Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА ПЕРВАЯ 1 page





 

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК, КУДА ВАМ НАДО?

 

С тех пор прошло почти два года. В 1982 году я поселился в Абхазии и начал проповедовать в южных регионах Кавказа, в Грузии, в Армении и на черноморском побережье. Но, когда там порядки ужесточились и последователей Харе Кришна стали нещадно травить и преследовать, я решил на время уехать, перебраться в районы средней полосы, на Восток, в Среднюю Азию и в Сибирь.

 

И вот, сижу я в аэропорту в Адлере, надеюсь улететь в Москву, в Ленинград, на Камчатку - куда угодно, потому что оставаться на ночь опасно. Милиция на вокзалах и аэропортах постоянно шерстит, проверяет документы, обыскивает людей, и, хотя, кажется, я ничем не выделяюсь из общей массы, тем не менее, своим отрешенным видом всегда привлекаю блюстителей порядка. Позже, прожив в Америке нелегалом почти 10 лет, меня никто никогда не останавливал и не спрашивал документы, но в России... документы требуют на каждом шагу. Зная это, я никогда не искушал судьбу и брал первый попавшийся билет куда угодно, куда глаза глядят. Таким образом, незаметно для себя я объехал весь Советский Союз: от Калининграда до Владивостока, и от республик Средней Азии до Белого моря.

 

Не отходя от кассы, прошу билет до Новосибирска. Билетов нет. До Перми? Тоже нет! Хорошо. Спрашиваю: "Вообще билеты куда-нибудь есть?" Кассир смотрит на меня с подозрением. "Молодой человек, вам куда надо? Или вы сами не знаете?" В это время объявляют посадку на самолет до Минска и дополнительную продажу билетов. "О, это то, что нужно. Пожалуйста, один до Минска!" Вот так, я впервые попал в Минск.

 

В Минске я бывал и раньше. У меня там был один знакомый, который пел в церковном хоре, Вадим Заславский. Он интересовался йогой. И когда я познакомился с сознанием Кришны, то приезжал к нему. Подолгу жил у него, готовил прасад и проповедовал ему, его жене и детям. Получалось неплохо. Он был вегетарианцем и легко соглашался с тем, что убивать животных и есть мясо нехорошо. Нужно быть сострадательным. Здесь он был со мной солидарен полностью. Пение Харе Кришна мантры у него тоже не вызывало возражений. Но то, с чем он не мог согласиться, это - половые отношения только для зачатия потомства. Хотя он был женат и пользовался репутацией хорошего семьянина, но имел небольшую слабость - в тайне (а может и не втайне) от своей жены гулял направо и налево. Однажды, когда я сильно его доставал относительно заповеди "не прелюбодействуй!" он вышел из себя и прогнал меня. Ночью я вынужден был взять свои вещи в охапку и уехать. С тех пор в Минске я не появлялся.



Прошел год, другой, и я снова оказался в Минске. Преданные из Риги дали мне адрес одной женщины, которая немного интересовалась сознанием Кришны, и попросили ее поддержать. Женщину звали Надежда Николаевна. Она жила на улице Горького в трехкомнатной квартире. Это было местом собраний вольнодумцев, экстрасенсов и интеллигентов, ищущих свое призвание, свой неповторимый путь в духовной жизни. Надежда Николаевна была неформальным лидером бардов, возглавляя всероссийский клуб туристической песни. Среди ее знакомых были Окуджава и Высоцкий, Елена Камбурова и др. Позже по ее рекомендации я встретился с Камбуровой, проповедовал ей. В свою очередь она познакомила меня с кругом своих знакомых. Так из одной "тусовки" в другую (раньше это называли "салонами") я проповедовал многим довольно известным людям своего времени. Когда началась перестройка Надежда Николаевна переехала в Москву, поменяв квартиру, но и там она довольно охотно принимала меня, приглашая на программы своих знакомых.

Одним из постоянных посетителей Надежды Николаевны был Владимир Николаевич Бучаль, музыкант, учитель вокала (его воспоминания мы поместим в конце книги). Он познакомил меня со своим кругом местной творческой элиты: с известным белорусским поэтом Олесем, с художницей Тоней и еще несколькими театралами, звездами белорусского балета из Академического театра Оперы и Балета. К сожалению, их имена со временем у меня стерлись из памяти. Я легко знакомился с театралами и находил с ними общий язык уже потому, что сам когда-то в молодости работал в театрах и хорошо знал этот контингент людей и их интересы. Где-то в тот же период времени на квартире Надежды Николаевны я познакомился с местным йогом (Игорем Николаевичем) и Верой Васильевной, хореографом. Вера Васильевна руководила детской хореографической студией, и вокруг нее всегда было много молодежи. Регулярно посещая Минск, я проповедовал многим и многим людям, создавая реальные предпосылки и почву для бурного расцвету сознания Кришны в этой республике.

 

ВЕРА ВАСИЛЬЕВНА

 

Вера Васильевна была хореографом и вела студию-балет. Ее дом был местом паломничества молодежи. Если у Надежды Николаевны собирались люди более зрелого возраста, то у Веры Васильевны исключительно школьники. Она вела сразу несколько групп. Одна группа - это были школьники 7-8- классов, а другая - 9-10, выпускники старших классов. Были у нее и абитуриенты, готовящиеся для поступления в специальные учебные заведения. Проповедовать им было одно удовольствие. Любознательные мальчики и девочки, уважительные к старшим, морально неразвращенные. В то время не было, как теперь, чтобы школьники курили, или выпивали спиртное, сквернословили и занимались сексом без всякого стеснения на виду у посторонних. Когда дети приходили к Вере Васильевне, я угощал их прасадом, пел киртаны и рассказывал о сознании Кришны. Сама Вера Васильевна активно участвовала в моих программах, поощряя своих подопечных. Когда я одевал шафрановое дхоти и в позе лотоса занимал место на диванчике, который служил мне вьясасаной, ее ученики располагались на полу, застланным ковром, внимательно слушая о Кришне Верховной личности Бога, мое сердце ликовало. Поскольку они занимались балетом, то без труда могли выполнить любую йогическую позу. Им доставляло удовольствие сидеть на полу, скрестив ноги, как настоящие йоги. Программы того времени запомнились мне более всего.



 

В силу традиции, как и многие современные люди, Вера Васильевна считала себя христианкой. Она аккуратно посещала церковь, и у нее был даже наставник, которого звали Отец Георгий. При этом она не пыталась прививать христианские взгляды своим ученикам, хорошо понимая, что сознание Кришны - это само совершенство духовной жизни. Христианская вера на самом деле не плоха, если ей следовать. То чему учил Христос 2000 лет назад, учил и Кришна 5000 лет назад. Христос учил любви к Богу, будучи сыном Бога, и Кришна, который является самим Богом-Отцом, учит той же самой любви к Самому Себе.

 

Любая религия изначально дана Богом, и необходимо оценить ее по достоинству.

1) Насколько она вечна; душа вечна и ее связь с Богом тоже вечна, она не прекращается, даже когда мы рождаемся в семьях атеистов и становимся атеистами.

2) насколько она помогает нам стать сознающими Бога. Чистое сознание души - это сознание Кришны, который является причиной всех причин. Мы не называем сознание Кришны религией. Это просто сознание.

3) И, наконец, насколько религия приносить нам радость, ананда, блаженство, которое свойственно самой природе души. Поиск вечности, знания и счастья должен нас, в конце концов, привести к сознанию Бога, который является источником Высшего блаженства. Ананда чин майя раса - духовный мир исполнен блаженства. Такова природа души и таков критерий при выборе религии. Каждый стремится к вечной жизни, совершенному знанию и все возрастающему блаженству. Это стремление вечно. Насколько религия позволяет нам обрести вечное бытие, развить наше дремлющее сознание Бога и стать счастливыми, настолько она совершенна. В этом случае разумный человек без промедления должен принять сознание Кришны, как оно есть, оставив все религии.

Говоря о Боге, необходимо согласиться с тем, что если Бог один, то и религия должна быть одна. И что есть истинная религия? Это любовь к Богу. Любовь к Богу присуща каждому живому существу. Она в природе души, но в материальном мире, поскольку мы отождествляем себя с материальным телом, то проявляется материально, как вожделение.

 

Вечная душа покрыта грубым физическим и тонким, невидимым телом, которое содержит в себе все желания, идеи и концепции жизни. Здесь душа покрыта разными телами, и ее любовь проявляется по-разному. В истории есть много тому примеров. Из любви к Богу одни верующие сражаются с другими, считая, что их религия лучше, чем религия других, что только их любовь к Богу истинна, желая доказать это. На самом деле это не любовь, а вожделение, но его природа духовна. Крестовые походы, войны за "царство небесное" не прекращаются и по сей день. Хотя они носят материалистический характер, но спровоцированы они любовью к Богу, которая под влиянием материальной природы трансформировалась в вожделение. Изначально существует любовь, но под воздействием материальной природы она трансформировалась в вожделение подобно тому, как молоко, соприкоснувшись с кислым тамариндом, становится простоквашей. Нетерпимость среди верующих, зависть, жадность, гнев и прочие негативные проявления - это все проявление божественной любви, но материальным образом. Поскольку каждый отождествляет себя, душу, с материальным телом, то любовь к единому Богу выглядит по-разному из-за различного рода материальной обусловленности.

Когда, изменив сознание, мы освободимся от тонкого и грубого материального покрытия и обретем свое духовное тело, тогда мы сможем войти в царство Бога и увидеть Его во всей красоте и совершенстве. Чтобы увидеть царство Бога, нужно духовное зрение. Материальные чувства не позволяют нам воспринять духовный мир. Нет необходимости оставлять тело христианина или индуса. Кто бы ни был, если он осознает себя, как вечную душу, частицу Бога, он тут же достигает освобождения от круга рождения и смерти. Достаточно отбросить материалистическую концепцию жизни "я" есть материальное тело и все, что с ним связано "мое". Все названия и обозначения относятся к материальному телу. Они ложны. Когда душа осознает себя, любовь к Богу тут же начинает проявляться в своей божественной природе. Поскольку любовь духовна, то она распространяется на все живые существа, включая даже низшие формы жизни, потому что каждое существо есть душа. Я есть душа, и Бог есть Высшая душа, Душа всех душ. Бог - не христианин, ни индуист, ни мусульманин… Бог есть Бог. Он всецело духовен, вне материалистических концепций. Его нельзя познать с помощью материальных чувств и ума, поэтому иногда говорят, что Его никто не видел. Однако какой смысл слушать тех, кто Его не видел. Обратимся к тем, кто Его видит. Бессмысленно обсуждать то, что не существует и не может быть никак воспринято. Если Бог есть, то я хочу Его видеть! Вот вам имена Бога: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе! Они не отличны от Него Самого. Если вы будете повторять Их, то сможете скоро увидеть и Его Самого.

 

Так я проповедовал, и те, кто меня слушал, стали повторять Харе Кришна. Однажды Вера Васильевна отвела меня в сторонку и спросила: "Я долго не решалась предложить Вам, но вот теперь, кажется, время настало. Что если Вам встретиться с нашим Батюшкой, Отцом Георгием. Он человек образованный с широким кругом интересов. Может он вам поможет…" Не дожидаясь конца фразы - чем бы отец Георгий мог мне помочь - я сам попросил Веру Васильевну поговорить о возможной встрече со святым Отцом-настоятелем. Начать диалог с представителями традиционного культа, было моей давней мечтой. Если Бог один, то и религия должна быть одна!

- Может быть сговоримся – подумал я. В то время я еще питал иллюзию, что с христианами можно «спеться». Теперь имея довольно печальный опыт я поменял свое мнение: можно сговориться с кем угодно, хоть с сатаной, но только не христианами, которые называют себя православными.

 

Из всех, кто регулярно посещал мои лекции, был один мальчик, по имени Гриша. Он держался несколько в стороне и отличался от остальных возрастом, и манерой поведения. Он, как и Вера Васильевна, ходил в церковь и был послушником у отца Георгия. Когда Гриша узнал от Веры Васильевны, что я хочу встретиться с Отцом Георгием, он уже на следующий день принес от него приглашение в храм. Это был кафедральный собор, что возвышается на горе по проспекту Машерова.

 

БЕСЕДА С ПОПОМ

Отец Георгий был настоятелем этого храма. Молодой дородный, светски образованный человек, он интересовался йогой, философией Древнего Востока, что-то слышал о Ведах, о "Бхагавад-гите", но ничего не знал о сознании Кришны. Признаться, об этом в то время мало кто знал вообще. Недостаток информации и истинно духовного образования делает человека сектантом и врагом самому себе. В "Бхагавад-гите" (5.1) сказано, что по-настоящему ученый человек «одними глазами смотрит на ученого брахмана, неприкасаемого, корову, собаку и собакоеда». Он просто видит душу в каждом теле и Сверхдушу в сердце каждого живого существа, почитая каждое тело, как храм Господа. Вот истинное духовное знание.

 

Когда в назначено время, я пришел в храм, Отец Георгий еще был на службе. Закончив махать кадилом, он прочитал небольшую проповедь и после стал благословлять прихожан, отпуская им грехи. Люди становились в очередь, чтобы хапнуть благодати. Сначала они подходили к чудотворной иконе и целовали ее "зацелованный оклад", после чего - к ручке Отца Георгия. Облобызав пухлую руку настоятеля, они уходили с сознанием исполненного долга и с легким сердцем, продолжая грешить дальше.

 

Чтобы заявить как-то о себе, что я тут, пришел, я тоже встал в очередь. Когда она дошла до меня, святой отец машинально сунул мне свою руку, но так как за этим не последовало никакого действия, удивленно и рассерженно поднял на меня глаза. Наши взгляды встретились.

- О, Вы из общества Харе Кришна? Будьте добры, подождите меня вот там. И он указал мне на штору, отодвинув которую, я обнаружил небольшую кушетку. Там его ждали еще несколько человек, вероятно, за особой милостью и особыми благословениями. Набравшись терпения, я сел и стал повторять мантру.

 

Когда служба закончилась, Отец Георгий широким жестом отодвинул штору, зашел, дал какие-то распоряжения ожидавшим его людям и, сбросив с себя личину неприступности, подошел ко мне.

- Извините, что заставил ждать. Пойдемте. Спускаясь по винтовой лестнице, я следовал за ним. Сводчатые потолки, толстые стены лабиринта - здесь невольно я вспомнил средневековую инквизицию и мучеников святой церкви. Сильно пахло воском, ладаном. И хотя говорят, что черт боится ладана, но, похоже, современные черти адоптировались.

Пройдя узким слабо освещенным коридором, мы уперлись в дверь, обитую кованым железом. Отец достал связку ключей и подобрал нужный. Лязгнул замок, и дверь со скрипом отворилась. Мы вошли в келью.

 

- Да будет свет! С этими словами батюшка повернул рубильник. И увидел Бог, что это хорошо. Немного замигало, и лампа дневного света озарила кабинет. На письменном столе лежали священные книги и поверх какие-то деловые бумаги вперемежку с вырезками из газет.

- Интересно, какими директивами пользуется святой отец, из какой канцелярии?

 

Усевшись в кресле, Отец Георгий жестом показал мне на другое, стоящее напротив. После этого он взял пилку для ногтей и начал шлифовать заусеницы. Невольно пришло на память: «быть можно дельным человеком, следя за красотой ногтей». Поблескивая золотыми перстнями на пухлых руках, он спросил:

- Что вас привело к нам?

- Пути Господни неисповедимы. - Книжным языком ответил я.

- Это верно, как и то, что добродетельная душа идет в те места, в которых имела обыкновение творить правду.

- Это так. А что есть правда?

- Бог есть правда. Он повелевает в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу.

- В "Брихад-араньяка Упанишад" сказано: АХАМ БРАХМАСМИ.

Я ЕСТЬ ДУША! Душа трансцендентна, она не имеет определения, поскольку она не принадлежит этому миру форм и обозначений. Душа отлична от материального тела, поэтому она не может быть ни христианской, ни мусульманской, ни русской, ни еврейской...

Тоном, не терпящим возражения, Отец ГЕОРГИЙ СКАЗАЛ: ХРИСТИАНСКАЯ ДУША ДОЛЖНА СТРЕМИТЬСЯ К ХРИСТУ.

- Такое утверждение часто можно слышать от христиан. Но даже среди христиан мнения расходятся. Православные будут говорить о православной душе, католики - католической, протестанты - протестантской. От евреев можно слышать о еврейской душе… Куда должна стремиться душа еврея?

- Для евреев уготован ад…

- Атеисты отрицают существование души и Бога. Что ждет атеистов?

Отец Георгий призадумался,… Воспользовавшись паузой, я продолжил: "ДУША духовна. Поэтому ее постичь с помощью материальных чувств и ума невозможно ни верующим, ни атеистам.

-Христос - Бог, и каждая душа принадлежит ему.

- Конечно, если признать что Христос - Бог, тогда все души принадлежат Ему. Все души - Его неотъемлемые частицы, и нет иных. Но является ли Христос Богом? - вот вопрос. Некоторые христианские проповедники утверждают, что Христос - Бог. Но, что говорит сам Христос? Он нигде не говорит о себе как о Боге. "Я и Отец мой небесный - одно, как плоть от плоти, кровь от крови…" Это утверждение не дает права считать Иисуса Христа Богом. Напротив, его слова констатирую тот факт, что он - сын Бога. "Я и Отец мой небесный…" Если существует Отец небесный и я, то надо думать, что Иисус Христос делает различие. Он указывает на существование двух личностей: отца и сына. Все мыслящие люди обращаются к Богу как к Отцу, следовательно, по отношению к Нему все они - дети, сыновья и дочери. Это находит свое подтверждение в "Бхагавад-гите". Кришна говорит: "Я – семя дающий отец". Ахам биджа прадах-пита (Бх.г. 14.4). Кришна - Бог Отец и все другие существа Его дети, и Иисус Христос в том числе, он не является исключением.

 

О БЕССМЕРТИИ ДУШИ

 

Первые пять минут беседы с Отцом Георгием у нас было что-то вроде разминки. Он что-то сказал, я что-то ответил, особенно не задумываясь. Но еще через пять минут у нас начала вырисовываться канва и напряженность беседы. Полагая, что это может быть интересно нашим читателям, я постарался воспроизвести ее насколько возможно точно.

 

МАМУ ТХАКУР ДАС: Что есть душа? Понять это экспериментально не возможно. Поэтому поговорим о душе, опираясь на Ведические писания и авторитет тех, кто видит душу. Это единственно верный способ постижения души.

 

ГЕОРГИЙ: К своему стыду я не очень-то знаком с Ведами. Однако слышал…

 

МАМУ ТХАКУР ДАС: Санскритское слово "веда" означает знание. Любой знание можно назвать "ведой". Однако, говоря о Ведах, мы имеем в виду знание, полученное по цепи ученической преемственности через Господа Брахму, первого живого существа и творца этой вселенной от Самого Господа Кришны.

 

ГЕОРГИЙ: Мы православные обращаемся к Библии и авторитету Иисуса Христа.

Слово, которое в русской версии Ветхого Завета обычно переводится как

"душа", - nephesh. является - производным от слова naphash, что буквально означает в активном залоге "дышать", в пассивном - "быть вдунутым, вдувать". Так что и слово nephesh буквально означает "дыхание". Из более чем 750 употреблений этого слова в Ветхом Завете, проанализировав их контекст, можно сделать выводы о том, каково переносное значение этого слова, обычно в таком смысле оно переводится как "жизнь" или "жизненная энергия".

 

МАМУ ТХАКУР ДАС: Согласен, душа - это энергия, жизненная сила, которая наполняет тело сознанием, каждую его клеточку. В "Бхагавад-гите" Кришна говорит: "Знай же, то, что пронизывает все тело, неразрушимо, Никто не может уничтожить бессмертную душу.(2.17) Что же пронизывает все тело? Сознание, которое является признаком души.

 

ГЕОРГИЙ: Это вполне логично, ведь мы знаем, что сознание является признаком всего живого. Всякий, кто обладает сознанием, является "душою живой" (например, в Быт. 1:20, 24), где животные названы "душой живой"…

 

МАМУ ТХАКУР ДАС: Да в теле животного тоже есть душа. Она есть в теле дерева, микроба… Сарвам кхалв идам брахма - все берет свое начало из Брахмана, поэтому все есть брахман. Живые существа, души, есть везде: в воде, в огне, в земле... Душа вечна, поэтому она может существовать при любых условиях

"Душу нельзя рассечь на куски никаким оружием, сжечь огнем, смочить водой, иссушить ветром".(2.23). "Эту индивидуальную душу нельзя разрубить, растворить, сжечь или иссушить. Она существуют всегда и везде, неизменная, недвижимая, вечно та же" (2.24). В "Бхагавад-гите" Кришна, говорит: Те, кто видят истину, заключили, что несуществующее (материальное тело) - преходяще, а вечное (душа) - не претерпевает изменений. Они пришли к этому выводу, изучив природу того и другого.(2.16) Душа неразрушима, незрима и вечна, лишь тело, в котором она воплощается, подвержено гибели…"(2.18).

 

ГЕОРГИЙ: Вы правы. Однако мы можем встретить и как образное употребление слов и смысловое их значение. Например, "Душа моя". По смыслу "душа моя" равносильно слову "я", что сильнее акцентирует на себе внимание. Это образ речи synekdoche. Что же такое душа применительно к человеку?

 

МАМУ ТХАКУР ДАС: В "Бхагавад-гите" Кришна соотносит нашу душу с нашим истинным "я" и поэтому говорит Арджуне: "Никогда не было так, чтобы не существовал Я, или ты, или все эти цари; и никогда не будет так, чтобы кто-то из нас прекратил свое существование" (2. 12).

 

ГЕОРГИЙ:

Аналогично этому есть утверждение и в книге Бытия. 2: 7. Там описывается сотворение человека. "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2:7). Здесь нужно обратить внимание на то, что человек именно стал душою живою, а не получил душу. Следовательно, из этого места Писания мы не можем сделать вывод о том, что душа - это нечто отдельное от тела.

 

МАМУ ТХАКУР ДАС: Да, у души есть тело. Оно может быть как материальным, так и духовным. Душа представляет собой личность, наше истинное "я", и она может быть в том или ином теле, видимом материальными глазами и не видимом. Духовное тело вечно, но материальное тело душа меняет постоянно. От детства к юности и старости тело меняется, но душа остается неизменной. Процесс ее реинкарнации или переселения из одного материального тела в другое, описан следующим образом: "Точно так же, как душа переселятся из детского тела в юношеское и из него в старческое, так и при смерти она переходит в другое тело…" (2.13). К этому стоит добавить, что того, кто познал себя, как вечную душу, такие изменения не беспокоят. "Как человек надевает новые одежды, сбросив старые, так и душа принимает новое тело, оставив старое и бесполезное" (2.22).

 

ГЕОРГИЙ: Слово "душа" употребляется особенно там, где и животные называются "душою живою". Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что название "душа" обозначает скорее человека в целом, человека, как форму жизни.

 

МАМУ ТХАКУР ДАС: Если навести исторические справки, то можно увидеть, что эта концепция о бессмертной душе вошла в христианские учения во время объединения христианских, греко-римских и еврейских идей. Философские ее корни следует искать в платоновском дуализме, претерпевшем со временем некоторые изменения под влиянием идей гностицизма и манихейства. Оба эти течения рассматривали материю в целом и тело в частности как нечто, имеющее негативный оттенок. Для обоих течений существование в образе души было идеальным состоянием, а тело являлось для них уже не просто временным пристанищем души, как у Платона, но поистине тягостным для нее бременем. И вот, в таком преломленном свете, идея Платона вошла в христианские учения и весьма крепко там укоренилась. Эта идея не нова. Она находит подтверждение в Ведических Писаниях.

 

ГЕОРГИЙ: Да, возможно, я с этим не знаком. Но, что касается представлений древних евреев, о коих мы можем судить из Ветхого Завета и отчасти из других источников (например, из раввинистической литературы), то для них существование души вне тела было абсурдным; они не мыслили себе души, лишенной тела, более того, душа для них являлась синонимом "оживленного тела".

 

МАМУ ТХАКУР ДАС: Не забывайте, что тело материально, а душа духовна. Душа никогда не смешивается с материей, как масло не смешивается с водой. В "Бхагавад-гите" мы опять находим стих, который это подтверждает: "Душа неразрушима, незрима и вечна, лишь тело, в котором она воплощается, подвержено гибели…" (2.18) Для души не существует ни рождения, ни смерти. Она никогда не возникла, не возникает и не возникнет. Она - не рожденная, вечная, всегда существующая, изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело". (2.20)

 

ГЕОРГИЙ: То же самое есть и в Библии. Разберемся поподробнее, насколько это возможно, что же такое, собственно, человек, или "душа живая". Помимо Быт. 2:7 существует еще ряд мест, из которых можно попытаться сделать такое заключение. Например, в Екк. 12:7 мы можем встретить описание сущности человека, правда, применительно уже не к сотворению, а к смерти: "И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, который дал его". Обратившись к ивриту, рассмотрим слова, которые применяются по отношению к человеку как к факту творения. Это следующие слова: тело, дыхание, дух (basar) (neshamah) (ruwach)

 

МАМУ ТХАКУР ДАС: В комментариях к "Бхагавад-гите" Шрила Прабхупада, объясняет, что душа плавает в пяти воздушных потоках (прана, апана, самана, удана, вьяна). Когда с помощью йогических пранаям она очищается, то достигает освобождения.

 

ГЕОРГИЙ: Да, этому есть подтверждение. Просмотрим контекст тех мест, в которых встречаются слова "дыхание" и "дух". Здесь можно увидеть, что очень часто эти слова употребляются вместе и создают следующую картину:

Дыхание (neshamah) имеет несколько значений. Начнем с того, что это слово

может употребляться по отношению к Богу и к человеку. (Это - первая ступень

разделения). В 90 % случаев это слово употребляется вместе со словом "дух"

(ruwach). Сочетание этих слов, или даже одиночное употребление слова "дыхание" по отношению к Богу символизирует Его Вечно Живую Могущественную Творящую сущность. Мы можем увидеть это из того, что действие этих сил Бога влечет за собой появление, возникновение чего-либо. Силы эти, обладающие разной эмоциональной окраской, действуя, могут

оставлять либо разрушительные, либо созидательные последствия. Так, гибель

живущих происходит, согласно Иову 4:9 "От дуновения Божия, и от духа

гнева Его"(neshamah) (ruwach)

 

МАМУ ТХАКУР ДАС: Душа трансцендентна, и она не подвержена влиянию материальной энергии, силам добра и зла. Но, когда она соприкасается с материальной природой, ложное эго заставляет отождествлять ее истинное "я" с материальным телом. Обусловленная душа связана с этим телом сознанием и поэтому ощущает влияние внешней среды. Она взаимодействует с другими телами, попадает под влияние тех или иных процессов, которые протекают непосредственно в самом теле. Итак, она испытывает на себе тройственные страдания (от собственного тела и ума, от других живых существ и климатических условий).

 

ГЕОРГИЙ: Эти же силы пробуждают к жизни стихийную мощь природы. Но эти же силы подарили жизнь человеку: "Дух Божий создал меня, и (ruwach) дыхание Вседержителя дало мне жизнь" (Иов. 33:4). Именно "дыхание жизни" оживило человека, как это мы могли видеть из Быт. 2:7.По отношению к человеку два эти слова: "дыхание" и "дух" также очень часто употребляются вместе, говоря об одушевленности (о факте жизни) и о наличии сознания (Иов. 34:14 - 15, Ис. 42:5, 57:16 ). В тех случаях, когда слово "дыхание" (neshamah) употребляется по отношению к человеку раздельно со словом "дух", оно может означать либо чисто физиологическое явление дыхания (3 Цар. 17:17, Дан. 10:17 ), либо образно подразумевать мысль или идею, а скорее даже - действие этой идеи или мысли (Иов. 26:4, Притч. 20:27). Может оно указывать и на одушевленность и наличие сознания, конкретизируя определенную форму жизни, как и в случае совместного употребления этого слова со словом "дух" (ruwach) (Быт. 7:22, Пс. 150:6, Ис. 2:22). При этом везде мы видим, что и речи нет о какой-либо отдельной от тела "субстанции" (как мы традиционно привыкли представлять душу), несущей в себе совершенно автономно сознание, интеллект, личностные особенности. Все действует в совокупности: тело, дыхание и дух. Собственно, "дыхание" и "дух" даже трудно разграничить, настолько они в некоторых случаях взаимосвязаны (когда дело не касается дыхания как физиологического явления). Если все же попытаться определить, как они соотносятся, то, скорее всего, судя по контексту тех мест, где эти слова употребляются, "дух" - это своего рода информационная часть, мысль, или носитель какого-либо сознания (у животных - достаточно скудного и ограниченного, более развитого - у человека, и, наконец, безгранично могущественного - у Бога), а "дыхание" - это проявление или действие духа.






Date: 2015-09-24; view: 72; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.03 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию