Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фармакология периферической нервной системы





ТЕМА 2. ФАРМАКОЛОГИЯ РАЗДРАЖАЮЩИХ, МЕСТНОАНЕСТЕЗИРУЮЩИХ И ВЯЖУЩИХ СРЕДСТВ

 

Актуальность темы: Один из возможных способов изменения функции исполнительных органов и психических восприятий заключается в направленном воздействии на окончания чувствительных нервов, что может быть реализовано с помощью местноанестезирующих и раздражающих средств. Этот способ воздействия в силу простоты, доступности и относительной безопасности широко используется в разных областях медицины. Так, в хирургии он применяется для борьбы с болевым синдромом, для обеспечения хирургических вмешательств, в терапии — для лечения воспалительных заболеваний многих органов, при острой сосудистой и коронарной недостаточности и т. д.

Цель (общая): Научиться использовать (выбирать и прописывать) местноанестезирующие, вяжущие и раздражающие средства для воздействия на функции чувствительных нервов.

 

Конкретные цели

Уметь: Исходный уровень

1. Определять групповую принадлежность изучаемых средств  
2. Предвидеть изменение функций организма под влиянием анестезирующих, вяжущих и раздражающих средств в соответствии с их фармакодинамикой и фармакокинетикой (в терапевтических и токсических дозах) 1. Объяснять строение и функцию чувствительных нервов (нормальная физиология); 2. Интерпретировать механизм возникновения и распространения потенциала действия (нормальная физиология). 3. Трактовать регуляцию тонуса сосудов (нормальная физиология).
3. Выбирать адекватные средства при различных видах местной анестезии и таких формах патологии как воспаление кожи и слизистых, стенокардии, обмороке  
4. Применять сведения о формах выпуска, дозах, способах введения при выписывании рецептов  

 

Для уяснения, соответствует ли исходный уровень Ваших знаний-умений необходимому, предлагаем выполнить ряд заданий. Правильность решений проверьте, сопоставив их с эталонными решениями.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

1.Известно, что спинномозговая пункция используется не только как диагностический прием, но и как метод введения лекарственных средств. В какой последовательности располагаются оболочки спинного мозга (с поверхности внутрь)?

А. Твердая, мягкая, паутинная. Б. Твердая, паутинная, мягкая. В. Паутинная, твердая, мягкая. Г.Мягкая, твердая, паутинная.

2.В заполненную изотоническим раствором хлорида натрия специальную камеру, где поддерживается с помощью ультратермостата постоянная температура, помещен изолированный седалищный нерв лягушки. С помощью усилителя биотоков регистрируется потенциал покоя нерва. При каком изменении проницаемости для ионов натрия и калия обязательно возникнет деполяризация?

А. При повышении проницаемости для обоих ионов. Б. При понижении проницаемости для обоих ионов. В. При повышении проницаемости для натрия и понижении для калия. Г. При понижении проницаемости для натрия и повышения для калия.

3.В заполненную изотоническим раствором хлорида натрия специальную камеру, где поддерживается с помощью ультратермостата постоянная температура, помещен изолированный седалищный нерв лягушки. при его электрической стимуляции с помощью усилителя биотоков регистрируется потенциал действия. При каком изменении концентрации ионов возникнет увеличение амплитуды потенциалов действия?

А. При повышении внутриклеточной концентрации ионов натрия. Б. При повышении внеклеточной концентрации ионов натрия. В. При повышении внеклеточной концентрации ионов калия. Г. При понижении внутриклеточной концентрации ионов калия.

4.У животного под наркозом отпрепарирована и пересечена чувствительная веточка бедренного нерва. Как изменится просвет сосудов кожи бедра, регистрируемый капилляроскопом, если на дистальный отрезок перерезанного нерва наложить электроды и подвергнуть его электрической стимуляции?

А. Сузится. Б. Не изменится. В. Расширится.

 

Информацию, необходимую для формирования знаний-умений можно найти в следующих учебниках:

1. Філімонов В. І. Нормальна фізіологія. Київ. «Здоров‘я», 1994. С. 5-33, 84-88.

2. Березов Т. Т., Коровкин В. Ф. Біологічна хімія. М., «Медицина», 1998. С. 161.

Эталонные ответы к заданиям: 1:Б, 2:В, 3:Б, 4:В.

 

После усвоения необходимых базисных знаний переходите к следующему (ориентировочная основа действий при подготовке к занятию):

1.Познакомьтесь с теоретическими вопросами к занятию.

2.Изучите учебник: Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004, с. 35-42 и лекцию.

3.Решите задачи для выработки навыков применения изученного материала.

4.В препаратной тетради составьте список препаратов по рекомендуемой форме.

5.В рабочей тетради выпишите: анестезин для устранения болей в желудке, новокаин и лидокаина гидрохлорид для инфильтрационной и проводниковой анестезии, нашатырный спирт для купирования обморока, камфорную мазь для лечения миозита, валидол для устранения приступа стенокардии.

 

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: Раздражающие средства: горчичники, раствор аммиака едкого, масло терпентинное очищенное (скипидар), камфора, ментол, валидол. Местное, рефлекторное и «отвлекающее» действие раздражающих средств. Показания к применению.

Понятие об анестезирующем действии. Виды местной анестезии. Местноанестезирующие средства: анестезин, новокаин, дикаин, лидокаина гидрохлорид. Влияние на процессы генерации и проведения нервных импульсов. Применение для поверхностной, инфильтрационной, проводниковой, спинномозговой анестезии, для производства блокад. Резорбтивное действие местных анестетиков, его клиническое использование. Возможность развития пристрастия: кокаинизм.

Вяжущие и обволакивающие средства. Понятие. Средства: танин, танальбин, кора дуба, квасцы, висмута субнитрат, дерматол, ксероформ; крахмал, алюминия гидроксид, альмагель. Возможное применение.

Набор обучающих задач:

1. Кожа кисти подвергнута действию этилхлорида, летучей жидкости, закипающей на поверхности руки, вызывающей её глубокое охлаждение и в результате - местную потерю чувствительности. Можно ли назвать это явление местной анестезией? Следует ли относить этилхлорид к местноанестезирующим веществам?

А. Это местная анестезия и этилхлорид — местноанестезирующее средство. Б. Это местная анестезия, но этилхлорид не местноанестезирующее средство. В Это не местная анестезия.

2. Два нервно-мышечного препарата лягушки помещены в раствор местноанестезирующего средства. Один из них стимулируется прямоугольными электрическими импульсами, другой - нет. Скорость развития блокады двигательных нервов оказывается больше в стимулируемом препарате. О чем это говорит?

А. О блокаде п/з натриевых каналов независимо от их состояния. Б. Об ускорении инактивации п/з натриевых каналов. В. О блокаде п/з натриевых каналов в исходном закрытом состоянии.

3. В эксперименте на гигантском аксоне кальмара новокаин можно ввести с помощью микропипетки внутриклеточно. Как соотносится активность новокаина при вне- и внутриклеточном введении?

А. Активность одинакова. Б. Активность больше при внеклеточном введении. В. Активность больше при внутриклеточном введении.

4. Для какого вида анестезии следует применять 0,5 % раствор новокаина?

А. Терминальной. Б. Инфильтрационной. В. Проводниковой. Г. Спинномозговой.

5. Какое вещество следует использовать для субарахноидальной анестезии?

А. Анестезин. Б. Дикаин. В. Новокаин. Г. Лидокаин.

6. Участок кожи человека, подвергнутый инфильтрационной анестезии новокаином, смазан скипидаром. Как называется этот вариант комбинированного действия лекарственных веществ, если мы оцениваем его по появлению субъективных ощущений?

А. Синергизм. Б. Антагонизм прямой. В. Антагонизм косвенный. Г. Антагонизм независимый.

 

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВЫБОРЕ СРЕДСТВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ НЕРВЫ.

1.В соответствии с заданием определите эффект, который должен быть достигнут при инфильтрационной, проводниковой анестезии, геморроидальной боли, боли в желудке, зудящем дерматозе, лечении поясничного радикулита, дерматита, купировании обморока, приступа стенокардии.

2.Назовите группу (ы) средств, которая вызывает нужный эффект.

3.Выберите подходящее вещество с необходимыми фармакодинамическими и фармакокинетическими свойствами и желательными формами выпуска.

 

Пример: инфильтрационная анестезия.

1.Она проводится для устранения неприятных ощущений (в том числе, боли) в той области тела, где проводится оперативное вмешательство. Следовательно, желательным эффектом будет потеря всех видов чувствительности.

2. Такой способностью обладают только местноанестезирующие средства.

3. Из изучаемых местноанестезирующих средств (анестезин, дикаин, новокаин, лидокаина гидрохлорид) непригодны анестезин, плохо растворяющийся в воде (инфильтрация осуществляется водным раствором) и дикаин, являющийся высокотоксичным (при пропитывании ткани значительная часть вещества поступит в системный кровоток). При непродолжительном вмешательстве можно использовать новокаин, при длительном или предвидении значительной послеоперационной боли — лидокаин.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

I. Проверка (список препаратов, домашние рецепты) и коррекция исходного уровня (самостоятельное письменное выполнение индивидуальных заданий).

II. Самостоятельная работа и разбор ее результатов.

1.Работа с тестами.

2.Решение задач.

III. Выписывание рецептов по показаниям (см. ООД): для уменьшения геморроидальных болей, для устранения зуда при дерматозе, для проводниковой анестезии и инфильтрационной анестезии, для профилактики пролежней, для купирования обморока, для местного лечения поясничного радикулита, для купирования приступа стенокардии.

IV. Итоговый тестовый контроль.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

практического занятия «Фармакология местноанестезирующих и раздражающих средств»

 

    Учебные пособия Место
ЭТАПЫ Время средства обучения оборудование проведения
Организационная часть. 3 мин     Учебная комната
Проверка и коррекция исходного уровня подготовки. 20 мин Задания для самостоятельной работы студентов    
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и разбор её результатов с коррекцией. 77 мин Тесты, графические материалы, задачи    
Итоговый тестовый контроль. 15 мин Тесты    
Подведение итогов занятия. 5 мин      

 

Date: 2015-09-24; view: 924; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию