Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И патологических процессов 3 page





3.В какую фазу сердечного цикла коронарный кровоток максимален?

А. Изометрического расслабления. Б. Диастолического наполнения. В. Изометрического напряжения. Г. Изгнания.

4.Какой из названных факторов в наибольшей степени влияет на потребность миокарда в кислороде?

А. Сила сердечных сокращений. Б. Частота сердечных сокращений. В. Объем диастолического наполнения. Г. ОПС.

5.Для синтеза каких веществ не используется холестерин?

А. Андрогены. Б. Эстрогены. В. Гестагены. Г. Желчные пигменты.

6.Какая фракция липопротеинов крови максимально атерогенна?

А. Хиломикроны. Б. Липопротеины очень низкой плотности. В. Липопротеины низкой плотности. Г. Липопротеины высокой плотности.

 

Информацию, необходимую для формирования знаний-умений можно найти в следующих учебниках:

1. Філімонов В. І. Нормальна фізіологія. Київ. «Здоров‘я», 1994. С. 371-372.

2. Березов Т. Т., Коровкин В. Ф. Биологическая химия. М., «Медицина», 1998. С. 404-406.

3. Струков А. І., Серов В. В. Патологічна анатомія. Харків, «Факт». 1999. С. 330-342.

4. Зайко Н. Н. Патологічна фізіологія. Київ. «Вища школа», 1995. С. 431-455, 350—357.

 

Эталонные ответы к заданиям: 1:Г, 2:В, 3:А, 4:Б, 5:Г, 6:В.

 

После усвоения необходимых базисных знаний переходите к следующему (ориентировочная основа действий при подготовке к занятию):

1.Познакомьтесь с теоретическими вопросами к занятию.

2.Изучите учебник: Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004, с. 128-132, 195-198, 221-225 и лекцию.

3.Решите задачи для выработки навыков применения изученного материала.

4.В препаратной тетради составьте список препаратов по рекомендуемой форме.

5.В рабочей тетради выпишите: валидол и нитроглицерин для купирования приступа стенокардии; сустак, верапамил для лечения стенокардии покоя, анаприлин для лечения стенокардии напряжения, ловастатин для лечения и профилактики атеросклероза.

Теоретические вопросы на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: Антиангинальные средства в лечении и профилактике ишемической болезни сердца. Средства купирования приступов стенокардии: валидол, нитроглицерин, миотропные спазмолитики, др. средства. Средства профилактики приступов стенокардии и инфаркта миокарда: органические нитраты (сустак, тринитролонг, нитронг, нитросорбид), блокаторы кальциевых каналов (верапамил, нифедипин), бета-адреноблокаторы (анаприлин, метопролол, атенолол) венодилятаторы (молсидомин). Механизмы действия антиангинальных средств.

Средства профилактики и лечения атеросклероза: понижающие содержание атерогенных липопротеинов в крови (колестипол, ловастатин, гемфиброзил, кислота никотиновая), антиоксиданты (токоферола ацетат, кислота аскорбиновая, кверцетин, мексидол), ангиопротекторы (пармидин), антиагреганты (кислота ацетилсалициловая, дипиридамол).

Антиишемические средства: улучшающие кровоток (антикоагулянты, фибринолитики, сосудорасширяющие); цитопротекторы (блокаторы кальциевых каналов: нимодипин, стабилизаторы мембран, антиоксиданты), препятствующие отеку мозга (мочегонные средства).

 

 

Набор обучающих задач:

1. Изолированные коронарные сосуды животного перфузировали питательным раствором. Какое вещество расширит сосуды при добавлении к перфузату?

А. Нитроглицерин. Б. Анаприлин. В. Талинолол. Г. Валидол.

2. Какое из перечисленных веществ, расширяющих коронарные сосуды, в наибольшей степени непригодно в качестве антиангинального?

А. Папаверин. Б. Дипиридамол. В. Эуфиллин. Г. Карбокромен.

3. Почему валидол назначают сублингвально?

А. Благодаря хорошему всасыванию через слизистую рта. Б. Для предотвращения предсистемной элиминации в печени. В. Для раздражения холодовых рецепторов в полости рта. Г. Для обеспечения кратчайшего пути к сердцу.

4. Почему нитроглицерин назначают сублингвально?

А. Из-за непригодности других способов введения. Б. Для уменьшения предсистемной элиминации в печени. В. Для раздражения холодовых рецепторов в полости рта. Г. Для предотвращения распада под действием ферментов желудка.

5. У больного коронарной недостаточностью возникла наджелудочковая тахиаритмия. Какие антиангинальные средства могут быть назначены в этом случае?

А. Верапамил. Б. Нифедипин. В. Нитросорбид. Г. Сустак.

6. У больного коронарной недостаточностью возникла атриовентрикулярная блокада. Какое антиангинальное средство противопоказано в этом случае?

А. Нифедипин. Б. Анаприлин. В. Нитроглицерин. Г. Сустак.

7. У больного гипертонией возникла коронарная недостаточность. Какое антигипертензивное средство из перечисленных рационально использовать в этом случае?

А. Апрессин. Б. Резерпин. В. Празозин. Г. Верапамил.

 

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВЫБОРЕ СРЕДСТВ ЛЕЧЕНИЯ ИШЕМИИ И АТЕРОСКЛЕРОЗА

 

1.В соответствии с клинической картиной болезни или ее патогенезом наметьте цель медикаментозного воздействия при приступе стенокардии, лечении коронарной недостаточности, атеросклероза, ишемического инсульта.

2.Найдите способы достижения поставленной цели и соответствующие группы средств в соответствии с патогенезом болезни и физиологическими механизмами регуляции функций.

3.Выберите подходящее вещество с необходимыми фармакодинамическими и фармакокинетическими свойствами и желательными формами выпуска.

 

Пример: приступ стенокардии.

1.Устранить острую гипоксию миокарда, вызванную нарушением коронарного кровотока, и сопутствующий болевой синдром.

2.Повысить доставку кислорода миокарду с помощью коронарорасширяющих средств (раздражающих, органических нитратов, антагонистов кальция).

Уменьшить потребность миокарда в кислороде, уменьшая его работу (бета-адреноблокаторы, антагонисты кальция) или уменьшая преднагрузку (органические нитраты, венодилятаторы), постнагрузку (антагонисты кальция) на миокард.

Купировать болевой синдром с помощью наркотических анальгетиков.

3.Выбрать нитроглицерин, быстродействующее средство сублингвального применения, обладающее способностью и увеличивать коронарный кровоток, и уменьшать потребности сердца в кислороде.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

I. Проверка (список препаратов, домашние рецепты) и коррекция исходного уровня (самостоятельное письменное выполнение индивидуальных заданий).

II. Самостоятельная работа и разбор ее результатов.

1.Работа с тестами.

2.Решение задач.

III. Выписывание рецептов по показаниям: приступ стенокардии, стенокардия покоя, стенокардия напряжения, атеросклероз, ишемический инсульт.

IV. Итоговый тестовый контроль.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

практического занятия «Антиангинальные и антиатеросклеротические средства»

 

    Учебные пособия Место
ЭТАПЫ Время средства обучения оборудование проведения
Организационная часть. 3 мин     Учебная комната
Проверка и коррекция исходного уровня подготовки. 20 мин Задания для самостоятельной работы студентов    
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и разбор её результатов с коррекцией. 77 мин Тесты, графические материалы, задачи    
Итоговый тестовый контроль. 15 мин Тесты    
Подведение итогов занятия. 5 мин      

ТЕМА 19. СРЕДСТВА,ПРИМЕНЯЕМЫЕПРИНАРУШЕНИИВНЕШНЕГОДЫХАНИЯ.

 

Актуальность темы: болезни органов дыхания являются распространенной формой патологии, с которой сталкиваются врачи разных специальностей. Значимость этой группы заболеваний обусловлена не только их частотой, но и тяжестью, в связи с чем они могут создавать непосредственную угрозу жизни. Медикаментозные воздействия обеспечивают обширные возможности коррекции нарушенных функций органов дыхания. Фармакологические средства различного механизма действия позволяют изменять глубину и частоту дыхания, гемодинамику и кровенаполнение малого круга кровообращения, величину просвета бронхов и т.п.

Цель (общая): Уметь использовать (выбирать и прописывать) средства для коррекции нарушений внешнего дыхания.

 

Конкретные цели

Уметь: Исходный уровень

1. Определять групповую принадлежность средств лечения патологии внешнего дыхания  
2. Предвидеть изменение функций организма под влиянием средств, действующих на органы дыхания, в соответствии с их фармакодинамикой и фармакокинетикой (в терапевтических и токсических дозах) 1.Представлять эффективность внешнего дыхания как результат совместного функционирования дыхательного центра, состояния воздухоносных путей, газообмена в легких и т.п.(нормальная и патологическая физиология). 2.Трактовать изменения просвета бронхов как функции состояния гладких мышц, механизмов регуляции их тонуса, наличия и вязкости экссудата (нормальная и патологическая физиология). 3.Интерпретировать зависимость кровенаполнения сосудов малого круга кровообращения от деятельности сердца (нормальная и патологическая физиология).
3. Выбирать желательное направление действия средств, влияющих на органы дыхания при бронхоспазмах, угнетении дыхательного центра, отеке легких кашле  
4. Применять сведения о формах выпуска, дозах при выписывании рецептов  

 

Для уяснения, соответствует ли исходный уровень Ваших знаний-умений необходимому, предлагаем выполнить ряд заданий. Правильность решений проверьте, сопоставив их с эталонными решениями.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

1.Тонус гладких мышц бронхов регулируется вегетативными нервами. Какое из воздействий вызовет расширение бронхов?

А. Перерезка передних корешков торако-люмбального отдела спинного мозга. Б. Перерезка передних корешков сакрального отдела спинного мозга. В. Перерезка передних корешков цервикального отдела спинного мозга. Г. Перерезка блуждающего нерва.

2.Одним из факторов, определяющих скорость удаления слизи из просвета бронхов, является ее вязкость. Какова химическая природа веществ, создающих вязкость бронхиальной слизи?

А. Углеводы. Б. Жиры. В. Белки.

3.Кашель — рефлекторная реакция, обеспечивающая очищение воздухоносных путей. Где находится рефлексогенная зона и центр этого рефлекса?

А. Корень языка. Б. Слизистая дыхательных путей. В. Слизистая носовых ходов.

4.Кашель — рефлекторная реакция, обеспечивающий очищение воздухоносных путей. Где находится центр этого рефлекса?

А. В спинном мозге. Б. В продолговатом мозге. В. В среднем мозге. Г. В промежуточном мозге.

5.Между тканями и сосудистой системой происходит непрерывный обмен жидкости. Какой из названных факторов оказывает наименьшее влияние на интенсивность выхода плазмы из сосудов?

А. ГД в артериальном конце капилляра. Б. Проницаемость стенки капилляра. В. Онкотическое давление плазмы крови. Г. ГД в венозном конце капилляра.

 

Информацию, необходимую для формирования знаний-умений можно найти в следующих учебниках:

1. Філімонов В. І. Нормальна фізіологія. Київ. «Здоров‘я», 1994. С. 382-422.

2. Зайко Н. Н. Патологічна фізіологія. Київ. «Вища школа», 1995. С. 459—480.

 

Эталонные ответы к заданиям: 1:Г, 2:В, 3:Б, 4:Б, 5:Г.

 

После усвоения необходимых базисных знаний переходите к следующему (ориентировочная основа действий при подготовке к занятию):

1.Познакомьтесь с теоретическими вопросами к занятию.

2.Изучите учебник: Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004, с. 163-168 и лекцию.

3.Решите задачи для выработки навыков применения изученного материала.

4.В препаратной тетради составьте список препаратов по рекомендуемой форме.

5.В рабочей тетради выпишите: кордиамин для устранения острой дыхательной недостаточности, терпингидрат для облегчения удаления мокроты из бронхов, тусупрекс для подавления кашля, эфедрина гидрохлорид для профилактики бронхоспазма. фенотерол для купирования бронхоспаэма, эуфиллин, строфантин, пентамин, маннит, преднизолон для борьбы с отеком легких.

Теоретические вопросы на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: Стимуляторы дыхания: Н-холиномиметики (лобелина гидрохлорид), аналептики (бемегрид, кордиамин, кофеин-натрия бензоат, этимизол). Блокаторы опиатных рецепторов (налоксона гидрохлорид). Применение при разных формах угнетения дыхательного центра.

Бронхорасширяющие средства: адреномиметики (фенотерол, сальбутамол, изадрин, адреналина гидрохлорид, эфедрина гидрохлорид), М-холиноблокаторы (атропина сульфат, платифиллина гидротартрат, метацин, ипратропия бромид), миотропные спазмолитики (эуфиллин, папаверина гидрохлорид, но-шпа, верапамил).

Механизмы развития и лекарственная терапия острого отека легких. Применение сосудорасширяющих (пентамин, дроперидол, натрия нитропруссид, нитроглицерин, молсидомин и др), уменьшающих ОЦП (фуросемид, маннит), сердечных (строфантин, эуфиллин), понижающих проницаемость капилляров (преднизолон), пеногасителей (спирт этиловый, антифомсилан), антигипоксических средств (кислород).

Отхаркивающие средства (экстракт термопсиса, терпингидрат), муколитики (трипсин, ацетилцистеин, бромгексин). Механизмы действия, применение. Противокашлевые средства: кодеин, тусупрекс, либексин. Механизм действия, применение.

 

Набор обучающих задач:

1. У животного произведена денервация каротидного клубочка. Влияние какого из названных веществ на частоту и глубину дыхания это воздействие окажет наименьшее влияние?

А. Цититон. Б. Лобелин. В. Кордиамин. Г. Бемегрид.

2. У больного в результате токсического действия окислов азота возник отек легких. Средство с каким типом действия можно рекомендовать в этом случае как первоочередное?

А. Увеличивающее диурез. Б. Уменьшающее альвеоллярно-капиллярную проницаемость. В.Уменьшающее венозный возврат к сердцу. Г. Уменьшающее ОПС. Д. Увеличивающее МОК.

3. У больного в результате инфаркта миокарда возник острый отек легких. Средство с каким типом действия можно рекомендовать в этом случае как первоочередное?

А. Увеличивающее диурез. Б. Уменьшающее альвеоллярно-капиллярную проницаемость. В.Уменьшающее венозный возврат к сердцу. Г. Уменьшающее ОПС. Д. Увеличивающее МОК.

4. У больного в результате избыточного переливания плазмозаменителей возник острый отек легких. Средство с каким типом действия можно рекомендовать в этом случае как первоочередное?

А. Увеличивающее диурез. Б. Уменьшающее альвеоллярно-капиллярную проницаемость. В.Уменьшающее венозный возврат к сердцу. Г. Уменьшающее ОПС. Д. Увеличивающее МОК.

5. У больного на фоне гипертонического криза возник острый отек легких. Средство с каким типом действия можно рекомендовать в этом случае как первоочередное?

А. Увеличивающее диурез. Б. Уменьшающее альвеоллярно-капиллярную проницаемость. В.Уменьшающее венозный возврат к сердцу. Г. Уменьшающее ОПС. Д. Увеличивающее МОК.

6. Животному через зонд в кишечник вводили вещества, облегчающие выведение бронхиальной мокроты. Какое вещество из названных будет эффективным при таком способе введения?

А. Бромгексин. Б. Терпингидрат. В. Трипсин. Г. Экстракт термопсиса.

7. У животного осуществлена полная денервация органов дыхания. Какое из названных веществ облегчит удаление бронхиальной слизи у этого животного?

А. Экстракт термопсиса. Б. Терпингидрат. В. Ацетилцистеин.

8. У ваготомированного животного получен экспериментальный бронхоспазм. Какое из названных веществ будет устранять его в этих условиях?

А. Атропин. Б. Метацин. В. Ипратропий. Г. Изадрин.

9. Для устранения бронхоспазма необходимо назначить комбинированную терапию. Какая из предлагаемых комбинаций создает возможность потенцирования эффекта?

А. Атропин и метацин. Б. Платифиллин и изадрин. В. Изадрин и фенотерол. Г. Метацин и ипратропий.

10. Больной страдает бронхиальной астмой и гипертонической болезнью. Назначение какого средства профилактики бронхоспазма будет более рациональным в этом случае?

А. Атропин. Б. Верапамил. В. Эфедрин. Г. Фенотерол.

11. Больной страдает бронхиальной астмой и ишемической болезнью сердца. Какое средство профилактики бронхоспазма наиболее рационально в этом случае?

А. Эуфиллин. Б. Эфедрин. В. Изадрин. Г. Фенотерол.

 

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВЫБОРЕ СРЕДСТВ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ

 

1.В соответствии с клинической картиной болезни или ее патогенезом наметьте цель медикаментозного воздействия при лечении острой дыхательная недостаточность, обусловленной передозировкой снотворных, наркотических анальгетиков, густой вязкой мокроте при бронхите, кашля, бронхоспазма, отека легких.

2.Найдите способы достижения поставленной цели и соответствующие группы средств в соответствии с патогенезом болезни и физиологическими механизмами регуляции функций.

3.Выберите подходящее вещество с необходимыми фармакодинамическими и фармакокинетическими свойствами и желательными формами выпуска.

 

Пример: густая вязкая мокрота при бронхите.

1.Уменьшить вязкость мокроты, чем облегчить ее удаление и ослабить обусловленные ее присутствием симптомы: кашель, затруднения дыхания.

2.Усилить бронхиальную секрецию отхаркивающими средствами и расжижить мокроту (воспалительнй экссудат).

Воздействовать на экссудат муколитиками, разрушающими вязкие компоненты мокроты.

3.Выбрать бромгексин, деполимеризующий мукопептидные и мукополисахаридные компоненты мокроты, и пригодный для перорального применения.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

I. Проверка (список препаратов, домашние рецепты) и коррекция исходного уровня (самостоятельное письменное выполнение индивидуальных заданий).

II. Самостоятельная работа и разбор ее результатов.

1.Работа с тестами.

2.Решение задач.

III. Выписывание рецептов по показаниям: острая дыхательная недостаточность, обусловленная передозировкой гексенала, "сухой" бронхит, кашель, бронхоспазм, профилактика бронхоспазма, уменьшение венозного возврата при отеке легких, уменьшение массы циркулирующей крови при отеке легких.

IV. Итоговый тестовый контроль.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

практического занятия «Средства, применяемые при заболеваниях органов дыхания и дыхательной недостаточности»

 

    Учебные пособия Место
ЭТАПЫ Время средства обучения оборудование проведения
Организационная часть.. 3 мин     Учебная комната
Проверка и коррекция исходного уровня подготовки.. 20 мин Задания для самостоятельной работы студентов    
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и разбор её результатов с коррекцией. 77 мин Тесты, графические материалы, задачи    
Итоговый тестовый контроль. 15 мин Тесты.    
Подведение итогов занятия.. 5 мин      

 

ТЕМА 20. СРЕДСТВА,ПРИМЕНЯЕМЫЕДЛЯКОРРЕКЦИИФУНКЦИЙОРГАНОВПИЩЕВАРЕНИЯ.

 

Актуальность темы: моторная и секреторная функции желудочно-кишечного тракта, обеспечивающие переваривание и всасывание пищи, формируется исполнительным (гладкомышечным и железистым) аппаратом и системами нейрогуморальной регуляции. Патология пищеварения нередко встречается в практике врачей различных специальностей в виде таких заболеваний и состояний как гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, запоры и поносы, заболевания печени и желчевыводящих путей и т. д. Медикаментозное воздействие на афферентные и эфферентные нервы, центральную нервную систему, мышечные и железистые клетки, применение принципов заместительной терапии создает возможности выздоровления, коррекции или компенсации нарушений пищеварения.

Цель (общая): Уметь использовать (выбирать и прописывать) средства коррекции функций органов пищеварения при их заболеваниях.

 

Конкретные цели

Уметь: Исходный уровень

1. Интерпретировать групповую принадлежность средств, действующих на ЖКТ  
2. Предвидеть изменение функций организма под влиянием средств, влияющих на ЖКТ, в соответствии с их фармакодинамикой и фармакокинетикой (в терапевтических и токсических дозах) 1.Объяснять строение и функции отдельных частей желудочно-кишечного тракта (анатомия человека, гистология, нормальная физиология). 2.Трактовать изменение функций пищеварительного тракта под влиянием парасимпатических нервов (нормальная физиология). 3.Интерпретировать механизмы желчеобразования и желчевыделения (биохимия и нормальная физиология).
3. Выбирать желательное направление действия лекарственных средств при гипо- и гиперацидных состояниях, повышенной и пониженной моторике кишечника, нарушениях желчеобразования и желчевыделения, рвоте 4. Использовать представления о механизмах физиологической регуляции функций ЖКТ(норм. физиология)
4. Применять сведения о формах выпуска, дозах, способах введения при выписывании рецептов  

 

Для реализации целей обучения на данном занятии необходимы следующие базисные знания-умения:

Для уяснения, соответствует ли исходный уровень Ваших знаний-умений необходимому, предлагаем выполнить ряд заданий. Правильность решений проверьте, сопоставив их с эталонными.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

1.У собаки раздражали блуждающий нерв. Какие изменения функций ЖКТ не характерны для возбуждения парасимпатических нервов?

А. Усиление желудочной секреции. Б. Повышение тонуса гладких мышц стенки желудка. В. Усиление перистальтики кишечника. Г. Спазм пилорического сфинктера.

 

2.У собаки раздражали превертебральную симпатическую цепочку.. Какие изменения функций ЖКТ не характерны для возбуждения симпатических нервов?

А. Повышение продукции HCl железами желудка. Б. Понижение тонуса гладких мышц стенки желудка. В. Уменьшение перистальтики кишечника. Г. Спазм пилорического сфинктера.

3.У животного в эксперименте раздражали окончания чувствительных нервов разной модальности в разных частях ЖКТ. Какая рефлекторная реакция возникает со слизистой 12-перстной кишки?

А. Рвота. Б. Эвакуация содержимого желчного пузыря. В. Дефекация. Г. Глотание.

4.У животного в эксперименте раздражали окончания чувствительных нервов разной модальности в разных частях ЖКТ. Какая рефлекторная реакция возникает со слизистой толстого кишечника?

А. Рвота. Б. Эвакуация содержимого желчного пузыря. В. Дефекация. Г. Глотание.

5.Переваривающая способность секретов пищеварительных желез обусловлена содержащимися в них ферментами. Выберите фермент слюны:

А. Трипсин. Б. Амилаза. В. Липаза. Г. Пепсин.

6.Переваривающая способность секретов пищеварительных желез обусловлена содержащимися в них ферментами. Выберите фермент желудочного сока:

А. Трипсин. Б. Амилаза. В. Липаза. Г. Пепсин.

 

Информацию, необходимую для формирования знаний-умений можно найти в следующих учебниках:

1. Філімонов В. І. Нормальна фізіологія. Київ. «Здоров‘я», 1994. С. 441-489.

2. Березов Т. Т., Коровкин В. Ф. Биологическая химия. М., «Медицина», 1998. С. 551-566.

 

Эталонные ответы к заданиям: 1:Г, 2:А, 3:Б, 4:В, 5:Б, 6:Г.

 

После усвоения необходимых базисных знаний переходите к следующему (ориентировочная основа действий при подготовке к занятию):

1.Познакомьтесь с теоретическими вопросами к занятию.

2.Изучите учебник: Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004, с. 169-180 и лекцию.

3.Решите задачи для выработки навыков применения изученного материала.

4.В препаратной тетради составьте список препаратов по рекомендуемой форме.

5.В рабочей тетради выпишите: пепсин и хлористоводородную кислоту в микстуре для лечения гипоацидного гастрита, алюминия гидроокись и ранитидин для лечения язвы желудка, атропина сульфат и платифиллина гидротартрат для купирования кишечной колики; прозерин для борьбы с послеоперационной атонией кишечника, магния сульфат для экстренного очищения кишечника, бисакодил для лечения привычного запора, таблетки «Аэрон» для профилактики укачивания, метоклопрамид для купирования рвоты, оксафенамид и таблетки «Аллохол» для лечения холецистита.

Теоретические вопросы на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности:

Корректоры секреции и состава желудочного и кишечного сока: М-холиноблокаторы (атропина сульфат, метацин, пирензепин), Н2-блокаторы гистаминовых рецепторов (ранитидин, фамотидин), блокаторы протонного насоса (омепразол), местные анестетики (анестезин), антациды (натрия гидрокарбонат, алюминия гидроксид, магния оксид, альмагель), средства заместительной терапии (пепсин, панкреатин, кислота хлористоводородная разведенная). Механизмы действия, клиническое применение.

Корректоры моторики кишечника и желудка: прозерин, метоклопрамид, атропина сульфат, экстракт красавки, платифиллина гидротартрат, метацин, папаверина гидрохлорид, но-шпа. Механизмы действия, применение. Противодиарейные средства: лоперамид, вяжущие средства. Механизмы действия, применение. Слабительные средства: действующие на весь кишечник - магния сульфат, касторовое масло и действующие преимущественно на толстый кишечник - экстракт крушины, бисакодил. Механизмы действия, клиническое применение.

Рвотные средства (апоморфина гидрохлорид). Механизм действия, клиническое применение.

Противорвотные и противоукачивающие средства: метоклопрамид, трописетрона гидрохлорид, нейролептики; скополамина гидробромид, таблетки “Аэрон”. Механизмы действия, клиническое применение.

Желчегонные средства, способствующие желчеобразованию (кислота дегидрохолевая, таблетки “Аллохол”, оксафенамид) и желчевыделению (магния сульфат, платифиллина гидротартрат, папаверина гидрохлорид). Гепатопротекторы (силибор, легалон). Механизмы действия, клиническое применение.

 

Набор обучающих задач:

1. Больному гиперацидным гастритом был назначен атропина сульфат. Какое направления терапевтического воздействия осуществляется при его назначении?

А. Понижение секреции желудочных желез. Б. Антацидное действие. В. Непосредственная защита слизистой от повреждения. Г. Усиление слизеобразования.

2. Какое средство из перечисленных будет наименее эффективным при кишечной колике?

А. Атропина сульфат. Б. Ношпа. В. Промедол.. Г. Анальгин.

3. У больного необходимо купировать кишечную колику. Какая комбинация средств будет более эффективна по этому показанию?

А. Пентамин и атропина сульфат. Б. Атропина сульфат и папаверина гидрохлорид. В. Атропина сульфат и омнопон. Г. Папаверина гидрохлорид и ношпа.

4. У больного глаукомой возникла кишечная колика. Какое средство рациональнее использовать в этом случае?

А. Атропина сульфат. Б. Метацин. В. Платифиллина гидротартрат. Г. Ношпа.

5. У больного гипотонической болезнью возникла кишечная колика. Какое средство рациональнее использовать в этом случае?

А. Пентамин. Б. Атропина сульфат. В. Дибазол. Г. Папаверина гидрохлорид.

6. Больному страдающему язвой желудка и гипертонической болезнью необходимо назначить медикаментозную терапию. Какое средство рациональнее использовать в этом случае для понижения желудочной секреции?

А М-холиноблокатор. Б. Ганглиоблокатор. В. Миотропный спазмолитик. Г. Н2-гистаминоблокатор.

7. Какое вещество, действующее на перистальтику, введено из перечисленных, если известно, что оно увеличивает перистальтику всего кишечника, не подвергаясь химическим изменениям?

А. Лоперамид. Б. Касторовое масло. В. Бисакодил. Г. Магния сульфат.

8. Какое вещество, действующее на перистальтику, введено из перечисленных, если известно, что оно увеличивает перистальтику всего кишечника, подвергаясь химическим изменениям?

Date: 2015-09-24; view: 745; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию