Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудовые споры и порядок их разрешения





Трудовые споры различаются по субъектному составу (стороны спора), предмету, характеру спора. Трудовые споры разграничиваются также в зависимости от того, из каких правоотношенийони возникают. В соответствии с этими основаниями можно дать примерную класси­фикацию трудовых споров. По субъектному составу и предмету все споры делятся на индивидуальные и коллективные.

Субъекта­ми (сторонами) индивидуального трудового спора выступают отдель­ный работник и работодатель. Предметом такого спора является требование работника о восстановлении нарушенных трудовых прав или признании трудовых прав, которые, по его мнению, должны ему принадлежать.

В коллективных трудовых спорах участвуют работники (тру­довой коллектив работников) и работодатель (их представители). Коллективные трудовые споры возникают по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений, других требований, затра­гивающих коллективные интересы работников либо отдельных их категорий или профессиональных групп. Данные споры об установ­лении или изменении условий труда (включая оплату труда) име­нуются также "конфликтами интересов".

По характеру трудовые споры подразделяются на исковые и неисковые. Споры искового характера — индивидуальные споры. Они предполагают подачу заявления (предъявление иска) в органы по рассмотрению трудовых споров. Такими органами являются комис­сии по трудовым спорам и суд.

Споры неискового характера имеют коллективное значение и являются коллективными трудовыми спо­рами, для разрешения которых в каждом случае создаются соот­ветствующие примирительные органы.

В зависимости от вида трудового спора и его характера опре­деляется способ (порядок) разрешения индивидуальных и коллек­тивных трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры. Индивидуальный трудовой спор определяется как неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения зако­нов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы тру­дового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению инди­видуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается также спор между работодателем и лицом, ранее состо­явшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также ли­цом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работо­дателем, в случае отказа работодателя от заключения такого дого­вора.

Для значительного числа индивидуальных трудовых споров Комиссия по трудовым спорам (КТС) выступает органом их рассмот­рения, за исключением споров, по которым ТК, иными федераль­ными законами установлен другой порядок. Индивидуальный тру­довой спор рассматривается КТС, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. В суде разрешаются индивидуальные трудовые споры, если одна из сторон, не со­гласившись с решением КТС, обратилась в суд (работник или рабо­тодатель). Кроме сторон в суд может обратиться как соответствую­щий профсоюз, защищающий интересы работника, когда профсоюз не согласен с решением КТС, так и прокурор, если решение КТС противоречит законодательству.

Непосредственно в судах, минуя КТС, рассматриваются по заявлениям работника индивидуальные трудовые споры по следу­ющим вопросам:

о восстановлении на работе независимо от оснований прекра­щения трудового договора;

об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу;

об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате раз­ницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, либо по заявлениям работодателя — о возмещении работ­ником вреда, причиненного организации, если иное не предусмот­рено федеральными законами.

об отказе в приеме на работу;

споры лиц, работающих по трудовому договору у работодате­лей — физических лиц или лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Комиссии по трудовым спорам (КТС) образуется по инициа­тиве работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Общее собрание работников (кон­ференция) избирает своих представителей в КТС, или они делеги­руются представительным органом работников с последующим ут­верждением на общем собрании. Представители работодателя на­значаются в комиссию руководителем организации, о чем обычно издается соответствующий приказ (распоряжение). По решению общего собрания работников могут быть образованы КТС в струк­турных подразделениях организации, которые рассматривают ин­дивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих орга­низаций. КТС имеет свою печать. Из своего состава КТС избирает председателя и секретаря комиссии.

Для обращения в КТС установлен 3-месячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Если срок работником пропущен по уважительным причинам, ко­миссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор в 10-дневный срок со дня подачи заявления. Если в этот срок заявление не рассмотрено, работник может перенести его рассмот­рение в суд. КТС в присутствии работника или уполномоченного им представителя должна рассмотреть спор. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его пред­ставителя допускается лишь по его письменному заявлению.

КТС является постоянно действующим самостоятельным орга­ном по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, ее реше­ния не нуждаются в чьем-либо утверждении. Эти решения должны исполняться в течение 3 дней по истечении 10 дней, предусмотрен­ных на их обжалование. Если в установленный срок решение КТС не исполняется, то комиссия по трудовым спорам выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. При нали­чии удостоверения работник может обратиться к судебному приставу, который исполняет решение КТС в принудительном порядке.

Работник или работодатель при несогласии с решением КТС может обжаловать его в суд в 10-дневный срок со дня вручения ко­пии указанного решения. В случае пропуска установленного срока по уважительным причинам суд может его восстановить и рассмот­реть индивидуальный трудовой спор по существу.

Для обращения в суд с заявлением (иском) по индивидуальным трудовым спорам установлены определенные сроки:

1) по делам об увольнении — месячный срок со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудо­вой книжки;

2) по остальным трудовым спорам —3-месячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права;

3) в 10-дневный срок со дня вручения копий решения КТС, если работник или работодатель обжалует это решение;

4) по спорам о возмещении работником вреда, причиненного имуществу

5) работодателя (организации), устанавливается срок в 1 год со дня обнаружения причиненного работником ущерба.

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

 

Коллективный трудовой спор - разно­гласия между работниками (их представителями) и работодателя­ми (их представителями) по поводу установления и изменения ус­ловий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в свя­зи с отказом работодателя учесть мнение выборного представитель­ного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организациях.

Если возникающие разногласия перерастают в коллективный трудовой спор, то работники (их представители) и работодатели (их представители) разрешают спор путем примирительных процедур и поиска выхода на соглашение. Порядок разрешения коллективно­го трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение примирительной комиссией, которая является обязательным этапом разрешения спора; по выбору сторон спор может рассматриваться с участием посредника и (или) трудовым арбитражем.

В срок до 5 рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о создании примирительной комиссии спор должен быть рас­смотрен, но по взаимному согласию сторон указанный срок может быть продлен.

Решение примирительной комиссии принимается по соглаше­нию сторон и имеет для них обязательную силу. Оно оформляется протоколом и исполняется в том порядке и в те сроки, которые бу­дут установлены в решении. При недостижении соглашения сторо­ны составляют протокол разногласий и продолжают примиритель­ные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитра­же. В течение трех рабочих дней после составления протокола раз­ногласий стороны спора могут сами пригласить посредника.

Рассмотрение спора с участием посредника осуществляется в срок до 7 рабочих дней с момента его приглашения и завершается принятием согласованного решения или составлением протокола разногласий. Таким образом, посредник не дает обязательных ре­шений или даже рекомендаций, он предлагает варианты примире­ния для выхода на соглашение, а стороны выбирают и принимают согласованное решение. В противном случае стороны составляют протокол разногласий и приступают к созданию трудового арбит­ража в срок не позднее 3 рабочих дней с момента окончания рассмотрения спора посредником, если он привлекался к рассмотрению спора.

При недостижении соглашения примирительной комиссией, если посредник не привлекается, то стороны вправе перейти к со­зданию трудового арбитража.

Трудовой арбитраж — временно действующий орган по рас­смотрению коллективного трудового спора, который создается, если стороны спора заключили соглашение в письменной форме об обя­зательности выполнения его решений. Трудовой арбитраж создает­ся сторонами спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда РФ не позднее 3 рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или по­средником, а спор рассматривается с момента его создания с учас­тием сторон спора в срок до 5 рабочих дней. Рекомендации трудо­вого арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам этого спора в письменной форме.

Крайней мерой разрешения трудового спора является забастовка. Конституция РФ (ч. 4 ст. 37) признает право на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Возможность проведения забастовки у работников возникает в следующих слу­чаях: во-первых, если примирительные процедуры не привели к разрешению спора; во-вторых, когда работодатель уклоняется от примирительных процедур; в-третьих, при невыполнении работо­дателем соглашения, достигнутого в ходе разрешения коллектив­ного трудового спора. Во всех этих случаях работники вправе при­ступить к забастовке.

Трудовой кодекс дает следующее определение забастовки — временный добровольный отказ работников от исполнения трудо­вых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения кол­лективного трудового спора. Участие в забастовке яв­ляется добровольным. Запрещено принуждение к участию в забас­товке или отказу от участия в ней и недопустимы угрозы по отно­шению к тем, кто прекратил работу в связи с забастовкой. Право на забастовку подкрепляется наличием гарантий и защитой работни­ков от увольнений за участие в забастовке. Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом. Так, оно ограничено для государственных служащих федеральной государственной служ­бы и некоторых других категорий лиц.

 

Date: 2015-09-24; view: 391; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию