Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 8.3. Статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы являются полномочными представителями многонационального народа Российской Федерации. Их правовой статус закреплен в Конституции РФ и Федеральном законе «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Под правовым статусом депутата понимаются закрепленные в законе права и обязанности депутата, условия и формы осуществления им депутатских полномочий, а также основные организационно-правовые и социальные гарантии его депутатской деятельности. Основной задачей депутатской деятельности является осуществление законодательной власти соответственно в Совете Федерации или Государственной Думе. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы осуществляют свои полномочия на профессиональной постоянной основе: они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. К основным формам депутатской деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы федеральный закон относит: участие в заседаниях соответствующих палат Федерального Собрания, а также в образованных ими комитетах и комиссиях; выполнение поручений палат; участие в парламентских слушаниях; обращение с депутатским запросом; работу с избирателями; участие в работе депутатских объединений. Федеральный закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» наделяет членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы следующими полномочиями: правом законодательной инициативы; правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания, а также на заседании парламентского комитета или комиссии, членом которого он является; правом обращения с запросом к Правительству, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка, руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления; правом на безотлагательный прием руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований; правом на получение (включая секретную, но в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне) и распространение информации. В интересах повышения эффективности работы депутатов, создания наиболее благоприятных условий для осуществления ими своих полномочий, исключения давления со стороны иных государственных структур Федеральным законом устанавливаются определенные организационно-правовые и социальные гарантии депутатской деятельности. Важнейшей из них является депутатская неприкосновенность. В соответствии с Конституцией РФ (статья 98) члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному допросу. Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, выраженную при голосовании позицию и другие действия, вытекающие из статуса депутата, в том числе и по истечении срока их депутатских полномочий. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут быть лишены депутатской неприкосновенности, но только по представлению Генерального прокурора РФ и соответствующей палатой Федерального Собрания. Федеральный закон устанавливает и другие гарантии депутатской деятельности. Условно их можно разделить на три группы. Первая группа - это материально-финансовые гарантии. К ним относятся: возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью, бесплатный проезд, предоставление служебной площади, компенсация причиненного депутату увечья или иного повреждения, повлекших стойкую утрату им трудоспособности, обязательное государственное страхование за счет бюджета, денежное вознаграждение в размере оклада федерального министра. Вторую группу составляют гарантии трудовых прав: освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатских полномочий, недопустимость увольнения или перевода на другую работу, включение работы в качестве депутата в общий и непрерывный стаж работы, предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 48 рабочих дней. В последнюю, третью, группу входят организационно-правовые гарантии депутатской деятельности: беспрепятственное посещение государственных и общественных организаций, предприятий и учреждений, обеспечение официальными документами, информационными и справочными материалами, защита чести и достоинства депутата и членов его семьи, освобождение на период полномочий от призыва на военную службу и военные сборы, пользование дипломатическим паспортом, использование помощников для работы в палате Федерального Собрания и избирательном округе.
Тема 8.4. Законодательный процесс
Законодательный процесс – это осуществляемая в определенной последовательности деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц, направленная на принятие закона и введение его в силу. Стадии
1. Законопроекты вносятся субъектом права законодательной инициативы в Государственную Думу. Правом законодательной инициативы обладают только строго определенный круг лиц: Президент РФ, депутаты Государственной думы, Совет Федерации, Члены Совета Федерации, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, но только по вопросам своей компетенции. При внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены: - пояснительная записка к тексту законопроекта - текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы - перечень актов федерального законодательства, которые подлежат отмене, изменению, дополнению в случае вступления в силу законопроекта - финансово-экономическое обоснование - заключение Правительства РФ (ст.104 Конституции РФ) Законопроект вносится в Аппарат Государственной Думы, где регистрируется, затем попадает в Совет Думы, который распределяет законопроекты по соответствующим комитетам Государственной Думы. 2. Подготовкой законопроекта занимается ответственный комитет Государственной Думы. Для подготовки законопроекта комитеты привлекают субъекта права законодательной инициативы, представителей органов власти, экспертов. Прежде чем приступить к рассмотрению законопроекта палатой проводится правовая и лингвистическая экспертиза законопроекта, которую осуществляет управление аппарата Государственной Думы. 3. Рассмотрение законопроекта осуществляется в Государственной Думе в трех чтениях (применительно к конкретному закону палата может принять иной порядок рассмотрения). В ходе первого чтения законопроекта, представленного ответственным комитетом после подготовки, Государственной думой обсуждаются основные положения законопроекта, целесообразность принятия. По завершении первого чтения может быть принято решение - принять закон - отклонить закон - принять законопроект. Затем законопроект отправляется в ответственный комитет, который будет принимать и отклонять поправки к законопроекту. В ходе второго чтения обсуждаются и ставятся на голосование поправки (за каждую голосуют в отдельности). Далее ответственный комитет с участием Правового управления Аппарата Государственной думы устраняют внутренние противоречия, осуществляют редакционную правку текста. В ходе третьего чтения законопроекта проводится голосование по окончательному тексту закона (не допускается внесение поправок и голосование за отдельные главы, разделы). 4. Одобрение закона. Принятые Государственной Думы федеральные законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Председатель Совета Федерации определяет ответственный комитет, который готовит заключение следующего содержания - одобрить принятый Государственной Думой закон и не вносить его на рассмотрения палаты - рекомендовать Совету Федерации рассмотреть на своем заседании принятый Государственной Думой закон. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за закон проголосовало более половины от общего числа членов СФ или если в течение 14 дней закон не был рассмотрен палатой. 5. Одобренный СФ закон в течение 5 дней направляется на подпись Президенту РФ. Президент РФ в течение 14 дней подписывает или налагает вето на закон. Президентское вето может быть отлагательным, в случае, если нарушена процедура принятия закона и абсолютным, если не согласен с содержанием закона. Палаты парламента могут преодолеть президентское вето, если за закон в той же редакции палаты проголосуют не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. 6. Федеральный закон публикуется в течение семи дней после его подписания и вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, если в самом законе не установлено иное.
Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и ¾ членов Совета Федерации, а также подписан Президентом РФ (на ФКЗ вето Президента не распространяется) Контрольные вопросы 1.Раскройте сущность правового статуса Федерального Собрания РФ 2. Расскажите о порядке формирования палат парламента. 3. Назовите и охарактеризуйте стадии законодательного процесса 4. Раскройте правовой статус депутата и гарантии депутатской деятельности.
Date: 2015-09-23; view: 319; Нарушение авторских прав |