Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы борьбы с коррупцией
Проблеме борьбы с коррупцией бюрократического аппарата уделяется много внимания в материалах различных международных организаций, в том числе и Всемирного банка. На рис. 7.3 представлены основные мероприятия по борьбе с бюрократией и повышению дееспособности государственных институтов. Основные пункты этой программы: - принятие эффективных норм и ограничений; - усиление конкуренции в сфере государственных служащих, а также государственного и частного сектора; - приближение государства к людям: усиление взаимодействия граждан и государства, учет мнений граждан; - установление зависимости между заработной платой, карьерным ростом чиновников и эффективностью их работы; - создание внутренних встроенных стабилизаторов роста бюджета, например контроля над исполнительной, законодательной и судебной властями, за тем, кто устанавливает, принимает и проводит решения. Рис. 7.3. Диапазон механизмов, способствующих укреплению возможностей государства в области борьбы с коррупцией1 Данная программа связана с изменением мотивации, лежащей в основе функционирования государства и государственных институтов. Ее реализация предусматривает введение правил и норм, способствующих созданию стимулов для государственных чиновников действовать в коллективных интересах и одновременно ограничивающих возможность произвольных действий. 1 Государство в меняющемся мире. Отчет о мировом развитии. — М.: Прайм- ТАСС, 1997. - С. 9. В России создан свой Национальный антикоррупционный комитет (НАК), основной целью которого является «консолидация сил гражданского общества для противодействия коррупции в российской Федерации»1. Для реализации основной цели НАК выполняет следующие задачи: - сбор, анализ и распространение данных о коррупции по всей стране и во всех сферах жизни; - разработку и внедрение предложений по совершенствованию правоприменительной практики; - разработку и внедрение предложений в сфере антикоррупционных программ; - пропаганду среди населения правовых знаний и методов противодействия коррупции; - мобилизацию сил гражданского общества для совместного противодействия коррупции; - способствование созданию благоприятных условий для инвестиций в российской экономике. Рост коррупции в России и других странах с переходной экономикой во многом обусловлен изменением существующей системы институтов. Создание условий для распространения коррупции (снижение уровня дохода государственных чиновников, отсутствие законодательно закрепленных «правил игры» и т.д.) наряду с ослаблением институтов, сдерживающих развитие института коррупции, в частности системы наказания, приводит к повсеместному ее распространению. Среди ключевых факторов, определяющих коррумпированность того или иного общества, выделяются, прежде всего, материальная и служебная уязвимость госчиновников и низкий уровень оплаты их труда. Пример В силу своего автономного институционального положения (пожизненный статус, несвязанность размеров вознаграждения с содержанием выносимых решений и т.д.), судьи оказываются свободны от давления групп со специальными интересами, то есть, если они и имеют возможность повысить благосостояние той или иной конкретной группы, то только через повышение благосостояния всего общества в целом. Подобный характер судопроизводства, присущий системе общего права, приводит к образованию своего рода рынков судебных прецедентов. В ходе конкуренции на нем выживают наиболее эффективные правовые нормы и правила, тогда как неэффективные отмирают и перестают применяться. Таким образом, решение проблемы установления зависимости между заработной платой и карьерным ростом чиновников и эффективностью их работы является необходимым в настоящих условиях. Возрастание роли государства в трансформационный период объясняется, прежде всего, тем, что проведение широкомасштабных реформ во всех сферах общества невозможно без государственного участия. Причем это утверждение справедливо и в том случае, когда реформы направлены на демонтаж централизованной командной системы и последующее формирование рыночной экономики, в которой государственному регулированию отводится значительно меньше места, чем в командной. Однако проблема состоит в том, что лишь эффективно работающий государственный механизм способен провести эти трансформации. Попытки создания более эффективного государства свидетельствуют о том, что отдача от небольших улучшений высока даже в промышленно развитых странах. Опыт показывает, что даже самое незначительное увеличение эффективности государства с течением времени существенно повышает качество жизни людей, так как реформы обычно создают свой собственный благотворный цикл. Так, по результатам исследований, проведенных Всемирным банком, установлено, что в странах с низким потенциалом государства и невысоким качеством проводимой политики доход на душу населения увеличивался примерно на 0,4 % в год, в то время как в странах с сильным государством и рациональной политикой — в среднем на 3 % в год1. 1.Государство в меняющемся мире. Отчет о мировом развитии 1997. — М.: ПРАЙМ-ТАСС, 1997. - С. 39. Наличие эффективного государства в переходной экономике гарантирует формирование прозрачных «правил игры», адаптация которых в институциональной системе становится основным направлением политики правительства. Существует несколько основных путей повышения эффективности государственных институтов: - совершенствование законодательной и нормативной базы; - совершенствование судебной системы; - изменение системы государственного надзора и контроля.
7.7.1. Совершенствование законодательной и нормативной базы Умножение законов, правил и норм в первой половине 1990-х гг. привело к такому их росту, что были созданы условия, при которых экономическим субъектам стало невозможно соблюдать их в полном объеме (например, все статьи Налогового кодекса), не теряя при этом большей части или всей прибыли. Кроме этого, следование установленным правилам было осложнено трудностями в определении их полного перечня. Таким образом, у контролирующих органов появилось множество причин для того, чтобы найти нарушение и призвать к ответственности «нерадивого» экономического субъекта по какой-либо из статей. Можно выделить три принципиальных изменения в механизме государственного регулирования: - переход к максимально возможному упрощению доступа хозяйствующих субъектов на рынок при одновременном повышении ответственности (прежде всего, экономической) всех участников рынка (в том числе и государства) за результаты своей деятельности; - перемещение акцентов с контроля наличия и правильности оформления документов, необходимых для ведения той или иной деятельности, реализации тех или иных товаров, на контроль самой деятельности, реального качества товаров, реального поведения предпринимателей на рынке.
7.7.2. Совершенствование судебной системы Одну из основных причин неформальной институционализации хозяйственной жизни большинство экономистов видит в неспособности российских институтов принуждения заставить функционировать новые формальные правила. Отсутствие механизмов, способных обеспечить выполнение формальных норм автоматически, а не в зависимости от желания отдельных государственных чиновников, обладающих достаточной властью и которые, в конечном определяют – запускать, заблокировать на время или навсегда данные механизмы принуждения. Необходимость применения силового подхода, суть которого состоит в совершенствовании механизмов законного принуждения также выходит на передний план. Усиление ответственности всех хозяйствующих субъектов за реальные результаты деятельности предполагает не просто введение более жестких норм административной, гражданско-правовой. уголовной и другой ответственности, а создание принципиально новых механизмов. При этом ответственность должна наступать не только перед государством, а, прежде всего, перед реально пострадавшими (потребителями, конкурентами и т. д.). Так, предполагается расширение механизмов экономической ответственности за реализацию небезопасных товаров. Законодательно устанавливаются запрет на ввоз в страну и реализацию продукции без информации о производителе и организации, уполномоченной представлять производителя на территории Российской Федерации; административная и гражданская ответственность продавца за реализацию такой продукции. Эти требования позволяют избежать ситуации, когда при обнаружении опасного или некачественного товара на территории России отсутствует организация, к которой потребитель может предъявить претензии. В законопроектах содержится четкое описание процедуры отзыва с рынка опасных товаров и механизма ее запуска по инициативе не только контролирующего государственного органа, но и других рыночных субъектов. Механизм отзыва товаров является важнейшим элементом усиления экономической ответственности, поскольку издержки недобросовестного предпринимателя, вызванные отзывом товаров, существен но превышают размеры налагаемых штрафов.
7.7.3. Изменение системы государственного надзора и контроля Изменение принципов регулирования хозяйственной деятельности предполагает и изменение системы государственного надзора и контроля, который должен дополнять рыночные механизмы обеспечения прав хозяйствующих субъектов, а не дублировать их. Возможный комплекс мер включает в себя: - установление исчерпывающего перечня государственных контролирующих органов, четкого определения функций, прав и обязанностей каждого органа в целях недопущения избыточного дублирования; - максимальную регламентацию проверочной деятельности с целью затруднения использования контрольных и надзорных механизмов как способа давления на предпринимателей, а также уменьшения возможностей для вымогательства; - установление обязательного осуществления контрольных и надзорных процедур на безвозмездной основе; - создание процедуры обжалования хозяйствующими субъектами порядка проведения и результатов проверок; - минимизацию количества проверок, осуществляемых по инициативе контролирующих органов. Причиной проведения проверок должны стать обоснованные жалобы потребителей или иных хозяйствующих субъектов. В качестве альтернативных гарантов могут и должны выступать организации саморегулирования. В их рамках возможен негосударственный контроль за соблюдением членами ассоциации требований законодательства и внутренних стандартов организации. Таким образом, сокращается «поле» государственного контроля, что при соответствующем развитии саморегулирования в России может способствовать существенной экономии государственных средств. Приложение Из работы Т. Веблена «Теория праздного класса»1 Институциональные причины консерватизма государственных чиновников, их «нежелание» проводить какие бы то ни было коренные изменения в обществе были описаны еще американским экономистом и социологом Т.Вебленом в работе «Теория праздного класса», опубликованной впервые в 1899 г. Праздный класс в значительной мере находится в выгодном положении, не испытывая на себе давления тех экономических потребностей, которые господствуют в любом современном обществе с его высокоорганизованным промышленным производством. Потребности, выдвигаемые борьбой за средства к существованию, являются для него менее настоятельными, чем для любого другого, и в качестве следствия такого привилегированного положения мы вправе ожидать, что он окажется одним из наименее податливых тем требованиям по дальнейшему развитию и реорганизации институтов, которые выдвигаются изменившейся производственно ситуацией. Праздный класс — консервативный класс и его функция в развитии общества заключается в том, чтобы препятствовать движению, сохраняя то, что устарело... Причем, по утверждению Т. Веблена, речь не идет о том, что любые нововведения представляют угрозу для закрепленного законом права на собственность (что является недостойной материальной заинтересованностью в сохранении существующих условий), а сопротивление переменам является инстинктивным и не основывается на корыстном подсчете материальных выгод—всякая перемена в образе жизни «образе мыслей вызывает раздражение. Представители богатого класса не так легко подчиняются требованию нововведения, как другие люди, потому что их ничто к этому не принуждает. Вследствие такого усиленного нежелания перемен, а также в результате сплоченности социальных институтов каждое нововведение, прокладывая себе путь, требует больших затрат нервной энергии, чем было необходимо в противном случае. Процесс перестройки общепринятого представления о жизни требует известных умственных усилий—усилий более или менее длительных, — чтобы не растеряться в изменившихся обстоятельствах. Этот процесс требует определенного расхода сил и предполагает для его успешного осуществления приложения дополнительных сил сверх того, что поглощаются в ежедневной борьбе за существование. Отсюда следует, что недоедание и чрезмерно тяжелая физическая работа мешают прогрессу ничуть не меньшим образом, чем роскошная жизнь. Люди нищенски бедные и те, чьи силы поглощает повседневная борьба за пропитание, консервативны потому, что не могут позволить себе позаботиться о послезавтрашнем дне; точно так же, как очень богатые люди консервативны потому, что у них мало оснований быть недовольными той ситуацией, которая имеется на сегодняшний день. Из этого утверждения очевидно, что институт праздного класса способствует тому, чтобы низы стали консервативными, лишая их, насколько возможно, средств к существованию и уменьшая таким образом их потребление, а следовательно, и потенциальную энергию до такой степени, что они становятся неспособными к напряжению, чтобы научиться новому образу мысли и усвоить его как привычку. К этому следует добавить, что у праздного класса есть и материальная заинтересованность в том, чтобы все оставалось так, как есть. При обстоятельствах, получающих широкое распространение в какой-либо конкретный момент времени, этот класс оказывается в привилегированном положении, и при всяком отходе от существующего порядка можно ожидать нанесение ущерба именно ему, а не наоборот. Корыстный мотив занимает свое место в качестве дополнения сильных инстинктивных пристрастий класса, таким образом делая его влияние еще более консервативным, чем могло бы быть в противном случае. Позиция праздного класса является тормозом социальных нововведений и выражается в афоризме: «Все, что ни есть, все правильно», тогда как закон естественного отбора в приложении к социальным институтам подводит к аксиоме: «Все, что ни есть все неправильно». Институты являются результатом до некоторой степени неполного приспособления системы общественной жизни к экономической ситуации, существовавшей в какой-то момент в прошлом; и поэтому погрешность в степени их приспособленности несколько больше того промежутка, который отделяет настоящую ситуацию от прошлой. Учебно-методические материалы План семинарского занятия 1 занятие (2 часа) Теория общественного выбора как одно из направлений неоинституциональной теории. Теория бюрократической организации. Теория рациональной бюрократии М. Вебера. Теория поиска ренты. Бюрократия, бюрократическая (политическая) рента, поиск ренты. Принятие решений государственными чиновниками (политиками). Экзогенные и эндогенные факторы. 2 занятие (2 часа) Коррупция. Индекс восприятия коррупции. Проблема борьбы с коррупцией. Коррупция и эффективность экономической системы. Коррупционная ловушка.
Темы докладов 1.«Веберовская» бюрократия и современное общество. 2.Идея Дж. Бьюкенена «совершенствование структуры законов важнее выбора «хороших» людей в состав правительства» и возможность ее реализации в России (возможные препятствия, последствия и т.д.). 3.Механизм принятия решений государственными чиновниками на конкретных примерах мероприятий экономической политики. 4.«Парадокс голосования» и его использование на практике. 5.Анализ изменения индекса CPI с 1997 по 2005 гг. по различным странам или группам стран. 6.Развитие института коррупции в России. 7.Эффективность мер по борьбе с коррупцией в странах с развитой рыночной системой институтов и в России. 8.«Вебленовский праздный класс» в современной России. (Сравнительная оценка поведенческой мотивации «американского праздного класса» к. XIX — н. XX вв. и класса «новых русских» к. XX — н. XXI вв.)
Рекомендуемая литература 1.Нуреев P.M. Теория общественного выбора. Курс лекций. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. 2.Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики / Сочинения. Пер. с англ. Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике». Т. 1 / Фонд экономической инициативы. — М.: Таурус Альфа, 1997. - С. 15-30. 3.Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии / Сочинения. Пер. с англ. Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике». Т. 1. / Фонд экономической инициативы. — М.: Таурус Альфа, 1997. — С. 31—206. 4.Олсон М. Логика коллективных действий: общественные блага и теория групп. — М.: Фонд экономической инициативы, 1995. 5.Антикоррупционная политика: Учебное пособие / Под. ред. Г. Сатарова. - М.: РА СПАС, 2004. 6.Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. — М.: Прогресс, 1984.
Вопросы для повторения 1.Что изучает теория общественного выбора? Какая модель поведения положена в основу теории общественного выбора? 2.Дайте определение «бюрократии». Чем отличается концепция рациональной бюрократии (М. Вебер) от концепции бюрократии как рентоискателя (Э. Крюгер)? 3.Что такое политическая рента? Какие факторы влияют на поведение бюрократа (политика)? 4.Опишите ситуацию, когда возникает так называемый «парадокс голосования»? 5.Сформулируйте теорему о невозможности К. Эрроу. 6.Раскройте сущность «лоббизма» и «логроллинга». 7.Что представляет собой «конституция экономической политики»? 8.Что такое «институционализация коррупции»? 9.Является ли коррупция чисто российской проблемой? Как рассчитывается индекс восприятия коррупции (СР1)? 10.Как влияет эффективность государственного регулирования на экономические результаты? 11.Каковы основные меры борьбы с коррупцией?
Date: 2015-09-22; view: 601; Нарушение авторских прав |