Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Историческая необходимость культуры





Социальное как необходимое условие культурного: совместное добывание пищи, половая жизнь и самозащита (Г.Кууси). Социальные механизмы адаптации человека к среде: согласованность действий, совместные операции, информационный обмен, единые программы деятельности, выбор оптимальных решений.

Язык как способ фиксации результатов человеческой социальности и рефлексивности: язык предметов, язык жестов, язык звуков. Особенности архаических языков: описательность, образность, конкретность, наглядность, единичность.

К. Леви-Стросс и Л. Леви-Брюль об особенностях первобытного мышления: практическое, конкретно-чувственное, пра-логическое, эмоциональное, ценностное. Формирование познавательно-практического и ценностного типов сознания в первобытности. Ценностное сознание как основание формирования культуры.

Культура как особенное, новое качественное состояние в социальном: совершенство (эстетическое), регламентированность (тотем и табу), преемственность (традиции и обычаи), выразительность (искусство), символичность (обряд и ритуал).

Проблема соотношения культуры и цивилизации. Концепция Г. Л. Моргана. Концепция О. Шпенглера. Концепция А. Ф. Еремеева.

 

Тема 4. Первобытная мифология: миф, слово, имя.

Феноменология мифа. Концепция мифа К. Леви-Строса. «Неприрученная мысль». Мифологическое мышление: практическое, системное, ритуально-магическое. Ритуал как порядок микрораспределения вещей в мировом порядке. Магическое мышление. Бриколаж как отличительная черта мифа. Миф как форма интеллектуального бриколажа. Порядок структуры и порядок события – факторы, определяющие бытие мифа и искусства. Эстетическое содержание мифа.

Мифологический интеллектуальный бриколаж как аналог научным системам и классификациям. Мифологические классификации. Принцип бинарных оппозиций: естественное – сверхъестественное, природное – культурное, мужское – женское, индивидуальное – коллективное, съедобное - несъедобное.

Функции мифа:

a. установление соотношений между природными и социальными условиями жизни;

b. определение закона эквивалентности между географическими, метереологическими, зоологическими, биологическими, техническими, экономическими, ритуальными, религиозными, философскими уровнями бытия.

Имя как способ универсализации и партикуляции индивидуальных качеств человека. Имя нарицательное (большое) - символ, имя собственное (малое) - тотем, прозвище – знак. Табу имени, порядок наречения имен.

Концепция мифа и имени А. Ф. Лосева. («Диалектика мифа», «Философия имени»). Миф – это не выдумка, но самая яркая и самая подлинная действительность, совершенно необходимая категория мысли и жизни.

Аффект как основа мифа, выражение жизненных и насущных потребностей и стремлений. Синкретизм, практичность, эмоциональность и жизненность мифа. Общее и особенное мифа и науки, мифа и искусства, мифа и символа, мифа и поэзии, мифа и религии, мифа и догмата, мифа и события.

Единство отрешенности и непосредственности бытия в мифе. Универсальность мифа. Личность как миф, осмысленность и оформленность мифа, особые представления о пространстве и времени. Миф как чудо целесообразности. Миф как слово о личностно данной истории.

Слово в своей единичности – имя. Слово или имя, есть смысл, или понимаемая сущность. Имя есть стихия мифа, осмысливающая инобытие и тем приведшая сама к себе.







Date: 2015-09-23; view: 383; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию