Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Инновационные игры





План: 1. Подходы к проблеме творчества.

2. Барьеры для творческого подхода к работе.

3. Определение творческого процесса в научно-технической деятельности.

4. Методы творческого решения проблем.

5. Характеристики творческой организации.

6. Качества творческих работников.

1. Подходы к проблеме творчества. В современной литературе достаточно широко распространен так называемый «эгалитарный» подход к проблеме творчества. Таковы позиции психологов, которые исходят из допущения, что все люди без исключения обладают творческим потенциалом. Поэтому следует всячески стимулировать творческую деятельность на всех уровнях как корпоративной структуры, так и общества в целом. В этих целях необходимо использовать самые разнообразные средства: образовательные, управленческие и даже психотерапевтические.

Эгалитарной концепции противостоит элитарный подход к проблеме творчества, которое во всех его видах является большой редкостью. Творчество на предприятии зависит от присутствия одаренных людей, которые способны мыслить нестандартно. Можно подавить талант, но нельзя его создать. Никакое управление не может пробудить творческую силу там, где ее нет, где нет таланта. В отличие от творчества, по мнению сторонников элитарного подхода, инновации должны стать широко распространенным явлением, поскольку именно управленческое искусство может и должно формировать условия для претворения творческих идей в жизнь.

По сути дела, разногласия между двумя позициями (эгалитарной и элитарной) сводятся к вопросу, какими факторами обусловлено творчество: биологическими или социальными. По-видимому, истина лежит посередине. Каждый отдельный индивидуум и человеческое общество в целом есть продукт как биологического, так и социального развития. Действительно, роль биологического начала первична, и в этом смысле может оказаться, что талант либо есть, либо его нет. С другой стороны, никто не может с достоверностью сказать, каковы способности того или иного человека вообще и в той или иной области науки, искусства, каких результатов он может достичь. Единственное, что известно достоверно, это то, что человек использует не более 10 % возможностей своего мозга.

2. Барьеры для творческого подхода к работе. Недостаток творческих способностей может серьезно подорвать эффективность деятельности менеджера. Существует два подхода к наращиванию личных творческих способностей. Во-первых, выявление и устранение психологических препятствий, ограничивающих ваши природные способности. Во-вторых, систематизированное применение творческих методов к решению проблем.

Следующие препятствия не дают людям проявлять творческий подход. 1) Человеческая лень. 2) Устоявшиеся привычки. 3) Излишняя напряженность. 4) Ослабленная целеустремленность5) Недостаточные возможности. 6) Излишняя серьезность. 7) Плохая методология.

3. Определение творческого процесса в научно-технической деятельности. Под «творческим процессом» понимается следующее.

Во-первых, это - новые сочетания или концепции существующих знаний, а также концепции, источником которых являются воображение или методы систематического анализа. Во-вторых, это - объединение идей, часто из отдаленных областей знаний, способных дать толчок новой концепции. Ценными являются междисциплинарные коллективы, применяющие концепции, разработанные в области одной технологии, к проблемам, возникающим в других. В-третьих, взаимное стимулирование специалистов с различной интеллектуальной подготовкой. В-четвертых, это - освобождение ума от ограничений логического (рационального) мышления. В-пятых, - это - фантазия в достижении состояния погружения в себя. В-шестых, многие идеи приводят к новойформулировке проблемы и творческие решения вытекают из этих новых формулировок.

4. Методы творческого решения проблем. Существующие методы творческого решения проблем можно разделить на две группы. Аналитические методы основаны на применении логического мышления в рамках формально структуризованной информации. Неаналитические методы стимулируют творческое мышление в неортодоксальном направлении с целью освободить разум от ограничений, налагаемых логическим мышлением.

Аналитические методы решения проблем разрабатываются с целью обнаружить новые подходы к проблемам или новые комбинации посредством систематизированного поиска. Это возможно благодаря упорядоченности мира, в котором мы живем. Методы, которые могут быть применены при решении научно-технических задач: А нализ характеристик. Морфологический анализ. Изучение потребностей. Изучение развития науки и техники.

В основе неаналитических способов творческого решения лежат следующие принципы, которые могут быть сформулированы в форме вопроса. Правильную ли проблему мы решаем? Можно ли сломать стереотипы логического мышления? Можно ли стать более восприимчивым к новым идеям? Как могут помочь другие?

Мозговой штурм.

Синектика (от греч.: объединять вместе разные и не имеющие отношения один к другому элементы) - это термин введен для описания структуризованного метода, который изобретен для создания климата, способствующего творческому решению проблемы. Целью является выход за рамки ограничений, накладываемых постановкой проблемы, уменьшение негативных ответов, уважительное отношение к проницательности, преодоление ортодоксального способа мышления. Процесс решения проблемы состоит из следующих основных стадий: Постановка проблемы так, как она дана. Анализ проблемы. Предположения и предложения, возникающие сразу. Постановка проблемы так, как она понимается. Увеличение «метафорической дистанции» посредством: а) прямой аналогии; б) личной аналогии; в) сжатого конфликта. Возможное увеличение «метафорической дистанции» в другом контексте. Порыв фантазии. Генерирование возможного решения или «точки зрения».

Неаналитические методы конструируются, чтобы стимулировать воображение, по-новому взглянуть на проблему, что невозможно в рамках логического анализа. Применение таких методов, не получило широкого распространения, но является весьма перспективным.

Cовместное решение по сравнению с индивидуальным обладает рядом преимуществ:

1. рассмотрение большого количества возможных альтернатив (что упустит один в силу недостатка опыта или знаний, проанализирует другой член группы и выдвинет новое предложение);

2. адекватное отражение существа решаемой проблемы. Различные управленческие задачи имеют ту или иную степень неопределенности. По сложным проблемам групповые оценки ближе к истине, чем индивидуальные. Это обусловлено тем, что один человек не может точно оценить все стороны (аспекты) сложившейся ситуации, но это вполне под силу группе, включающей специалистов в различных областях;

3. появление группового мышления, которое характеризуется высокой креативностью, интеллектом, рациональностью. Если специалисты действительно хотят решить проблему, осознают себя членами команды и ценят мнения других, то коллектив становится единым целым, проявляется синергетический эффект, приводящий к групповому мышлению;

4. деперсонификация принятых решений и разделение ответственности;

5. единство мнений, к которому приходят в результате выработки решения, представляет собой положительный мотивационный фактор как для эффективной трудовой деятельности каждого отдельного работника, так и для коллектива в целом. Согласие способствует выбору оптимального управленческого решения, поскольку в нем достигается единство нескольких позиций, которые рассматривали объект с разных сторон;

6. увеличение уровня риска предлагаемых вариантов решения, что обусловлено разделением ответственности. Однако эти рисковые альтернативы, как правило, приводят к большему эффекту.

Благодаря этим особенностям групповое принятие решений позволяет в сложных, а иногда и тупиковых ситуациях (которые порождает современная внешняя среда), выбрать наиболее оптимальный вариант, что практически невозможно на индивидуальном уровне. Однако не во всех случаях коллективная работа предпочтительна. В простых и типовых ситуациях индивидуальное решение более целесообразно. Кроме того, групповая работа обладает рядом негативных черт, что также ограничивает область ее использования:

1. блокирование решения, возникающее в ситуации, когда высказываемые точки зрения не сближаются, а, наоборот, приводят к невозможности принятия нужного решения;

2. напряженность и конфликтные ситуации, порождаемые процессом коллективной выработки решения из-за столкновения различных точек зрения, что приводит к отрицательным последствиям как для личности, так и для принимаемого решения;

3. компромисс, положительная роль которого неумолима, нередко приводит к выработке неудачного, но удовлетворяющего большинство членов группы решения. Возможна ситуация, когда будет принят вариант, за который выступали самые активные участники дискуссии, не являющиеся вовсе наиболее компетентными по данному вопросу;

4. конформизм мышления, проявляющийся в том, что некоторые члены группы поддаются влиянию других лиц и свою позицию подстраивают под мнение лидера или большинства;

5. излишняя сплоченность группы, которая приводит к тому, что в процессе принятия решения большую роль начинают играть личные симпатии и антипатии;

6. синдром непогрешимости и возможная изоляция группы, что приводит к недостатку информации и поверхностному анализу ситуации;

7. необходимость доверия внутри группы;

8. личность лидера;

9. зависимость групповой работы от коммуникационной сети.

Частично сгладить эти негативные проявления группового принятия решений позволяет процедура отбора членов группы, которую должны осуществлять организаторы совместной работы, от профессионализма и опыта которых зависит дальнейшее развитие процесса решения. Если они не смогут обеспечить репрезентативную и качественную группу, то оптимальный результат не будет достигнут. Поэтому качество решения определяется уже на подготовительном этапе и, как правило, полностью зависит от него.

Существует множество методов группового принятия решений, выбор которого зависит от сложившейся ситуации, характеристик проблемы, имеющихся ресурсов. Причем преимущества совместной работы в каждом из методов проявляются по-разному.

Важной проблемой, которую необходимо преодолеть, является скептицизм. Он затрудняет первоначальный толчок к идее или нововведению, в частности, в тех случаях, когда руководство не убеждено в жизнеспособности рассматриваемых методов. Организационные факторы, такие, как ответственность за рынок и наличие «защитника проекта», обычно рассматриваются как более важные по сравнению с систематическим подходом к творческой деятельности. Но, вероятно, в будущем применение этих методов расширится и будет сопровождаться совершенствованием самих методов.

Важной проблемой, которую необходимо преодолеть, является скептицизм. Он затрудняет первоначальный толчок к идее или нововведению, в частности, в тех случаях, когда руководство не убеждено в жизнеспособности рассматриваемых методов. Организационные факторы, такие, как ответственность за рынок и наличие «защитника проекта», обычно рассматриваются как более важные по сравнению с систематическим подходом к творческой деятельности.

5. Характеристики творческой организации. Н ет простого рецепта, гарантирующего создание творческой организации, т.к. протекающие в ней процессы до конца не поняты. Тем не менее представляется возможным определить некоторые компоненты, в значительной мере поддающиеся управлению – это обстановка восприимчивости к новым идеям, творческие специалисты, роль руководителя, применение специальных методов творческого решения проблем.

Само по себе творчество не поддается планированию, но руководитель может и должен принимать меры, обеспечивающие адекватность творческих возможностей организации на всех уровнях; оценку творческого потенциала всего персонала; анализ того, насколько каждая работа открывает возможности для творческого подхода; максимально возможное соответствие задач и квалификации решающих их специалистов; создание рабочей обстановки, в которой творческие идеи воспринимаются открыто и не отвергаются сразу же по причине их несогласованности с текущими планами или общепринятой практикой; поощряются творческие решения в рамках продолжающихся проектов. Творческая обстановка в организации есть результат взаимодействия многих факторов (рис. 14).

 

Рис. 14. Творческая организация: взаимодействие многих факторов.

Можно выделить следующие характеристики творческой организации: восприимчивость к новым идеям; требование вырабатывать новые решения; терпимость к «странностям»; свобода выбирать проблемы и изменять направления исследований; стимулы для творчества.

Странным, «лишним» является индивид, не подчиняющийся организационным нормам. Однако не следует делать заключение, что творческие работники обязательно уклоняются от тесных контактов с другими. Для организации опасность заключается как раз в изоляции наиболее творческих работников, которая отрезает их от эффективных связей с остальными членами коллектива, вследствие чего в организации отказываются от многих идей. Роль руководителя состоит в том, чтобы учесть следующие характеристики творческой организации: индивидуальная реакция на конкретную задачу; реалистическая постановка целей со стороны руководства НИОКР; быстрая обратная связь; система вознаграждения и признание творческого вклада; открытость и допустимость конфликтов; перекрестный обмен идеями, появившимися в каждом из направлений всего спектра НИОКР; расширение объема работ в ходе движения идеи от концепции к практической реализации; большая важность участия по сравнению с выполнением обязательств; гибкие организационные границы.

6. Качества творческих работников. В первую очередь творческие люди должны обладать знаниями. Чем более творческим является человек, тем в большей мере обнаруживает он открытость своим собственным чувствам и эмоциям, восприимчивый интеллект и чуткое самосознание, а также широкий круг интересов; относительно мало интересуется деталями или фактами, связанными с благосостоянием, и гораздо больше – своей значимостью и причастностью к тем или иным процессам, обладают гибкой познавательной способностью, искусный оратор, заинтересован в общении с другими и внимательно относятся к такому общению, интеллектуален, любознателен и относительно равнодушен как к управлению собственными импульсами, так к их влиянию со стороны».

Перечень главных показателей, характеризующих творческие способности – это порог знаний, предшествующая творческая деятельность, приверженность убеждениям, настойчивость. Зная, какими качествами должны обладать творческие работники, нужно, чтобы среда в организации способствовала выработке творческих идей.

Date: 2015-09-22; view: 407; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию