Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 4. Рынок: сущность, функции, структура
1. Рынок – одна из самых распространенных категорий в экономической теории. В настоящее время категорию «рынок» используют как истину, не требующую пояснений. Между тем в литературе трудно найти другое понятие, которое имело бы такое множественное противоречивое определение. В действительности у нас и за рубежом пока отсутствует единое толкование рынка, что затрудняет реализацию и совершенствование самых разнообразных отношений рыночной экономики. В процессе исторического развития рыночного хозяйства изменялось понимание его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала. Объективная необходимость рынка обусловлена теми же причинами, что и товарное производство. Первое условие – общественное разделение труда и специализация. В любом многочисленном обществе никто из участников хозяйственной деятельности не может жить за счет самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Основные группы людей занимаются самыми разными видами экономической деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных товаров и услуг. Это объясняется принципами сравнительного преимущества, т.е. производством продукции при относительно меньших издержках упущенных возможностей. Например, 2 производителя могут произвести обувь и одежду. Первый за неделю производит 2 пары обуви и 4 блузки. Второй – 3 пары обуви и 9 блузок. Альтернативная стоимость пары обуви у первого равна 2 блузкам. У второго пара обуви равна 3 блузкам. Относительно меньшая альтернативная стоимость производства обуви у первого производителя. Следовательно, ему нужно специализироваться на производстве обуви, а второму – на производстве блузок. Второе условие – экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность возникла на базе частной собственности. Если субъекты не наделены правами собственности, то рынок существовать не может. Рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться. Третье условие – разрешение проблемы трансакционных издержек – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственной деятельности, с поиском информации, на ведение переговоров, определенную дань рэкетирам и т.д. Если эти расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров существовать не может. Таким образом, природа трансакционных издержек связана с необходимостью мер по снижению неопределенности и противодействия возможному оппортунизму в поведении партнеров как важнейшей причине неопределенности. Именно эти две причины приводят к появлению трансакционных издержек. Трансакционные издержки принято разделять на следующие виды: «ex ante» и «ex post». В рыночной экономике «ex ante» связаны с составлением проекта договора, ведением переговоров и обеспечением гарантий соглашения. «Еx post» издержки связаны с неэффективной адаптацией и корректировкой договора и возникают, когда реализация контракта сбивается с установленного курса в результате пробелов в договоре, ошибок, упущений и непредвиденных внешних условий. Снижению этих издержек возможно посредством совершенствования юридических норм, честности, ответственности, создания инфраструктуры рынка. Четвертое условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Чем меньше скован производитель, тем больше развит рынок. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые будут определять ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности. Обобщая все имеющиеся в литературе толкования, можно сформулировать рынок как экономическую категорию следующим образом – это совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и услуг, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда. Сущность рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности.
2. Сущность рынка также проявляется в его экономических функциях, выражающих основное назначение этой категории (рис. 6). Характеризуя механизм функционирования конкурентного рынка, следует отметить его преимущества и недостатки. Рис. 6. Основные функции рынка К преимуществам, в первую очередь, относится механизм заведомо бездефицитного рынка. Исходя из этого, к плюсам конкурентного рынка относят: 1) эффективное распределение ресурсов; 2) возможность успешно функционировать в рамках ограниченной информации; 3) гибкость и высокую приспосабливаемость к меняющимся условиям; 4) оптимальное использование достижений НТР; 5) свободу выбора и действий рыночных субъектов; 6) способность удовлетворять различные потребности; 7) повышение качества товаров и услуг; 8) сохранение конкурентоспособности продукции. Конкурентный рынок имеет и свои недостатки: 1) не обеспечивает социальную защиту населения, особенно бедные слои; 2) не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; 3) не обеспечивает экономику необходимым количеством денежных ресурсов для развития общественного производства; 4) не создает стимулы для производства товаров и услуг общественного пользования; 5) не имеет социально-экономического механизма защиты окружающей среды; 6) не обеспечивает необходимых обществу теоретических научных исследований; 7) подвержен нестабильному развитию с присущими ему информационными процессами; 8) ориентирован не на удовлетворение потребностей всех членов общества, а на запросы тех, кто имеет деньги. Устранение перечисленных недостатков в современных условиях берет на себя государство. 3. Важнейшим элементом рыночного механизма является конкуренция (рис. 7). Она сдерживает частные интересы и ориентирует их в направлении развития общественного производства. Кроме того, конкуренция приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются рациональнее и эффективнее.
Рис. 7. Понятие конкуренции 4. Рынок – сфера обмена товарами и услугами. Систематизация многообразия рынков осуществляется путем их классификации. Согласно основным критериям выделяют следующие виды рынков: · по экономическому назначению объектов купли-продажи (рынки товаров и услуг, рынки средств производства, рынки труда, рынки научно-технических разработок, рынки ценных бумаг); · по пространственному признаку (местный, национальный, региональный, мировой рынки); · по степени ограничения конкуренции (свободной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии); · по характеру продаж (рынки оптовой и розничной торговли, рынки государственных закупок); · по соблюдению законности (легальные и нелегальные рынки). 5. Неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Инфраструктура рынка – это комплекс специализированных предприятий и организаций, занимающихся посреднической деятельностью, обслуживающих рыночное хозяйство. К инфраструктуре рынка относят: · на рынке товаров и услуг – систему оптовой и розничной торговли, товарную биржу; · на рынке труда – биржу труда и агентства по трудоустройству; · на финансовом рынке – коммерческие банки, инвестиционные фонды, фондовую биржу и т.д. 6. Кроме того, рыночную экономику обслуживают институты, связывающие рынки в единое целое. К ним относятся транспортная сеть, система коммуникаций, информационные сети, страховые компании, суды и т.д. Все экономические агенты (государство, частные компании, граждане, бизнесмены и др.) действуют по определенным, строго фиксированным правилам. Они показывают, что можно и что нельзя делать, как строить отношения с другими экономическими агентами. Часто в эти понятия включают и экономические организации типа фирм, предприятий и т.п. Институт – это правила, по которым хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом и осуществляют экономические отношения. Совокупность институтов образует экономическую систему. Институты бывают формальные и неформальные. Формальные институты – все писанные правила, которые имеют отношение к экономической деятельности: Конституция, Гражданский кодекс, другие виды экономических кодексов, законы, указы, постановления и распоряжения государственной власти. Кроме формальных, существуют и неформальные институты (правила). К ним относятся: во-первых, традиции и социокультурные стереотипы; во-вторых, правила и процедуры, не разрешенные или не санкционированные государством, но практикуемые хозяйственными субъектами. Таким образом, институты – создаваемые людьми рамки поведения, которые структурируют политические, экономические и социальные взаимодействия. С этой точки зрения рынок – один из базовых экономических институтов рыночной экономики. 7. Различают четыре основных типа рыночных структур (моделей рынка). По степени убывания конкуренции они могут быть представлены следующим образом: чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая (абсолютная) монополия (см. табл. 3). Реальными и широкораспространенными структурами рынка являются монополистическая конкуренция и олигополия. Схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретический характер для понимания механизма индивидуального рынка, т.е. рынка конкретного товара или услуги. Таблица 3 Date: 2015-09-23; view: 322; Нарушение авторских прав |