Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование самостоятельности 2 page
Возрастные категории всегда обозначают не только и не столько возраст и уровень биологического разви- тия, сколько общественное положение, социальный ста- тус лица. В наше время подростковый (отроческий) пе- риод — это возраст от 11 до 15—16 лет.
Периодизация жизненного пути всегда включает указание на то, какие задачи должен решить человек, достигший определенного возраста, чтобы своевремен- но перейти в следующую фазу жизни.
Во многих древних обществах переход от детства к взрослости оформлялся особыми ритуалами, благода- ря которым подросток не просто приобретал новый со- циальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя, причем символическое наступление социаль- ной зрелости зачастую не совпадало по срокам с поло- вым созреванием. Некоторые ритуалы такого рода су- ществуют и сегодня — торжественное вручение паспор- та, аттестата зрелости, посвящение в рабочие или в студенты и т. п.
Как писал... Л. С Выготский, переходный возра< включает в себя два ряда процессов. Натуральный р? составляют процессы биологического созревания орг низма, включая половое созревание, социальный ряд - процессы обучения, воспитания, социализации в шир ком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязан! но не синхронны.
Во-первых, различны темпы физического и психич ского развития. Один мальчик в 14—15 лет быгляд! уже почти взрослым, другой только-только еще нач нает расставаться с детством. Вспомните фильм «За тра — третье апреля». Все играющие в нем ребята сверстники-шестиклассники, но одному можно дать bl. 16, а другому — не больше 10.
Такие же значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зре- лости, уровне самостоятельности детей, причем разли- чия эти не исключение, а правило.
Во-вторых, существуют большие внутренние диспро- 240
порции: отдельные биологические системы организма могут созревать в разное время.
Еще больше вариаций в психике: старший подро- сток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других—еще совершенно ребенком. Пласты дет- ства в нем причудливо уживаются с пластами взросло- сти.
В-третьих, социальное возмужание по времени не- тождественно физическому. Физическое созревание под- ростка происходит сегодня значительно быстрее и за- канчивается раньше, чем в прошлом столетии. С соци- альным же созреванием дело обстоит гораздо слож- нее. Сроки обучения за последние годы заметно удли- нились Современная молодежь учится значительно дольше, чем ее сверстники в прошлом. Позже начина- ется и ее трудовая деятельность. Напротив, средний возраст вступления в брак уменьшился; молодые люди раньше обзаводятся собственной семьей, хотя некото- рые из них еще какое-то время сохраняют материаль- ную зависимость от родителей. Отсюда и неопределен- ность нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании.
Пытаясь сформулировать общий критерий социаль- ной зрелости, некоторые социологи считают им начало самостоятельной трудовой жизни. Этот критерий дей- ствительно очень важен. Но начало трудовой жизни, достижение экономической самостоятельности и при- обретение стабильной профессии часто хронологически не совпадают друг с другом. Если взять за основу этот критерий, то получится, что раньше всего созревает сельская молодежь, потом рабочая, а позже всего — учащаяся молодежь, студенчество.
У работающей молодежи действительно " раньше формируется чувство личной ответственности, она рань- ше узнает цену труда. Студенчество дольше сохраняет относительно независимый социальный статус.
Не все так просто для работающей молодежи. Мно- гие из тех, кто рано начинает работать, еще не завер- шили ни общего, ни профессионального образования и не считают свою профессию постоянной. Среди этой ча- сти молодежи велика «текучесть», часты нарушения трудовой дисциплины и т. д....
Социальное созревание определяется несколькими критериями. Это завершение образования, приобрете-
15-123 241
ние стабильной профессии, начало трудовой деятельно- сти, экономическая самостоятельность, политическое д гражданское совершеннолетие, служба в армии (дтя мужчин), вступление в брак, рождение первого ребен- ка. Но здесь, как и в сроках физического созревания,, существуют большие различия и между разными груп- пами молодежи, и в развитии отдельной личности Юноша может быть достаточно зрелым в сфере трудо- вой деятельности, оставаясь в то же время на подро- стковом уровне в своих отношениях с девушками или культурных запросах и наоборот. Соответственно и вос- питательный подход к нему в разных сферах жизни должен быть дифференцированным.
Вступление в жизнь — не одномоментное событие, длительный процесс, биологические, социальные и пс хологические аспекты которого имеют свой собственнь временной ритм, неодинаковый у разных людей и разных конкретных условиях.
Подростковый, отроческий, возраст от 11 до 15 16 лет — переходный прежде всего в биологическс смысле. Социальный статус подростка мало чем отл чается от детского Все подростки — школьники — находятся на иждивении родителей или государств
Их основная деятельность — учеба.
Психологически этот возраст крайне противореч! он характеризуется максимальными диспропорциями уровне и темпах развития. Важнейшая психологическ особенность его — чувство взрослости. Оно выражас ся в том, что уровень притязаний подростка предвс хищает будущее его положение, которого он факти"- ски еще не достиг. Именно на этой почве у подрост возникают типичные возрастные конфликты с роди! лями, педагогами и с самим собой. В целом это пери завершения детства и начала «вырастания» из него
Длительность подросткового периода часто завис от конкретных условий воспитания детей, от того, i сколько велик разрыв в нормах и требованиях, пред являемых к ребенку и взрослому. От ребенка требу) послушания, от взрослого — инициативы и самостс тельности. Ребенка всячески ограждают от вопрос пола; в жизни взрослых отношения полов играют ва ную роль.
Контрастность детства и зрелости, между которы он «находится», затрудняет подростку усвоение взр<
wx ролей и порождает много внешних и внутренних конфликтов.
Здесь важно подчеркнуть одно обстоятельство. Ав- горы, и это понятно, говорят о подростке, характеризуя наиболее общие, типичные черты его физического и психологического облика. Между тем есть и проблема индивидуальных различий. Так называемого среднеста- тистического подростка реально не существует. Боль- ше того, разговоры о подростке без учета того, маль- чик он или девочка, беспредметны. Общие закономер- ности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от ок- ружающей подростка среды и условий воспитания, но и oi особенностей организма и личности.
Переходный возраст (в широком понимании этого слова) всегда считался критическим. Но насколько рез- кими и всеобъемлющими оказываются перемены в лич- ности? Разные психические качества изменяются по- разному: одни—быстро, другие остаются относитель- но прежними на протяжении всей жизни. Различна и степень возрастной изменчивости личности в целом: од- ни люди сильно меняются при переходе от детства к юности, а другие — нет. У одних отрочество и юносгь протекают бурно и болезненно, у других — спокойно и плавно....
Школьное детство представляет собой длительный этап жизни развивающегося человека. Семилетний ре- бенок за десятилетие достшает моральной, обществен- ной и физической зрелости, проходя ряд своеобразных возрастных периодов — младший школьный, подрост- ковый, старший школьный (юношеский).
Важную фазу в общем процессе становления чело- века как личности занимает подростковый возраст, ко- гда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая нап- равленность в формировании нравственных представле- ний и социальных установок...
Занимая переходную стадию между детством и юностью, отрочество представляет исключительно сложный этап психического развития. Говоря о нем, важно учитывать различия между младшими и старши- ми подростками,...понимая, что нет какого-то «средне- одросткового» возраста, практически приходится ори-
W 243
ентироваться на типичное, характерное для всего этого периода. С одной стороны, по уровню и особенностям психического развития отрочество — это типичная эпо- ха детства, с другой — перед нами растущий человек стоящий на пороге взрослой жизни, в усложненной дея-' тельности которого реально намечается направленность на новые формы общественных отношений.
В подростковом возрасте происходит бурный рост,. развитие и перестройка организма ребенка,...неравно- мерность физического развития, когда преимуществен- но происходит рост костей туловища и конечностей в длину, приводит к угловатости, неуклюжести, потере гармонии в движениях. Осознавая это, подросток стес- няется и старается замаскировать свою нескладность, недостаточную координацию движений, принимая по- рой неестественные позы, пытаясь бравадой и нарочи- той грубостью отвлечь внимание от своей наружности- Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фи- гуры, позы или походки вызывают часто бурную реак- цию, ибо подростка угнетает мысль, что он смешон и нелеп в глазах окружающих.
Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приоб- ретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать пре- пятствия и трудности. В отличие от младшего школьни- ка, подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуще- ствление. Но недостаточность воли сказывается, в ча- стности, в том, что, проявляя настойчивость в одном ви- де деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот.
Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В этот период уже может быть преднамеренное внимание.
Избирательным, целенаправленным, анализирую-
(щим становится и восприятие. Значительно увеличива- ется объем памяти, причем не только за счет лучшего запоминания материала, но и его логического осмысли- вания. Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов
Существенные сдвиги происходят в интеллектуаль- ной деятельности подростков. Основной особенностью ее в 10—15 лет является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение со- отношения между конкретнообразным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста — формирование активного, самостоя- тельного, творческого мышления.
Бурно развиваются чувства подростков. Их эмоцио- нальные переживания приобретают большую устойчи- вость. Под влиянием окружающей среды... происходит формирование мировоззрения подростков, их нравствен- ных убеждений и идеалов. Складываются и развивают- ся моральные чувства патриотизма, интернационализ- ма, ответственности и др. Этот возраст характеризует- ся и сложными эстетическими чувствами, формировани- ем эстетического отношения к действительности. При значительной склонности к романтическому у подрост- ков более реалистичным и критичным становится вооб- ражение. Детям подросткового возраста присущи повы- шенный интерес к своей личности, потребность в осо- знании и оценке сво'их личных качеств. Анализируя и оценивая свое поведение, подросток постепенно сравни- вает его с поведением окружающих людей, прежде все- го своих товарищей. При этом он дорожит мнением не только товарищей, но и взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему доби- ваться успехов в деятельности и улучшать взаимоотно- шения с другими людьми.
Возможность осознать, оценить свои личные качест- ва, удовлетворить свойственное ему стремление к само- усовершенствованию подросток получает в системе взаимодействия с «миром людей». И сам этот мир вос- принимается им именно через посредство взрослых лю- дей. Подросток ждет от них понимания, доверия. Пока- зательны в этом плане данные опроса большой группы восьмиклассников. На вопрос, уважают ли они взрос- лых, подростки ответили: «Да, но только тех, кто счи- 245
тается с нами». Если же взрослые не считаются с тем что подросток уже не маленький ребенок, то с его сто' роны возникают обиды и разнообразные формы проте- ста — грубость, упрямство, непослушание, замкнутость негативизм.
Однако непослушание, своеволие, негативизм, уп- рямство отнюдь не представляют собой ' обязательных черт характера подростка. Лишь как следствие непра- вильного подхода к подростку, когда не учитываются -его психологические особенности, как следствие недора- боток воспитания порой возникают конфликты и кризи- сы, ни в коей мере не являющиеся роковыми и неиз- бежными. Так, непонимание или игнорирование взрос- лыми истинных мотивов поведения подростка, реагиро- вание лишь на внешний результат его деятельности или, что еще хуже, приписывание подростку не соответ- ствующих действительности мотивов приводят его к внутреннему сопротивлению воспитательным воздейст- виям. Он не принимает требований взрослых, потому что эти требования, даже абсолютно правильные, не имеют для него подлинного смысла, а возможно, даже имеют другой, противоположный смысл.
Подросток, как уже отмечалось, стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его мелочно контролируют, наказывают, требуют послуша- ния, подчинения, не считаясь с его желаниями, интере- сами. К сожалению, в школьной и семейной практике часть педагогов и родителей до сих пор в своих рас- суждениях и действиях придерживаются «удобной» формулы: подросток — ребенок, и поэтому он должен беспрекословно слушаться учителя, родителей уже по- тому, что они взрослые.
Многие взрослые заявляют подросткам 12 и даже 15 лет: «Тебе рано возражать, слушай и делай так, как тебе говорят. Вырастешь, тогда и будешь спорить».
Ошибочное представление, будто подросток еще ма- ленький ребенок, не способный к проявлению собствен- ной инициативы, ставит того в зависимое положение, исключает возможность сотрудничества с ним. Напри- мер, в некоторых семьях самостоятельность подрост- ков, — понятие весьма огносительное. Матери и отцы, сознавая необходимость изменения отношений с расту- щими детьми, стараются шире вовлекать их в семей- ные дела, в разнообразный труд, дают им те или иные
поручения. Но при этом подростки сами не выбирают дела, не участвуют в его планировании, все строго ре- гламентируется взрослыми. Отсутствует принцип доб- ровольности, дети не привлекаются к обсуждению со- вершаемых дел, что глушит инициативу, творчество ре- бят. Ошибка в данном случае заключается в том, что взрослые не учитывают психологических особенностей детей разных возрастов, плохо используют их возмож- ности, в том числе активность, энергию подростков, их стремление к самостоятельности. Предоставить детям самостоятельность, свободу в выборе действия мешает л:ысль «как бы чего не вышло». Родители создают все- возможные ограничения, надзор. Между тем позиция настоящего воспитателя по отношению к воспятанзди- кам — это прежде всего позиция старшего товарища, авторитетного друга. Только это ведет к обеспечению подлинного единства взрослых и детей, к ликвидации той обособленности родителей и подростков, при кото- рой они живут разными интересами, одни командуют— другие выполняют команды....
В жизни подростка много времени отводится учебе, is£o подросток — всегда учащийся. Однако он стре- лится занять определенное место в обществе, что тре- бует его участия в многоплановой общественно полез- ной деятельности. Не учитывая этого, мы не поймем, почему у школьника со вступлением в подростковый возраст часто резко меняется отношение к учебе, обо- стряются отношения с окружающими.
Родителям, не знающим возрастную психологию, представляется, что в условиях жизни и деятельности ребенка, ставшего подростком, ничего существенно не изменилось. Потому-то успехи или неудачи в учебе остаются по-прежнему критериями оценки детей взрос- лыми.
hd, занимая большое место в жизни подростков, учеба не может полностью удовлетворить их личные притязания, растущее самосознание, жажду активной общественно значимой деятельности. Наряду с нею в мире интересов подростка очень важное место занимают спорт, техническое и художественное творчество и мно- .гое другое.
Д. И. Фельдштейн
ОСОБЕННОСТИ СТАДИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА'
...Переход от детства к взрослое™ протекает, как правило, остро и порой драматично, в нем наиболее выпукло переплетены противоречивые тенденции соци- ального развития. С одной стороны, для этого сложно- го периода показательны негативные проявления, дис- гармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий ха- рактер его поведения по отношению к взрослым. С дру- гой стороны, подростковый возраст отличается и мас- сой положительных факторов — возрастает самостоя- тельность ребенка, более многообразными и содержа- тельными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответ- ственное отношение к себе и к другим людям и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к се- бе как члену общества...
Представляя собой социально-психологическое яв- .ление, обусловленное конкретно-историческими обстоя- тельствами развития общества, подростковый период, с одной стороны, отличается стабильностью глубинно- психологической сущности основных характеристик (развитие, например, самосознания так же определяет лицо современного подростка, как и определяло его у подростка 50—60 лет назад); с другой стороны, изме- нения в социально-экономической жизни обусловлива- ют качественные различия социальной наполняющей процессов формирования сознания, самосознания, лич- ностного становления растущих людей.
Показательно, что существенные сдвиги в социаль- ном развитии подростка отмечаются при ретроспектив- ном анализе не только длительной протяженности, но и на исторически короткой дистанции — в 20—25 лет. Проявляя обостренный интерес к современности, под-
' Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в он- тогенезе. m.i 1989.
росток ищет свое место в окружающем мире, как ба- рометр, наиболее тонко воспринимая все отклонения и недостатки в деятельности, поведении конкретных лю- дей и общественных институтов...
...ценно то, что современный подросток видит пер- спективу своей полезности для других, общества в обо- гащении собственной индивидуальности. Это служит основой для его личностного роста. Но при этом ему, во-первых, не хватает доверия, уважения взрослых, а во-вторых, не всегда создаются возможности для реа- лизации потребности в самореализации.
Данное положение усугубляется тем, что, во-пер- вых, имеется серьезный дефицит позитивного воздейст- вия на детей всех институтов социализации — семьи, учреждений культуры, средств массовой информации, образовательно-воспитательных учреждений... Рухнули многие компоненты и структуры воспитательного про- цесса. При этом многие руководители школ легко и быстро отказались не только от идеологизированных пионерской, комсомольской, но и вообще от всех дет- ских самодеятельных объединений. А на этом фоне упорно и целенаправленно работают экстремистские, фашистские организации и уголовники. Во-вторых, главное, разрушена позиция ответственного отношения взрослого сообщества к детству. В США или Японии, например, при всей демократизации, раскованности от- ношений взрослых к детям, существует определенное,. условно говоря, нравственное сито. В нашем же обще- стве сложилась качественно иная картина — не просто ниспровергнуты все идеалы, но и отсутствуют значи- мые общественные силы, ответственно утверждающие новые нормы, принципы, вызывающие. доверие людей, в том числе и растущих. Возник вакуум духовности, который заполняется национализмом (не ростом на- ционального самосознания, а именно национализмом), экстремизмом, религиозной идеологией, преклонением перед всем зарубежным (от товаров до идей), и в наи- большей степени, чисто утилитарной, прагматической идеологией.
В общих чертах позиция взрослого сообщества по отношению к детству характеризуется следующим об- разом. Уже пять-семь лет тому назад взрослые в своеи основной массе потеряли контакты с детьми — им бы- ло некогда, не до них. Родительская забота проявля- лась в основном в том, чтобы одеть, накормить, устро-
ить в престижную школу, хороший кружок, т. е. забота осуществлялась лишь на потребительском уровне. Ду- ховная часть отдавалась.школе, которая по сути мно- гие годы не находилась под общественным контролем. Сегодня позиция взрослых отличается чувством отре- шенности и беспомощности: с одной стороны, родители, учителя разводят руками, дескать, ничего нельзя с детьми поделать; с другой — детям стало все дозволе- но. Это не значит, конечно, что сегодня у нас нет семей, где проявляется многогранная забота о детях. Разуме- ется есть, как есть и многие энтузиасты. Взрослые — не однородная группа. Но в целом во взрослом социу- ме как явлении отсутствует эффективно действующая «решетка» нравственных норм, устанавливаемая взрос- лым сообществом по отношению -к детству. Все это не могло не сказаться и сказалось на характеристике дет- ства в целом.
Произошла интенсивная примитивизация сознания детей. Отмечается рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние, глубинные переживания растущих людей — тревожности, страхи, неуверенности, одиноче- ства. В настоящее время это углубившееся чувство оди- ночества преломляется в особой позиции детей по отно- шению к взрослым. Взрослый мир и приблизился (под- ростки стали не только более раскованными по отно- шению к взрослым, более уверенными, а нередко и снисходительно-презрительными, что связано с большой доступностью информации, возможностью заработка денег, с тем, что почти все ранее запретное стало до- ступным и дозволенным), но одновременно' взрослый мир и отдалился, так как взрослые не только меньше стали заниматься детьми, но и не предстают перед ни- ми в четкой позиции своего отношения, своих требова- ний. Следствием этого является потеря растущими людьми чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность, т. е. те современные приобре- тения детства, которые являются тяжелой потерей для него. Именно эти новые отрицательные приобретения, ведущие к деформации мотивационно-потребностной сферы личности, вызывают сегодня особое беспокойст- во, так как здесь мы столкнулись с таким характером конфликтности поколений, в котором кроется опасность своего рода деструктирования всей системы наследова- ния культурно-исторического опыта....
Подростки в современной ситуации оказались в наи- более трудном положении, потому что их потребность в приобщении, причастности к обществу, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию, с одной стороны, стимулируется происходящими сейчас процес- сами; с другой— жестко сталкивается, во-первых, с от- ^ сутствием понимания, уважения со стороны взрослого сообщества, которое не подчеркивает, не фиксирует, атрибутивно не обозначает самостоятельность, общест- венную ценность растущего человека; во-вторых, с от- сутствием условий для реального выхода подростка на серьезные дела общества. Данное противоречие- приводит к острому внутреннему конфликту и искусст- венной задержке личностного развития подростков, ли- шая их возможности занять активную социальную по- зицию.
Расхождение между стремлениями подростка, свя- занными с осознанием своих возможностей, утвержде- нием себя как личности, положением ребенка-школь- ника, зависимого от воли взрослого, вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной школьной жизни в самостоятельную, общественно значимую, что находит, в частности, отражение в мечтах....
В мечтах подростков 90-х гг. по сравнению с 50— 60-ми гг. значительно уменьшилась доля романтичес- кого и существенно увеличился прагматический аспект.. Возросло число подростков, беспечно живущих сегод- няшним днем, не думающих о будущем...
Тревожит существенное углубление в последние го- ды кризиса самооценки детей подросткового возраста. Даже по сравнению с 1970—1974 гг. появилось на 25—- 27% больше подростков, у которых превалирует нега- тивная самооценка, что влияет на общий жизненный тонус детей. Четко проявляется - неприятие оценок взрослых, независимо от их правоты (четырнадцатилет- ний подросток пишет, например: «Хочу стать учителем, чтобы доказать учителям, что о'ни не правы»).
Причина кроется прежде всего в отсутствии воз- можности удовлетворить обостренную потребность под- ростка в общественном признании, что задерживает »его личностное самоопределение, интенсифицирует ква- Ьзипотребности, квазиинтересы. Отражается это в тяге подростков к интимно-личному и стихийно-групповому збщению со сверстниками, в появлении разного рода
уличных компаний, неформальных групп, где состоя- ния взаимной непонятности подростков во взрослом ми- ре суммируются и интегрируются, обеспечивая условия для «замещения» потребности в установлении отноше- ний с обществом. Именно в процессе стихийно-группо- вого общения устойчивый характер приобретают беспо- коящие общество моменты в поведении части подрост- ков — агрессивность, повышенная тревожность, замкну- тость и др....
Обращает внимание, что потребность в стихийно- групповом общении отмечается только у 14,5 % подро- стков, хотя реальное наличие этой формы зафиксиро- вано у 56%. детей 11—15 лет. Как показывает прове- денное исследование, наблюдается существенное рас- хождение между выраженной потребностью одиннадца- ти-, пятнадцатилетних в тех или иных формах общения и наличием этих форм в реальном процессе их взаимо- действия с окружающими. На потребность в интимно- личном общении, например, указывают около 34% под- ростков, а в реальном общении подростков эта форма составляет около 30%. О потребности в социально-ори- ентированной форме общения заявили 51,5% подрост- ков, а случаи реального общения отмечены лишь ',' 13%.
Полученные данные свидетельствуют о том, что если потребность подростка в интимно-личном общении в основном удовлетворяется (30 и 34%), то потребность в социально-ориентированной форме остается неудов- летворенной в 38,5% случаев. Фрустрированность под- ростков порождает потребность в стихийно-групповом общении, хотя изначально она выражена у незначи- тельного числа детей.
Подростки неудовлетворены преобладанием в их об- щении стихийно-групповой и интимно-личной форм:
«...да, иногда ощущаешь," свою ненужность, думаешь, почему не поручат дело, которым бы увлеклась, кото- рое бы приносило пользу людям..., а ведь так хочется что-то сделать для людей, принести пользу людям, что- то хорошее...» (Галя С., 14 лет, Новгородская область). Не случайно от 11 до 15 лет наблюдается отчетливая тенденция предпочитать не интимно-личное и стихийно- групповое общение, а социально-ориентированную его форму, создающую для подростков действительные ус- ловия их признания как социально значимых лиц...
Date: 2015-09-22; view: 359; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|