Формирование самостоятельности 5 page
Итак, первая из возможных характеристик психофи- зиологической природы зрелости, определяемой генети- ческой психологией,— стабилизация функциональных уровней основных деятельностей и образование неопре- деленно долгого стационарного состояния.
Геронтология, в отличие от генетической психоло- гии, не рассматривает зрелость в качестве «статики жизни». Напротив, она представляется как серия слож- ных процессов, нарушающих стационарные состояния. Особое место среди этих процессов занимают инво- люционные процессы. Геронтогенез, как показано сов- ременной геронтологией, располагается на разных уровнях и в разные периоды жизни взрослого человека. Следовательно, вторая из возможных характери-
стик психофизиологической природы зрелости, опреде- ляемая геронтологией,— постепенное, не фронтальное, а гетерохронное развертывание инволюционных про- цессов.
Имеются основания полагать, что. стационарное со- стояние с комплексом стабилизированных функций и инволюционные процессы не составляют полностью структуру развития психофизиологических функций взрослого человека. Главнейшие из этих оснований со- держатся в прикладной психологии (педагогической, производственной, военной, спортивной и т. д.), доказы- вающих наличие процессов становления, структурно- динамических преобразований поступательного, конст- руктивного характера. И в самой геронтологии конста- тировано действие ка-ких-то психофизиологических фак- торов, противостоящих инволюционным процессам. Эти факторы оцениваются как своеобразные процессы вос- становления нарушаемых геронтогенезом функциональ- ных уровней, и мы можем назвать эти процессы рести- туционными, если рассматривать новообразования раз- вития в этом возрасте в их отношении к инволюцион- ным процессам.
Есть, следовательно, третья из возможных характе- ристик психофизиологического развития взрослого чело- века — противостояние инволюционным процессам в виде реституционных и конструктивных процессов раз- вития.
Мы предположили, что природа психофизиологиче- ского развития зрелости разнородна и противоречива, Она представляет, как можно думать, сложную струк- туру различных процессов: повышения функционально- го уровня различных механизмов деятельности, стаби- лизации этих уровней и их понижения. Требовалось выяснить, и то, в какой степени допустимо идентифици- ровать моменты понижения функциональных уровней с явлениями инволюции функций.
Решение этого важного и трудного вопроса возмож- но, конечно, лишь в связи с исследованием возрастной динамики психофизиологических функций путем после- довательного сопоставления всех моментов повышения, стабилизации и понижения функций разных систем, как элементарных, так и сложных, включая интеллект в це- лом или тип личности.
В итоге наших многолетних комплексных исследова- ний мы имели возможность сопоставить (в метрических
величинах возраста — годах жизни) эти моменты взаимодействие которых образует структуру развития психофизиологических функций взрослого человека (при возрастном диапазоне от 18 до 35 лет). Нами бы- ли выделены (по данным всех наших сотрудников) эти моменты по всем кривым возрастной динамики функ- ций и рассчитана частота каждого из моментов в об- щей структуре развития.
Таким образом, были выделены годы жизни, на ко- торые приходились моменты повышения, стабилизации и понижения функционального уровня. Именно в этих критических точках фокусируются наиболее существен- ные изменения многих функций, образующие тот или иной микропериод зрелости...
Сопоставляемые характеристики процессов в их вре- менном (метрическом) выражении приведены в табл. 14.
Таблица 14
Date: 2015-09-22; view: 323; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|