Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные действия





Здесь мы должны остановиться более подробнонахарактеристике самих социальных действий. Следуя общей теории, сформулированной Ф. Знанецким[91], мы рассматриваем социальные действия или поступки как определенные системы, состоящие из нескольких элементов. Прежде всего социальными действиями мы будем называть только те действия, которые имеют целью вызвать изменения поведения, установок или стремлений индивидов или общностей. Это определение позволяет отделить социальные действия в точном значении этого слова от действий, например религиозных, в которых предмет действия — некая трансцендентная сила, а цель действия—изменение поведения этой силы (бога). Очевидно, граница между социальными, экономическими или политическими действиями не может быть проведена окончательно, поскольку эти действия всегда имеют в себе «социальные» элементы, то есть также стремятся изменить поведение других индивидов.

[85]

Каждое социальное действие — это система, в которой можно выделить следующие составные элементы: а) действующее лицо; б) предмет действия или лицо, на которое действуют; в) средства или орудия действия; г) метод действия или способ использования средств действия; д) реакция лица, на которое действуют, или результат действия.

В теории социальных действий особый интерес представляют проблема средств или орудий действия и про­блема методов действия. На первый взгляд казалось бы, что существует огромное разнообразие средств и методов действия. Между тем систематизация этих областей показала, что все возможные и применяемые во всех обществах методы и средства действия можно свести к очень немногим образцам, сохраняющимся с удивительным однообразием при всех обстоятельствах и изменениях общественных формаций.

Прежде всего следует отличать понятие «поведение» от понятия «действие». Поведение — это реакция организма на внутренние или внешние раздражители; поведение может быть инстинктивным, неосознанным, но мо­жет быть и преднамеренным, осознанным, осмысленным. Действиями мы называем только некоторые виды поведения, а именно те, которые являются преднамеренными, осмысленными комплексами поступков, предпринятых для достижения определенной цели, и те, которые связаны с выбором средств, обеспечивающих, по убеждению действующего, достижение цели. Социальные действия, как уже сказано выше,— это определенная система поступков, средств и методов, при помощи которых лицо или группа намеревается изменить поведение, установки или мнения других лиц или групп.

Генезис действий следует искать в контактах. Не бывает взаимодействий без предварительных контактов, без определенной платформы, на которой может зародиться стремление вызвать определенную реакцию индивида или группы, изменить его поведение. Каковы общие условия, чтобы между А и Б развились взаимодействия, то есть - чтобы А совершил поступок или поступки, имеющие целью вызвать желаемую реакцию Б?

Из того, что мы до сих пор говорили о контактах, вытекает, что два вступающих в контакт индивида интересуются теми чертами друг друга, которые могут быть

[86]

использованы ими для удовлетворения своих потребностей, будь то интересующие их вещи или ценности, находящиеся в их распоряжении, которые также могут быть использованы одним из них либо взаимно. Если, следовательно, А устанавливает, что Б обладает определенными чертами (знаниями, навыками, положением и 1. д.) или располагает определенными предметами (вещами, символами, идеями и т. д.) и эти черты или предметы могут удовлетворить его потребности, стремления и т. п., то существует комплекс условий для того, чтобы А мог решиться на выполнение определенной функции, в результате которой Б позволит использовать свои черты или вещи для удовлетворения потребностей А. Это, однако, только объективное условие. Действительное совершение поступка требует, кроме того, существования у А определенной установки, или твердой склонности к выполнению определенных действий. Но наличия потребностей и интересов недостаточно, чтобы индивид или группа осуществляли действия, направленные на их удовлетворение. Необходима определенная движущая сила, определенная устойчивая готовность к их осуществлению. Индивид может иногда действовать под влиянием внезапных импульсов, мимолетных настроений и т. д., но такого рода действия редко становятся действиями систематическими, повторяющимися и устойчивыми, последовательно направленными на достижение важной цели. Такие действия возникают на почве установок. Поэтому социальная психология и социология уделяют исследованию установок много внимания и немало усилий посвящено поискам правильных методов исследования и измерения установок.


Социальные действия направлены, следовательно, к такому изменению чужих установок и поведения, чтобы они вели к удовлетворению определенных потребностей, стремлений или интересов. Поэтому в них средства действия и методы действия — самое важное, поскольку от их правильного выбора зависит успешность действия. На первый взгляд социальные действия представляют собой неограниченный хаос, в котором существуют бесчисленные возможности разнородных действий. Это, однако, не так, и более близкий анализ показывает, что все социальные действия протекают по определенным, постоянно повторяющимся образцам или по определенным схе-

[87]

мам, постоянно повторяемым и наследуемым. А поэтому, вообще говоря, все действия, направленные на изменение поведения людей, можно уложить в категории следующих видов: негативное принуждение и позитивное убеждение. Негативное принуждение чаще всего проявляется в виде запретов и приказов, сущность которых — репрессии по отношению к нежелательному поведению. Позитивное убеждение основано на действии при помо­щи стимулов, вызывающих желательное поведение без обращения к репрессиям в какой бы то ни было форме (угрозы, наказания). Ф. Знанецкий делит все виды со­циальных действий на две категории: приспособления и оппозиции. К первой относятся все те действия, которые вызывают желательное поведение индивидов или групп без угрозы каким-либо ценностям или возможностям партнера, ко второй — все те, которые связаны с угрозами и репрессиями. Общие типы поведения, подпадающие под обе категории, немногочисленны: ибо как можно изменить чужое поведение без угроз и репрессий? Просьбой или приглашением, привлечением, руководством в сов­местном труде, руководством в воспитании, добровольным подчинением в ходе выполнения действия, сознательным подчинением для достижения цели, а также подражанием. Это были бы общие типы действий, проявляющиеся во всех обществах, в которых чужое поведение подвергается желательному изменению без угроз субъекту действия. К видам оппозиции, или изменений чужих установок и поведения при помощи угроз, Знанецкий причисляет: противопоставление себя другим, репрессии и бунт как естественные реакции на всякое принуждение, агрессию, выступающую в различных видах, враждебность, проявляющуюся в разных формах — от нежелания достичь взаимопонимания до сопротивления. Средним видом между приспособлением и оппозицией является эгоистический компромисс.

Такую классификацию (а также детальный анализ) возможных видов действия провел Ф. Знанепкий[92]. Это не единственный способ классификации видов действия; можно применять и иные способы описания и анализа действий.

Но социальные действия составляют особую пробле-

[88

мy, в которую мы здесь не будем вникать глубже. Правда, мы не разделяем взгляда Макса Вебера, что социальные действия являются основным элементом социальной действительности и что все сложные социальные образования, такие, как институты, группы и другие общности, являются, собственно, констелляциями и кристаллизациями действий, и не разделяем также взгляда Ф. Знанецкого, что социальные действия являются основным типом замкнутых социальных систем, из которых построены все другие социальные системы, но мы признаем, что изучение социальных действий — важная задача социолога, поскольку в них проявляется функционирование индиви­дов и групп, функционирование социальной связи.


Итак, взаимодействия — это взаимно сопряженные системы действий, между которыми возникает причинная зависимость: поступок А, изменяющий поведение или установки Б, вызывает поступок Б, который в свою очередь изменяет установки и поведение А. Взаимодействия могут быть устойчивыми, например политическая борьба между двумя партиями, продолжающаяся годами, или преходящими, например дискуссия, проведенная по любой проблеме в течение одного вечера, или случайный разговор.

Таким образом, термин «взаимодействия» охватывает весьма широкий круг явлений. Отсюда некоторые со­циологи сделали вывод, что взаимодействия — основной социальный вопрос, что все явления и процессы, происходящие в любом обществе, в любой период времени, можно свести к явлениям взаимодействия, а поэтому их анализ позволит описать и выяснить все процессы, происходящие в обществе. Поэтому некоторые социологи, а в особенности находящиеся под влиянием бихевиористских взглядов, например Джордж А. Ландберг, считают, что «взаимодействия индивидов и групп — это центральный предмет исследований общественных наук»[93]. Причем эти социологи проявляли тенденцию заниматься лишь непосредственными воздействиями, вызванными непосредственным осознанием наличия предмета воздействия. Они полагали, что интеракция — это основной элемент связи, объединяющей группу, что действительность групповой

[89]

жизни, которую можно изучать эмпирически, является комплексом и сложной системой взаимодействий. Понятию воздействия они придавали несколько более широкое значение, считая, что отношения между членами групп основываются на установленных схемах (образцах—pattern) воздействий. Отсюда также развилась тенденция эмпирического исследования взаимодействий как пути к изучению систем отношений между членами и вместе с тем к исследованию внутренних структур групп. Примером является метод, разработанный Р. Бэйлсом, систематизировавшим все возможные формы взаимодействий в двенадцати категориях и искавшим способы установления общей характеристики группы на основе преобладающих в ней типов взаимодействий[94]. Эти методы применяются прежде всего к изучению малых групп, но, как мы увидим позже, изучение малых групп одновременно признается наилучшим путем исследования макроструктур.

Мы не разделяем того взгляда, что вся «действительность» жизни группы или иной общности сводится лишь к взаимодействиям между членами малых групп, что эти взаимодействия слагаются исключительно из действий, являющихся реакциями на поведение партнера, находящегося непосредственно перед нами. Мы придаем понятию взаимодействия более широкое значение, охватывая им также взаимодействия, вытекающие из системы зависимостей, существующих между индивидами независимо от их сознания, что позволяет нам исследовать структуры и процессы, происходящие под действием надиндивидуальных сил.

 







Date: 2015-09-22; view: 315; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию