Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дети со сложными недостатками развития





К числу детей со сложными недостатками развития относятся такие дети, у которых обнаруживается два и более отклонений в развитии. Выше мы уже говорили об умственно отсталых детях, имеющих дополнительные дефекты, о том, что возможности их включения в социальную жизнь окружающих людей минимальны, что они способны лишь к незначительному продвижению.

Наиболее перспективными в группе детей с недостатками раз­вития оказываются дети с поражениями анализаторов — слуха и зрения. При этом большое значение имеет степень нарушения ор­ганов чувств, возраст ребенка, в котором он полностью или час­тично потерял зрение и слух, а также последовательность, в кото­рой эта потеря происходила. Важны и те социальные условия, в ко­торых живет ребенок.

Дети с поражениями слуха и зрения (слепоглухие) весьма сво­еобразны в том отношении, что лишены речевого общения с ок­ружающими и не пользуются зрительной ориентацией. Без специ­ального педагогического воздействия их познавательные возмож­ности не развиваются. Они могут прожить всю жизнь, не зная ни единого слова, не усвоив никаких навыков человеческого поведе­ния и общения. Известный отечественный дефектолог профессор Иван Афанасьевич Соколянский, много лет проработавший со слепоглухими детьми, изучавший их и в значительной мере создавший теоретические основы их воспитания, обучения и социальной ре­абилитации, называл их «дети-растения».

Однако потенциальные возможности умственного развития у многих слепоглухих сохранны. Они лишь не реализуются без спе­циального воспитания и обучения. Под длительным, систематичес­ким воздействием квалифицированных педагогов-дефектологов сле­поглухие дети постепенно приобретают представления об окружа­ющих их предметах. У них формируются навыки человеческого поведения, прежде всего самообслуживания и бытового труда. Посредством жестов и дактилологии они овладевают словесной речью, усваивают общеобразовательные знания, начинают понимать вза­имоотношения между людьми, различные жизненные ситуации. Они выучиваются читать и писать по системе Брайля. После окончания обучения многие из них работают, принося пользу себе и обще­ству. Отдельные, наиболее способные молодые люди значительно продвигаются в своем интеллектуальном развитии.

Большую известность имеет слепоглухая женщина из США-Елена Келлер, получившая высшее образование и ставшая докто­ром филологии в начале нашего века. В нашей стране ученица про­фессора И.А. Соколянского— О.И. Скороходова написала книги «Как я воспринимаю окружающий мир» и «Как я воспринимаю, понимаю и представляю окружающий мир». Эти книги были пере­ведены на многие языки мира. Они с большим интересом читались и обычными людьми, и дефектологами. Они побудили ученых Бол­гарии и Японии создать труды, специально посвященные этой за­мечательной женщине.

Позднее, защитив диссертацию и став кандидатом психологи ческих наук, О.И. Скороходова работала научным сотрудником НИИ дефектологии в Москве.

Дело, начатое проф. И.А. Соколянским, продолжали его уче­ники — А.И. Мещеряков, В.Н. Чулков и др. В настоящее время б России существует специальное учебное учреждение для слепо-глухих детей. Оно находится в г. Сергиев Посад Московской обла­сти. Четверо из выпускников этой необычной школы успешно окончили психологический факультет Московского государствен­ного университета им. М.В. Ломоносова и работают по получен­ной специальности. Два из них имеют ученые степени кандидата психологических наук.

Их жизненный путь, их достижения в социализации и позна­нии окружающего мира, высокие личностные качества — яркое подтверждение тому, что специально организованное обучение и воспитание при сохранности коры головного мозга и наличии спо­собностей у ребенка имеет исключительно важное значение для его развития, даже при казалось бы совершенно неблагоприятных ус­ловиях.

Неслышащие или слабослышащие дети, которые являются вме­сте с тем невидящими или слабовидящими и к тому же отягоще­ны другими недостатками развития — нарушениями речи, функ­ций опорно-двигательного аппарата, расстройствами эмоциональ­но-волевой сферы и т.п., мало способны к прогрессу. Они являются глубокими инвалидами и, как правило, постоянно живут в интернатных учреждениях Министерства социальной защиты населения.







Date: 2015-09-23; view: 602; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию