Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо ди Бернардо (1469—1527) — итальянский мыслитель, политиче­ский деятель, историк и военный теоретик





МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо ди Бернардо (1469—1527) — итальянский мыслитель, политиче­ский деятель, историк и военный теоретик. Секретарь Совета десяти Флоренции (1498—1512), отвечавший за дипломатические связи республики. Основные сочи­нения: "Государь" (1513, впервые опубликован в 1532), "Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия" (1516—1517), "О военном искусстве" (1519—1521), "История Флоренции" (1520—1525) и др. Отдавая сим­патии "народу" (активным и зажиточным горожанам) в отличие от нелюбимых им городских низов, плебса и

церковно-клерикальных кругов папского Рима, М. раз­рабатывал правила политического поведения людей и превозносил этику и мощь "гордой" дохристианской Римской империи. С точки зрения М., наиболее жизне­способными государствами в истории являлись те рес­публики, граждане которых обладали максимально возможной степенью свободы, самостоятельно опреде­ляя собственную судьбу. М. характеризовал самостоя­тельность, величие и мощь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать всевозможные средства, не думая о моральной стороне своих поступков и о гражданских свободах. М. ввел понятие "государственный интерес" для выражения претензий государства на право не обращать внимания на законы, которые оно призвано гарантировать, в слу­чае, если этого требуют т.наз. "высшие государствен­ные интересы". Целью действий правителя безуслов­но, т.обр., является успех, а не добродетельность или порочность. (Согласно М., "правление заключается главным образом в том, чтобы твои подданные не мог­ли и не желали причинить тебе вред, а это достигается тогда, когда ты лишишь их любой возможности как-ни­будь тебе навредить или осыплешь их такими милостя­ми, что с их стороны будет неразумием желать переме­ны участи".) "Государь" М. — это своеобычное техно­логическое руководство по захвату, удержанию и ис­пользованию государственной власти. Будучи сторон­ником республиканского устройства государства, М. не видел перспектив для него в масштабах всей Италии и советовал "новому государю" "по возможности не уда­ляться от добра, но при надобности не чураться и зла". Преступления, совершенные во имя Родины, по мне­нию М., — это "славные преступления". С точки зре­ния М., "ни один порядочный человек не упрекнет дру­гого, если тот пытается защитить свою страну всеми возможными средствами". При этом М. призывал уде­лять особое внимание "общему благу" — общенацио­нальным интересам, ибо широкие народные массы при известных условиях мудрее любого государственного лидера. (По М., истинная земная мудрость достижима посредством тщательного наблюдения за поступками людей и при помощи изучения истории.) Разделяя те­зис христианства об изначальном зле человеческой природы, М. настаивал на целесообразности осуще­ствления воспитательных функций в обществе госу­дарством, а не церковью. При этом М. был убежден, что максимам традиционных религии и морали не должно придаваться никакого значения, если они не в состоянии содействовать усилению потенциала благо­устроенного социума. Выступая в Древнем Риме как "необходимейший инструмент поддержания цивилизо­ванного государства", религия, согласно убеждению

M., утратила эту функцию по мере насаждения христи­анством идеалов смирения и послушания: римскую этику самосохранения и самоутверждения М. ставил безусловно выше христианского идеала смирения. Ос­новополагающей особенностью всякого общества М. полагал борьбу и жестокую конкуренцию между людь­ми. По М., именно человеческий эгоизм и потребность в его насильственном обуздании породили государство как особый социальный институт: "Добрые примеры порождаются добрым воспитанием, доброе воспита­ние — хорошими законами, а хорошие законы — теми самыми смутами, которые многими безрассудно осуж­даются". Стяжательство, по мнению М., — это не толь­ко атрибут природы современных ему людей, но и не­избывный человеческий жребий: человек у М. "скорее забудет убийство отца, нежели конфискацию наследуе­мого имущества". Рассудительный государь поэтому может позволять себе убивать, но отнюдь не грабить. Доблесть результативной преобразующей деятельнос­ти людей М. предлагал определять с помощью набора понятий virtu — основополагающего достоинства удачливого правителя — способности интеллекта и во­ли человека поступать бодро и динамично. М. считал, что одной частью собственной жизни мы можем распо­ряжаться самостоятельно, другая же — удел факторов и сил, неподвластных нам. Итогом этого является то обстоятельство, что одинаковые действия, осуществ­ленные в разные времена, результируются принципи­ально разнокачественно. Счастливая фортуна, т.обр., — гармония политического действия и окружающей эпохи. После замены республиканской администрации Флоренции тиранией Медичи М. был изгнан. М. испы­тал тюремное заключение, подвергался пыткам. Среди первых критиков М. были Кампанелла и Ж. Боден. В 1546 среди "отцов" Тридентского собора был распро­странен мемориал, в котором было сказано, что "Госу­дарь" написан рукой Сатаны". В 1559 все сочинения М. были включены в первый "Индекс запрещенных книг". М. писал: "Пусть судьба растопчет меня, я по­смотрю, не станет ли ей стыдно". (Самой известной попыткой литературного опровержения М. было сочи­нение Фридриха Великого "Антимакиавелли", напи­санное в 1740; в нем отмечалось: "Я дерзаю ныне вы­ступить на защиту человечества от чудовища, которое желает его уничтожить; вооружившись разумом и справедливостью, я осмеливаюсь бросить вызов софи­стике и преступлению; и я излагаю свои размышления о "Государе" Макиавелли — главу за главой, — чтобы после принятия отравы незамедлительно могло бы быть найдено и противоядие".) В церкви Санта Кроче на могильном памятнике М. находится надпись: "Ни­какая эпитафия не выразит всего величия этого име-


ни". Труды М. знаменовали начало нового этапа разви­тия политической философии Запада: рефлексия над проблемами политики, по убеждению М., должна была перестать кореллироваться нормами богословия либо максимами нравственной философии. Произошел окончательный разрыв с мировоззрением св. Августи­на: все помыслы и все творчество М. увязывались с па­фосом Града Человеческого, а не Града Божьего. Поли­тика тем самым утвердила себя самое как самостоя­тельный объект исследования — как искусство созда­ния и усиления государственной власти.

A.A. Грицанов







Date: 2015-09-23; view: 344; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию