Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






I Документы конституционного значения, принятые до октября 1917г





II Советские конституции
Ш Разработка, принятие и характеристика К.РФ 1993г.

I

Зарождение конституционного движения в России относится ко второй четверти 18 века. В 1730г. Верховный тайный совет предпринял попытку ограничить власть монарха и ввести в стране «аристократическую конституцию». Приглашая на вакантный императорский престол племянницу Петра 1 курляндскую герцогиню Анну Иоанновну, верховники обусловили передачу ей короны специальными условиями – кондициями. Главная роль в их составлении принадлежала князьям В.Л. Долгорукому и Д.М. Галицину. Кондиции предусматривали, что без санкции Верховного тайного совета императрица не могла объявлять войну, заключать мир, назначать на высшие государственные должности, производить в чины выше полковника, вводить новые налоги, вступать в брак и назначать наследника. В случае не соблюдения этих условий Анна Иоанновна могла быть лишена престола. Кондиции были подписаны ею, но после воцарения, убедившись, что значительная часть дворянства не поддерживает верховников, она публично разорвала кондиции, перечеркнув тем самым возможность ограничить самодержавие правовыми методами. Сам Верховный тайный совет в 1971г. был упразднен.

 

Возрождение дворянского конституционализма происходит в 60-е годы 18 века. Граф Панин Н.И., активный участник переворота, завершившего воцарением Екатерины 2, подготовил проект «Манифеста об учреждении Императорского совета и разделении Сената на департаменты». Документ предусматривал разделение власти между монархом, Императорским советом и Сенатом. Екатерина 2 сначала подписала манифест, а затем разорвала его. Оставив в неприкосновенности самодержавие, Екатерина 2 в рамках проводившейся ею политики «просвещенного абсолютизма» осуществила ряд мер, направленных на конституирование привилегий дворянства и верхов городского населения. Основные права, вольности и преимущества дворянства, главными из которых являлась исключительное право на владение землей и крестьянами, освобождение от обязательной государственной службы, налогов и телесных наказаний, были закреплены в Жалованной грамоте дворянству (1785г.), права и выгоды городским сословиям – в Жалованной грамоте городам (1785).

 

Новый этап в развитии российского конституционализма наступает в 19 веке. Это был так называемый правительственный конституционализм. Его своеобразие заключалось в том, что идею формирования государственного строя взяло на вооружение само правительство. Первым конституционным проектом, подготовленным по инициативе нового императора Александра 1, стала Жалованная грамота российскому народу. Проект провозглашал лишь новые прогрессивные принципы судоустройства. В 1809 году по поручению Александра 1, Сперанский разработал «Введение к Уложению государственных законов». В этом проекте система органов государственной власти строилась с учетом принципа разделения властей. Законодательная власть вручалась Государственной Думе, исполнительная – министерствам, ответственным перед думой, судебная – Сенату. Особое место отводилось Государственному Совету, в котором соединялись все ветви власти. Члены государственного совета назначались императором. Особо оговаривалось, что ни один закон не мог быть принят в обход Государственной Думы и государственного совета. Мнение государственного совета, утвержденное императором, становилось законом. Проект Сперанского сохранял сословный строй, предусматривал освобождение крестьян, но не без земли. Реализация плана Сперанского могла стать важным шагом на пути превращения России в конституционную монархию. Однако Александр 1 ограничился лишь учреждением Государственного совета, полномочия которого не выходили за рамки законовещательного органа при монархе. Третьим крупным проектом правительственного конституционализма царствования Александра 1, стала разработка Государственной уставной грамоты Российской империи (проект российской конституции). Однако Александр 1 так и не поставил подпись под разработанной по его распоряжению конституцией.

 

Нерешительность правительства в деле конституционного преобразования привела к разочарованию общества в правительственном конституционализме и к поиску иных, более радикальных, способов установления конституционного строя в стране. Свои конституционные проекты выдвинули декабристы. Конституционный проект Северного общества именовался «Конституцией». Он перекликался по содержанию с Государственной уставной грамотой. Его автором являлся Н.М. Муравьев. По данному проекту Россия должна была стать федерацией. Столица переносилась в Нижний Новгород. Проводилось строгое разделение на три ветви власти. Высшим законодательным органом объявлялось двухпалатное Народное вече, состоявшее из двух палат. Для избирателей устанавливался высокий имущественный ценз, исполнительная власть оставалась у императора. Вводился гласный суд с присяжными заседателями, предусматривались выборность и не сменяемость судей. Отменялось крепостное право. Конституция должна была быть введена Учредительным собранием.

Более радикальным был проект Конституции Южного общества, разработанный П.И. Пестелем и названный «Русской правдой». Согласно ей в России устанавливалась республиканская форма правления. Законодательная власть принадлежала однопалатному парламенту – Народному вече, избираемому населением на 5 лет. Народное вече формировало высший исполнительный орган – Державная Дума из 5 человек. Состав думы ежегодно обновлялся на одного человека, член думы, пребывавший в ее составе 5 год, становился президентом. Предусматривалось создание высшего контрольного органа – Верховного собора, члены которого избирались пожизненно. «Русская правда» гарантировала свободу слова, печати, собраний, занятий, передвижений, вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища, вводила новый суд, равный для всех граждан, с гласным судопроизводством и правом обвиняемого на защиту. Поражение декабристов оставило их проекты не реализованными.

 

В 60-70-е годы 19 века правительство Александра 2 провело ряд либеральных реформ: крестьянскую, земскую, судебную, городскую, военную и др. В результате было отменено крепостное право, созданы органы местного самоуправления, введена новая система судопроизводства. В 1863 г. министр внутренних дел П.А. Валуев выступил с проектом реформы Государственного совета. Но Александр 2 отклонил его. Боязнь правительства увенчать реформы конституцией активизировала конституционное движение «снизу». Оно развернулось в недрах дворянских собраний, затем переместилось в земские учреждения. На рубеже 70-80-х гг. 19 века в правительственных кругах появился проект о создании представительного собрания, к работе которого планировалось привлечь депутатов земств и городов. Этот проект, названный «конституцией Лорис-Меликова, был одобрен Александром 2, но убийство его народовольцами перечеркнуло и эту попытку создать высшее представительное учреждение России.

 

Все попытки введения представительных учреждений в России непременно заканчивались неудачей. В январе 1905г. в стране началась революция. Она, наконец, заставила правительство пойти на создание представительного органа власти. 6 августа 1905г. Николай 2 подписал Манифест об учреждении Государственной думы. Окончательно правовой статус Государственной думы и Государственного совета был закреплен в Основных государственных законах Российской империи, утвержденных Николаем 2 23.04.06г. Принятие основных государственных законов и образование законодательных палат позволили многим историкам и юристам утверждать, что в России после 1906г. сформировалась конституционная монархия, по их мнению, Основные государственные законы являлись по существу октроированной конституцией, а Государственная дума и Государственный совет – двухпалатным парламентом.

 

Date: 2015-09-23; view: 1715; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию