Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






III.2. Принципы обучения детей с отклонениями в развитии





Решая проблемы обучения и воспитания детей с отклонения­ми в развитии, специальная дидактика исходит из положения о принципиальной общности задач, стоящими перед школой обще­го назначения и специальными детскими учреждениями и, соот­ветственно, использует уже сложившиеся общепедагогические принципы, которые выработаны в нашей стране. Вместе с тем учи­тывается и то, что при обучении детей с отклонениями в разви­тии приходится преодолевать специфические трудности, обуслов­ленные тем или иным дефектом ребенка — снижением слуха или зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и др. Без коррекционной направленности обучения специальная педагогика фактически не может существо­вать, поскольку она лишается своей основной специфики. В связи с этим все вопросы обучения в специальных детских учреждениях рассматриваются в аспекте основных дидактических принципов и осуществлении коррекции.

Само собой разумеется, что применительно к каждой катего­рии детей с отклонениями в развитии дидактические принципы реализуются специфично, что зависит от характера наличествую­щего отклонения.

При применении принципа сознательности и активности обуче­ния используются различные приемы и способы, позволяющие сти­мулировать познавательную деятельность учащихся, способствующие восприятию, запоминанию, сохранению, переработке учебного ма­териала, его самостоятельному анализу и обобщению и последую­щему применению. В школах для детей с нарушениями анализато­ров, опорно-двигательного аппарата, речи ученикам предоставляется значительная самостоятельность. Учитель объясняет новый матери­ал, ставит перед учениками мыслительные задачи, направляет их по­знавательную деятельность, оказывает периодическую помощь, по­буждая использовать полученные знания при решении различных, в том числе практических задач.

В школе для умственно отсталых детей, в школе для детей со сложными дефектами учитель последовательно, шаг за шагом ру­ководит мыслительной деятельностью учащихся, постоянно побуж­дает их к выполнению тех или иных заданий, оставляя без помо­щи лишь на короткое время, постепенно приучая к самостоятель­ности, путем подбора задач и постановки вопросов, требующих активного подхода к ним. Каждая, самая незначительная попытка самостоятельно применить полученные знания для выполнения предложенных заданий всячески поддерживается и одобряется.

В разных типах специальных школ по-разному реализуется прин­цип наглядности в обучении. В школах для детей с нарушениями зре­ния и слуха используются наглядные средства, которые восприни­маются сохранными анализаторами. В одних случаях работа строится так, что привлекаются осязание и остаточное зрение. Например, при знакомстве слепых учащихся с рельефными рисунками или рельеф­ными географическими картами. В других — наглядные пособия вос­принимаются зрительно или на основе тактильно-вибрационных ощущений. Таким образом глухие школьники «слушают» звучащие предметы. Определенную роль играют также технические средства обучения — звукоусиливающие аппараты, оптические приборы и др. В школе для умственно отсталых детей при использовании принципа наглядности обычно акцентируются приемы, объединяющие:

чувственное и рациональное познание. Большое внимание при этом-уделяется вербальным средствам. Существенно значение придается не только речи учителя, которая должна быть четкой и немногословной, но и речи самих учеников. Учащиеся постоянно побуж­даются к речевым высказываниям, основаниями для которых слу­жат в начальных классах преимущественно реальные объекты, их объемные или плоскостные изображения. При работе с наглядны­ми пособиями имеется также в виду коррекция своеобразных черт зрительного восприятия, свойственных умственно отсталым детям, таких как замедленность, узость, недостаточная активность, сла­бая дифференцированностъ.

Позднее все большее значение приобретает схематическая наглядность, способствующая обобщению учебного материала, уста­новлению определенных закономерностей.

Реализация принципов научности, систематичности и доступности требует четкого соответствия между изучаемым материалом и познавательными возможностями учеников. Для специальной школы каждого типа подбирается учебный материал определенного содержания и соответственным образом планируется работа над ним, своеобразно построены программы и учебники для специаль­ных школ.

Так, в школах для глухих существенно замедлен темп обучения в младших классах. Это объясняется тем, что на ранней стадии обу­чения школьники только овладевают словесной речью, необходи­мой для усвоения других учебных курсов, изучения различных дис­циплин. В старших классах обучение идет более быстро. В общем уча­щиеся осваивают программу массовой школы, но делают это за более длительный срок по сравнению со слышащими детьми.


В школе для умственно отсталых детей вся система предлагае­мых ученикам знаний значительно упрощена. Объем учебного ма­териала резко сокращен за счет исключения теоретических пред­посылок и сложных правил. В программы не включены химия, фи­зика, иностранный язык и ряд других предметов. Учащиеся этой школы получают образование, которое не может быть приравнено к цензовому. Вместе с тем принципы научности, систематичности и доступности приобретаемых ими знаний сохраняются, хотя и ре­ализуются на сниженном уровне.

Принцип прочности усвоения знаний и способов деятельности также по-разному реализуется в каждом типе специальной школы. Этот принцип предполагает работу, направленную преимуществен­но на закрепление знаний, на включение их в определенные сис­темы, на использование различным образом организованных по­вторений пройденного. Всегда имеются в виду вариативные повто­рения, дающие возможность более глубоко понять учебный материал и закрепить его в памяти. При этом не отвергаются его многократные повторения, однако им не отводится решающего ме­ста. Большое внимание уделяется развитию произвольной памяти и обучению детей способам логического запоминания. Широко при­меняется принцип сравнения. Конечно, во всех случаях и во всех специальных школах применяется вербализация учебного матери­ала и способов деятельности.

При обучении всех категорий детей с отклонениями в развитии исключительно большое значение имеет принцип индивидуального подхода к учащимся, который реализуется на всех этапах работы со школьниками от первого класса до последнего. Выполнение этого принципа требует от учителя знаний об особенностях, присущих каждому ученику. Применение данного принципа несколько облегчается за счет малой наполняемости классов, наличием индивидуаль-ных занятий коррекционного плана (лечебная физкультура, слуховая и логопедическая работа, упражнения на тренажерах и др.). Принцип индивидуального подхода к ученикам - один из основных принципов коррекционной педагогики. Без его соблюдения немыслима работа специальной школы.

Крайне важен и дифференцированный подход к группам школьников, обучающимся в одном и том же классе, объединенным на основе типологических особенностей познавательной деятельности, учета уровня и темпа обучаемости детей. Так, например, в школе для умственно отсталых учеников в начальных классах есть учащиеся, которые могут пересказывать простые тексты, опираясь на серию соответствующих картинок. Наглядные опоры помогают детям самостоятельно восстановить в памяти изложенный материал в данном порядке. Другие дети более продуктивно работают, отвечая на воп­росы, которые задает учитель. Серия картинок помогает им переска­зывать текст лишь очень незначительно. Естественно, что с учени­ками этих двух групп следует по-разному организовывать работу.

Следует специально подчеркнуть, что специальное обучение ста­вит перед собой цель не приспособление к дефекту, характерному для той или иной категории детей с отклонениями в развитии, а его коррекцию и, если возможно, преодоление.







Date: 2015-09-23; view: 676; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию