Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношение между эндо- и экзопсихикой на разных уровнях





Отношение между личностью и окружающей ее сре­дой, а вследствие этого и отношение между эндо- и экзопсихическими элементами личности бывает на разных уровнях далеко не одинаковым.

На низшем уровне влияние внешней среды и внешних обстоя­тельств является безусловно преобладающим. Подчиняя себе слабую, разрозненную психику малоодаренного человека, среда накладыва­ет на нее свой отпечаток, насильственно приспособляя ее к своим запросам и требованиям и очень мало считаясь с эндоособенностями каждого отдельного индивидуума. Благодаря этому часто полу­чается значительное несоответствие между основными задатками и способностями данного человека, с одной стороны, и усвоенными им профессиональными навыками, взглядами и способами деятель­ности - с другой. В результате личность часто не дает и того немно­гого, что она могла бы дать при более самостоятельном и независи­мом отношении к окружающему. Общая приспособленность ее к окружающей среде оказывается настолько неполной и нестойкой, общий вес и ценность ее в социальной жизни настолько незначительными, что представителей низшего уровня (и при этом не толь­ко извращенных, но даже и чистых) можно в общем охарактеризо­вать как недостаточно приспособленных.

В противоположность этому люди, принадлежащие к среднему психическому уровню, обладают гораздо большей способностью при­норовиться к окружающей среде, найти в ней свое место и исполь­зовать ее для своих целей. Более сознательные, обладающие боль­шей работоспособностью и инициативой, они выбирают себе род за­нятий, соответствующий их склонностям и задаткам, работают про­дуктивно и с интересом и в конце концов, будучи полезны обществу, успевают в то же время и себе обеспечить не только материальное благосостояние, но и некоторый комфорт, физический и духовный. Их можно назвать поэтому приспособившимися.

Несколько иные отношения встречаем мы на высшем психи­ческом уровне. Люди талантливые, высокоодаренные, разумеется, в еще большей степени, нежели представители среднего уровня, обла­дают данными, необходимыми для того, чтобы приспособиться к окружающей среде, воспользоваться ее выгодами и преимущества­ми и устроить себе жизнь удобную и материально обеспеченную. В некоторых случаях так это и бывает. Но обычно дело осложняется здесь еще тем, что значительная напряженность, интенсивность ду­шевной жизни заставляет человека не ограничиваться одним толь­ко приспособлением к среде, но стремиться и саму эту среду переде­лать, видоизменить сообразно своим собственным влечениям и по­требностям. Другими словами, здесь мы всегда встречаемся с более или менее ярко выраженным процессом творчества, в какой бы области оно ни проявлялось - в духовной или материальной, в области науки, искусства или практической жизни и т. п.

Если, таким образом, низший психический уровень дает нам по преимуществу индивидуумов, недостаточно приспособленных, средний уровень - приспособившихся, то представителей выс­шего уровня можно назвать, в отличие от предыдущих, приспо­собляющимися. Необходимо только помнить, что процесс творче­ства, переработка действительности сообразно своим идеалам и стремлениям никогда не даются им даром, а почти всегда сопро­вождаются упорной борьбой и различными лишениями, духов­ными или материальными. Интенсивная концентрация душевной деятельности в известном направлении в связи с повышенной идейностью стремлений заставляет их зачастую без достаточного внимания относиться не только к различным чисто материаль­ным потребностям, но и вообще к обеспечению ровного, спокой­ного течения своей жизни. Благодаря этому представители выс­шего уровня, даже в случае успеха своих планов и стремлений, нередко оказываются в социальном отношении устроившимися гораздо хуже, нежели обыкновенные, средние люди.

Принадлежность человека к тому или иному психическому уровню еще не определяет собой его типа (деление по психичес­кому содержанию - см. выше): такие основные типы, как аф­фективно-деятельные, энергичные, рассудочные, мечтатели и т. п., встречаются одинаково на всех уровнях, хотя, конечно, проявления их существенно меняются в зависимости от степени одарен­ности человека и от большего или меньшего богатства и интен­сивности его душевной жизни.

После всего того, что было сказано нами относительно степе­ней душевного развития и признаков повышения психического уровня, невольно напрашивается вопрос: нельзя ли воспользоваться принадлежностью индивидуума к тому или иному психическому уровню в качестве мерила для его этико-социальной оценки? Дру­гими словами, если принадлежность к высшим уровням (психи­ческая одаренность, умственная, эмоциональная или волевая) ха­рактеризуется большим богатством душевной жизни, большей идейностью, работоспособностью, наличностью сознательного ми­росозерцания и т. п., не следует ли принять, что люди более ода­ренные являются, уже по этому самому, и в социальном отноше­нии более полезными и в этическом смысле лучшими? Несмотря на всю соблазнительность подобной точки зрения, нам она пред­ставляется, однако, совершенно неприемлемой.

Даже на самых высших ступенях душевного развития имеются свои извращенные типы, и психическое падение их зачастую оказы­вается и в социальном отношении более вредным и с моральной стороны более отталкивающим, чем у людей, обладающих более при­митивной психикой. Кому много дано, с того много и спросится. Мне кажется поэтому, что в качестве критерия моральной оценки необходимо выставить совсем иной признак, а именно большую или меньшую тенденцию.к повышению психического уровня, большее или меньшее стремление к совершенствованию. Если ни один человек не может дать в своих психических проявлениях больше того, что в него вложено от природы (прирожденные особенности нервно-психической организации), то зато имеющиеся от природы духов­ные силы могут или остаться неразвитыми, в зачаточном состоянии, или, наоборот, развернуться как в количественном, так и в каче­ственном отношении. И этот именно “священный огонь”, это стрем­ление к возможно более полному и всестороннему развитию и про­явлению своих духовных сил мы считаем одинаково ценным, будет ли оно проявляться в яркой и разнообразной психике богато ода­ренного человека или же в бедной, примитивной душе индивидуу­ма, принадлежащего к низшему психическому уровню...

Date: 2015-09-24; view: 359; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию