Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛОКК (Locke) Джон (1632—1704) — английский философ-просветитель, политический деятель, осно­воположник социально-политической доктрины ли­берализма





ЛОКК (Locke) Джон (1632—1704) — английский философ-просветитель, политический деятель, осно­воположник социально-политической доктрины ли­берализма. Работы Л. относятся к эпохе Реставрации в Англии. Он стал непосредственным участником по­литической жизни и борьбы против феодального аб­солютизма, занимал некоторое время высокие адми­нистративные должности. В процессе этой борьбы неоднократно был вынужден покидать Англию, эми­грируя на континент (во Францию и Нидерланды). Вскоре после "славной революции" 1688 Л. возвра­щается в Англию и выпускает один за другим свои философские и политические труды, написанные им ранее. Важнейший из них — "Опыт о человеческом разуме" (1690), написанию которого он посвятил в общей сложности около 20 лет. Почти одновременно были опубликованы "Письма о веротерпимости", "Трактаты о государственном правлении" и др. К на­званным примыкают следующие значительные про­изведения: "О пользовании разумом" (1706), "Иссле­дования мнения отца Мальбранша о видении всех ве­щей и Боге"(1694). В своем основном труде Л. раз­вил теорию познания, базирующуюся на принципах эмпиризма и сенсуализма, осложненных влиянием номинализма Гоббса и рационализмом Декарта. Ис­ходный пункт учения Л. о познании и его концепции человека — отрицание теории врожденных идей, включая идею Бога. Все знание приобретается нами из опыта, который понимается философом как сугубо индивидуальный, а не результирующий из социаль­ного взаимодействия. Опыт по своей структуре со­стоит из идей, которыми Л. обозначает ощущения и чувственные образы памяти. Эти составляющие — т.наз. "простые идеи", которые входят в состав либо внешнего (external), либо обращенного внутрь (inward) опыта. Внешний опыт состоит из ощущений свойств и восприятий тел, а опыт внутренний, кото­рый Л. называет рефлексией, представляет собой по­знания души о своей собственной деятельности, по­лучаемые через самонаблюдение. Приобретенные из опыта идеи — еще не само знание, а только материал для него. Чтобы стать знанием, все это должно быть переработано деятельностью рассудка (абстракции). Посредством данной деятельности простые идеи преобразуются в сложные. Процесс познания, по Л., и характеризуется как восхождение от простых идей к сложным. Простые идеи внешнего опыта делятся на две группы, различные по их содержанию, — идеи первичных и идеи вторичных качеств. Только идеи первичных качеств, с точки зрения Л., дают нам ис­тинное познание реальных сущностей, а идеи вто­ричных качеств, если их группировать соответствую-

щим образом, позволяют нам, самое большее, разли­чать в настоящем вещи по их номинальным сущнос­тям. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Реальная сущ­ность вещей, с его т.зр., остается неизвестной, а ум имеет дело с номинальными сущностями. Однако Л. нельзя считать агностиком. По Л., наша задача — знать не все, а только то, что важно для нашего пове­дения и практической жизни, а такое знание вполне обеспечено нашими способностями. Он обратил так­же внимание на активность субъекта в познаватель­ном процессе. Познание делится, по Л., на интуитив­ное (высшее), демонстративное и сенситивное, по­следнее при этом оценивается им как наименее до­стоверное (низшее), что вносит в концепцию Л. раци­оналистический элемент. В основе социальной фило­софии Л. лежит учение, во многом предвосхищаю­щее просветительские идеи о "естественном праве"и "общественном договоре", согласующееся с его тео­рией познания. Политическая теория, изложенная им в "Двух трактатах о государственном правлении" (1690), направлена против патриархального абсолю­тизма и рассматривает социально-политический про­цесс как развитие человеческого общежития от есте­ственного состояния до гражданского самоуправле­ния. В изначальном естественном состоянии люди взаимно доброжелательны, свободны и равны между собой и перед Богом. Следование разумным естест­венным законам позволяет достичь согласия при со­хранении индивидуальной свободы. Данная концеп­ция подводит Л. к созданию теории разделения влас­тей, где власть делится на: 1) законодательную, 2) ис­полнительную и 3) федеральную. Отсюда вытекает, что основной целью правительства является защита естественного права граждан на жизнь, свободу и собственность. Правительство не имеет права дейст­вовать произвольным образом, оно само обязано под­чиняться законам, по сути дела, не им первоначально сформулированным. Народ остается при этом безус­ловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство. Однако сопротивление также ограничивается разум­ными пределами и заканчивается с установлением прочного политического баланса. Л. развивает идею буржуазного конституционного правления. Консти­туционная парламентская монархия, с его т.зр., вы­ступает как наиболее оптимальная форма такого ба­ланса. Он отрицал абсолютный политический при­оритет королевской власти. Л. не создал последова­тельного этического учения. Его этика имеет своим отправным пунктом отрицание существования ка­ких-либо врожденных моральных принципов. На

этой основе он развивает концепцию буржуазного здравого смысла. Морально благим он именует то, что ведет к длительному, непреходящему удовольст­вию человека, т.е. то, что полезно. Морально злым является, наоборот, то, что ведет к длительным стра­даниям, т.е. вредно. Всеобщий закон нравственности, считал Л., должен иметь основание в Божественном откровении. Представление о Боге у каждого сугубо индивидуально и уникально. Отсюда следует, что не­возможно установить единых норм морали и требо­вать единообразия в решении вопросов совести и ве­роисповедания. Поэтому веротерпимость — одно из условий законного правления. Защите религиозной свободы Л. посвятил четыре письма "о веротерпимо­сти". Философия Л. была вершиной в развитии бри­танского материализма нового времени. Его идеи по­ложили начало эмпиризму как одному из направле­ний французского материализма и ассоцианизму в психологии; использовались в теориях Беркли и Юма. В различной степени, и подчас очень противо­речиво, теория познания Л. оказала влияние на деис­та А.Коллинза, моралистов Д.Шэфтсбери и Б.Мандевиля, естествоиспытателя Д.Гартли. Этические и по­литические взгляды Л. во многом были восприняты Толандом, Монтескье. Его политическая философия нашла отражение в политических декларациях фран­цузской и американской буржуазных революций. [См. также "Опыт о человеческом разумении" (Локк), "Трактат о гражданском правлении" (Локк).]

И.Н. Андреева

Date: 2015-09-23; view: 273; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию