Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Незрячие и слабовидящие дети





Зрение — это оптическое восприятие, осуществляемое с помо­щью зрительного анализатора, представляющего собой сложную нервно-рецепторную систему человека и животных. Благодаря зре­нию человек получает огромное количество информации об окружающем мире. О цвете, форме, величине предметов, их взаимо­расположении и расстоянии между ними человек узнает прежде всего с помощью зрения.

Деятельность зрительного анализатора очень важна для ориен­тировки человека в пространстве, для развития его двигательной сферы, для усвоения социального опыта. Зрительное, или как иначе говорят визуальное (от латинского visualis — зрительный) воспри­ятие играет существенную роль в познании человеком мира, в фор­мировании различных видов его деятельности, в установлении контактов с другими людьми.

Зрительный анализатор, как и любой другой анализатор (слухо­вой, двигательный и др.) состоит из трех основных отделов: пери­ферического (глаз), проводникового (зрительный нерв, зрительные и подкорковые нервные образования) и центрального (мозговые клетки в затылочных долях коры головного мозга). Деятельность дан­ного анализатора обеспечивает восприятие и анализ зрительных раз­дражении.

Дети, у которых наблюдаются стойкие нарушения зрения, при­нято разделять на незрячих (слепых) и слабовидящих.

Категория незрячих детей очень неоднородна по своему соста­ву. Незрячие в медицинском смысле считаются дети, у которых пол­ностью на оба глаза оказывается утраченной способность зритель­но ощущать внешний мир, т.е. у них отсутствуют светоощущение и цветоразличение. Потеря зрения на оба глаза считается абсолют­ной (тотальной). К ним относятся также дети, у которых поле зре­ния сужено до 10°.

От медицинской слепоты следует отличать практическую сле­поту. Детей с данным видом слепоты называют частичновидящими, т.к. у них сохраняется светоощущение или незначительное ос­таточное зрение, позволяющее им в какой-то мере воспринимать цвет, свет, контуры предметов. Практическая слепота (остаточное зрение) характеризуется остротой зрения от светоощущения до 0,05 при применении обычных средств коррекции (очков). Остаточное зрение помогает ориентироваться в пространстве и служит допол­нительным средством при осязании предметов и восприятии ка­кой-либо информации о них на слух.

Незрячие дети учатся читать и писать по системе Брайля (рель­ефно-точечный шрифт).

Слабовидящие дети имеют остроту центрального зрения на луч­ше видящем глазу с коррекцией (очки, контактные линзы) от 0,05 до 0,3, а также дети с более высокой остротой зрения, но имею­щие другие нарушения зрительных функций (сужение границ поля зрения) или прогрессирующие заболевания органа зрения (первич­ная и вторичная глаукома, незаконченная атрофия зрительных нервов, пигментная дегенерация сетчатки и т.д.). Большая часть слу­чаев слабовидения у детей наступает в результате аномалий реф­ракции глаза.

Как уже было отмечено выше различают прогрессирующие и не прогрессирующие нарушения зрения. При прогрессирующих де­фектах зрения наблюдается постепенное ухудшение зрительных функций, обусловленное течением патологического процесса. Так при глаукоме повышается внутриглазное давление и происходят из­менения в тканях глаза. Зрение резко снижается при появлении моз­говых опухолей. При несоблюдении санитарно-гигиенических усло­вий (постоянном чрезмерном напряжении зрения, зрительном утомлении и др.) прогрессирует близорукость, дальнозоркость (вследствие этих отклонений на сетчатке образуются неясные рас­плывчатые изображения).

К не прогрессирующим дефектам зрительного анализатора от­носятся некоторые врожденные его пороки, такие как асигматизмы, катаракта и другие.

Среди незрячих детей выделяют слепорожденных, потерявших зрение еще до рождения (во внутриутробном периоде) или до трех­летнего возраста, и ослепших, т.е. лишившихся зрения после трех лет жизни. Такое разделение основывается на том, что время по­тери зрения ребенка имеет существенное значение для последую­щего его развития. Незрячие от рождения дети не сохраняют зри­тельных образов памяти, т.к. они их по сути не имеют, тогда как ослепшие в той или иной мере располагают этими образами.

Дети, страдающие нарушениями зрения, характеризуются раз­личными особенностями. Так при нарушении зрения происходит со­кращение и ослабление зрительных восприятии у слабовидящих и частично видящих детей и полное прекращение восприятия деть­ми с тотальной слепотой. Лишенные возможности воспринимать действия и поведение окружающих их людей. Незрячие не имеют образцов для подражания социальному поведению: как следует пе­редвигаться, сидеть за столом, пользоваться столовыми прибора­ми (ложкой, вилкой) и т.п. Незрячие дети испытывают трудности в восприятии и наблюдении предметов и явлений действительно­сти. Многие признаки предметов и явлений визуального характера (цвет, свет, величина, форма и др.) не воспринимаются незрячи­ми детьми непосредственно. Большие сложности возникают у них в оценке пространственных признаков: расстояния, положения, на­правления и т.п. Это резко обедняет их чувственный опыт, затруд­няет ориентировку в пространстве, особенно при передвижении;


нарушается гармоничность развития их сенсорных и интеллектуаль­ных функций, что, несомненно, влияет на развитие наглядно-дей­ственного и наглядно-образного мышления. У незрячих детей накапливается определенный запас словесных, формально правильных знаний, не наполненных конкретным предметным содержа­нием. Нередко у них наблюдается так называемый вербализм — недостаточное понимание слов, имеющих конкретное значение.

Имеют место также существенные изменения в развитии двига­тельной функции и в ориентировке в пространстве, что проявляет­ся в снижении быстроты, координации, точности, темпа, соразмер­ности движений. Детей затрудняет овладение такими движениями как ходьба, бег. Они испытывают трудности и при выполнении физкуль­турных упражнений.

Ограничивается приобретение социального опыта, навыков самообслуживания и бытового труда.

В отличие от незрячих детей от рождения, ослепшие дети рас­полагают некоторым количеством более или менее сохранных зри­тельных представлений, сформированных у них до потери зрения. Это имеет огромное значение для последующего воссоздания пред­ставлений о предметах и явлениях, основывающихся на восприя­тии их с помощью осязания или на базе словесных описаний. Со­хранность зрительных представлений, их яркость, четкость, пол­нота, адекватность зависят от того, в каком возрасте ребенок потерял зрение, а также от правильности организуемой с ним пе­дагогической работы. У ослепших детей также наблюдается суще­ственное изменение в физическом развитии, в формировании дви­гательной функции, в ориентировке в пространстве, в усвоении социального опыта.

Слабовидящие дети имеют некоторую возможность при знакомстве с предметами и явлениями, а также при пространственной ориентировке и при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается у них ведущим анализатором. Но их зрительное восприятие сохранно лишь частично и, поэтому, является не вполне полноценным. Оно отличается большой замедленностью, узостью обзора, снижением точности. В результате запас их зрительных впечатлений оказывается ограниченным, количественно меньшим, чем в норме, а представления имеют качественное своеобразие: они менее четки и ярки, чем у нормально видящих, а иногда искажены. Так, если у слабовидящего ребенка нарушено цветоощущение, то цветовые характери-стики воспринимаемого оттенка обеднены. При резко выраженной близорукости или дальнозорко-сти слабовидящий не может заметить некоторых внешне слабовыраженных признаков, важных для характеристики предмета. У них нередко наблюдаются трудности в пространственной ориентировке. При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения при отсутствии мероприятий по его охране и развитию. Зрительное утомление также вызывает снижение умственной и физической работоспособности.


Остаточное зрение слабовидящего ребенка имеет очень большое значение для его развития, трудовой и социальной адаптации. По­этому оно должно оберегаться. С этой целью необходимо периоди­ческое консультирование в глазной клинике (у офтальмолога в дет­ской поликлинике), правильный подбор оптических средств кор­рекции, рациональное освещение помещения, где живет и учится ребенок с нарушениями зрения, дозировка учебной нагрузки.

Слабовидящие дети не всегда адекватно осознают свой дефект. Трудности и неудачи, возникающие в общении, при участии в иг­рах, при обучении неправильно оцениваются ими, обижают и раз­дражают. Появляется почва для формирования отрицательных черт характера — замкнутости, негативизма и пр.

У незрячего и слабовидящего ребенка в условиях специального обучения формируются приемы и способы использования других анализаторов (осязательного, слухового, двигательного и др.), пред­ставляющих сенсорную основу для компенсации нарушений зре­ния. В начале специального обучения эта система компенсации со­здает условия для правильного отражения действительности.

Процессы компенсации во многом зависят от сохранности ос­таточного зрения. Даже самые незначительные остатки зрения очень значимы для ориентации и познавательной деятельности детей с нарушениями зрения.

Формирование компенсаторных механизмов у незрячего и сла­бовидящего ребенка предусматривает формирование активной лич­ности, стремящейся к социально обусловленной деятельности. Су­щественное значение имеет активизация функционирования по­врежденного органа, а также замещение его деятельностью других органов. Так, осязательное восприятие, ощупывание предметов в какой-то мере заменяет зрение. Оно служит основой чувственного познания незрячих, необходимого им для повседневной жизни, учебной и трудовой деятельности. Осязательное восприятие дает возможность слепому познать некоторые признаки предметов: фор­му, величину, фактуру. Оно чаще всего осуществляется непосред­ственно с помощью руки ребенка или какого-либо орудия. Напри­мер, трости при ходьбе, грифеля, при чтении брайлевского шрифта. В учебной деятельности осязание обычно сочетается с речью ре­бенка и взрослого. Осязание помогает незрячему ориентироваться и на улице, и дома.

Для компенсации нарушений зрения большое значение имеет слуховое восприятие. Считается, что слух является для незрячих тем же, что для нормально развивающихся детей зрение. Слуховое вос­приятие используется детьми с нарушениями зрения для ориентировки, узнавания и формирования образов окружающего мира, при движении. Незрячие, пользуясь слуховым восприятием, могут не только ориентироваться во времени и пространстве, но они могут по звуку воспроизводить своеобразный звуковой пейзаж местнос­ти. При ориентации на местности незрячие преодолевают препят­ствия при выборе направления движения по звукам, которые обыч­но не воспринимаются зрячими. Следовательно, у незрячих и сла­бослышащих детей слуховое восприятие является важной опорой восприятия окружающего мира, необходимого для их психическо­го развития.


Не менее важное значение для компенсации нарушений зре­ния играет осязательное восприятие, т.к. оно позволяет ребенку с данньм дефектом дифференцировать и опознавать предметы, близ­кие по форме к кругу, овалу (овощи, фрукты, ягоды и т.д.), пря­моугольнику и квадрату (конверт, линейка и пр.).

За счет компенсации, конечно, не происходит полной нейтра­лизации дефекта зрения.

Компенсация основного дефекта происходит в условиях наибо­лее эффективной организации системы, содержания и методов обу­чения и воспитания детей с зрительными нарушениями, направ­ленных на максимальное развитие каждого ребенка.

Воспитание высших психических процессов, коррекция позна­вательной деятельности и личностного развития детей с наруше­ниями зрительного анализатора представляют собой первоочеред­ные задачи для тифлопедагогов. Они направляют свои усилия на по­вышение активности детей, особенно в интеллектуальном плане, на расширение и углубление их интересов, на предупреждение и преодоление отклонений в физическом и личностном развитии и двигательной подготовленности.

Для таких детей в нашей стране существуют специальные учеб­но-воспитательные учреждения: детские сады, школы, школы-ин­тернаты, где, как правило, находятся дети с тяжелыми наруше­ниями зрения.

Некоторые слабовидящие дошкольники в ряде случаев посеща­ют обычные детские сады, но если зрение ребенка ухудшается, то он должен быть переведен в специальные наиболее для него бла­гоприятные условия.

В дошкольных учреждениях содержание и методы коррекционно-воспитательной работы с этой категорией детей направлены, в первую очередь, на развитие компенсаторных механизмов и на со­хранение остаточного зрения. Для этого проводятся систематичес­кие мероприятия и занятия по развитию и охране остаточного зре­ния, развитию осязания и мелкой моторики рук, ориентировке в пространстве и т.д.

В специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями зре­ния предусмотрена работа, направленная не только на обучение и воспитание учащихся, но и коррекцию их познавательной деятель­ности, личности и физического развития. Она осуществляется по спе­циальным программам и методикам. В специальных школах предус­мотрено обучение незрячих детей рельефно-точечному шрифту Брайля, состоящему из вьшуклых точек, различные комбинации которых в пределах шести соответствуют определенным буквам алфавита, цифрам, знакам препинания и т.д. Введены коррекционные занятия по ритмике, лечебной физкультуре, речи, мимике и пантомимике, социально-бытовой ориентировке, тифлографике и др. Большое зна­чение придается трудовому обучению и профориентации. Трудовое обучение включает в себя курс трудовой подготовки в начальной школе и предпрофессиональной на старших годах обучения.

В связи с замедленностью процесса чтения и письма по систе­ме Брайля, увеличением времени на ознакомление с объектами ок­ружающей среды начальная школа работает по программе 1—4, в старших классах срок обучения увеличивается на один год. Общий срок обучения составляет 12 лет.

Обучение слабовидящих детей также, как правило, осуществ­ляется в условиях специальной школы, т.к. пребывание этих детей в школах общего назначения часто приводит их к неуспеваемости. Слабовидящие дети в силу своих особенностей отстают от темпа работы учащихся с нормальным зрением. Слабовидящие дети в та­ких условиях становятся часто раздражительными, обособляются от коллектива, что может явиться одной из причин школьной дезадаптации. В связи с этим необходимо, чтоб обучение слабовидящих детей осуществлялось в специальных детских учреждениях. Для них необходимы учебники с крупным шрифтом, с четкими, без излиш­ней детализации рисунками, тетради с четкой разлиновкой, специальные средства наглядности. Их обучение также включает пред­меты коррекционного цикла: ритмику, лечебную физкультуру, со­циально-бытовую ориентировку и пр.

Учитывая слабое зрение учащихся, их быструю утомляемость, необходимо уменьшение зрительной нагрузки до 10—15 минут.

Общий срок обучения в школах для слабовидящих детей 12 лет.

В специальных школах для детей с нарушениями зрения используются технические средства: очки, лупы, увеличивающие аппараты и другие технические приспособления (приборы для рельефного черчения и рисования, тренажеры, звуковые мишени, звучащие мячи), машины и аппараты (ультразвуковые локаторы, звуковые маяки, читающие машины и т.п.). Некоторые из этих технических средств начинают использовать при обучении и воспитании ребен­ка, когда он еще находится в стенах детского сада.

Школы для детей с тяжелыми нарушениями зрения дают уча­щимся цензовое неполное среднее и среднее образование.

Успехи в развитии детей с патологией зрения зависят от кли­нической формы, характера и тяжести нарушения зрительной фун­кции, от сохранности других анализаторов, от уровня развития высших форм психической деятельности и личности; от возраста, в котором утрачено зрение, а также от содержания, форм, мето­дов обучения и воспитания и от квалификации тифлопедагогов, ра­ботающих с детьми этой категории.

Обнаружить дефекты зрения у малыша во многих случаях мо­жет мать, проводящая с ним все свое время, ухаживающая за ним. Постоянно наблюдая за поведением сына или дочери, мать заме­тит, что ее ребенок ведет себя как-то странно: не следит за взрос­лым, за его лицом, руками, за двигающейся игрушкой, не пыта­ется ее достать и т.п. В этом случае необходимо обязательно обра­титься к врачу, проверить состояние зрения малыша, а затем посоветоваться с доктором и тифлопедагогом, как следует воспи­тывать ребенка с нарушениями зрения.

Процесс воспитания очень сложный. Любого ребенка воспитывать всегда трудно. Тем больше возникает сложностей, если он имеет нарушения зрения. Часто родители, воспитывающие незрячего ребенка, жалея его, чрезмерно опекают малыша, тем самым лишая его всякой самостоятельности. Этого не следует делать, т.к. такое воспитание принесет ему не пользу, а только вред. Родители должны знать и помнить, что в физическом воспитании ребенка с недостатками зрения следует отводить большое место формированию у него пространственной ориентировки и развитию движений. Незрячего малыша нужно учить ходить, бегать, подниматься и спускаться по лестнице, передвигаться по квартире. Надо научить ребенка узнавать по звукам и шумам, где находится он сам, его близкие, на каком расстоянии от него препятствие (близко или далеко), чтобы уберечь его от травм; по голосам узнавать родителей, близ­ких, своих друзей. Следует помочь ребенку преодолеть страх перед пространством, выработать у него правильную осанку и походку (не шаркать ногами и т.д.). Специальная работа должна проводиться над тем, чтобы научить его пользоваться осязанием, развить гибкость пальцев рук, точность движений.

Формируя и развивая положительные возможности незрячих и слабовидящих детей, важно всегда использовать их сохранные ана­лизаторы, расширять практический опыт в процессе познания им окружающего мира, общаться с ним в процессе выполнения ре­бенком какой-либо деятельности. Для развития остаточного зрения у слабовидящих детей нужно использовать оптические средства, сле­дить за освещением комнаты, консультироваться у офтальмолога.

Очень важна благожелательная обстановка в семье. Ребенок с нарушениями зрения должен знать и быть уверенным в том, что его любят все члены семьи, и что он сам является не обузой своей семьи, а се равноправным членом, помощником для родителей.

Детям с нарушениями зрения необходимо общаться со свои­ми зрячими (нормально видящими) сверстниками. Это полезно как для незрячих и слабовидящих, так и для нормально видящих де­тей. Однако лучше, если совместные игры проходят в присутствии взрослых, которые всегда готовы и могут придти на помощь ре­бенку с дефектом зрения в случае возникновения каких-либо сложностей.

В настоящее время появилась возможность обучать ребенка с на­рушениями зрения в домашних условиях. Вместе с тем, родители должны знать, что осуществлять обучение на дому должен не про­сто педагог, а специалист-тифлопедагог, знающий психологичес­кие особенности незрячих и слабовидящих детей, владеющий ме­тодами и методикой их обучения, хорошо знающего содержание специальных коррекционных занятий, строго выполняющий все ре­комендации офтальмолога. Только в этом случае процесс обучения детей с нарушениями зрения в домашних условиях будет эффек­тивным.

В целом можно говорить о том, что в результате специальной коррекционной работы дети с дефектами зрения достигают отно­сительно высоких результатов в интеллектуальном развитии, при­обретают положительные черты личности, необходимые для актив­ного участия незрячих и слабовидящих детей в жизни общества.







Date: 2015-09-23; view: 7870; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию