Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монопольная власть, ее источники и показатели. Проблема монополизма в РБ





Рыночную власть имеют фирмы, кот могут повлиять в свою пользу на рыночную ситуацию. Повлиять на рын ситуацию можно повлияв на объем предложения продукции или на цену реализуемой продукции.

Различают 2 вида рыночной властии:

- монополистическая и –монопсоническая

Монополистическая – власть производителя и продавца. Ее источником явл доминирующее положение на рынке, значительная доля фирмы в общей массе поставляемой продукции.

Монопольной властью обладают фирмы-чистые монополисты, а также олигополисты, сумевшие между собой договориться. Могут обладать и фирмы на рынке МК, если они смогут предложить новый товар, обладающий особыми свойствами по сравнению с товарами-аналогами.

Монопсонической властью обладает фирма-покупатель ресурсов, если она явл единственным покупателем. Монопсоническая власть х-на для рынка труда.

Монополизм – это тип экономических отношений, при кот отдельные субъекты хозяйствования обладают рыночной властью и используют ее для получения монопольной прибыли. Для того, чтобы определить, имеет ли место монополизм на рынке, используется индекс Лернера, а также индекс Харфинделя-Хиршмана, используют коэффициенты концентрации, измеряющие долю фиксированного числа ранжированных по размеру предприятий в отрасли.

Индекс Лернера (L):

L изменяется от 0 до 1. На рынке СК L=0, и чем дальше индекс отстоит от 0, тем выше степень монополизации рынка.

 

1 в РБ антимонопольный закон (дек 1992) «О противодействии монополистической дея-ти и развитии конкуренции» В наст время обязанности по реализации антимонопольного регулирования возложены на «Департамент антимонопольной и ценовой политики министерства экономики». Объектами гос антимонопольного регулирования явл субъекты, включенные в гос реестр. В 2002 внесены существенные изменения в закон, а в 2003 принят закон о естественной монополии.

+ «Государственный реестр фирм монополистов»

+ «Государственный реестр естественных монополий»

Критерии, на основе кот предприятия вкл в гос реестр монополистов (Эти критерии различны для производителей товаров нар потребления и товаров производственно-технического назначения)

Количество крупнейших фирм производители товаров нар потребления производители товаров производственно-технического назначения
  до 30% до 45%
  до 54% до 67%
  до 78% до 86%
  до 95% до 100%
примеры Белмедпрепараты, Атлант, МТЗ  

В РБ ≈ 50 предприятий считаются естественными монополиями (МинГаз, БелПочта, БелТелеком)


31. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В РБ с целью обеспечения условий для развития добросовестной конкуренции, создания эффективно функционирующих товарных рынков, а также защиты прав потребителей реализуется политика направленная на предупреждение и пресечение монополистической деятельности.

Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из:

o Конституции Республики Беларусь (статья 13);

o норм Гражданского кодекса Республики Беларусь,

o Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»2 (далее — Закон «О противодействии монополистической деятельности»);

o Закона «О естественных монополиях»3 (далее — Закон «О естественных монополиях») и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь.

Конституция Республики Беларусь ориентирует законодателя, что законом может быть запрещена социально опасная деятельность, в том числе экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Но этот общий конституционный принцип здесь не конкретизирован.

Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" определяет организационные и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности и направлен на создание условий для развития конкуренции. Этот закон по своим целям и методу правового регулирования содержит элементы как европейской модели антимонопольного законодательства (основополагающий принцип — контроль за злоупотреблениями рыночной властью), так и американской системы антитрестового законодательства (принцип запрета монополий).

Государственный контроль за исполнением антимонопольного законодательства в Республике Беларусь осуществляется Министерством экономики.

В РБ запрещается деятельность хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей.


В РБ запрещаются любая монополизация производства или реализации товаров, осуществление полномочий, которые имеют либо могут непосредственно иметь своим результатом незаконное ограничение конкуренции, а так же создание объединений хозяйствующих субъектов, имеющее целью или результатом монополизацию производства или реализации товаров либо иное ограничение конкуренции.

Министерство экономики РБ в целях предотвращения возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке осуществляет контроль за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами или долями в уставных фондах данных хозяйствующих субъектов.

Законодательство Республики Беларусь также запрещает государственным органам принимать акты, заключать соглашения, либо совершать иные действия, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции или причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан. Государственным органам запрещается также заключать соглашения с другими государственными органами или хозяйствующими субъектами, которые направлены на ограничение конкуренции, раздел товарного рынка, исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов, незаконное повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах, либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан.

В мире действует государственная система антимонопольного регулирования в основных направлениях развития рынков с контролем последствий мероприятий по монополизации рынков для государства и потребителей: слияния; разделения; сговора;

фальсификации конкурсов; деятельности естественных монополий.

Действует система жестких санкций за нарушение антимонопольного законодательства – возмещение нанесенного ущерба в трехкратном размере.

Нарушения антимонопольного законодательства в капиталистических странах есть. Но громкие нарушения расследуются обязательно. В мировой практике существует уголовная ответственность за невыполнение подписок о выполнении антимонопольного законодательства при участии в конкурсах на получение государственного заказа.

 


32 Рынки ресурсов. Спрос на ресурсы: общий подход. Кривая спроса фирмы на ресурс

На рынке ресурсов объектами купли-продажи являются:

- труд, - земля, - капитал

Субъекты рынка ресурсов:

- продавцы (домашние хозяйства, фирмы), - покупатели (фирмы/предприятия)

Спрос на ресурсы имеет производный/вторичный характер. Спрос зависит от спроса на товар, в пр-ве кот используется данный ресурс. Концепция предельной доходности ресурса помогает понять, какформируется спрос на ресурс.

MRP ( предельная доходность ресурса) – это прирост объема выпуска в денежном выражении в результате использования дополнительной единицы ресурса.

MRPL (предельная доходность труда)

Если товар продается на рынке совершенной конкуренции, то MRP рассчитывается по формуле: MRP=MP*P, где МР – предельный продукт ресурса, Р – цена произведенного товара


MRPL = MPL*Р, где MPL – предельный продукт труда, Р – цена произведенного товара

В условиях несовершенной конкуренции MRP=МР* MR, где МР – предельный продукт ресурса, MR – предельная доходность товара; MRPL= MPL* MR

Правило использования ресурсов:

Дополнительно вовлекать в производство ресурс имеет смысл до тех пор, пока MRP не сравняется с MRС (MRP= MRС), где MRP – предельная доходность ресурса, MRС – предельные издержки ресурса

MRС – прирост общих издержек фирмы, вызванный использованием дополнительной единицы ресурса

Задача:

Есть ли смысл для фирмы нанимать дополнительных работников при условии:

Р=10$ (цена производимого товара), MRСL=20$ (дневная з/пл работника), MP – предельный продукт дополнительного работника 1го – 5 ед товара, 2го – 4 ед, 3го – 3 ед, 4го – 2 ед,

5го – 1 ед. Определить: сколько фирме имеет смысл нанять дополнительных работников?

1) Находим MRPL

1го (10$*5 ед)= 50$, 2го (10$*4 ед)= 40$, 3го (10$*3 ед)= 30$, 4го (10$*2 ед)= 20$,

5го (10$*1 ед)= 10$

2) Сопоставим MRPL с MRСL: 50>20, 40>20, 30>20, 20=20, 10<20

Фирма наймет дополнительно 4 работников, первые 3 из кот будут приносить экономическую прибыль, а 4 – нормальную.

Спросфирмы на труд на конкурентном рынке








Date: 2015-09-24; view: 431; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию