Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Предмет, функции, методы и основные этапы развития экономической науки





 

1. Предмет любой науки раскрывает вопрос: «что познается».

Термин «экономика» имеет двойственный смысл. Если экономику рассматривать как сферу человеческой деятельности, то она представляет совокупность хозяйственных отраслей, обеспечивающих общество необходимыми материальными и нематериальными благами. В силу существования разделения труда экономика распадается на отдельные отрасли. Комплексное изучение экономической деятельности человека порождает целостную систему экономических наук и экономическую теорию как основную ее часть, которая на Западе чаще всего именуется экономиксом.

Экономическая теория – основа всех экономических наук.

Наиболее полное определение предмета экономической теории и характеристику ее связей с другими науками дают К. Макконнелл и С. Брю: «…экономикс при всей своей практической полезности представляет предмет преимущественно академический, а не узкопрофессиональный. В отличие от бухгалтерского учета, рекламного дела, финансирования корпораций и маркетинга экономикс не является наукой о том, как делать деньги. Производство, обмен, потребление товаров и услуг рассматриваются в ней с позиции общества в целом».

Таким образом, экономическая теория изучает экономические отношения между людьми при выборе в распределении редких, имеющих альтернативное использование ресурсов, чтобы производить, обменивать и потреблять экономические блага для удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Началом формирования экономической науки было положено еще в XV веке экономическим учением меркантилистов и развивалось как «политическая экономия». Этот термин впервые ввел в оборот французский экономист, представитель школы меркантилизма А. Монкретьен («Трактат политической экономии», 1615 г.). Название науки «политическая экономия» состоит из сочетания трех слов греческого происхождения: полис (город, государство), ойкос (дом, хозяйство), номос (закон) и переводится на русский как «управление домашним (городским, государственным) хозяйством». А. Монкретьен отразил экономическое состояние эпохи в науке, ибо к этому времени практически сформировался национальный рынок Франции, а это и было хозяйствование на уровне всей экономики. Следовательно, политическая экономия возникла как наука о народном хозяйстве.

Основные положения меркантилизма являются результатом не теоретического анализа хозяйственной жизни, а просто описания наблюдаемых явлений и отчасти их классификации. Представители этой школы считали, что богатством каждой нации является не приумножение натуральных продуктов, а накопление денег (монет из золота и серебра). В период зарождения капитализма значительную роль играла международная торговля, приносившая большие доходы, а главной задачей экономической науки было выяснение источника поступления богатства в государство.

После меркантилизма появилась школа физиократов, положивших начало классической политической экономии. Следует отметить то, что производство, как источник богатства общества, физиократы ограничивали сельским хозяйством, где богатство возникает, как считали они, естественным путем и выглядит как дар природы. Отсюда единственно производительным трудом считался труд в земледелии.

Убедительные ответы на вопросы образования и роста богатства нации дали выдающиеся представители классической экономической науки – английские экономисты У. Пети (1623 – 1687 гг.), А. Смит (1723 – 1790 гг.), Д. Риккардо (1772 – 1823 гг.). Они считали, что богатство создается во всех отраслях материального производства, что источником всякого богатства является труд, что всеобщей формой богатства является стоимость, воплощенная в товарах и деньгах и которая создается трудом работников, производящих данные товары.

Главный труд А. Смита так и называется: «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.), ставший первым настоящим учебником по политической экономии.

Давид Рикардо в качестве главной проблемы политической экономии выдвигает проблему распределения и законов, которые регулируют распределение производственного продукта земли («Начала политической экономии и налогового обложения», 1817 г.).

К. Маркс считал предметом своего исследования капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена (производственные отношения). Он был создателем теории прибавочной стоимости, выяснил, как и при каких условиях возникает капиталистическое производство, по каким законам и в каком направлении оно развивается.

Ф. Энгельс писал, что «политическая экономия, - в самом широком смысле, есть наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ в человеческом обществе». Следовательно, политическая экономия изучает общественные отношения людей, складывающиеся в процессе производства материальных благ, и законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ на различных ступенях развития человеческого общества. И в этом плане политическая экономия как наука носит фундаментальный характер и имеет большое методологическое значение, но ограничена в своем предмете исследования.

Современные экономисты особый упор делают на прикладной характер изучения экономической теории. Предметом экономической теории считают анализ рыночного хозяйства.

 

2. Экономическая теория, как и любая другая научная дисциплина, выполняет присущие ей функции. Восприятие функций помогает понять смысл существования и необходимость развития экономической теории как науки, определить ее конкретные цели и задачи.

К основным функциям относятся познавательная, методологическая и практическая (прагматическая).

Суть познавательной функции состоит в том, что у людей возникает потребность в познании, исследовании и объяснении сущности и результатов процессов и явлений, происходящих в экономической жизни общества, на всех его уровнях. Необходимость существования этой функции связана с тем, что отсутствие знаний или искаженное представление о реальном положении дел в экономике служит главной причиной принятия ошибочных решений и, как следствие, ведет к экономическим просчетам и наступлению кризисов.

Методологическая функция заключается в том, чтобы определять методы, средства и научные инструменты для осуществления исследовательских работ в смежных дисциплинах экономической науки.

Кроме того, одной из задач, а, следовательно, и функцией является определение экономических закономерностей экономического развития, без знания которых невозможно правильно оценить экономическую ситуацию и выбрать оптимальное направление дальнейшего развития.

Практическая или прагматическая функция заключается в непосредственном использовании результатов ее анализа в хозяйственной практике. Формами реализации этой функции могут быть выработка определенной экономической или стратегической политики на данный момент или на перспективу, а также построение микро- или макроэкономических моделей. Иногда в рамках данной функции выделяют прогнозно-прагматическую функцию, которая предполагает разработку и установление научных прогнозов на любом экономическом уровне.

Все функции взаимосвязаны и проявляются одновременно в разных формах.

 

3. В результате анализа экономических процессов экономическая теория выделяет экономические категории, отражающие существенные стороны экономических процессов и явлений. Научные категории дают возможность глубже понять тот или иной процесс. Экономические категории – это обобщающие понятия, которые выражают те или иные стороны экономических явлений и процессов. К экономическим категориям относятся: деньги, собственность, предпринимательство, производство, обмен, распределение, потребление и т.д.

Как и любая наука, экономическая теория имеет дело с фактами, которые постоянно изменяются. Но сами по себе факты ничего не объясняют. Поэтому задача исследования состоит не только в наблюдении и собирании фактов, но и (это самое важное) в их систематизации, умении увидеть за внешними фактами сущность явлений, познавать порождающие их законы.

Экономический закон выражает собой существенные, постоянно повторяющиеся устойчивые связи в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

В чем отличие законов природы от экономических законов? Законы природы возникают и действуют без участия человека, тогда как экономические законы возникают в процессе деятельности людей. Кроме того, законы природы – вечные, а экономические – носят исторический характер.

 

4. Если предмет науки раскрывает вопрос «что познается», то метод – «как познается». В самом общем значении – это способ достижения цели. Экономическая наука использует широкий спектр методов научного познания. Кратко охарактеризуем наиболее важные из них.

Метод научной абстракции – сознательное отвлечение от всего случайного, что не соответствует природе изучаемого предмета. Именно с помощью этого метода формируются экономические категории, о которых мы уже говорили.

Анализметод познания, состоящий в расчленении целого на составные части для удобства изучения; синтезпродолжение анализа, состоящее в соединении отдельных элементов единое целое.

Метод индукции – это метод познания, основанный на умении делать умозаключения, следуя от частного к общему (от фактов к теории); дедукцииметод, позволяющий делать умозаключения, восходя от общего к частному (от теории к фактам).

Теория без фактов может быть пустой, но факты без теории бессмысленны. Поэтому необходимо постоянно сверять существующие принципы и теории с изменяющейся экономической средой. В этой связи различаются позитивная и нормативная экономика.

Позитивная экономика имеет дело с фактами, отобранными и перешедшими на уровень теории, т.е. с уже свободными от субъективных суждений и представляющих экономическое поведение. Нормативная экономика выражает субъективные оценочные суждения о том, что должно быть. Примером позитивного фактического суждения является: «при прочих равных условиях, если плата за обучение возрастет, то число абитуриентов в фармакадемии снизится». Нормативное утверждение на ту же тему: «разговоры о плате за обучение в фармакадемии вообще не следует вести, тогда число абитуриентов увеличится».

Метод единства логического и исторического. Экономическая теория пользуется логическим способом исследования различныхэкономических категорий,сначала изучив историческую жизнь каждого экономического явления. Например, из анализа товара логически выводится необходимость возникновения денег на определенной ступени развития товарного обмена.

Экономические явления исследуются системно. Системный подход предполагает трактовку экономического объекта как системы и в то же время как элемента еще более сложной системы, что позволяет определить причины и следствия, закономерности изменений экономических явлений и их последствия, а также делает возможным прогнозирование экономических процессов.

При характеристике экономических явлений могут использоваться экономические модели: математические (устанавливают количественную зависимость между переменных величин, представленную в виде уравнений или системы уравнений), табличные (наглядно демонстрирует количественную зависимость между переменными величинами в виде их цифровых показателей) и графические (графики).В целом экономическая модельупрощенное описание экономики, которое выражает функциональную зависимость между двумя или несколькими переменными. Графическая модель представляет собой наглядное (графическое) изображение зависимости между определенными переменными величинами.

 

5. Экономическое поведение может исследоваться с макроэкономической и микроэкономической точки зрения. Микроэкономикачасть экономической науки, исследующая деятельность отдельных экономических субъектов, такие как отрасль, фирма, домохозяйство, а также отдельны рынки. Она объясняет, например, как устанавливаются цены в отрасли? Какой объем производства должна выбрать фирма, чтобы получить максимальную прибыль?

Макроэкономикачасть экономической науки, исследующая экономику как целое, а также составляющие ее совокупности такие как домохозяйства, бизнес, государственный сектор и т.д., и использующая для этого обобщенные экономические показатели. Объектами ее изучения выступают ВНП, национальный доход, темпы роста производительности труда, безработица и инфляция.

Следует отметить, что границы между макро- и микроэкономикой в последние десятилетия все более размываются. Причина состоит в том, что макроэкономика анализирует совокупность рынков товаров и услуг. Чтобы получить правильные выводы, необходимо сначала изучить поведение рабочих, предпринимателей, покупателей их продукции на индивидуальном уровне. Поэтому микро- и макроэкономика тесно взаимосвязаны, органически взаимообусловлены и взаимосвязаны.

 

6. Развитие человеческого общества сопровождалось формированием экономического мышления. Это одна из характеристик поведения человека, выделяющих его из мира живых существ. Основной признак, по которому разграничивают человека и животное, дает экономика. По мнению А. Смита, человека отличает способность к труду и склонность к обмену.

Экономика отражает интересы людей, поэтому экономические термины носят эмоциональный характер. Это проявляется наиболее ярко в наше время, когда с помощью экономических категорий завоевываются голоса избирателей. Одним кажется, что «бесплатная медицина» – это «издержки» социализма, а другим – «разумная, народная демократия».

В конечном счете, экономисты приходят к тому, что люди в своих решениях делают рациональный выбор, сопоставляя издержки и выгоды. Следовательно, экономическое мышление – это мышление в экономических категориях и понятиях; это восприятие человека с позиции соотношения «издержки – выгоды» (максимизация выгоды при минимуме затрат). В условиях товарообмена «экономический человек» стремится к максимизации своего денежного дохода в рамках рыночных правил и институтов. Если это продавец, то он должен снижать издержки, улучшать качество своего товара, идти на риск. Если это покупатель, то в рамках своего бюджета он стремится покупать дешевле и по той же цене приобретать товар более высокого качества.

 

 

Date: 2015-09-23; view: 380; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию