Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая патологическая анатомия





ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

Методические указания

для самостоятельной работы студентов

по патологической анатомии

 

 

Иваново 2010


 


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИВАНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА

ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

Кафедра патологической анатомии с секционным курсом

 

ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

(Методические указания для самостоятельной работы студентов по патологической анатомии)

Издание второе, переработанное и дополненное

 

 

Иваново 2010

 

 

За 18 лет, которые отделяют от первого издания настоящее второе издание методических разработок, произошло ряд изменений в учебном плане курса патологической анатомии, что нашло свое отражение в новом издании. Кое-что устаревшее было удалено, многое исправлено. По-прежнему к каждому занятию предлагается перечень макро- и микропрепаратов, наиболее подходящих для работы учащихся и усвоения ими морфологии соответствующих процессов, а также контрольные вопросы помогающие проверять собственные знания.

 

Методические рекомендации составлены коллективом преподавателей кафедры патологической анатомии: О.Н. Нечаевой, Е.А. Конкиной, А.С. Константиновым.

 

 

Под общей редакцией зав. кафедрой патологической анатомии профессора Е.А. Конкиной.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Общие методические указания по практической работе на занятиях....………4

Занятие 1. Методы патологической анатомии..…………………………………5

Занятие 2. Паренхиматозные и стромально-сосудистые дистрофии.....………6

Занятие 3. Смешанные дистрофии: нарушение обмена сложных белков - хромопротеидов, нуклеопротеидов и минералов...………………….…9

Занятие 4. Нарушения кровообращения и лимфообращения. Некроз.....……11

Занятие 5. Воспаление: экссудативное, продуктивное..………………………15

Занятие 6. Процессы приспособления и компенсации..………………………19

Занятие 7. Патоморфология опухолей человека. Опухоли из эпителия и меланинобразующей ткани...……………………………………….……21

Занятие 8. Опухоли из мезенхимы. Опухоли центральной нервной системы. Тератомы....…………………………………………..………………24

Занятие 9. Письменная итоговая работа по общей части патологической анатомии...……………………………………………….………………26

Термины.....………………………………………………………………………27


 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА ЗАНЯТИЯХ

Изучение структурных основ болезней приводится в секционных залах патологоанатомических отделений городских клинических больниц и учебных помещениях кафедры патологической анатомии с использованием комплектов макро- и микропрепаратов.

 

РАБОТА В СЕКЦИОННОМ ЗАЛЕ

Во время присутствия на секции изучаются макроскопические изменения органов и тканей, вызванные определённым патологическим процессом. Обнаруженные на вскрытии изменения сопоставляются с данными истории болезни, с клиническими проявлениями заболевания, лабораторными, рентгенологическими данными, которые кратко излагаются преподавателем и уточняются присутствующим лечащим врачом. В учебных альбомах подробно описываются изменения органов, изъятых из трупа (соответственно теме занятия).

 

АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ И ОПИСАНИЯ МАКРОПРЕПАРАТОВ

1. Название органа пли его фрагмента.

2. Размеры органа или его части (длина, ширина, толщина).

3. Консистенция органа, типичная для описываемого патологического процесса.

4. Состояние наружного покрова органа - капсулы, плевры, перикарда, мягкой мозговой оболочки.

5. Состояние поверхности разреза органа - цвет, изменение анатомического рисунка.

6. Характеристика патологического очага: локализация, размеры, форма, цвет, консистенция, граница с окружающими тканями.

7. Заключение: причины, осложнения, исхода, значение для организма.

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МИКРОСКОПИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ

Микропрепараты представлены, в основном, в стандартной окраске срезов гематоксилином-эозином. При использовании специальных окрасок или гистохимических реакций методика указана в описаниях препаратов для каждого практического занятия.

Перед началом работы части микроскопа устанавливаются в исходное положение: конденсор поднят, диафрагма открыта, объектив малого увеличения центрирован с помощью револьвера и установлен макрометрическим винтом на расстоянии 1-1,5 см над прорезью предметного столика. Под контролем глаза в окуляр с помощью вогнутой поверхности зеркала добиваются яркого и равномерного освещения поля зрения. Объект, покровным стеклом кверху, размещают под объективом. Под малым увеличением микроскопа, под контролем глаза в окуляр, с помощью макровинтов получают четкое изображение объекта. Просматривается весь срез, определяется орган, ткань, затем отыскивается зона патологического процесса, определяются наиболее существенные структурные изменения, характеризующие конкретный патологический процесс. Структуры, подлежащие дальнейшему исследованию, устанавливают в центре поля зрения и под большим увеличением рассматриваются детали клеточной и тканевой патологии. Под контролем глаза в окуляр, вращением микровинта добиваются четкости изображения.

В альбоме выполняется схематический рисунок в цветном изображении. Каждый микропрепарат обозначается названием в латинской и русской транскрипции. Расшифровка рисунка должна быть информативной и содержать указания на основные типичные патологические изменения, отражающие сущность процесса, его фазу. Выполнение задания по изучению микропрепаратов отражает уровень подготовки студента, владение материалом темы.

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНОГРАММ

По отдельным темам общей и частной патологической анатомии студентам предлагаются электронограммы, углубляющие представления: о структурно-функциональных особенностях органов в условиях конкретных патологических процессов при различных заболеваниях. В названии к электронограммам определены существенные субмикроскопические детали патологического процесса, в фотографии внесены обозначения ультраструктурных компонентов клетки. Студентам необходимо выявить стереотипные изменения ультраструктур, сопоставить их со светооптической характеристикой патологического процесса. По возможности, предлагается оценить особенности функционального состояния клетки и ткани, обусловленные описанными изменениями.

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

По каждой теме практического занятия студентам рекомендуется список необходимых медицинских терминов. Студенты должны владеть правильным произношением терминов, расшифровкой смысла и происхождения названий патологических процессов и болезней, безошибочно отражать их в письменном виде в латинской транскрипции.

 

Date: 2015-09-24; view: 563; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию