Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выступающий и слушатели⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
40. Сколько людей, столько и уровней образования и воспитания, способностей давать оценки происходящему, характеров, мнений и воззрений. Отсюда следует, что оратор должен одолеть неосведомленность и заблуждения, упрямство и безразличие, активное и пассивное сопротивление. 41. Выступающий должен быть такой личностью, которая может завоевать внимание, доверие и симпатию слушателей. 42. Он преодолевает все отрицательные привычки. 43. Хороший оратор должен пробуждать у слушателей воображение. 44. Тот оратор, который может поставить себя на место другого и умеет взглянуть на вещи глазами другого, всегда будет иметь успех. 45. Оратору всегда должно быть ясно, с какой целью он выступает и к чему призывает слушателей. 46. Выступающий должен предусмотреть все условия, которые могут способствовать гармонии и оптимистичному настрою. 47. Критикуя и порицая, выступающий всё-таки должен дать почувствовать слушателям, что, несмотря на свою строгость, он настроен к ним доброжелательно и с симпатией. 48. Уверенность и спокойствие оратора не менее важны, чем слова, которые он произносит. 49. Кто доверяет сам себе, тому доверяют и другие. 50. Положительный творческий человек всегда будет иметь успех в качестве оратора, если он внимателен, не отвлекается от предмета разговора, если он сохраняет присутствие духа и относится к слушателям с симпатией. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РИТОРИКИ Ниже приведен опросный лист, касающийся двенадцати возможных ошибок, которые часто допускаются при выступлениях, а также просто в деловых беседах. Проверьте себя сами. 1. Не строите ли вы слишком длинные предложения? Придаточные предложения не случайно называются придаточными. Они играют подчинённую роль. Поэтому используйте лучше короткие самостоятельные предложения. Это позволит вам заканчивать предложения, не переводя дыхания. 2. Не используете ли вы слишком длинные слова? Проанализируйте как-нибудь свой словарный запас. У длинных слов часто существуют более короткие синонимы. Примеры. Посредством чего-либо… лучше: при помощи…; при использовании… лучше: благодаря…; исключая… лучше кроме…; постановка вопроса… лучше: вопрос. Следите, однако, за тем, чтобы ваша речь не казалась примитивной, и не употребляйте только короткие слова. Даже если свойственный вам способ выражения слишком прост, он всё-таки должен оставаться выразительным. 3. Не слишком ли часто используете вы безличные предложения? Старайтесь активно вовлекать слушателей в то, о чём вы говорите. Стремитесь больше использовать определённо-личные местоимения. Примеры. На этом примере можно поучиться… лучше: На этом вы можете поучиться… Даже если ещё ничего не было слышно об этом… лучше: Даже если вы ещё ничего об этом не слышали. 4. Не слишком ли вы нерешительны? Не слишком ли много сослагательного наклонения в вашей речи? Особенно распространена формулировка. «Я бы сказал, что…» Забудьте об этом штампе. Однако во время разговора о продаже лучше всего произнести: «Я бы сказал, сударыня, что вам эта шляпа очень идет!» 5. Обходитесь ли вы без утрированных форм вежливости? В личной беседе глагол «позволять» является одной из форм вежливости («Позвольте пригласить вас к столу?»). Тем не менее, в докладе он производит впечатление назидательности и доминирования («Позвольте привлечь ваше внимание»). Кроме того, этот глагол удлиняет без особой надобности ваши высказывания. 6. Используете ли вы модные словечки? Проанализируйте, не злоупотребляете ли вы некоторыми словечками. В одном коротком объявлении о найме на работу, например, дважды проскальзывает словечко «классный», «классно». Разве это «классно»? 7. Часто ли вы используете безличные глаголы? Вместо «Предлагается занять места» лучше сказать: «Предлагаю вам занять места». Вместо «Всем участникам выражается благодарность» лучше сказать: «Мы благодарим всех участников». 8. Не слишком ли много вы утверждаете? Если вы утверждаете или даже поучаете, то в вашем выступлении много уязвимых мест. Попробуйте чаще облекать свои мысли в форму вопросов. Одновременно вы смягчите своё высказывание, если добавите коротенькое слово «также». 9. Задаёте ли вы только закрытые вопросы? Если я хочу активизировать своего собеседника, то я не задаю ему вопросы, на которые он может ответить только односложно «да», «нет», «возможно». Пример. «У вас сегодня есть свободное время?» – «Да». Лучше: «Что вы делаете сегодня во второй половине дня?» – «Мне нужно выполнить несколько поручений». Кстати, вежливый человек всегда ответит полно. Вопросы, которые начинаются со слов «когда», «как», «где», «какая» и т.п., являются открытыми. 10. Правильно ли вы себя преподносите? Каждый человек считает, что он является центром всего мира. Между тем, существует более 4 миллиардов таких центров! Поэтому важно не то, что я делаю и чего я достигаю, а то, что они, другие, получают в результате моих действий. Вывод: больше выдвигать на передний план интересы других. 11. Не говорите ли вы слишком быстро, без пауз? Посмотрите внимательнее на круг своих знакомых. Кто слишком быстро говорит, тот особенно стремится добиться признания. Такие люди практически не могут говорить медленнее. Заметьте себе на будущее: чем больше слушателей, тем медленнее следует говорить. Делайте паузы, не заставляйте слушателей перенапрягаться. Важно делать паузы естественно в нужных местах. Например, у Шиллера в «Вильгельме Телле» говорится: «Храбрый человек думает о себе самом в последнюю очередь». В наши дни это нередко звучит так: «Храбрый человек думает о себе… (пауза) … самом в последнюю очередь». 12. Поддерживаете ли вы зрительный контакт? Вас о чем-то спрашиваю и вы отводите свой взгляд, чтобы суметь лучше сосредоточиться. Неверно! Обязательно продолжайте смотреть собеседнику в лицо. Только таким образом вы излучаете уверенность и силу воздействия. Итог. Начните сегодня же, не откладывая: раз в день обращайте внимание исключительно на то, как вы строите предложения. На следующий день обращайте особое внимание на употребление в речи слишком длинных слов. Вы убедитесь, что спустя короткое время ваши ораторские способности значительно углубятся. ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НЕОЖИДАННО ПОТРЕБОВАЛОСЬ ВЫСТУПИТЬ С РЕЧЬЮ? Рано или поздно каждый попадает в ситуацию, когда нужно держать речь. Тщательная подготовка поможет вам, по крайней мере, забыть о «комке в горле» и о вспотевших ладонях. Каждый, кому предстоит выступать публично, должен дать серьёзные ответы на следующие вопросы. Перед кем я выступаю? Иностранные слова неприемлемы на производственном совещании, однако на собеседовании с руководством, используя их в своей речи, вы произведете благоприятное впечатление. Сколько передо мной слушателей? Хватает ли моих голосовых данных или нужен микрофон? Как сделать, чтобы все слушатели были в поле моего зрения, как добиться с ними зрительного контакта? Что хотят услышать от меня? С какими ожиданиями пришли слушатели? Соответствует ли то, что хочет услышать от меня аудитория, тому, что я намерен сказать? Достаточно ли я подготовил материалов для своего выступления? Подспорье: газеты, отраслевые журналы, книги, словари и справочники, расспросы знакомых. Знаю ли я интересные, остроумные выражения или афоризмы, которые можно вплести в ткань своего выступления, чтобы оживить его, «всколыхнуть» публику или дать ей отдохнуть? Это обеспечит мне симпатию слушателей. Есть ли у меня запись тезисов, содержащих важнейшие мысли, в зависимости от обстоятельств подчеркнутых или выделенных цветными фломастерами? Есть ли у меня наглядный материал? Используйте стенную доску, на которой вы можете написать самое важное, это будет для вас большим подспорьем. Не случайно знаменитый американский адвокат Мелвин Белли на судебных заседаниях использует доску: при визуальной демонстрации запоминается в два раза больше информации. Заменил ли я в своём конспекте местоимение «я» местоимением «вы»? Никого не интересуют ваши достоинства и ваши проблемы. Каждый слушатель хочет узнать что-либо о своих достоинствах и услышать ответ на свои проблемы. (Исключение представляют речи убеждающего характера.) Подумал ли я о форме приветствия своих слушателей? Отличается ли начало моей речи от традиционной схемы? Начните с цитаты, образного сравнения, пересказа какого-нибудь интересного эпизода или экскурса в историю. Чётко ли подразделяется на отдельные части моё выступление? Не высказывайте все самое важное в начале. Лучше придерживайтесь, если это возможно и если позволяет содержание выступления, следующего порядка построения речи: 3_5_1_4_2, где 1 – это самый сильный, а 5 – самый слабый аргументы. Пометил ли я в своём конспекте выступления цветным фломастером места, где следует сделать паузу? К концу фразы понижайте голос и по возможности используйте короткие предложения. Обязательно выучите наизусть первое и последнее предложения своего выступления. Это поможет вам легче «войти в роль» и свободно закончить речь под девизом: «Первое впечатление важно, последнее остается в памяти». ПРАВИЛА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ХОРОШЕГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ Пожалуйте, ваш выход – и вот вам пять правил, которые непременно следует соблюдать. 1. Манера держать себя. Держитесь естественно, спокойно, не бегайте туда-сюда. Стойте твердо опираясь на обе ноги. Пританцовывание на месте, переступание с ноги на ногу выдают ваше нервозное состояние, оно может передаться слушателям. Не цепляйтесь судорожно за трибуну или стул. Это также является доказательством вашего неспокойствия и негативно воспринимается слушателями. 2. Жестикуляция. Слишком скупая и слишком бурная жестикуляция одинаково плохи. Не указывайте пальцем на слушателей. Не делайте руками слишком резких движений. Жестикулируйте обеими руками сообразно произносимому, чтобы подчеркнуть сказанное. Прежде всего будьте естественны. 3. Мимика. Ваша мимика должна соответствовать содержанию вашего выступления и подчеркивать определённые высказывания. Слушатели должны по выражению вашего лица почувствовать, что вы убеждены в том, что говорите. 4. Голос. Спокойная речь усиливает сосредоточенность слушателей. Избегайте монотонности. Повышайте и понижайте голос. 5. Зрительный контакт. Поддерживайте постоянный зрительный контакт. «Выхватывайте» взглядом из круга слушателей отдельные лица справа, слева, из середины, впереди, сзади, некоторое время смотрите на них. Если вы будете делать так время от времени, то после выступления у каждого будет впечатление, что вы обращались лично к нему. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ТЕРЯЕТСЯ НИТЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ? С кем это не случалось? Вдруг посреди хорошо построенного, чётко разделенного на части и тщательно продуманного выступления целые предложения выскакивают у нас из головы. Все тело окатывает волна ужаса. Вдобавок ко всему лицо заливает краска. Медицина объясняет это так: по сигналу мозга образуется адреналин и направляется в кровеносную систему. Приведенные ниже советы помогут вам преодолеть подобные неприятные моменты в будущем. Особенно важна при этом уверенность в своих силах: если я буду придерживаться этих советов, со мной ничего не может случиться. 1. Никогда не говорите в начале своего выступления, что вы не компетентны в каком-либо вопросе, это производит плохое впечатление. 2. Спокойно объявите небольшой перерыв. Можете быть уверены, пауза может повредить лишь в редчайших случаях. 3. Сделайте краткие выводы по сказанному ранее. Скажите, например: «Подводя итоги сказанному, позвольте мне ещё раз обрисовать положение». 4. Повторите сказанное вами последнее предложение. Таким образом вы выиграете время для раздумья. При этом можно сказать так: «Хочу ещё раз подчеркнуть, что…» 5. Скажите обезоруживающе честно правду: «Ну вот, потерял нить мысли». Только в очень редких ситуациях вы не можете себе позволить сказать это откровенно. 6. Задайте вопросы слушателям. Таким образом вы получите небольшую передышку. Например: «Нет ли у вас вопросов по изложенному мной материалу?» 7. Просто смените тему: «Теперь перейдём к следующему вопросу…» 8. Имейте наготове для подобного случая какую-нибудь веселую историю или шутку: «Здесь мне приходит на ум один забавный эпизод…» Разумеется, он должен быть каким-то образом связан с темой или поводом выступления. 9. Не переоценивайте своих слушателей и не слишком серьёзно воспринимайте себя. 10. Делайте так, как делал Бисмарк. Не воспринимайте своих слушателей как людей, которые желают вам зла. Бисмарк всегда внушал себе, что он выступает перед кочанами капусты. 11. Обратитесь к своим тезисам. Краткое изложение выступления, если оно правильно составлено, окажет вам несомненную услугу. Нужно использовать плотную бумагу, писать следует только на одной стороне, достаточно крупно, выделяя нужное цветными фломастерами. 12. Не думайте о своих прежних выступлениях, В тот раз вы «застряли». Но если уж это должно произойти и на этот раз, то не следует реагировать так же беспомощно. РЕПЛИКИ ИЗ ЗАЛА! – КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ЭТОМ? Самое главное правило, которое касается всех выступающих: не позволяйте вывести вас из равновесия. Не отвечайте агрессивными замечаниями типа: «Если вы думаете, что своими репликами можете меня сбить с толку…» В этом случае следующая реплика будет: «Да вы и так уже сбиты с толку!» Воинственный ответ типа «Прежде чем тут критиковать, подумайте хорошенько» редко даёт желаемый результат. Разумеется, не существует какого-либо запатентованного рецепта, и все же перечисленное ниже поможет эффективно парировать реплики из зала. 1. Пропустить мимо ушей. Эту возможность вы можете использовать только, если речь идёт об одиночных выкриках. После трех- четырех комментариев вслух вы вынуждены как-то реагировать. 2. Найти находчивый меткий ответ. Это наилучший способ ответа на злобные выкрики. Известно, что сэр Уинстон Черчилль использовал такие формулировки в своих выступлениях, которые провоцировали возражения. Поэтому сэр Уинстон всегда заранее продумывал соответствующие ответы. Находчивость вы можете тренировать при помощи игры в три слова: в небольшом кругу знакомых попросите кого-нибудь назвать для вас три любых слова (предположим, вертолет – кофе – полицейский) из них вы должны сразу же составить историю, которая длится по меньшей мере две минуты. Расширяя свой активный словарный запас, т.е. запас тех слов, которые вы употребляете ежедневно, вы также разовьете свою находчивость. 3. Сдвигать. Очень действенный способ: вы останавливаетесь на реплике из зала, но немного позже. Будьте вежливы: «Благодарю за ваше возражение. Я вернусь к нему немного позже». Если это не нарушает ваши планы, не слишком нарушает ход мыслей и если возражение серьёзное, то сразу же его пометьте, чтобы позже на него ответить. 4. Встречные вопросы. Задавайте встречные вопросы, если позволяет время. Попросите ещё раз повторить реплику. Ещё лучше подействует, если вы попросите подавшего реплику уточнить кое-что. Результат вас удивит. 5. Тактика «Да, но». Избегайте длинных объяснений и диалогов. Отвечайте кратко и используйте тактику «Да, но». Однако не употребляйте слово «да», а используйте какие-либо иные способы мнимого утверждения: «В общем-то я с вами согласен, но вы все же подразумевали…» 6. Тактика нейтрализации. Нейтрализуйте выкрики из зала, к примеру, так: «Я предполагал, что услышу такое возражение, но, думаю, всё-таки другим слушателям интереснее послушать дальше мой доклад». Определённо дайте понять, что в интересах других слушателей вы не желаете вести никаких частных бесед. Если удастся, то предложите подавшему реплику побеседовать по предложенному им вопросу после доклада. Это создает положительную атмосферу. 7. Диалектическая уловка. Сошлитесь, если это возможно, на серьёзность ситуации или на какие-либо ценности высшего порядка (например, Родина, любовь, верность), заметив, что в этой ситуации выкрики – неподходящая реакция. Следите за тем, чтобы после остроумного ответа вы снова вернулись в серьёзную тональность. И ещё один совет. Пытайтесь на веселые выкрики отвечать серьёзно, а на серьёзные – остроумно и шутливо. НЕКОРРЕКТНАЯ ДИАЛЕКТИКА! – КАК МОЖНО НА ЭТО РЕАГИРОВАТЬ? Диалектика – это «искусство умело и успешно вести беседу». В конечном счете – это способность убеждать собеседника в разговоре или в споре. Однако между быть правым и остаться правым огромная разница. Методы ведения честного спора широко известны благодаря многочисленным публикациям. О некорректной диалектике известно гораздо меньше. Так как же защищаться от некорректных собеседников, какие методы следует применять? 1. Тактика дилетантов. Собеседник играет роль недоверчивого. Как легко это всех нас сбивает с толку, если оппонент несколько раз подряд заявляет: «Я этого не понимаю, не могли бы вы мне ещё раз объяснить?» Совет: заговорите об этом ещё раз позже. Сошлитесь на последующие высказывания. 2. Научная тактика. Собеседник оперирует мнениями учёных; он цитирует Мао, Ленина, Белля. Ещё опаснее, когда он намеренно цитирует неправильно и спрашивает вас, заметили ли вы, что что-то не так. Но кому же известны в точности все высказывания определённых личностей? Совет: также цитировать! Хорошенько подготовьтесь заранее и утверждайте, что вы ожидали услышать именно эту цитату. 3. Тактика прерывания. Ваш противник изводит вас постоянными репликами типа: «Вы повторяетесь»; «И где вы это слышали?» Совет: сделайте продолжительную паузу и спросите, можно ли вам продолжать свою мысль дальше. 4. Тактика широкой натуры. Если мы обосновываем своё хорошо продуманное мнение при помощи точных цифровых данных, собеседник обвиняет нас в мелочности, в «поисках блох» или говорит: «Нужно же всё-таки думать об общих тенденциях, о генеральной линии, уважаемый коллега». Совет: спросите его, может ли он что-либо противопоставить точным данным. Только на основании этих цифр отчётливо обнаруживается общая линия. 5. Тактика соблюдения точности. Это противоположная линия поведения. Если вы не снисходите до мелочей и деталей, а уделяете внимание только общей тенденции, то противник мгновенно задаст вопрос по поводу именно этих мелочей: «Как известно, вся суть заключается именно в деталях?» Совет: подтвердите, что вы тщательно изучили все детали, однако в данный момент хотите изложить только главное. 6. Тактика «перехода на личность». Один из известнейших способов некорректного ведения беседы – нападать на личность собеседника. Причём противник приводит не серьёзные аргументы, а задевает достоинство собеседника: «Цвет вашего пиджака (серый) соответствует вашему умственному уровню». Совет: спросите его, имеет ли он что-либо сказать по существу вопроса. Действуйте в зависимости от того, кто при этом присутствует, и от силы своей позиции. Дайте самый решительный отпор нападкам, ущемляющим ваше достоинство. 7. Скрытые нападки на личность. Вместо конкретных возражений по поводу ваших высказываний партнёр начинает вспоминать ваши прежние выступления, выискивать противоречия несмотря на то, что они имели место даже несколько лет назад. Как правило, такого некорректно ведущего себя партнёра отличает бесхарактерность и нерешительность. Совет: открыто заявите о беспочвенности его обвинений и отклоните их. Поинтересуйтесь, сколько он ещё намерен использовать столь злонамеренную тактику. Спокойно заметьте, что вы тем временем тоже не стояли на месте, пересмотрели свои взгляды и научились кое-чему новому. 8. Тактика причисления. Противник причисляет вас к определённой группе и грубо обобщает: «У всех руководителей только одна цель…»; «Все предприниматели одинаковы…» Совет: задайте ему вопрос, а уместны ли эти обобщения? Разве все немцы, как это принято считать, трудолюбивы, честны и едят только квашеную капусту»? 9. Тактика сведущего. Деловые правильные аргументы более молодых по возрасту партнёров по переговорам отклоняют, ссылаясь на то, что их «жизненный и профессиональный опыт ещё слишком ограничен…» Старшим по возрасту партнёрам категорически заявляют, что «это мнение просто больше не актуально». Совет: спросите своего собеседника, что он конкретно может возразить против ваших аргументов. Так вы вынудите его квалифицированно изложить свою точку зрения. 10. Тактика иностранных слов. Противник использует термины, которые вам незнакомы, чтобы показать уровень своих профессиональных знаний, или обрушивает на вас шквал иностранных слов. Совет: попросите его вежливо, но твердо, перевести названные иностранные слова. Это вызовет к вам симпатию у присутствующих. 11. Тактика трескучих фраз. Когда не срабатывают другие способы, партнёр пытается вас обольстить высокопарными фразами. Он говорит о ценностях высшего порядка, например о Родине, любви к матери, великодушии, чести и социальной справедливости. Но эти слова редко достигают цели и что-либо пробуждают в душах слушателей. Совет: признайте справедливость этих мотивов, особенно если при вашей беседе присутствуют другие лица. Однако попытайтесь отклонить выспренние аргументы собеседника, используя метод «Да, но». Слово «да» замените одной из кажущихся утвердительными формулировок: «В этом вопросе с вами следует согласиться, но подумали ли вы о…» 12. Тактика отсрочек. Собеседник обещает высказать своё мнение по какому-либо вопросу спустя некоторое время или выигрывает время с помощью встречного вопроса. Совет: чтобы сохранить за собой инициативу в разговоре, попытайтесь добиться немедленного ответа или высказывания точки зрения. Скажите ему, что это кажется вам особенно важным. 13. Тактика молчания. Собеседник внимательно вслушивается и уклоняется от любых высказываний или вдруг впадает в другую крайность: громко возражает, а затем вновь внезапно замолкает. Совет: выразите удивление по поводу слишком темпераментного высказывания или, наоборот, молчания собеседника. Неразговорчивого партнёра можно разговорить при помощи удачно поставленных вопросов. С шумным партнёром не надо соглашаться. Чаще всего он компрометирует себя сам в глазах имеющихся слушателей. АБСОЛЮТНО ВЕРНЫЙ СПОСОБ ДОБИТЬСЯ НЕУДАЧИ Тот, кто выполнит следующие десять рекомендаций, может не удивляться провалу своей речи, даже если по содержанию она глубокая и даже выдающаяся. 1. Преувеличивайте и преуменьшайте. «Я рад, что на моё выступление собралось столько слушателей» (Между тем зрительный зал полупуст). «Благодарю за то, что вы с таким заинтересованным вниманием слушали мой доклад» (Между тем каждый второй в зале едва мог сдержать зевоту. Кто-то от восторга задремал и т.п.). «Используя свои скромные знания, я попытаюсь…» (Очень опасно, когда специалист себя так низко оценивает. Это пробуждает агрессивные настроения у слушателей.) 2. Используйте в речи длинные предложения. Чем длиннее предложение, тем больше вероятность того, что вы можете допустить оговорку или потерять нить мысли. (Используя в речи короткие предложения, вы вынуждены говорить медленнее, при этом к концу предложения голос автоматически понижается). 3. Приносите извинения. «Я забыл свой конспект, поэтому вы можете меня сбить с толку» или «Очень прошу извинить меня за то, что я не смог лучше подготовиться». И пусть после извинения вы произносите блестящую речь, она отрицательно воспринимается слушателями. Если же вы испытываете затруднения при выступлении, вы только подтверждаете то, чего опасались слушатели после ваших вступительных слов. 4. Используйте как можно больше иностранных слов. Если вы нашпиговываете своё выступление многочисленными и «режущими уши» иностранными словами, ваша речь звучит замечательно. В наши дни в особой моде у политиков «спикер», «брифинг», «пресс-релиз» и т.п. 5. Используйте слова- «наполнители». Подумайте о словечках, которые вдруг становятся модными и которые собственно не несут никакого смысла. Ещё одна привычка – слишком частое использование сослагательного наклонения: «Я бы сказал, что…» (На семинарских занятиях слушатели после того, как звучит предложение «Я бы сказал…», бормочут: «Ну говори же наконец») 6. Вступайте во время своего выступления в споры по частным вопросам. При репликах из зала или встречных вопросах смело вступайте в пререкания, затевайте маленькую стычку. Не нужно концентрироваться только на общей массе слушателей. 7. «Прячьтесь» за трибуной. Тогда слушатели ни под каким видом «не узнают» вас. Кроме того, и вам будет не так хорошо видно, что происходит в зале. 8. Жестикулируйте. Помогайте себе размахиванием своим докладом в правой руке, чтобы ещё больше подчеркнуть сказанное. Смотря по обстоятельствам, вы можете дрожанием листка с тезисами выступления в руках показать слушателям, как вы волнуетесь. 9. Говорите пространно. Не придерживайтесь оговоренного времени (истинная правда заключена в словах: «Говорить вы можете обо всем, но не более 20 минут»). 10. Позволяйте себе двусмысленные высказывания. «Я отмечаю многих, кто здесь не присутствует». Применяйте тавтологию: «заключительный конец», «любимый фаворит», что, без сомнения, приведёт к (непредусмотренному) успеху в виде взрыва смеха. Только очень сомнительно, чтобы потом вы смогли вспомнить, о чём говорили только что. СИЛА УБЕЖДЕНИЯ Никто из нас не скажет, что он уже нашел истину. Позвольте нам её искать так, как будто она нам неизвестна. Если никто не осмеливается сказать, что уже нашел и узнал её, тогда мы сможем все вместе дружно и добросовестно отправиться на её поиски. (Августин Блаженный) Риторика – это сила или способность в каждом предмете обнаруживать то, что больше всего убеждает. (Гамильтон) Позволь мне разделить твои убеждения, а свои сомнения оставь при себе, так как мне и своих достаточно. (Гёте) Вы хотите убеждать, не соблазнять или уговаривать, а убеждать. Это искусство оказывать влияние на других. Люди, преисполненные ответственности, аккуратно обращаются с силой убеждения. Прежде чем начать говорить, вы должны задать себе четыре вопроса. Это «формула четырех К», которая вносит ясность и позволяет вам добиться успеха. Какой цели я хочу добиться? Как я должен аргументировать? Каких возражений следует ожидать? Как я могу их опровергнуть? Кто хочет отстоять своё мнение в споре или дискуссии, должен коротко уметь изложить самое главное. Поэтому чётко уясните выработанную вами точку зрения. Учитывайте при этом такие моменты: 1) позиция; 2) основание; 3) пример; 4) вывод; 5) требование. НАСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОБРАНИЯ 1. Любое собрание от самого незначительного до заседания парламента определяется личностью его председателя. 2. Внешний вид председателя или президиума должен быть всегда подтянутым и привлекательным. Для зрителей очень важно, кто сидит перед их взором и как сформирован президиум. 3. Председатель собрания должен говорить чётким, заполняющим все пространство помещения голосом и иметь постоянный зрительный контакт с аудиторией, чтобы побуждать к выступлению смущающихся и застенчивых участников собрания. 4. Он должен при необходимости с помощью остроумных, вносящих оживление замечаний предотвращать возможную усталость аудитории. 5. Секрет успешного ведения собрания заключается в доскональном знании решаемого на собрании вопроса, а также в осведомленности по всем нюансам, касающимся порядка ведения собрания. 6. Председатель собрания должен вооружиться набором чётко и коротко сформулированных тезисов и штампов, которые облегчают ведение собрания. 7. В задачу председателя собрания входит представлять выступающих, создавать благоприятную обстановку для выступления и в заключение поблагодарить выступающих, избегая набивших оскомину банальностей. 8. При нарушении регламента и оскорблениях председатель должен пресечь выступающего. После трехкратного напоминания по парламентскому обычаю нарушителя порядка лишают слова. Примеры к пункту 6. Открываем собрание. Я прошу секретаря зачитать вслух протокол. Начинаем обсуждать вопросы по повестке дня, и я объявляю пункт 1. Кто хочет выступить по этому вопросу повестки дня? По пункту 4 выступает г-н Мюллер. Слово по порядку ведения собрания имеет г-н Майер. Переходим к голосованию по пункту 8 повестки дня. Кто за данное предложение, прошу поднять руку. Спасибо! – Кто против? – Спасибо! – Кто воздержался? – Спасибо! Большинство проголосовало «за», предложение принимается. Кто ещё хотел бы выступить? Согласны ли вы ограничить время выступления 6 минутами? Я прошу г-на Вайтлинга говорить только по существу вопроса. В заключение обсуждения высказано одно предложение. Кто хочет выступить против этого предложения? Ставлю вопрос на голосование. Кто за то, чтобы закончить обсуждение? Спасибо, подавляющее большинство «за», поэтому голосовать «против» не имеет смысла. Я второй раз призываю г-на Раухайзена воздерживаться от оскорбительных высказываний, прошу соблюдать порядок, напоминаю вам о последствиях третьего замечания по поводу нарушения порядка. Список выступающих исчерпан, выступления закончены. Г-н Виндинг выступит с заключительным словом. Благодарю г-на Виндинга за выступление. Спасибо также всем дамам и господам, принявшим участие в обсуждении. Собрание объявляю закрытым. ПЛАНИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ: В КАЖДОМ ЧАСЕ ТОЛЬКО 60 МИНУТ Кто правильно планирует своё время, тот удлиняет свою жизнь и делает её насыщенной. На свете существует немало людей, которые не умеют правильно тратить деньги. Но ещё чаще встречаются люди, не умеющие правильно обращаться со своим временем. Человек, не умеющий правильно расходовать свои деньги, и при хорошем жалованье, не будет зажиточным. Человек, который не умеет правильно обращаться со своим временем, не только впустую растрачивает свою жизнь, но и отличается ненадежностью, непунктуальностью. Ему всегда не хватает времени, для него характерно внутреннее беспокойство, он постоянно страдает от стресса и вместе с тем от угрызений совести. Постепенно он становится душевно, а затем и физически нездоровым человеком. Он разрушает сам себя и, как правило, своё окружение. Человека, который не умеет обращаться со временем, постоянно сопровождают неприятности. Исходя из своего личного опыта, вы признаёте, что одна из главных причин неудач и болезней – это неумение правильно обращаться со временем. Если сравнивать между собой разных людей, то с объективной точки зрения у всех разные шансы на успех в жизни. Но в одном все равны: для каждого из нас сутки длятся 24 часа. И все по-разному используют эти 24 часа. Время как вода. Один позволяет ей течь просто так, без всякой пользы. Другой же использует движущую силу воды для созидания. Как-то раз один журналист встает из-за своего рабочего стола в 12.40 пополудни, чтобы выпить чашечку кофе. Под большими настенными часами в вестибюле сидят трое его коллег и играют в скат[16]. Возвращаясь на своё рабочее место, журналист спросил своих коллег: «Что вы здесь делаете?» – «Да убиваем время до 13 часов» – таков был ответ. Журналист сел за свой стол и написал статью, которую каждый из нас должен был бы постоянно иметь перед глазами: «Человек, убивающий время, убивает и свои шансы на успех». Этот случай должен побудить вас более сознательно относиться ко времени. То, как человек проживает день, определяет всю его жизнь. В нашей жизни нет незначительных, бессмысленных или неважных дней. Каждый день таит в себе силы роста и поэтому важен. День – это основная единица измерения нашей жизни. Мы можем часы и месяцы размышлять о своём прошлом, мы можем лить по этому поводу слезы. Но изменить своё прошлое мы не в силах. А вот что мы можем изменить и на что повлиять, так это своё настоящее и самое главное – будущее. Пока мы дышим, мы можем действовать творчески и менять свой мир. Ни одному режиссеру не придёт в голову ставить спектакль без предварительного плана и репетиций. А вот жизнь многих людей выглядит часто как бесконечный спектакль-импровизация. Раскрытие личности – это больше чем её сохранение. Кто думает только о сохранении своей жизни, тот препятствует своему развитию. Сознательное устройство жизни начинается всегда с самопознания, затем на этой основе формируется самоорганизация. Только из этого внутреннего порядка вырастает счастливое и наполненное смыслом будущее. Вся власть человека заключается в сочетании (Оноре де Бальзак) Люди, которым не хватает времени, – это, как правило, люди, которые не знают точно, чего они хотят. Разумеется, есть люди перегруженные, имеющие слишком много обязанностей. Но разве и в этом случае не следовало бы заняться самоорганизацией? Планомерная работа начинается с карандашом в руках. Запишите все задания, которые вам предстоит выполнить на следующей неделе, не распределяя их по порядку. Если вы внимательно изучите этот список, то признаёте, что не все задания являются в одинаковой степени срочными и важными. Рассортируйте их на три группы: А, Б и В. Задания группы А – крайне срочные и важные, подлежащие немедленному и безусловному выполнению. Задания группы Б – важные, их следует выполнить в ближайшее время. Задания группы В можно поручить другому или временно отложить. Если вы выработаете у себя систему согласно этому правилу, то сможете значительно лучше распределять своё время и прежде всего не упускать из виду те задачи, которые представляются наиболее важными. Люди, которым вечно не хватает времени, делают меньше всего. (Лихтенберг) Вам только тогда будет хватать времени, если вы будете делать все не спеша. Вы наверняка знаете таких людей, которые всегда говорят: «У меня совсем нет времени, я тороплюсь». Так как они всегда в движении и в спешке, казалось бы, они-то и должны много успевать сделать, многого достигать, быстро продвигаться вперед по жизни. Но вот встречаете вы такого человека года через два, он по-прежнему все куда-то спешит, да вот только нисколько не ушел вперед, все топчется на месте, но ещё более озабоченно и суетливо. Для того, что представляется человеку очень важным, он всегда находит время. Я знавал многих людей, у которых якобы никогда не было временя. Но вот внезапно они влюблялись. И вы даже не поверите, сколько свободного времени у них неожиданно находилось. При этом не имеет ровно никакого значения, предмет их любви – человек или какое-то хобби. Это может быть даже книга или новое увлекательное задание. Если человек находит время для чего-либо важного, значит, он знает, что для него важно! Что же важно для вас? Как-нибудь в спокойную минуту задайте себе вопрос: «Каковы самые важные дела моей жизни, моего будущего?» Только когда вы сможете на него ответить вполне конкретно, задайте следующий вопрос: «Какие люди и какие источники информации могут мне помочь в достижении моей цели?» Существуют воры, которых не наказывают, но которые (Наполеон) Множество мелких задач из группы В пожирают нашу энергию. «Сосредоточиться на самом важном» – под этим девизом вы должны распределять своё время. Многие исследования дали интересный результат. Если абстрактно выразить успех в процентах и наши дела за день тоже принять за 100 %, то окажется, что 100 %-й успех достигается, как правило, только при 20 % -й затрате времени, сил и умственной энергии. Остальные 80 % нашего времени и сил тратятся на выполнение задач группы В. Может быть, теперь вам станет более понятным наш тезис «Достигать большего меньшими усилиями». Благодаря 10 минутам, потраченным на целенаправленное планирование, вы можете ежедневно экономить до 2 часов. Знание этого факта должно заставить вас немедленно сделать выводы. Как все это должно выглядеть на практике? Лучше всего планировать каждый новый день накануне вечером. Итак, новый день начинается уже вечером. Сначала вы записываете всё, что вам предстоит сделать на следующий день. Только потом вы распределяете все задания в соответствии со своим рабочим режимом дня. И только после этого нужно перенести записи в должном порядке в свой календарь-ежедневник. Теперь вы знаете, что ваш календарь – это своего рода видимое подсознание. Записывая свой рабочий план в календаре, вы автоматически переносите свои цели в подсознание. Вы буквально вписываете их в подсознание. И тогда наступает решающий момент. Только тогда вы задаёте себе вопрос: «А что из завтрашних дел для меня и моего будущего является самым главным?» «Кто позволяет времени утекать между пальцами, тот позволяет и жизни утекать между пальцами» (Виктор Гюго) Какая задача является для меня задачей группы А? Эту «А – задачу» выделите красным фломастером. Каждый день заполнен у вас многочисленными обязанностями. Но только одна, максимум две задачи являются задачами группы А. Помните при этом всегда, что только 20 % концентрации усилий требуются для достижения 100 % -го успеха. По сравнению со способностью целесообразно распределить работу одного-единственного дня все остальное в жизни сущий пустяк (Гёте) Почему многие другие методы планирования на практике терпят неудачу? Объяснение совсем простое: потому что на один день планируется слишком много. В результате каждый вечер человека угнетает ощущение неудачи, срыва. При предлагаемом мной способе вас ожидает каждый вечер чувство удовлетворения. Условием для этого является то, что накануне вечером вы все дела сосредоточенно распланировали. Учитывайте также и то, что в течение дня возникают дополнительно какие-то новые дела и появляются неожиданные обстоятельства, которые могут разрушить самый продуманный план. Но тот пункт, который у вас выделен красным, вы должны выполнить вопреки всем самым неожиданным и многочисленным обязанностям. Это тот самый решающий момент, который является ежедневным ростком будущего успеха. Быть последовательным означает каждый день делать один шаг вперед. Кто каждый день добивается одного успеха, тот в неделю имеет семь успехов, в месяц – тридцать, в год – триста шестьдесят пять. При этом крепнет сознание того, что каждый день на один шаг приближаешься к своей цели. Происходит положительное динамичное саморазвитие. Но вернемся к практике. Итак, помимо подчеркнутого красным, вы запланировали выполнение ещё десяти других заданий. Но в результате непредвиденных помех вы смогли выполнить только шесть из них. Что же станет с оставшимися четырьмя? Либо эти проблемы решатся сами собой, либо в них отпадет надобность и, значит, они вовсе не были такими уж необходимыми, либо они превратятся в задачи группы А на следующий день. Многие люди работают всегда по принципу: лучше действовать как сложится, чем работать по плану. С этим вы должны немедленно покончить. Принцип успеха – концентрация на главном. Умение отказаться от выполнения несущественных дел является решающим условием для успеха. (Макензи) Если мы перестанем не спеша созерцать и размышлять, мы разучимся жить. Мы имеем обыкновение все откладывать на завтра, на следующий год, на потом, как будто намерены жить вечно. Примите во внимание следующие установки, и не только на ближайшие два месяца. 1. Я буду жить, осознавая ценность времени и его быстротечность. 2. Я буду постоянно стремиться к своей цели. 3. Я буду распределять всю свою Рабату по порядку. 4. Я буду себя контролировать. Успешно прожить один день, вернее сказать, двадцать четыре часа – с этого начинается искусство жить. Но никогда не забывайте, что стремление к успеху – это только одна сторона жизни. Работа и досуг должны образовывать некое единство. Они должны гармонично сочетаться друг с другом. В часе шестьдесят минут. И в течение этих шестидесяти минут мы должны, по крайней мере, один раз порадовать кого-либо из окружающих добрым словом. Хочу закончить эту главу одной из мыслей Тагора: Господь уважает меня, когда я работаю, Но когда я пою, он меня любит. ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО Людей обвиняют порой в том, что они не знают собственных слабостей. Однако не менее часто встречаются люди, которые не осознают, в чём их собственная сила. Человек подобен клочку земли, в котором залегает золотая жила, о чём владелец этого клочка земли и не подозревает. (Дин Свист) В одной старой легенде говорится о волшебном зеркале, в котором люди отражалась такими, какими они были на самом деде. А не такими, какими они представляли сами себя или были в глазах своих друзей и врагов. Со всех концов земли тянулись паломники к этому волшебному зеркалу. И вот однажды пришёл странник, отличавшийся необычайной скромностью, имеющий обыкновение постоянно недооценивать себя. Он был поражен, когда увидел себя в зеркале в том облике, о котором он до сих пор и не догадывался. В зеркале он увидел совершенно другого человека. Сильного, уверенного в себе, мужественного человека без тех недостатков и признаков неполноценности, которые он всегда сам себе приписывал. И чем больше он всматривался в отражение, тем отчётливее оно проявлялось, пока ему не стало ясным, что таким должно быть его высшее «Я», его сущность, ради которой Создатель сотворил его. Отражение в зеркале произвело на странника столь большое впечатление, что отныне он неустанно старался равняться на него и стал под его воздействием изменяться. Спустя несколько лет произошло полное и окончательное превращение в его облике, его душевном состоянии, его личности в целом. Он стал ещё более значимым человеком, чем ему открыло волшебное зеркало, он познал большие успехи, о которых прежде не решался даже мечтать. И тогда он сказал, что только теперь начал использовать те возможности, которые были заложены в нём. Невероятно трудно вселить в человека веру в его собственную значимость, в таящиеся в нём способности. Мы скованы старым представлением о малоценности человека. Но в человеке, которого сотворил Господь, нет ничего малоценного. Все свои недостатки мы сами вложили в себя. То, что сотворил Господь, совершенно. Любые неудачи, любое ощущение своей неполноценности являются следствием того, что мы ничего не знаем о своей истинной сущности и своём родстве с Богом. Предназначение человека – быть победителем, а не рабом. Он должен пользоваться своей божественной силой, которой он наделен от рождения, и подняться до высот своих возможностей, а не опускаться ниже их, как это делают многие из нас. По волшебному зеркалу собственного духа мы поймем, какими мы должны быть по промыслу божьему. Не маленькими, зажатыми, слабыми существами, а прекрасными людьми, которых Господь представлял в своих замыслах, когда создавал нас. Давайте мыслить, говорить, действовать и жить, как должен был бы это делать такой человек. Тогда мы будем соответствовать замыслам Создателя, а не противоречить им. Тогда мы станем воплощением его планов, а не перечеркнем их. Тогда у нас будет реальный шанс стать счастливыми и преуспевающими людьми. ИСКУССТВО ОБРАЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ Всем нам нужно пытаться обрести мастерство в искусстве обращения с людьми. В этом вам должны помочь следующие мысли. Обособленный от других человек никогда не достигнет цели. (Гёте) Уметь обращаться с людьми – это, вероятно, величайшая проблема, которую нам надо решить. (Карнеги) Приказывают тому, кто не умеет подчиняться самому себе. (Ницше) Могуществен тот, кто стремится вперед. (Норвежская пословица) Дружелюбное отношение к людям – это первое жизненное правило, которое может избавить нас от многих неприятностей. (Граф фон Мольтке) Сила вызывает принуждение, любовь даёт власть. (Эбнер-Эшенбах) Все, кто наносит вред настроению своих ближних, являются ещё худшими саботажниками, чем те, которые разрушают станки. (Гроссманн) Кто умеет воодушевлять людей, тот может отказаться от принуждения. (Гроссман) Неопределённость в приказаниях приводит к неопределённости в подчинёнии им. (Граф фон Мольтке) Кто хочет подчинить людей своей воле, должен говорить тихо. (Жан Жироду) Критика бесполезна, так как она вынуждает критикуемых обороняться. Бей свою собаку, и она ни на что не будет больше годиться, обращайся с ней хорошо, и ты увидишь, какую пользу она тебе принесёт. (Пословица) Даже вечный ворчун часто становится мягким и доступным, если находит терпеливых и сочувствующих слушателей. (Карнеги) Подарок, сделанный от всего сердца, делает дарящего богаче, хотя он с чем-то и расстается. (Гамсун) Благодарность – есть положительное внушение. Задать вопрос – это совсем не то же самое, что дать совет. Человек, который может поставить себя на место другого и умеет смотреть на вещи глазами другого, может никогда не тревожиться о своём будущем. (Оуэн Д.Юнг) Великий человек проявляет своё величие в том, как он обращается с маленькими людьми. (Карлейль) Приказывать может тот, кто имеет чёткие представления! (Гёте) И третье, что я слышал, это то, что приказывать труднее, чем повиноваться. (Ницше) Мастер говорил: если нет согласия по принципиальным вопросам, нельзя давать друг другу советы. (Конфуций) «СПАСИБО» – ЛУЧШИЙ КОМПЛИМЕНТ Многие люди стесняются говорить комплименты. И это правильно, если комплименты неуклюжи, банальны, неискренни. Но вместе с тем нужно осознавать: не хлебом единым жив человек. Каждый нуждается в похвале и признании. Исследователь стрессовых состояний Ганс Селье установил, что для человека признание результатов его труда важнее, чем власть и богатство. По сути дела, это для человека самое главное. Казалось бы, очень простой вывод, но настолько порой тяжело выразить другому свою признательность. Кто критикует других, тот ухудшает своё собственное положение, кто ценит других – улучшает его! Критиковать окружающих проще простого. К сожалению, нашу молодежь постоянно воспитывают в этом духе. Способность критиковать воспринимается как добродетель. Но что же гораздо-гораздо труднее? Делать лучше! Но вернемся к каждодневной практике и к анализу. Замечаете ли вы достижения и то хорошее, что делают ваши сотрудники? Высказываете ли вы это открыто? Часто ли вы начинаете обращение к ним словами: «Это мне очень понравилось…» «Это же замечательно…» «Вот это добросовестная тщательная работа…» «Ваша идея великолепна…» «Да, профессионал всегда остается профессионалом…» «Безупречно как всегда…» «Это ты сделал отменно…» «Это тебе прекрасно удалось…» «Ваша работа становится все лучше и лучше…» «Так быстро, как вы, вряд ли ещё кто-нибудь сделает…»? Это те самые волшебные слова, которые распахивают сердца наших ближних. Но самый замечательный и простейший комплимент, который только можно сделать, это коротенькое слово «спасибо». Понаблюдайте как-нибудь, как часто высказывают благодарность люди, достигшие мастерства в искусстве обращения с людьми. Слова благодарности и улыбка – то, на чем держится обаяние! [1] Синапс (от греч. synapsis – соединение, связь) – область соприкосновения (контакта) клеток друг с другом или с тканями. (Прим. пер.). [2] Цитируется по изданию: Гёте Й. В. Стихотворения. Страдания юного Вертера. Эгмонт. Фауст. [3] Экзотерик – приверженец тайного, скрытого. [4] Швейцер Альберт – немецко-французский мыслитель, богослов, врач. [5] Амстронг Луи – американский певец и трубач. [6] Кох Роберт – немецкий микробиолог, открыл возбудитель туберкулеза. [7] Тейяра де Шарден – французский палеонтолог, философ, теолог. [8] Херманн Йозеф Абс – банкир. [9] Юнг Карл Густав – швейцарский психолог и психиатр. [10] Интровертивный – обращенный внутрь, психологическая характеристика личности, направленной на свой внутренний мир. [11] Альфред Адлер – австрийский врач и психолог, ученик З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии. [12] Мартин Лютер – деятель Реформации в Германии, основатель лютеранства, идеолог консервативной части бюргерства. [13] Цитируется по изданию: Гёте Й. В. Стихотворения. Страдания юного Вертера. Эгмонт. Фауст. [14] Мария фон Эбнер-Эшенбах (1836-1916) – писательница, известна своими лирическими и драматическими произведениями, афоризмами. [15] Мур Генри (1898 г.р.) – английский скульптор. (Прим. пер.) [16] Скат – карточная игра. (Прим. пер.). Date: 2015-09-24; view: 254; Нарушение авторских прав |