Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деление по психическим уровням





Всякий человек в своем физическом и духовном раз­витии проходит последовательно целый ряд определенных ступе­ней; причем каждая последующая ступень характеризуется боль­шим богатством и интенсивностью духовной жизни по сравне­нию с предыдущей. Этот процесс “психического роста” или “психического развития” отличается наибольшей стремительностью в первые годы жизни ребенка, а также в отроческом и отчасти в юношеском возрасте, по мере же приближения к 25-30 годам он постепенно замедляется и, наконец, совершенно останавливается; основное ядро личности окончательно определилось, психический уровень человека более или менее выяснился. В дальнейшем ему предстоит, быть может, еще развить крайне интенсивную и разно­образную деятельность, но это будут лишь обнаружения уже сфор­мировавшейся личности, сводящиеся преимущественно к ее экзопроявлениям.

Сравнивая между собой процесс психического роста у разных индивидуумов, нетрудно убедиться, что высшие, предельные гра­ницы этого роста, определяющие собой то, что мы называем пси­хическим уровнем человека, отличаются у разных людей край­ним разнообразием.

При нормальных внешних условиях и соответствующем вос­питании и образовании уровень этот определяется, как уже сказа­но, прирожденной одаренностью человека, сводящейся, в конце концов, к общему потенциальному запасу его нервно-психичес­кой энергии или, употребляя другой термин, к присущему ему большему или меньшему количеству психической активности.

Если, таким образом, повышение психического уровня имеет в своей основе увеличение общего запаса нервно-психической энергии (связанное, по всей вероятности, также с усиленным раз­витием и морфологическим совершенствованием коры.головно­го мозга), то внешние проявления различных уровней отличают­ся друг от друга уже не только в количественном, но и в качественном отношении.

Необходимо рассмотреть подробнее признаки, характеризую­щие собой повышение психического уровня.

На первом плане здесь следует поставить большее или мень­шее богатство личности, общее количество психической продук­ции, проявляющееся вовне обилием, разнообразием и сложнос­тью (или, наоборот, бедностью, однообразием и примитивностью) отдельных психических проявлений. Сюда относится, например, то что мы называет “объемом интереса” или широтой области, на которую он распространяется.

Не менее важное значение имеет также “уровень развития или дифференцирование интереса”. Сюда относится прежде всего “обилие в нем оттенков: например, религиозное сознание может быть смутным, бедным по содержанию, или развитым в целую религиозную систему с ответами на многие вопросы: так же может различаться чувство любви, дружбы и т. п.”.:

Вторым существенным признаком повышения психического уровня является сила, интенсивность отдельных психических про­явлений. Если мы сравним какого-нибудь плохонького музыканта-любителя с выдающимся композитором или виртуозом-исполните­лем, то увидим, что у последних в большинстве случаев и слух тонь­ше, и музыкальная память значительно более развита, и чувства, вызываемые звуковыми сочетаниями, гораздо ярче и интенсивнее и т. п. Эта более значительная степень развития отдельных способно­стей ведет к тому что и проявления, и продукты деятельности та­ких людей ярко выделяются среди других, аналогичных им, но более слабых обнаружений, свойственных окружающим индивидуумам.

Само собой разумеется, что, пользуясь яркостью и силой психи­ческих проявлений в качестве критерия, определяющего принад­лежность человека к тому или иному психическому уровню, мы дол­жны всегда иметь в виду проявления именно таких психических функций, которые у данного человека являются преобладающими. Известно, например, что Дарвин, обладая громадной способностью к анализу и индуктивным умозаключениям, в то же время был очень мало восприимчив к эстетическим впечатлениям; и тот, кто захотел бы о психическом уровне Дарвина судить по его эстетическим про­явлениям, впал бы, конечно, в самую грубую ошибку.

Третьим признаком, определяющим принадлежность челове­ка к высшему или низшему психическому уровню, является боль­шая или меньшая сознательность и идейность его психических проявлений. Чем выше духовная организация человека, чем бо­лее богатой и интенсивной душевной жизнью живет он, тем бо­лее способен он ориентироваться среди явлений окружающего мира и тем сознательнее определяет свое отношение как к отдельным явлениям, так и ко всей вообще окружающей жизни.

В результате получается наличность определенных, сознательно выработанных или усвоенных принципов - нравственных, социальных и др., а на более высоких ступенях - наличность общего миросозерцания, обнимающего все важнейшие стороны жизни и соответствующего в своих главных чертах основным потребностям и индивидуальным особенностям данного человека.

Постепенное усиление идейных, более абстрактных процессов и преобладание их над чувственными (связанными с ощущения­ми) составляет, вообще говоря, характерную особенность повыше­ния психического уровня. На более низких ступенях дело обык­новенно ограничивается тем, что человек наряду с непосредствен­ными, чисто органическими влечениями ставит себе также и некоторые более отдаленные задачи, относящиеся к обеспечению своего “я” в более или менее отдаленном будущем. Затем мало-помалу круг идейных целей и интересов постепенно расширяет­ся, обнимая собой уже заботы о других людях, людских отноше­ниях, а также более или менее бескорыстный интерес к явлени­ям природы, эстетическим и этическим ценностям и т. п. Нако­нец, на высших ступенях дело доходит до того, что человек, ув­лекшись какой-нибудь идеей, готов пожертвовать для нее не только своими чувственными влечениями, своими материальными выго­дами и удобствами, но и своими отношениями к людям и даже своей жизнью. И это обозначает в подобных случаях вовсе не отказ от своей собственной личности и ее потребностей, а, напро­тив, высшее, наиболее яркое и интенсивное проявление личности, требующее от человека максимального напряжения всех его ду­ховных сил, всей его моральной энергии. Как справедливо заме­чает Достоевский, “сильно развитая личность, вполне уверенная в своем праве быть личностью, уже не имеющая за себя никакого страха, нечего не может и сделать для другого из своей личности, то есть никакого более употребления, как отдать ее всю всем, что­бы и другие все были точно такими же самоправными и счастли­выми личностями. Это закон природы, к этому тянет нормально человека”. Вполне соглашаясь с этим утверждением, мы, со сво­ей сторона, добавили бы только, что идейные стремления высо­коодаренных личностей могут быть направлены не только на содей­ствие и помощь другим людям, но также и на иные, более абстрак­тные цели: познание, красоту, самосовершенствование и т. п.

Само собой разумеется, что и на высоких психических уров­нях чувственные органические влечения тоже могут быть разви­ты, и иногда даже очень значительно (мы знаем, что некоторые гениальнее люди были развратниками, обжорами, пьяницами и т. п.); но все-таки центр тяжести личности, главное направление ее деятельности заключается не в них, а в каких-нибудь других, более идейных интересах, иначе никакой гений не удержится на свойственной ему высоте, а быстро и неуклонно начнет спускать­ся, теряя постепенно то богатство и напряженность душевной жизни, которые отличают его от людей менее одаренных.

Наконец, четвертым существенным признаком, характеризую­щим повышение психического уровня, следует считать возрастаю­щую координацию психических элементов, составляющих в своей совокупности человеческую личность. Мы знаем, что у маленьких детей отдельные впечатления, чувства, желания и поступки еще до такой степени мало связаны между собой, так мало вытекают друг из друга, что личность как единство, в настоящем смысле этого сло­ва, у них почти не существует. То же самое наблюдается при некото­рых болезненных формах (например, при истерии), а также у извра­щенных типов. Наоборот, у чистых типов, т. е. у таких, где личность развивалась естественно, в соответствующей обстановке, где общие условия жизни благоприятны и род занятий отвечает основным стремлениям и задаткам данного индивидуума, всегда замечается тенденция к известному объединению личности, к установлению связи между отдельными ее проявлениями.

Особенно отчетливо тенденция к такому объединению выступает на высшем психическом уровне, у людей богато одаренных и обна­руживающих интенсивную и разностороннюю душевную деятель­ность. Здесь различные побочные, менее развитые у данного индиви­дуума эндо- и экзочерты не только не отвлекают силы человека от, главного дела, составляющего основную задачу его жизни, но, наоборот, способствуют этому делу, дополняя его существенными и важ­ными деталями. Так, например, выдающийся государственный дея­тель, принадлежащий к типу энергичных, может серьезно и без вся­ких предвзятых мыслей интересоваться вопросами философии и ре­лигии, но в то же время он невольно почерпнет в них глубокие, принципиальные основы для своей политики, будучи одарен твор­ческим воображением, способностью к комбинированию ярких, конкретных образов, он воспользуется этим для того, чтобы придать силу и убедительность своим речам, произносимым в публичных собраниях и т. п. Получается, таким образом, то, что можно было бы назвать концентрацией личности, т. е. сосредоточением всех (или по крайней мере большинства) ее важнейших функций в направле­нии какого-нибудь одного широкого, разностороннего и захватыва­ющего рода деятельности.

Date: 2015-09-24; view: 405; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию