельности субъекта хозяйствования, и кто способен изыскивать благоприятные возможности для начала предпринимательской деятельности, может быть успешным предпринимателем.

Выполнение индивидом четырех взаимосвязанных функций считают авторы «Экономикс» К. Макконнел и С. Брю главным качеством в личности предпринимателя и связывают предпринимательство с[10]:

· инициативностью соединить необходимые ресурсы в производственный процесс;

· способностью в принятие решения, определяющие направление характер будущей деятельности;

· новаторство и способность внедрять продукты и услуги на потребительский рынок, способность внедрять новые технологии в производство, а также новые формы и методы организации и управления циклом воспроизводства;

· готовность к риску.

А. Файоль определяет условия рационального предпринимательства и управления (менеджмента) в предпринимательской организации:

· умение предвидеть, организовывать, согласовывать и контролировать;

· компетентность профессионала;

· высокий уровень общей культуры;

· нравственные качества (воля, энергия, чувство ответственности, забота об интересе).

Результаты проводимых исследований свидетельствуют, о том что доля предпринимателей в общем числе хозяйственников, руководителей предприятий находится в пределах от 4-6% до 15-20%, и осуществление предпринимательской функции требует особых способностей, личностных качеств человека.

В тестовой методике выявления уровня предпринимательских способностей, Американская ассоциация управления в качестве наиболее значимых характеристик выделяет[11]:

· новаторство и целеустремленность, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели;

· готовность к риску и ответственность;

· независимость в принятии управленческих;

· стремление к совершенствованию;

· перспективность в любых начинаниях;

· организованность и контроль;

· информированность и коммуникативность.

Анализ различных трактовок в определении «предприниматель» и «менеджер» показал, что некоторые ученые-экономисты считают предпринимателем управляющего (менеджера), а некоторые собственника предприятия, что по моему убеждению взаимосвязано, т.к. управленческие функции, связывают предпринимательство с управленческой деятельностью, правда нужно заметить, что функциональная сущность этих понятий все же различна. Ведь предпринимательство более широкое и углубленное понятие в управленческой деятельности, а эффективность достижения в управление по силам не каждому управленцу (менеджеру)[12].

В современных условиях понятия предприниматель и менеджер тождественны, хотя один из них собственник, а другой управляющий и многие собственники выполняют функции управленцев, а менеджеры становятся собственниками средств производства, что как правило исключено в ведение бизнеса зарубежных стран.

Различая отношения собственности и предпринимательства, Ж.Б. Сей сделал вывод, что доход на капитал отличается от предпринимательского дохода, о чем позднее писал Френсис Уокер, говоря, что «следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим предпринимательским способностям».

«Когда человек ведет предприятие, его прибыль эта превышение доходов над издержками предприятия, где остаток от прибыли на его капитал называют предпринимательским доходом», раскрытие этого понятия принадлежит А.Маршаллу, который не только ввел понятие чистого предпринимательского дохода, но и также говорил о неопределенности исхода предпринимательского дела[13]. Из сказанного, можно сделать вывод, что современная практика говорит о реальной возможности как совмещения, так и разделения этих функции, что служит проявлением диалектического характера взаимосвязи «капитала-собственности» и «капитала-функции», и в этом случае просматривается единое целое малого, среднего и крупного предпринимательства. Если ли же рассматривать проблему целостности с позиций социально-экономического подхода, то малое предпринимательство отличается от среднего и крупного предпринимательства. Ведь в малом предпринимательстве выступает собственник предприятия, единолично управляющий производством, являясь иногда или как правило и работником этого предприятия. В среднем и крупном предпринимательстве, функции предпринимателя в большинстве случаев переходят к управленцу в рамках оперативного управления, а собственники получают дивиденды.

На основании изложенного можно заключить, что роль малого предпринимательства в рыночной экономике огромна и становление малого предпринимательства, а также его развитие, является стратегической задачей экономической политики ориентированной на эффективность рыночного хозяйствования и недооценка его роли игнорирование его могут приобрести характер стратегического крупномасштабного просчета.

 

Date: 2015-09-24; view: 308; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию