Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Определение цены и объема производства





На рынке монополии

Изменение общего, среднего и предельного дохода в условиях монополии

Особенности монополии. 1. Монополия – одна фирма в отрасли. Объем производства монополистической фирмы является отраслевым предложением.

2. Увеличение производства ведет к увеличению всего отраслевого предложения, в результате чего отраслевая цена снижается. Это значит, что при увеличении производства, чтобы продать больший объем продукции, монополия снижает цену. Следовательно, график спроса для монополии выглядит традиционно, как нисходящая линия. В таблице 6.1 и на графике (Рис. 6.1.а) представлено изменение цены и изменение величины спроса.

Таблица 6.1. Величина спроса, общий, средний и предельный доход

Цена Р Величина спроса Q Общая вы- ручка TR Средний доход AR Предельный доход MR
8 4 3 0 2 эл.уч. 4 6 н/эл. 7 уч-к 0 12 эл.уч. 16 12 н/эл. 7 уч-к   - -1 -3 -5 -7

Цена P

MC MR 8 эл. уч. MC

AC

5---------- AC

3,5--------

3 н/эл. уч.

 

MR D

1 2 3 4 5 6 7 8 Q

Рис. 6.1а. Изменение цены и спроса в условиях монополии

TR TC

TC

 

TR

MR

1 2 3 4 5 6 7 8 Q

Рис. 6.1б Изменение общего дохода в условиях монополии

Особенности цены и спроса определяют особенности изменения общего, среднего и предельного дохода в условиях монополии.

1. Общий доход (TR - total revenue). Общий доход (общая выручка) TR=PQ зависит от двух переменных – цены и количества. В отличие от чистой конкуренции при увеличении объема производства цена снижается, поэтому изменение выручки (общего дохода) зависит от эластичности спроса. Сначала общий доход TRвозрастает - на участке эластичного спроса, затем убывает - на участке неэластичного спроса. По таблице и по графику (Рис 6.1а, б) видно, что выручка возрастает при производстве от 0 до 4 единиц, когда цена Р снижается от 8 до 4дол. (эластичный спрос). Далее, при снижении цены Р от 4дол и ниже, и при возрастании объема производства Q от 4 и более, общая выручка TR снижается (неэластичный спрос). Поэтому фирма снижает цену и увеличивает объем производства только на участке эластичного спроса, когда выручка TR растет.

Отсюда можно сделать вывод, что фирма в условиях совершенной конкуренции определяет только объем, который будет производить, но монополия контролирует и цену, и объем производства.

2. Средний доход (AR - average revenue) – это доход в расчете на единицу продукции, всегда равен цене.

AR = = = P.

Средний доход AR на любом типе рынка равен цене. Но в условиях монополии AR снижается, так как снижается цена. График среднего дохода на рынке монополии выглядит как нисходящая линия и совпадает с графиком спроса (Рис. 6.1а).

Фирма сопоставляет цену (средний доход AR) со средними издержками AC и так определяет прибыль (или убытки) на единицу продукции.

3. Предельный доход (MR – marginal revenue) – дополнительный доход от продажи дополнительной единицы продукции. Предельный доход показывает, сколько каждая следующая единица добавляет к общему доходу. Или, иными словами, на сколько возрастает общий доход при продаже дополнительной единицы продукции: MR = .

В условиях монополии предельный доход MR определяется ценой, и снижается, так как снижается цена. Нопредельный доход не равен цене, снижается быстрее, чем цена. Каждая единица добавляет к доходу величину меньшую, чем цена (MR < P). Это связано с тем, что монополия, чтобы продать товар, снижает цену, но не только на последнюю единицу, а на весь объем продукции. Доход от продажи возрастает на величину цены, по которой продается каждая дополнительная единица, но в то же время уменьшается в связи со снижением цены на предыдущее количество единиц: MRn+1 = Pn+1 – (Pn – Pn+1) Qn. В результате, каждая дополнительная единица добавляет к доходу величину меньшую, чем цена.

Итак по таблице и по графику (Рис. 6.1а) видно, что предельный доход MR убывает, так как убывает цена Р, но убывает быстрее, чем цена. График MR проходит ниже графика спроса, который показывает изменение цены.

Взаимосвязь предельного дохода MR и общего дохода TR. В таблице и по графику (Рис. 6.1б) видно, что общий доход TR увеличивается на участке эластичного спроса, когда MR убывает, но остается положительной величиной. Это значит, что каждая единица добавляет к доходу убывающую, но положительную величину, поэтому TR растет, но растет убывающими темпами.


Общий доход TR снижается на участке неэластичного спроса, когда предельный доход MR становится отрицательным. Каждая проданная единица добавляет к доходу TR отрицательную величину, а значит, общий доход TR снижается.

Значение предельного дохода MR. Монополия сопоставляет предельный доход с предельными издержками для определения оптимального объема производства, т.е. объема максимизации прибыли.

Правило максимизации прибыли в условиях монополии. На рынке монополии, также как на любом другом типе рынка, максимизация прибыли достигается при таком объеме, когда предельный доход равен предельным издержкам, MR = MC. По таблице и по графику (рис. 6.1а) – это 3 единицы, когда MR = MC = 3дол.

Особенность монополии по сравнению с совершенной конкуренцией состоит в том, что предельный доход не равен цене, цена больше, чем предельный доход, Р > MR. Соответственно, в условиях равновесия, когда MR = MC, цена больше, чем предельные издержки, Р > MС. При объеме 3ед. цена равна 5дол, тогда как предельный доход и предельные издержки, равны 3дол.

Для сравнения: в условиях совершенной конкуренции правило оптимального объема имеет вид: MR(= Р) = MC или Р = МС, так как MR = Р.

В конкурентной отрасли фирма увеличивает производство до того момента, когда цена уравнивается с предельными издержками, т.е. Р (=MR) = MC. В условиях монополии оптимальный объем достигается раньше, чем цена уравняется с предельными издержками. По графику видно, что равенство Р = MC в условиях монополии соответствует более низкой цене и большему объему производства. Отсюда можно сделать вывод, что монополия удерживает более высокие цены и ограничивает производство меньшим объемом выпуска, чем это было бы возможно в условиях конкуренции.







Date: 2015-09-24; view: 352; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию