Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рассказ о друге
Сегодня мы хотим предложить рассказ о короткой и такой яркой жизни необыкновенного летчика и удивительного человека Тимура Апакидзе. записанной нами в беседах с его другом и боевым соратником, бывшим командиром авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» контр-адмиралом Александром Челпановым. заместителем главы администрации Солнечногорского района по общим вопросам. ...В Североморске хоронили семерых погибших летчиков. Это так потрясло шестилетнего мальчика, что он сказал: «Я тоже буду летчиком!» Тимур показал впервые характер в Нахимовском Училище. Он писал рапорты всем — от начальника училища до главкома адмирала флота Советского Союза С.Горшкова с просьбой направить его в летное училище... После его смерти друзья узнали, что еще подростком Тимур верил, что будет морским летчиком, будет летать с авианосца. Откуда он мог знать тогда о военной технике будущего? Кто ищет, тот находит. {213} Тимур откопал в букинистическом отделе Дома Книги, что на Невском проспекте в Ленинграде, залежи специальной литературы о флоте и авиации, перечитал все. Он всегда обгонял время, ставил себе цель и неуклонно шел к ней. За державу обидно! После перевода во флот Тимур Апакидзе летает на разных типах самолетов (он освоил их более 20), летал и на американском. Было это в дальнем походе в Средиземном море в 1995-1996 г.г. Тогда у берегов Югославии находился авианосец «Америка». Наш приход в тот район был для всех неожиданностью. Началось взаимное изучение друг друга. Потом с разрешения высокого начальства обеих стран прошел обмен делегациями. Сначала американцы побывали у нас, потом наша группа летчиков посетила их авианосец. В числе нашей делегации были Герой Советского Союза летчик-испытатель В. Пугачев и Герой России Т. Апакидзе. Им показали всю организацию полетов. Она расстроила летчиков. В считанные минуты в воздух были подняты 35 самолетов. Т. Апакидзе летел в паре с американским летчиком, который дал ему штурвал управления. Тимур делился с Челпановым: «Саша, нам еще очень далеко до такой организации, до такого количества самолетов и авианосцев». (Действительно, в США тогда уже было 14 авианосцев, 10 из которых — атомные). А.Челпанов, да и все, кто знал Тимура, отмечали, что он отстаивал свои идеи горячо где только мог. Он говорил: «Я все равно добьюсь, дойду до Президента, объясню, что без авианосцев и палубной авиации сильной державой нам не стать. И считаться с нами никто не будет. А уж «американцы» (так называл он летчиков США) точно!» ...В августе 1998 года «Кузнецов» под командованием А. Челпанова участвовал в учениях под флагом Главнокомандующего Вооруженными Силами России, Президента РФ Б. Ельцина. Была приготовлена двухчасовая программа смотра боевых сил. Однако главнокомандующий не выдержал такой нагрузки, и летчикам дали отбой. Расстроились все, но Т. Апакидзе особенно. Он так надеялся, что Президент оценит потенциальные возможности палубной авиации и что-то изменит. ...Его «неуставной» доклад командующему по связи слышали все.... {214} ...Идет последняя, четвертая минута. И вдруг самолет резко пошел вниз. И снова выбор — спастись самому или спасти машину? Апакидзе борется до последнего: пытается виражом набрать высоту, уйти в небо, но не хватает нескольких секунд, и машина врезается в землю, оставляя стометровый обгоревший след. Потом уже стало известно, что полет не заладился с самого начала. Не запустился двигатель первого самолета, Тимур Автандилович пересел во второй. После падения он прожил 15 минут и умер по дороге в больницу. Душа его в небе. Желание Тимура Апакидзе летать было сродни легендарному Икару. В его судьбе вообще много загадочных совпадений и знаковых событий. Мог ли он знать, что первое место его службы — город Остров Псковской области станет и последним. Когда-то, мальчиком, он дал себе клятву, узнав о гибели летчиков в г.Североморске. что будет летать, и этим как бы разделил их судьбу. Самое же невероятное случилось уже после смерти. Комиссия еще осматривала место падения самолета, вокруг было скопление людей, и тут вдруг на обломки машины сел аист, довольно пугливая птица, и долго-долго не улетал. Все просто застыли в оцепенении. И потом, уже при прощании в Главном штабе, люди шли нескончаемым потоком, суровые мужчины плакали не стесняясь своей слабости. Плакал при отпевании и священник, читая молитву за упокой его души, всегда рвавшейся в небо. Мы в долгу перед ним. Только тогда, когда Тимура Автандиловича не стало, все вдруг увидели, что у него ничего нет. кроме службы и семьи. Нет своей квартиры, он так и жил в общежитии Академии Генштаба, хотя уже получил звание генерала и был заместителем командующего. Нет машины, дачи, нет сберкнижки, всех этих атрибутов житейского благополучия. Звание Героя, дающйё*многие льготы, он никогда не разменивал на бытовые блага. Он был по настоящему государственным человеком, он искренне думал о Родине, о своей авиации. Редко, но рождаются такие уникальные люди. И вот его не стало. Его друзья обеспокоены тем, что в прессе уже есть попытки преподать случившееся как закономерный сбой: и критический {215} возраст, и психологическая усталость, и несовершенство техники. При этом забывается, что профессия военного летчика изначально имеет высокую степень риска, а Т. Апакидзе всей своей жизнью, а теперь уже и смертью пытался уменьшить его. Ведь, прежде чем самолет станет серийным, его испытывают живые люди. И человек, положивший жизнь на алтарь Отечества, достоин уважения без всяких оговорок. Другого мнения быть не может.
Г. Лях
Газета «На страже Заполярья» Date: 2015-09-24; view: 499; Нарушение авторских прав |